«Особенности реализации системно - деятельностного подхода в практике образовательного учреждения: структура учебного занятия»
«Особенности реализации системно - деятельностного подхода в практике образовательного учреждения: структура учебного занятия»
Методологической основой для реализации положений Государственного образовательного стандарта общего образования ЛНР (каждого уровня) является системно-деятельностный подход.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности реализации системно - деятельностного подхода в практике образовательного учреждения: структура учебного занятия»»
Пути реализации государственного образовательного стандарта общего образования Луганской Народной Республики
в учебном процессе общеобразовательного учреждения
Тема: «Особенности реализации системно- деятельностного подхода в практике образовательного учреждения: структура учебного занятия»
Методологической основой для реализации положений Государственного образовательного стандарта общего образования ЛНР (каждого уровня) является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Понимание данной цитаты каждым педагогом крайне важно для реализации положений Стандарта на практике. Попробуем разобраться, что именно вкладывается в понятие «системно-деятельностный подход».
Основным понятием, которое описывает современное отечественное образование с точки зрения его миссии и целей, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии, самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности и т.д.
Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире).
Через технологии организации деятельности учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату. Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может.
А.Н.Леонтьев, доктор педагогических наук, действительный член АПН РСФСР, в своем труде «Деятельность. Сознание. Личность» (1975г.), утверждает, что «деятельность − это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».
Для конкретного понимания данного высказывания, обратимся к словарю В.И. Даля, в котором «СИСТЕМА» − это план, порядок расположенья частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном, связном порядке.
Таким образом, при данном подходе, деятельность человека рассматривается как система, то есть она состоит из поэтапно повторяющихся операций, ведущих к достижению конкретной цели. Учебная деятельность в данном контексте обозначает пошаговой выполнение учебных операций, ведущих к достижению конкретной учебной цели. Здесь важно понимание обучения как системы в которой пропуск одного элемента ведет или к отсутствию результата, или к получению другого (неожидаемого) результата. Самой распространенной ошибкой учителя-практика является попытка «оптимизации» или «упрощения» реализации учебной технологии непосредственно на уроке. Именно это чаще всего является причиной отсутствия ожидаемого результата и обиды за потраченные впустую усилия, время, а иногда и материальные средства.
Разберемся подробнее в реализации системно-деятельностного подхода на уроке на примере опыта российских коллег. Упомянутая выше учебная деятельность (пошаговое, системное выполнение учебных операций, ведущих к достижению конкретной учебной цели) находит отражение в первую очередь непосредственно в структуре каждого урока.
Четыре важные, характеристики деятельностного урока:
По своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности. То есть для успешного овладения способом учебной деятельности (узнать, решить, написать, нарисовать и т.д.), ребенок должен поставить цель, определить путь ее достижения (как это сделать) т.е. этапы ее достижения (микроцели), также поэтапно их осуществить и достичь желаемого.
Деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся. Цели урока и «дорожная карта» их достижения всегда должны оглашаться, обсуждаться, возможно корректироваться и быть понятны ученику. Ребенок должен понимать как достичь учебную цель и как поступать в случае, если это не удается сразу.
Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает. Понятно, что целеполаганию, планированию этапов достижения цели при любом ходе событий ребенок научиться самостоятельно не сможет. Это умение входит в комплекс метопредметных результатов и этому также нужно обучить. Поэтому первоначально важно объяснение учителя конкретных целей урока (например, узнать что такое Мировой океан), подробная инструкция ее достижения (например, объединиться в группы, составить ментальную карту «Мировой океан» по материалу параграфа из учебника или с использованием других источников информации, определить кто из учеников какой аспект темы, изображенной на их ментальной карте, будет комментировать (географическое положение и составляющие, химический состав воды, флору и фауну и т.д.), защитить ментальную карту). Как показывает опыт, дети быстро усваивают способ действия и уже через короткий промежуток времени принимают активное участие в обсуждении учебной деятельности на уроке, а в дальнейшем − самостоятельно выполняют указанные операции лишь при опосредованном контроле учителя.
Основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений. Он осуществляется в форме одной из технологий, описанных в последующих параграфах учебного пособия.
Учитывая, что в контексте системно-деятельностного подхода, учебная деятельность обозначает пошаговое выполнение учебных операций, ведущих к достижению конкретной учебной цели, построение урока подразумевает сохранение этапов учебной деятельности. А именно.
1. Постановка и принятие цели.
2. Планирование действий по ее достижению.
3. Выполнение запланированных действий.
4. Контроль достижения цели и/или коррекция хода выполнения запланированных действий.
5. Оценивание результатов.
6. Рефлексия (Что не получалось сразу? Почему? Как нужно поступать в будущем при выполнении подобного действия?).
Представим данный процесс схематично.
Рис. 2.1 Этапы учебной деятельности
Из схемы видно, что контроль проводится на каждом этапе выполнения действий, и, в случае возникновения трудности, необходима коррекция и дальнейшее продвижение к достижению цели. Оценивается только выполненное задание. Рефлексия должна отражать степень достижения цели и анализ возникших затруднений в ходе учебной деятельности.
При этом структуру урока можно представить в виде схемы.
Рис. 2.2 Структура урока
Охарактеризуем особенности содержания каждого этапа урока.
1. В начале урока учителю следует путем актуализации знаний вызвать интерес или поставить проблему, требующую решения. (Например, на уроке русского языка детям предлагается выяснить почему слова, написанные на доске, в одном столбике имеют приставку пре-, а в другом − при-. ) Далее определяется цель (научиться грамотно писать слова с приставками пре- и при-) и вырисовывается образ результата (самостоятельно вставить в приставки предложенных слов нужные буквы) и определяются критерии оценки ("5" − слова написаны без ошибок; "4" − с одной и т.д.). Важно на этом этапе урока определить план достижения цели (1 − в паре или четверке определить лексическое значение слов в каждом столбике; 2 − на основе сделанного анализа вывести правило правописания приставок; 3 − сравнить с предложенным в учебнике; 4 − подобрать по пять примеров слов с каждой приставкой; 6 − самостоятельно вставить в приставки предложенных слов нужные буквы).
2. В основной части урока учащиеся точно реализуют план и достигают цели. Параллельно учитель контролирует ход работы в классе, помогая отдельным группам/ученикам найти причину возможных затруднений. Назначение данного этапа − оперируя предметными знаниями, учащиеся усваивают УУД.
3. Итоговая часть урока начинается с вопроса учителя о его цели, далее следует представление и оценивание результатов, рефлексия возможных затруднений в ходе достижения цели, их анализ. Домашнее задание должно содержать перспективу, быть «мостиком» между уроками (выполните орфографический анализ слов с приставками пре-, при- т.к. это умение поможет нам на следующем уроке «узнать» правильную букву ы или и после приставок на согласные).
Проанализировав структуру урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода, важно отметить деятельностные связи между его этапами: актуализацией знаний, умений и постановкой учебной проблемы (стимулированию интереса к новому материалу); учебной проблемой (возникшим интересом) и целью учебной деятельности, критериями, оценкой и планом ее достижения. Также в ходе учебной деятельности должно стимулироваться постоянное обращение обучающихся к цели, критериям, оценке и плану ее достижения с целью сохранения этапности и возможной корректировки при возникновении трудности. Этап оценивания результата находится в деятельностной связи не только с ходом реализации плана, но также с рефлексией и перспективой (см. рис. 2.1).
Приведенная структура урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода, едина для всех типов учебных занятий. Существенно изменяться может только основная часть, форма и содержание которой варьируется в зависимости от дидактической цели урока и применяемой учебной технологии.
Практическое задание к семинарскому занятию
ВЫДЕЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТРАЗИТЕ СХЕМАТИЧНО СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЭТАПАМИ. СООТНЕСИТЕ ИХ С ЭТАПАМИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (стрелочками)
Этапы учебной деятельности
Соотношение
Структура учебного занятия
Список литературы
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г Асламов, Г.В. Бруменская, А.И. Володарская, О.А. Кабанова. − М.: Просвещение, 2008. − 151с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. − М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
Габай Т.В. Научные идеи П.Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения // Портал психологических изданий PsyJournals / Т.В. Габай. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/57729/kip_2012_4_Gabay.pdf (04.06.2018). – Заголовок с экрана.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования Луганской Народной Республики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https ://minobr.su/educations-standarts.html (04.07.2018). – Заголовок с экрана.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования Луганской Народной Республики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https ://minobr.su/educations-standarts.html (04.07.2018). – Заголовок с экрана.
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Луганской Народной Республики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https ://minobr.su/educations-standarts.html (04.07.2018). – Заголовок с экрана.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов – М.: Директ-Медиа, 2008. – 239 с.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы математики: Дисс. … д-ра пед. наук – М., 1999. – 427с.
Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода. / М.А. Кубышева. − Москва: ЦСДП, 2005. – 26 с.
Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семешок. Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 152 с.
Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться» / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, И.В. Зайцева, И.В. Мазурина. − М.: АПКи ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. − 80 с.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 281 с.
Формирование учебной деятельности школьника / под ред. В.В. Давыдова [ и др.]. – М.: Педагогика, 1982. – 216 с.
Шабанова В.А. Проблема формирования универсальных учебных действий на занятиях по изобразительному искусству / В.А. Шабанова // Среднее профессиональное образование. − 2014 г. − № 4, – С. 50- 52.
Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Д.Б. Эльконин. − М.: Просвещение, 1981. – 380 с.