kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание этапов подготовки коллективного творческого проекта для учащихся 5 класса по теме " Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе"»



Проект

«Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе»

Цели:

  1. Развивать навыки работы над проектом

  2. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтов XIX века

  3. Закрепить умение анализировать лирические стихотворения

  4. Закрепить навыки выразительного чтения

  5. Развивать творческие способности

  6. Воспитывать самостоятельность, умение отбирать нужный материал

  7. Воспитывать любовь к Родине

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии поэтов: А.Н.Плещеева, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З.Сурикова организации и проведения работы над проектом и его защитой; способствовать формированию представления о поэзии XIX века.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

владеть знаниями о жизни и творчестве русских поэтов XIX века: А.Н.Плещеева, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; делать анализ стихотворения; видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике; понимать настроения, чувства поэтов; определять способы создания образов;

формулировать собственное отношение к стихотворениям русских поэтов XIX века, уметь оценивать выразительное чтение одноклассников; закрепить навыки выразительного чтения;

осмысленно читать и адекватно воспринимать литературные произведения; выполнять творческие работы;

определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции

Учитель: Подрубная Н.В.

Предварительная работа

  1. - формулировка целей и задач проекта, 

  2. - постановка конкретной задачи группой учащихся (с обязательным подробным объяснением ожидаемых результатов)

  3. - самостоятельная работа детей по сбору материалов и их оформлению.

  4. -  рассмотрение готовых материалов и их доработка,

  5. -  публичное представление результатов групповой или индивидуальной работы.

  6. После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:

как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;
– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
– что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.

Цели проекта:

  • Рассмотреть особенности изображения природы в лирике поэтов 19 века.

  • Познакомиться коротко с биографиями поэтов.

  • Закрепить умение выразительно читать стихи

  • Научиться размышлять по поводу прочитанных стихов

  • Развивать творческие способности



Выбор заданий.

Ведущие: 2 человека

Биографии поэтов: 5 человек

Подбор и чтение стихов: 6 человек

Составление презентации: 2 человека

Составление викторины: 2 человека

Художественное оформление:3 человека



При­ро­да – это неис­чер­па­е­мый бла­го­дат­ный ис­точ­ник по­э­зии, жи­во­пи­си, му­зы­ки, во­об­ще ис­кус­ства. Пей­заж часто со­зву­чен чув­ствам, на­стро­е­ни­ям че­ло­ве­ка. Род­ная при­ро­да при­выч­на для нас, но не каж­дый спо­со­бен раз­гля­деть её кра­со­ту. Люди ис­кус­ства могут уви­деть в при­выч­ном пре­крас­ное, новое, необыч­ное. Из­вест­ный рус­ский ком­по­зи­тор П.И.Чай­ков­ский на­пи­сал пре­крас­ную му­зы­ку «Вре­ме­на года», в ко­то­рой можно рас­слы­шать и звон бу­бен­чи­ков трой­ки, бе­гу­щей по мо­роз­ной до­ро­ге, и осен­нюю грусть, пе­ре­жить про­буж­де­ние при­ро­ды вес­ной и жар­кий лет­ний день.



Ход мероприятия



Выступление ведущих, чтение стихов, викторина сопровождаются презентацией



– Тема природы в творчестве поэтов, музыкантов и художников – вечная. Ещё древний человек ощущал себя частью природы. Но с течением времени, с развитием цивилизации эта связь нарушилась. Человек начал мучительно размышлять о том, в каких отношениях с окружающей природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в творчестве разных поэтов, художников и композиторов

Род­ная при­ро­да при­выч­на для нас, но не каж­дый спо­со­бен раз­гля­деть её кра­со­ту. Люди ис­кус­ства могут уви­деть в при­выч­ном пре­крас­ное, новое, необыч­ное. Из­вест­ный рус­ский ком­по­зи­тор П.И. Чай­ков­ский на­пи­сал пре­крас­ную му­зы­ку «Вре­ме­на года», в ко­то­рой можно рас­слы­шать и звон бу­бен­чи­ков трой­ки, бе­гу­щей по мо­роз­ной до­ро­ге, и осен­нюю грусть, пе­ре­жить про­буж­де­ние при­ро­ды вес­ной и жар­кий лет­ний день.

Сегодня мы познакомимся с творчеством некоторых поэтов, узнаем их биографии, послушаем стихи.

Выступления учащихся.

Биография Плещеева А.Н.–

Годы жизни ( 1825-1893) Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.

Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета

.В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

Многие произведения поэта (особенно — стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов



Биография Тютчева Ф.И.

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений.

Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.

В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.

Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения.

В 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает должность старшего цензора в министерстве иностранных дел.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.

Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других.

Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. .Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.


Биография Никитина И.С.

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (3 октября) 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец торговал свечками.

