kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Особенности реализации системно - деятельностного подхода в практике образовательного учреждения: структура учебного занятия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методологической основой для реализации положений Государственного образовательного стандарта общего образования ЛНР (каждого уровня)  является системно-деятельностный подход.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Особенности реализации системно - деятельностного подхода в практике образовательного учреждения: структура учебного занятия»»

Пути реализации государственного образовательного стандарта общего образования Луганской Народной Республики

в учебном процессе общеобразовательного учреждения

Тема: «Особенности реализации системно- деятельностного подхода в практике образовательного учреждения: структура учебного занятия»


Методологической основой для реализации положений Государственного образовательного стандарта общего образования ЛНР (каждого уровня) является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Понимание данной цитаты каждым педагогом крайне важно для реализации положений Стандарта на практике. Попробуем разобраться, что именно вкладывается в понятие «системно-деятельностный подход».

Основным понятием, которое описывает современное отечественное образование с точки зрения его миссии и целей, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии, самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности и т.д.

Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире).

Через технологии организации деятельности учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату. Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может.

А.Н.Леонтьев, доктор педагогических наук, действительный член АПН РСФСР, в своем труде «Деятельность. Сознание. Личность» (1975г.), утверждает, что «деятельность − это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». 

Для конкретного понимания данного высказывания, обратимся к словарю В.И. Даля, в котором «СИСТЕМА» − это план, порядок расположенья частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном, связном порядке.

Таким образом, при данном подходе, деятельность человека рассматривается как система, то есть она состоит из поэтапно повторяющихся операций, ведущих к достижению конкретной цели. Учебная деятельность в данном контексте обозначает пошаговой выполнение учебных операций, ведущих к достижению конкретной учебной цели. Здесь важно понимание обучения как системы в которой пропуск одного элемента ведет или к отсутствию результата, или к получению другого (неожидаемого) результата. Самой распространенной ошибкой учителя-практика является попытка «оптимизации» или «упрощения» реализации учебной технологии непосредственно на уроке. Именно это чаще всего является причиной отсутствия ожидаемого результата и обиды за потраченные впустую усилия, время, а иногда и материальные средства.

Разберемся подробнее в реализации системно-деятельностного подхода на уроке на примере опыта российских коллег. Упомянутая выше учебная деятельность (пошаговое, системное выполнение учебных операций, ведущих к достижению конкретной учебной цели) находит отражение в первую очередь непосредственно в структуре каждого урока.

Четыре важные, характеристики деятельностного урока:

  1. По своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности. То есть для успешного овладения способом учебной деятельности (узнать, решить, написать, нарисовать и т.д.), ребенок должен поставить цель, определить путь ее достижения (как это сделать) т.е. этапы ее достижения (микроцели), также поэтапно их осуществить и достичь желаемого.

  2. Деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся. Цели урока и «дорожная карта» их достижения всегда должны оглашаться, обсуждаться, возможно корректироваться и быть понятны ученику. Ребенок должен понимать как достичь учебную цель и как поступать в случае, если это не удается сразу.

  3. Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает. Понятно, что целеполаганию, планированию этапов достижения цели при любом ходе событий ребенок научиться самостоятельно не сможет. Это умение входит в комплекс метопредметных результатов и этому также нужно обучить. Поэтому первоначально важно объяснение учителя конкретных целей урока (например, узнать что такое Мировой океан), подробная инструкция ее достижения (например, объединиться в группы, составить ментальную карту «Мировой океан» по материалу параграфа из учебника или с использованием других источников информации, определить кто из учеников какой аспект темы, изображенной на их ментальной карте, будет комментировать (географическое положение и составляющие, химический состав воды, флору и фауну и т.д.), защитить ментальную карту). Как показывает опыт, дети быстро усваивают способ действия и уже через короткий промежуток времени принимают активное участие в обсуждении учебной деятельности на уроке, а в дальнейшем − самостоятельно выполняют указанные операции лишь при опосредованном контроле учителя.

  4. Основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений. Он осуществляется в форме одной из технологий, описанных в последующих параграфах учебного пособия.

Учитывая, что в контексте системно-деятельностного подхода, учебная деятельность обозначает пошаговое выполнение учебных операций, ведущих к достижению конкретной учебной цели, построение урока подразумевает сохранение этапов учебной деятельности. А именно.

1. Постановка и принятие цели.

2. Планирование действий по ее достижению.

3. Выполнение запланированных действий.

4. Контроль достижения цели и/или коррекция хода выполнения запланированных действий.

5. Оценивание результатов.

6. Рефлексия (Что не получалось сразу? Почему? Как нужно поступать в будущем при выполнении подобного действия?).

Представим данный процесс схематично.



Рис. 2.1 Этапы учебной деятельности


Из схемы видно, что контроль проводится на каждом этапе выполнения действий, и, в случае возникновения трудности, необходима коррекция и дальнейшее продвижение к достижению цели. Оценивается только выполненное задание. Рефлексия должна отражать степень достижения цели и анализ возникших затруднений в ходе учебной деятельности.

