Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект «Выпуск школьной газеты как результат вовлечения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность»»
Образовательный проект
«Выпуск школьной газеты как результат вовлечения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность и развитие творческого потенциала учащихся через внеклассную деятельность»
Определение темы проекта.
Проблема: развитие поисковой, исследовательской деятельности учащихся через вовлечение их во внеклассную деятельность.
Тема проекта: Выпуск школьной газеты как результат вовлечения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность и развитие творческого потенциала учащихся через внеклассную деятельность.
Обоснование необходимости проекта.
Одним из важнейших условий для повышения эффективности образовательного процесса и качества образования является проектно-исследовательская деятельность и развитие исследовательских умений, которые не только помогают учащимся справляться с требованиями программы, но и развивать логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом.
Исследовательская деятельность создает условия для развития личности учащегося, что необходимо формировать не только на уроках русского языка и литературы , но и во внеклассной деятельности.
Проблема современных школьников – примитивное восприятие учебного материала и отображение его в стандартном творческом виде. Внеклассная работа с учащимися по предмету – один из способов решения этой проблемы. Такая форма работы развивает инициативу, формирует самостоятельную творческую личность, позволяет проявить лидерские качества и даёт возможность совершенствоваться каждому ученику.
Работа творческого объединения предполагает совместную деятельность учащегося и педагога, в которой последнему отводится роль направляющего. Интерес обучающегося заключается в том, что на занятиях творческого объединения их творческий потенциал не заключен в какие-либо рамки и ограничения. Учащиеся самостоятельно выбирают тему, с которой будут работать, собирают материал, выбирают жанр, в котором им бы хотелось видеть свою работу. И полученный материал – это результат их видения современного мира и происходящих в нём событий, отображение его в призме собственных суждений.
Актуальность и практическая значимость проекта:
Приобщение к журналистской деятельности – ещё одно из направлений работы учащихся. Сейчас профессия журналиста актуальна среди молодёжи и поэтому работа в творческом объединении даёт возможность сделать первые шаги в этом направлении.
Тема данного проекта достаточно актуальна. Ведь воспитание самодостаточной, гармоничной и творческой личности невозможно представить без воспитания чувства патриотизма в каждом ученике.
Данный проект представляет собой результаты работы учащихся по сбору и систематизации материала о героях военных лет. Опрос среди учащихся школы, проведённый членами творческого объединения «Проба пера», показал, что молодое поколение недостаточно знает о героизме народа во время великой Отечественной войны, о героическом прошлом родного края. На одном из заседаний творческого объединения было принято решение создать проект «Мы – наследники Великой Победы», который отобразил бы отдельные фрагменты истории военных лет, а именно: сведения о героях Великой Отечественной Войны нашего города, а также о важной роли подрастающего поколения в сохранении памяти поколений.
Цели и задачи проекта.
Цель: создание условий для развития поисковой, исследовательской деятельности учащихся через внеклассную работу для самореализации своих способностей.
Задачи:
Научить отбирать и систематизировать информацию, правильно и грамотно выражать свои мысли и отношение к тем или иным событиям.
Способствовать развитию речи через выразительное чтение, написание сочинений и творческих работ разных жанров.
Способствовать формированию навыков исследовательской, поисковой деятельности, активной гражданской позиции, информационной культуры.
Развивать у обучающихся логическое мышление и умение излагать мысли относительно реальных событий, развивать личностный потенциал учащихся.
Формировать грамотность, культуру речи.
Воспитывать чувство патриотизма, чувство собственной значимости и ответственности за свои поступки.
4. Предполагаемые результаты.
Конечным продуктом проекта является выпуск газеты «Вестник гимназии», приуроченный к 75-летию Великой Победы.
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: краткосрочный
Участники: члены творческого объединения «Проба пера»
5.Целевая аудитория.
Целевая аудитория проекта:
Исполнители проекта – члены творческого объединения «Проба пера»
Потребители продукта проекта – учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги
Возможные затруднения и предполагаемые способы справиться с ними.
Затруднения – затраты времени на поиск и выбор нужной информации.
Способ устранения затруднения – привлечение большего количества участников проекта.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Этапы реализации проекта:
Аналитический
Подготовительный. Определение проблемы и задач исследования.
Обсуждение методов исследования.
Практический
Проведение сбора данных
Анализ и систематизация полученных данных
3)Обобщение полученной информации путем написания статей разных жанров и направлений в школьную газету.
Подготовительный этап заключался в определении проблемы и постановке задач исследования. Идея создать проект возникла на одном из заседаний творческого объединения, когда один из учащихся рассказал о сайте «Память народа», который его заинтересовал. И даже показал результаты поиска пропавшего во время войны родственника. Остальные члены творческого объединения высказали искреннюю заинтересованность этой информацией и незамедлительно было принято решение создать проект, результатом которого станет выпуск газеты о героях войны членов творческого объединения. Чуть позже, когда зашла речь о том, что связь поколений неразрывна, ребята предложили добавить в проект спец выпуск газеты, в котором можно было бы рассказать о подвиге героев войны на Донбассе, тем более что 5 погибших ребят были учащимися нашей гимназии.
После определения проблемы и целей проекта среди членов творческого объединения были распределены обязанности по сбору материала и его систематизации. Обсуждение методов исследования показало, что каждый учащийся самостоятельно определит направление, по которому он будет работать. Члены творческого объединения работали по разным направлениям: искали информацию на сайте «Память народа», собирали информацию в семьях, где были участники ВОВ, встречались с представителями городского совета для получения необходимой информации. Ребятам хотелось не просто создать выпуск газеты, а сделать его таким, чтобы в нем отражалась вся история подвига тех людей, которые были им близки или знакомы. Информации было много, но старались отобрать самую ценную и интересную. Я видела, какой огонек любознательности горел в глазах учеников, с какой гордостью они работали. На этапе сбора данных познавательная активность учащихся возросла, так как оформление результата представляло собой презентацию собственного опыта работы.
О каждом герое хотелось сказать так, чтобы каждый понял, что без подвига этого человека не состоялось Великой Победы.
Систематизация и обработка материала – большой и трудоемкий этап работы. Я слышала, как громко спорили учащиеся, обсуждая каждого, о ком велась речь. Но, как говорится «в споре рождается истина». И она родилась. Совместными усилиями мы обработали всю информацию, определили, кто и в каком жанре будет писать свои статьи.
Немало времени занимала и верстка газеты. Определение шрифта, размещение статей, выбор тематической подложки в соответствии с тематикой текста, выбор фотографий. Все это достаточно сложно и трудоемко, но результат того стоит. Верстка газеты происходит в программе Photoshop. Особое внимание уделяется эстетическом оформлению газеты.
На заключительном этапе команда учащихся работала, как единое целое. Проект стал не просто мощным импульсом к расширению и систематизации знаний о Великой Отечественной войне, формированию уважительного отношения к подвигу народа, но и дал возможность, выполнив одно практическое дело, почувствовать себя не просто исследователями, но прикоснуться к подвигу вершителей Великой Победы. Написание статей для выпуска газеты дало возможность участникам проекта пропустить через себя всю боль и радость героев войны. Однажды я услышала невзначай брошенную фразу: «А ведь без них не было бы победы» и поняла: мы все делаем правильно. Эта работа оставит неизгладимый след в их сердцах.
Обычно мы презентуем газету на заседании творческого объединения, на общешкольной линейке. Но в условиях, которые сложились сейчас, презентация нашего проекта происходит онлайн. Работа над проектом получилась трудоемкая, но она не просто сплотила творческий коллектив, она дала возможность быть одновременно исследователями, журналистами, историками. Я думаю, что мы достигли своей цели, работая над проетом.
Критерии и способы оценки эффективности проекта.
Данная работа даёт возможность учащимся развивать не только свои навыки в написании статей, что дает положительные результаты (примером этого является ежегодное участие в районном и республиканском фестивале детской и юношеской прессы «Юнкор», где члены кружка занимают призовые места), но и способствует развитию ораторского искусства, умению четко и красиво выражать свои смысли, иметь активную гражданскую позицию, быть патриотом своего Отечества (о чем свидетельствует ежегодное участие членов кружка в районном конкурсе агитбригад «Патриот», где команда гимназий третий год подряд занимает первое место).
Проект имеет профориентационную значимость, так как позволяет участникам прикоснуться к профессии журналиста.
Дальнейшее развитие проекта: данный проект можно использовать для ознакомления и презентации опыта работы в данном направлении для других образовательных учреждений; результаты работы над проектом можно опубликовать на сайте образовательного учреждения, управления образования, в районной газете.