Грамоте будущий литератор выучился рано. Этому способствовало близкое знакомство с сапожником, проживающим по соседству.

Когда Ивану исполнилось 8 лет, его отдали в духовное училище. Закончив его, он поступил в семинарию. Но обучение там пришлось прервать. Причиной стало стремительное разорение отца, быстро пристрастившегося к “зеленому змию”, а также смерть матери..

Все заботы о семье легли на плечи молодого человека. Никитин поступил на службу в свечную лавку. Позже она была продана за долги. На вырученные средства был приобретен постоялый двор.

Никитин не был в восторге от “казенщины”, которая преобладала в воронежской семинарии, где он обучался.

Первые стихотворения Никитина появились в 1849 г. Многие из них носили подражательный характер.

В 1851 г. было написано стихотворение “Русь”.

После первых публикаций, Никитин стал членом местного клуба, куда входила вся воронежская интеллигенция. .

Самый первый сборник вышел в 1856 г. Там были собраны стихотворения на самые различные темы. В основном поэт обращался к социальным проблемам и к религии. Критики оценили этот сборник неоднозначно.

Никитин написал такие стихотворения для детей, как: “В темной чаще замолк соловей”, “Вечер ясен и тих”, “Живая речь, живые звуки”. Их сейчас проходят в 3 классе. С детства почувствовавший близость к природе, Никитин стал настоящим певцом родного края.

На его творчество обратили внимание такие композиторы, как Римский-Корсаков и Э. Ф. Направник. На слова поэта было написано более шестидесяти романсов и песен. Многие музыкальные произведения стали широко популярными в народе.

В 2009 г. композитор А. Шарафутдинов написал на слова поэта песенный альбом “Радость и кручина

Здоровье Ивана Саввича всегда было слабым. Он часто болел. В последние годы жизни он страдал чахоткой. Поэт ушел из жизни 16 октября 1861 г., в Воронеже. Покоится Иван Никитин на местном кладбище, неподалеку от могилы поэта А. Кольцова. Это место сейчас называется литературным некрополем.

Биография Майкова А.Н.


Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 4 июня 1821 года. Отец Аполлона Майкова - Николай Аполлонович Майков - был талантливы художником, достигшим звания академика живописи, а мать, Евгения Петровна, писала книги. Художественная атмосфера родительского дома способствовала формированию духовных интересов мальчика, который рано начал рисовать и писать стихи. Его учителем словесности был писатель И.А.Гончаров. Двенадцатилетним подростком отвезли Майкова в Петербург, куда вскоре переехала вся семья.

Почти все члены семьи пробовали свои силы в литературе. Возник замысел издавать рукописный журнал, который назывался просто и красиво "Подснежник".

Номера "Подснежника" за год сшивались и украшались массивной красной обложкой с золотым тиснением.

В 1837 году А.Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занятия римским правом пробудили в нем глубокий интерес к античному миру, проявившийся впоследствии в его творчестве. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий.

Дебют А.Н.Майкова как поэта состоялся в 1841 году. Он стал известным поэтом своего времени. Майков - живописец слова, создатель прекрасных стихов о родной природе. Он - переводчик бессмертного памятника древности "Слова о полку Игореве".

Стихи поэта вошли во все школьные хрестоматии России.

На склоне лет Аполлон Николаевич приобрел в окрестностях Петербурга на станции Сиверская Варшавской железной дороги скромную дачу. Здесь, как отмечали его современники, "нашел он свою честь и свое место", занимаясь благотворительной деятельностью. Благодаря его хлопотам и стараниям в Сиверской были построены церковь, школа и библиотека-читальня, носившая имя поэта.

20 марта 1897 года Майкова не стало. Похоронен Аполлон Николаевич Майков в Петербурге на Новодевичьем кладбище.



Биография Сурикова И.З.
Иван Суриков родился 25 марта (6 апреля по новому стилю) в 1841 году в деревне Новоселово (Угличский уезд, Ярославская губерния). В возрасте 8 лет Ваня вместе с родителями перебрался в Москву, где глава семьи трудился приказчиком в мелочной лавке. Иван помогал отцу в лавке, параллельно изучая грамоту. Любовь к литературе проявилась в нем очень рано. К сожалению, самые первые, детские, наивные стихи поэта не дошли до нас – автор лично уничтожил их.

В начале 1860-х годов Иван Суриков при поддержке Алексея Плещееванаконец-то смог опубликовать свои работы.
В середине 1860-х годов Иван Суриков уходит из лавки отца и начинает работать в типографии – наборщиком и переписчиком. К сожалению, особого успеха на этом поприще Суриков не добился, так что вскоре ему пришлось вернуться в лавку. Занятия литературой поэт не прекращал.