При этом структуру урока можно представить в виде схемы.


Рис. 2.2 Структура урока


Охарактеризуем особенности содержания каждого этапа урока.

1. В начале урока учителю следует путем актуализации знаний вызвать интерес или поставить проблему, требующую решения. (Например, на уроке русского языка детям предлагается выяснить почему слова, написанные на доске, в одном столбике имеют приставку пре-, а в другом − при-. ) Далее определяется цель (научиться грамотно писать слова с приставками пре- и при-) и вырисовывается образ результата (самостоятельно вставить в приставки предложенных слов нужные буквы) и определяются критерии оценки ("5" − слова написаны без ошибок; "4" − с одной и т.д.). Важно на этом этапе урока определить план достижения цели (1 − в паре или четверке определить лексическое значение слов в каждом столбике; 2 − на основе сделанного анализа вывести правило правописания приставок; 3 − сравнить с предложенным в учебнике; 4 − подобрать по пять примеров слов с каждой приставкой; 6 − самостоятельно вставить в приставки предложенных слов нужные буквы).

2. В основной части урока учащиеся точно реализуют план и достигают цели. Параллельно учитель контролирует ход работы в классе, помогая отдельным группам/ученикам найти причину возможных затруднений. Назначение данного этапа − оперируя предметными знаниями, учащиеся усваивают УУД.

3. Итоговая часть урока начинается с вопроса учителя о его цели, далее следует представление и оценивание результатов, рефлексия возможных затруднений в ходе достижения цели, их анализ. Домашнее задание должно содержать перспективу, быть «мостиком» между уроками (выполните орфографический анализ слов с приставками пре-, при- т.к. это умение поможет нам на следующем уроке «узнать» правильную букву ы или и после приставок на согласные).

Проанализировав структуру урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода, важно отметить деятельностные связи между его этапами: актуализацией знаний, умений и постановкой учебной проблемы (стимулированию интереса к новому материалу); учебной проблемой (возникшим интересом) и целью учебной деятельности, критериями, оценкой и планом ее достижения. Также в ходе учебной деятельности должно стимулироваться постоянное обращение обучающихся к цели, критериям, оценке и плану ее достижения с целью сохранения этапности и возможной корректировки при возникновении трудности. Этап оценивания результата находится в деятельностной связи не только с ходом реализации плана, но также с рефлексией и перспективой (см. рис. 2.1).

Приведенная структура урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода, едина для всех типов учебных занятий. Существенно изменяться может только основная часть, форма и содержание которой варьируется в зависимости от дидактической цели урока и применяемой учебной технологии.


Практическое задание к семинарскому занятию

ВЫДЕЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТРАЗИТЕ СХЕМАТИЧНО СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЭТАПАМИ. СООТНЕСИТЕ ИХ С ЭТАПАМИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (стрелочками)

Этапы учебной деятельности

Соотношение

Структура учебного занятия




Список литературы


  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г Асламов, Г.В. Бруменская, А.И. Володарская, О.А. Кабанова. − М.: Просвещение, 2008. − 151с.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. − М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.

  3. Габай Т.В. Научные идеи П.Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения // Портал психологических изданий PsyJournals / Т.В. Габай. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/57729/kip_2012_4_Gabay.pdf (04.06.2018). – Заголовок с экрана.

  4. Государственный образовательный стандарт начального общего образования Луганской Народной Республики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https ://minobr.su/educations-standarts.html (04.07.2018). – Заголовок с экрана.

  5. Государственный образовательный стандарт основного общего образования Луганской Народной Республики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https ://minobr.su/educations-standarts.html (04.07.2018). – Заголовок с экрана.

  6. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Луганской Народной Республики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https ://minobr.su/educations-standarts.html (04.07.2018). – Заголовок с экрана.

  7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов – М.: Директ-Медиа, 2008. – 239 с.

  8. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

  9. Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы математики: Дисс. … д-ра пед. наук – М., 1999. – 427с.

  10. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода. / М.А. Кубышева. − Москва: ЦСДП, 2005. – 26 с.

  11. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семешок. Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 152 с.

  12. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться» / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, И.В. Зайцева, И.В. Мазурина. − М.: АПКи ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. − 80 с.

  13. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 281 с.

  14. Формирование учебной деятельности школьника / под ред. В.В. Давыдова [ и др.]. – М.: Педагогика, 1982. – 216 с.

  15. Хуторской А.В. Современная дидактика. / А.В. Хуторской – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

  16. Шабанова В.А. Проблема формирования универсальных учебных действий на занятиях по изобразительному искусству / В.А. Шабанова // Среднее профессиональное образование. − 2014 г. − № 4, – С. 50- 52.

  17. Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Д.Б. Эльконин. − М.: Просвещение, 1981. – 380 с.

3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: САФОНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

Дата: 21.09.2021

Номер свидетельства: 587188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства