Просмотр содержимого документа
«"Михаил Исаковский - певец души народной"»
Михаил Исаковский - певец души народной
(Литературно-музыкальная гостиная,
посвящённая дню рождения М.В. Исаковского)
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
МБОУ «сш№37» г.Смоленска О.А. Новикова
Цель: познакомить с творчеством М.В. Исаковского.
Задачи:
формирование выразительного чтения;
развитие умения систематизировать материал в поисковой работе;
воспитание любви и уважения к творчеству поэта, воспитание любви к Родине, к Смоленщине.
Оформление: портрет М.В.Исаковского, выставка книг поэта, проектор, компьютер, эпиграф на доске: «Простота его покоряет человеческое сердце…Исаковский обладает глубоким чувством родной природы и поэзии сельского труда».
(А. Т. Твардовский)
(Участники расположились за большим круглым столом, в центре - ведущие гостиной)
-Уважаемые гости нашей гостиной! Мы пригласили вас на вечер прекрасных стихов и песен.
-Сегодня мы вспомним замечательные строки стихотворений нашего славного земляка - М.В. Исаковского.
-Такого не знает история не только русской, но и мировой поэзии!
-Где истоки этого феномена? (Слайд 1– портрет поэта)
-Конечно, истоки в его высокой личной поэтической одарённости! Он писал: «Я просто писал стихи…Многие поэтические находки в моих песенных стихах были подсказаны фольклором».
-Как известно, в 30-е годы XX века М.В.Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых, невиданных высот.
- Поэт писал: «Лучшими произведениями неизменно являются те, которые написаны простым и понятным языком». Именно таким языком он и писал!
- Первый поэтический сборник "Провода в соломе". Именно после прочтения этих стихов М.Горький назвал Исаковского "певцом души народной". (Слайд 2– книги поэта)
-Но сначала было детство… (Слайд 3/4– детские фото) - В 1900 году на смоленской земле в деревне Глотовка Угранского района в семье крестьянина Василия Исаковского родился тринадцатый ребенок. Мальчика назвали Мишей.
-Никто в то время не знал, что в бедной семье растет великий поэт России! Именно здесь с ранних лет мальчик впитывал в себя красоту народной песни в её живом звучании. (Слайд 5– портрет поэта)
-В Смоленской губернии, в хате холодной,
Зимою крестьянка меня родила.
И, как это в песне поется народной,
Ни счастья, ни доли мне дать не могла,
Одна была доля – бесплодное поле,
Бесплодное поле да тощая рожь.
Одно было счастье - по будням ненастье,
По будням ненастье, а в праздники – дождь.
Голодный ли вовсе, не очень ли сытый,
Я все-таки рос и годов с десяти
Постиг, что одна мне наука открыта –
Как лапти плести, да скотину пасти.
И плел бы я лапти… И, может быть, скоро
Уже обогнал бы отца своего…
Но был на земле человек, о котором
В ту пору я вовсе не знал ничего.
- Позже поэт писал: « Судьба Ломоносова, о котором я узнал в школе, судьба человека, вышедшего «из мужиков» и ставшего великим учёным и поэтом, очень меня взволновала. Она даже как бы подсказала мне, что и я могу сделать нечто подобное тому, что сделал Ломоносов…имя и отчество у меня –точно такие же, как и него: Михаил Васильевич. Это было и лестно, и как бы обнадёживало меня…»
-Родители М.В.Исаковского жили бедно. Из тринадцати детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. (Слайд 6– семья поэта) -Я вырос в захолустной стороне, Где мужики невесело шутили, Что ехало к ним счастье на коне, Да богачи его перехватили.
Я вырос там, где мой отец и дед Бродили робко у чужих поместий, Где в каждой хате – может, тыщу лет Нужда сидела на почетном месте.
Я вырос там, среди скупых полей, Где все пути терялися в тумане, Где матери, баюкая детей, О горькой доле пели им заране.
Клочок земли, соха да борона – Такой была родная сторона. И под высоким небом наших дней Я очень часто думаю о ней.
Я думаю о прожитых годах, О юности глухой и непогожей, И все, что нынче держим мы в руках, Мне с каждым днем становится дороже.
- Мать, Дарья Григорьевна, терпеливо сносила бесконечные тяготы и заботы многодетной семьи. Она не умела ни читать, ни писать. (Слайд 7) -Позже поэт прославит женщину, её подвиг в годы страшной войны в поэме «Русской женщине». Это поэтический памятник матерям, сестрам, женам и невестам. (Слайд 8)
(Один ученик читает наизусть, другой аккомпанирует на фортепияно) -Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!...
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась одна на один.
Один на один со слезами
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все без конца и без счета –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе – волей-неволей –
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома, и в поле,
Одной тебе плакать и петь
В холодные зимы, в метели,
У той, у далекой черты
Солдат согревали шинели
Что сшила заботливо ты.
Рубила, возила, копала,
Да разве всего перечтешь,
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
И воин идущий на битву
И встретит готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву,
Далекое имя твое…
-Отец поэта Василий Назарович – труженик, пахарь, печник, плотник, предприимчивый, хозяйственный человек. Он немного владел грамотой и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне. (Слайд 9)
-Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша научился читать самостоятельно, а затем и писать.
- Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма для своих родных и близких. Осенью 1910 года Миша идет в школу, которая находится в соседнем селе. Сразу во 2-ой класс, так как умел читать и писать.
-Поэт вспоминал: «Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем. Лапти, правда, я умел плести, так что с обувью бело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, « на печке».
(Один ученик читает наизусть, другой аккомпанирует на гитаре) - Давно это, помнится, было со мною, – В смоленской глухой стороне, В поля, за деревню, однажды весною Пришло моё детство ко мне. Пришло и сказало: – Твои одногодки С утра собрались у пруда, А ты сиротою сидишь на пригорке, А ты не идёшь никуда. Ужели ж и вправду тебе неохота Поплавать со мной на плоту, Ручей перепрыгнуть с разбегу, с разлёту, Сыграть на лужайке в лапту; На дуб, на берёзу вскарабкаться лихо Иль вырезать дудку в лесу?.. – Мне очень охота, – ответил я тихо, – Да, видишь, свиней я пасу. Такое они беспокойное племя, Что только гляди да гляди. И бегать с тобой, понимаешь, не время, – Ты как-нибудь после приди…
-Навсегда поэт сердцем приник к родным краям и не раз воспевал их в стихах и песнях.
Край мой Смоленский, Край мой родимый! Здесь моя юность Когда-то бродила...
-Перед нами книга «Сто песен», только недавно переизданная в Смоленске к юбилею поэта-песенника (2020г). (Слайд 10)
-В неё вошли песни, сила воздействия которых на людей была исключительной! Их любили при жизни поэта и любят сейчас.
-Всем известно, что Михаил Исаковский - автор слов песен «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату» и других. Стихи были написаны в разное время и очень быстро стали песнями. С середины 1930-х годов Исаковский приобретает широкую известность как поэт-песенник.
-«Однажды (было это в 1934 году или 35-м году), – вспоминал Исаковский в автобиографии, – в кино я услышал с экрана песню на мои слова и был очень удивлён. Это была песня «Вдоль деревни». (Слайд 11)
-Вдоль деревни, от избы и до избы, Зашагали торопливые столбы; Загудели, заиграли провода, – Мы такого не видали никогда; Нам такого не встречалось и во сне, Чтобы солнце загоралось на сосне, Чтобы радость подружилась с мужиком, Чтоб у каждого – звезда под потолком. Небо льётся, ветер бьётся всё больней, А в деревне – частоколы из огней, А в деревне и веселье и краса, И завидуют деревне небеса. -«Катюша». Об истории создания песни «Катюша» рассказал сам поэт в журнале «Костёр» № 11 за 1968 год. Сначала он написал первые 8 строк, но потом работа застопорилась: «Я не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти «на высокий берег, на крутой» и запеть песню».
-Исаковский отложил стихи, а при случае рассказал о них композитору Матвею Блантеру. Поэт писал: «Время тогда было тревожное. Мы как бы предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти… по этой причине тема Родины, тема защиты её была самой важной… и я, конечно, никак не мог пройти мимо неё даже в лирической песне».
-Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны.
-Легендарная «Катюша» — одна из лучших довоенных песен, ставшая любимой и популярной в годы войны. Стихи, написанные Михаилом Васильевичем Исаковским в конце 1930-х годов, оказались очень созвучными настроению военного времени. Здесь говорится об ожидании встречи с любимым, который служит «на дальнем пограничье». «Катюшу» пели на всех фронтах, она звучала на просторах бывшего Советского Союза и далеко за его пределами. (Слайд 12)
-На родине М.В.Исаковского, там, где поднимается над рекой Угрой «берег крутой», стоит памятник песне «Катюша»: на прикрепленной к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом беседка из бревенчатых скамеек под навесом. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова. (Слайд 13)
- «Огонёк». Стихотворение «Огонёк» пели на всех фронтах, только на разные мотивы, которые придумывали сами. Поэтому музыка считается народной.
-«Враги сожгли родную хату». Трагическое стихотворение о возвращении солдата с войны домой «Враги сожгли родную хату» Исаковский написал в 1945 году. Матвей Блантер написал музыку, песня прозвучала по радио, но очень быстро её запретили за «распространение пессимистических настроений». (Слайд 14)
-Исаковский позже вспоминал: «Редакторы — литературные и музыкальные — не имели оснований обвинить меня в чём-либо. Но многие из них были почему-то убеждены, что Победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Песня не осталась под запретом навсегда. В 1960 году её отважился исполнить Марк Бернес на большом концерте — успех был огромный, с этого дня песня «ушла в народ».
- «Одинокая гармонь» «появилась на свет» в 1945 году, но приобрела популярность в 1946, когда музыку к стихотворению Исаковского написал композитор Борис Мокроусов. За год она приобрела огромную популярность. Её исполняли в разное время самые известные певцы. Песня переведена на многие языки (немецкий, французский, английский).
(Песню исполняет группа девочек)
- «И кто его знает» - одна из самых известных песен сталинского времени - была написана в 1938 году. Музыку для нее написал композитор Владимир Захаров, который с 1931 по 1956 годы руководил русским народным хором имени Пятницкого. Лирическая песня с простыми словами быстро полюбилась людям, ее стали исполнять на больших концертах, в сельских клубах и на домашних застольях.
- В конце войны поэт вернулся к любимым напевам. Читаешь строчки: «Лучше нету того цвету» и понимаешь: скоро война окончится. И вот он, 45-й год: «Услышь меня, хорошая…».
-«Летят перелетные птицы». Эти стихи Исаковского на музыку Матвея Блантера 1948 года исполняли многие поколения певцов. Искренняя любовь автора к своей Родине стала превосходным агитационным мотивом для многих людей, которые призывали к сплочению нации и отказу от эмиграции. (Слайд 15)
-«Каким ты был..». Песня «Каким ты был, таким ты и остался», написанная в соавторстве с Михаилом Вольпиным, по воспоминаниям современников, будила в подсознании каждого русского человека картину о встрече двух возлюбленных после долгой разлуки. Песня впервые прозвучала в 1949 году в фильме «Кубанские казаки». Композитором лирического хита стал Исаак Дунаевский. (Слайд 16)
-«Прощальная комсомольская». Эта песня также известна под названием «Дан приказ: ему – на запад». Она появилась в 1935 году, ее исполняли ансамбль Центрального телевидения и Всесоюзного радио «Советская песня».
-«Ой, цветет калина». Еще один любовный «хит» на музыку Исаака Дунаевского из киноленты «Кубанские казаки» обрел поистине всенародную популярность.
-«В прифронтовом лесу». Даже в годы самой тяжелой войны обязательно случались моменты отдыха, раздумий, воспоминаний о греющей душу любви и надежда на лучшее будущее. Символом именно этих переживаний стало очередное стихотворение Михаила Исаковского, которое в 1943 году было положено на музыку композитором Матвеем Блантером. (Слайд 17)
-Поэт говорил: «Специально песен я не писал - писал стихи». Первую книжку Исаковского («Провода в соломе») заметил Горький: «Стихи у него простые, очень волнуют своей искренностью».
- Друг-земляк Александр Твардовский писал о нем: «Простота его покоряет человеческое сердце… Исаковский обладает глубоким чувством родной природы и поэзии сельского труда». Это чувствует каждый слушатель его песен. (Слайд 18)
- Михаил Исаковский прожил 73 года. В последние пять лет из-за тяжелой болезни он мало писал. Осенью 1967 года поэт создал такие проникновенно чистые и очень печальные строчки, которые посвятил своей жене, верному другу и помощнику Антонине Ивановне.
(Один ученик читает наизусть, другой аккомпанирует на скрипке) -Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки –
Осенние, последние,
Останние деньки.
Еще и солнце радует,
И синий воздух чист!
Но падает и падает
С деревьев мертвый лист.
Еще рябины алые
Все ждут к себе девчат
Но гуси запоздалые
«Прости – прощай!» - кричат
Еще нигде не вьюжится
И всходы зелены
Но все пруды и лужи
Уже застеклены.
И рощи запустелые
Мне глухо шепчут в след.
Что скоро мухи белые
Закроют белый свет.
Нет, я не огорчаюся.
Напрасно не скорблю.
Я лишь хожу прощаюся,
Со всем, что так люблю!
Хожу как в годы ранние,
Хожу, брожу, смотрю.
Но только «до свидания!»
Уже не говорю…
- Михаил Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. (Слайд 19)
-Деревенская Россия переживает трудное время, многие деревни просто исчезли. А Глотовка поражает тишиной. Ни одного человека! Одинокая цапля стоит возле тихой воды. И неизвестно, для кого цвели кусты черемухи и сирени. Там прошло детство поэта…А теперь «позарастали стёжки-дорожки». (Слайд 20)
-Туристские тропы поклонников Исаковского кончаются в поселке Всходы на берегу Угры. Дом, где берегут память о большом поэте, построен на деньги Исаковского. Получив Государственную премию, он попросил: «Давайте здесь построим Дом культуры». Теперь этот Дом хранит память об Исаковском. В доме хорошая библиотека, на вешалке - шляпа, плащ и трость Исаковского, патефон с песнями…(Слайд 21)
-Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: “Летят перелётные птицы…”, “Песня о Родине”, “Славься, Россия!”, “Пробилась зелень полевая…”, “Ой, цветёт калина…”, “Каким ты был” и другие.
(Просмотр фрагментов фильмов, где звучат песни М.Исаковского)
-По словам скульптора А.Г.Сергеева, «Исаковский любил Смоленщину и свою родную деревню Глотовку, в которую приезжал при малейшей возможности, чтобы пройтись по ее окрестностям. Именно в момент пребывания поэта на родине мне и хотелось его представить».(Слайд –памятник поэту)
-Памятник установлен на тенистом тихом бульваре с широкой аллеей (ул. Октябрьской революции) у Дома работников просвещения, где до революции была гимназия Воронина, в которой учился М. Исаковский.
-В статье «О «секрете» поэзии» М.Исаковский писал: «Быть в поэзии по-настоящему оригинальным и самобытным, не похожим на других, – это прежде всего значит оставаться самим собой… Это значит проявить в поэзии те человеческие чувства, те духовные силы, которые в тебе заложены.».
- Исаковский был предельно искренен в своих стихах. Он бесконечно верил в то, о чём писал. И не смог бы писать иначе. Он писал – как жил. И жил – как писал: широко, открыто, талантливо.
-8 апреля 1967 года Твардовский, размышляя о судьбе старого друга, записал в дневнике: «Поэт не обязан быть великим - достаточно быть подлинным, незаменимым на своем месте».
-Наша гостиная, посвящённая творчеству великого земляка М. Исаковского, подошла к концу. Сегодня мы читали его стихи, рассказывали о его жизни, пели песни и поняли, что вклад Поэта с годами не теряет своей силы воздействия на читателя и слушателя. Спасибо всем чтецам и исполнителям на музыкальных инструментах за яркое представление произведений любимого поэта.