1871 году был напечатан первый сборник произведений Сурикова.
Иван Суриков – представитель так называемого крестьянского направления в русской литературе. Именно Сурикову принадлежит авторство стихотворения «В степи», которое впоследствии стало известной песней «Степь да степь кругом».

В 1860 году Иван Суриков взял в жены Марию Николаевну Ермакову, бедную сироту.

24 апреля (6 мая) 1880 году в возрасте 39 лет Суриков скончался. Причина смерти – туберкулез. Тело поэта похоронили на Пятницком кладбище.



Поэты в стихах изображают разные времена года. Обратимся к зиме. Вы любите зиму? Почему? (ответы)



Послушаем стихи о зиме.

И. С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»

Суриков «Зима»



Звучит Весенний цикл «Времён года»  П.И.Чайковского.

Учащиеся читают стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»

«Ещё в полях белеет снег» - романс

А.Плещеева «Весна»

– Почему так много жизни в стихотворениях о весне?

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения.В лирических произведениях она одушевлена, наделена переживаниями, свойствами и чертами живого существа. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далёкую древность. Человек воспринимал могучие силы стихий как нечто живое, способное чувствовать и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней.

Однако о чём бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах, о крестьянском труде, - они всегда думали и помнили о главном. Это главное – любовь к Родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа.

А.К.Саврасов создал немало произведений, поэтически раскрывающих своеобразие русской природы. К ним принадлежит и картина «Весна» (1883), где так тонко переданы неяркие краски совсем не эффектного пейзажа, но так бережно показаны характерные приметы времени и места, что чувствуешь хорошую и добрую душу художника. А.К.Саврасов первым в русской живописи раскрыл очарование привычных и незаметных в своей обыденности мотивов, обозначив новое лирическое направление в пейзаже.

Пейзажная лирика Саврасова по своему мироощущению близка творчеству многих русских поэтов – Некрасова, Тютчева, Фета.

Прослушивание романса С.В.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева «Весенние воды».



Викторина (в презентации: вопросы по лирике и биографиям, определение по портретам поэтов)( Награждение победителей викторины)

- Какие чувства вызывает у человека общение с природой? (Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу, любви к людям; вызывает состояние радости, внутренней просветлённости, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведёт к глубокому осознанию бесконечности жизни)





Сочиняем стихи



- Работа по рядам. По данным словам составить четверостишия.



Весна Зима Мороз

Тишина Кутерьма Принёс

Цветы Лёд Вьюга

Мечты Народ Друга



Подведение итогов

- Как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;
– Как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
– Что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.



Продолжите некоторые фразы (по желанию)

Было интересно...

Мне понравилось…

Меня удивило...

Главное, что мы узнали...

Мне хотелось...

Работать в команде...

Хочу пожелать…

Впечатление от урока...

Особенно интересным было выступление…

Нужно доработать…



Домашнее задание.

1. Написать отзыв о запомнившемся стихотворении

2. Выучить наизусть 1–2 стихотворения о природе (по выбору).



































































Паспорт проекта «Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе»

Тема проекта

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе

Сроки реализации проекта

15 – 21 января 2021 года

Участники проекта

Учащиеся 5 «А» класса МБОУ Гордеевская СОШ

Координатор проекта

Учитель русского языка и литературы Подрубная Н.В.

Вид проекта

Творческий

Актуальность проблемы, на решение которых направлен проект

Через творчество поэтов 19 века можно способствовать формированию интереса к чтению художественной литературы. Важно увидеть, как писатели в своем

творчестве отображают красоту родной природы, передают глубокое чувство любви к родине.

Это порождает в душе самые лучшие чувства, учит любить родную землю.


Цели и задачи проекта


Цели:

Развивать навыки работы над проектом

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтов 19 века

Закрепить умение анализировать лирические стихотворения

Закрепить навыки выразительного чтения

Развивать творческие способности

Воспитывать самостоятельность, умение отбирать нужный материал

Воспитывать любовь к Родине

Задачи: создать условия для ознакомления с фактами из биографии поэтов: А.Н. Плещеева, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З.Сурикова организации и проведения работы над проектом и его защитой; способствовать формированию представления о поэзии XIX века.


Методика

формулировка целей и задач проекта, 

- постановка конкретной задачи группой учащихся (с обязательным подробным объяснением ожидаемых результатов)

- самостоятельная работа  детей по сбору материалов и их оформлению.

-  рассмотрение готовых материалов и их доработка,

-  публичное представление результатов групповой или индивидуальной работы.

оценивание своей работы


Результаты проекта


Проведение урока в 5 классе


Представление результатов проекта

Выступление с проектом в рамках недели русского языка и литературы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе"

Автор: Подрубная Наталья Валерьевна

Дата: 10.11.2021

Номер свидетельства: 590958


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства