Методическая разработка урока «А.П.Чехов. «Смерть чиновника»
Методическая разработка урока «А.П.Чехов. «Смерть чиновника»
Методическая разработка урока
«А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «А.П.Чехов. «Смерть чиновника»»
Методическая разработка урока
«А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора»
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я царь – я раб; я червь – я Бог!
Г.Р.Державин
Цели урока: - проанализировать рассказ «Смерть чиновника»; - развивать речь учащихся: умение слушать и делать записи по ходу лекции учителя, умение отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников; - способствовать формированию моральных качеств: человеческое достоинство, самовоспитание, ответственность.
Оборудование: портрет писателя А.П. Чехова, таблица, с которой учащиеся работают по ходу лекции учителя, тексты рассказа «Смерть чиновника», диск с фильмом.
I. Слово учителя.
«...В русской литературе блеснул и исчез удивительный ум, потому что ведь выдумать и сказать хорошую нелепость, хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается», — писал о таланте этого человека И.А. Бунин. Л.Н. Толстой говорил о нем, что он — «это Пушкин в прозе». Под этими словами подразумевалось сильнейшее художественное впечатление, какое оставляла его проза, удивлявшая своей краткостью и простотой.
Он прожил 44 года (1860 – 1904 гг). Это был человек, который сделал себя сам. Он открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. именно ему принадлежат слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти… и тогда его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Как вы думаете, о ком я вам говорю, кто автор этих слов? (А.П. Чехов, рассказ «Крыжовник»,1898 год) Эти слова написаны много лет назад, но не утратили своей актуальности и сегодня. В них – весь Чехов. Он был тем самым человеком, который напоминал, что жить скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Однако, первые две составляющие от каждого из нас мало зависят: природа может не наделить человека прекрасным лицом, материальных средств для покупки красивой и модной одежды может и не быть. Но, чтобы иметь прекрасные душу и мысли, ничего не надо, кроме желания, совести, порядочности. Как часто герои великого интеллигентного писателя Чехова становятся прекрасными в своих поступках, мыслях, по капле «выдавливая из себя раба», но не менее часто они вызывают сочувствие, пронзительную боль. А.П. Чехов вошёл в литературу в начале 80-х годов ХIХ века. Это было время застоя, спада общественной жизни. Чехов открыто демонстрировал свою независимость от различных партий, занимая общедемократическую позицию. Ранние рассказы Чехова сплошь юмористические, причём юмор в них весьма оригинален. Смех Чехова весел и беззаботен. Это не «смех сквозь слёзы», как у Гоголя, а «смех до слёз». Центральной проблемой ранних рассказов Чехова является вопрос о соотношении «человека и среды». Чехов показывает, как среда губит, уродует человека, но пока он смеётся только над человеком. Таков его рассказ «Смерть чиновника».
Ⅱ. Тема сегодняшнего урока: "Эволюция образа " маленького человека" в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему"
Беседа:
- А кто такой "маленький человек" в литературе? Давайте вспомним авторов и их произведения, в которых основной была тема "маленького человека". (А. С. Пушкин "Станционный смотритель", "Медный всадник", Н. В. Гоголь "Шинель", "Повесть о капитане Копейкине" из поэмы "Мёртвые души", Ф. М. Достоевский "Бедные люди").
- Какие чувства вызывали эти герои? (Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь).
- Чехов осмысливает образ "маленького человека" по-своему.
Рассказ "Смерть чиновника" (1883) - это трансформация естественного поведения в неоправданное и абсурдное. Потому цель нашего урока почувствовать боль и негодование автора, понять, как в рассказах Чехова меняется отношение к "маленькому человеку".
- Напомните сюжет рассказа? (можно показать экранизацию чеховского рассказа: короткометражный фильм «Смерть чиновника». Режиссер Владимир Фокин, 1978, в главных ролях Альберт Филозов, Александр Пороховщиков. Фильм показывается для того, чтобы сравнить произведение и экранизацию: удалось ли режиссёру передать замысел Чехова, его боль и негодование, сохранил ли режиссёр авторский замысел произведения?).
(В основе сюжета - инцидент: Иван Дмитриевич Червяков – экзекутор, мелкий чиновник. Будучи в театре, он нечаянно чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала. Это событие Червяков переживает как «потрясение основ». Он не может смириться с тем, что генерал не придаёт происшествию должного внимания и как-то легкомысленно прощает его. В лакейской душе Червякова селится подозрение. Он идёт к генералу просить прощения на другой день, и на третий, пока генерал не выгоняет его. Он пришёл домой, лёг на диван и умер.)
Мы уже знаем, что краткость - важнейшая черта рассказов Чехова.
Писатель при возможно меньшем объёме максимально передаёт правдивое отражение существенных сторон жизни. За счёт чего это удаётся? (За счёт чётко продуманной композиции).
Ⅲ. Работа с текстом
Композиционный анализ.
Давайте на примере рассказа "Смерть чиновника" рассмотрим, как работал автор над композицией. Назовите все элементы композиции.
Экспозиция: В театре на "Корневильских колоколах". "В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневилъские колокола". Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства". (Ощущение полного счастья).
- С каких слов начинается завязка?
- Она здесь же, в этом абзаце и начинается со слов: "Но вдруг ... " Что значит вдруг? (Неожиданно, внезапно). Как пишет по этому поводу Чехов?
- К чему привело это вдруг? (Червяков чихнул: "...лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!")
- Скажите, произошло ли что-то из ряда вон выходящее? (Нет)
- Как пишет об этом Чехов? Как развивалось действие? (Червяков посмотрел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем. Всё это закономерно).
- Но почему Червякову тут же пришлось сконфузиться? Потому ли, что старичок вытирал лысину и бормотал что-то? Или другая была причина? Когда он принёс первое извинение? (Первое извинение он принёс тут же в зале. И даже не одно).
- Как принял извинение генерал? (Спокойно принял).
- Но почему-то не успокаивается Червяков? Как он поступает? (Приносит в антракте повторное извинение).
Развитие действия - это четыре извинения чиновника.
Задержка действия - разговор с женой, по дороге домой после последнего извинения.
Кульминация - последнее извинение.
Развязка - смерть чиновника.
- Вам жалко Червякова? (Нет). Что привело чиновника к смерти? Гнев генерала? (Нет.)
- К смерти чиновника привели страх, холопство. Давайте проследим по тексту, как возникает этот рабский страх? Почему Червяков не верит, что генерал его простил уже после первого извинения? Ведь у генерала совершенно нормальная реакция: принял извинения и обо всём забыл. Ведь чиновника никто не унижает, не оскорбляет, не вынуждает пресмыкаться. (Это добровольное раболепие только потому, что Бризжалов - генерал. Чинопочитание начальства, вошедшее в плоть и кровь, - тот же "футляр", в котором герою уютно и безопасно). Он не мыслит иного поведения, низкопоклонство для него - норма жизни).
-Кто из чеховских героев не мог обойтись без футляра? Выстройте ассоциативный ряд.
2.Работа с иллюстрациями и стихотворениями. Как связаны иллюстрации и стихотворения?
Об искусстве
В прекрасном каждый видит то, Что мыслям и уму подвластно. По-разному, но все же страстно, С искусством ты. Весь тлен потом.
Один там видит только зло – Для мира человек потерян. Другой, он ближе мне, уверен: «Иметь искусство смысл должно».
Но тот избранник, кто в прекрасном, Будь то бедняк, чья жизнь ужасна, Заметит лишь одну черту, Которая всех в мире выше, Не громче, но смиренно тише, Черту святую – красоту.
Сергей Филиппенков, г. Минск, Республика Беларусь
Жорж Декосье 26.11.2012
"Серым по серому"
Смешались краски на холсте, Их цвет тоскливо серый Оттенком тем напомнил мне, Что чёрный – это белый.
А белизна – всего лишь миг, Как детство наше мимолётно, Таит в себе желаний крик И в темноту влечёт вольготно.
Где красота – там и уродство, Без доброты не будет зла, На смену мудрости юродство Придёт, когда наступит мгла.
Среди святых немало падших, Но низменность не есть порок, Она лишь след сомнений наших, Страстей возвышенных урок.
Слепому дадено прозренье, А зрячий часто глух и слеп, Нам недоступно провиденье, Как нищему – богатый склеп.
Заметить свет в конце тоннеля, Увы, не каждому дано, Недолго длится эпопея, Всем смерть увидеть суждено.
Но гибель – это не конец, Она другой судьбы начало, Беззубый старец, как юнец, Его безумство утешало.
Берите всё – иль ничего, Таков совет Минервы, Не бойтесь страха своего, Не стоит портить нервы.
Нам светит яркая заря, Хоть вечером, хоть утром, Так, значит, было всё не зря, Сказал мудрец с прищуром.
Художник вытер лоб устало, Закончив образ создавать, Тонов в нём было очень мало, На сером фоне - серый ять.
(Серым по серому (Жорж Декосье) / Стихи.ру - национальный сервер, http://www.stihi.ru/)
«Смерть чиновника». Художник С. Алимов
3. Текстовый анализ.
- Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший, запаниковавший, обеспокоившийся Червяков? (Мстительные намерения:"Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. ... Теперь не подумает, так после подумает!"; "Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит... Нет, это нельзя оставить". ; "... Генерал, а не может понять... Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!")
- Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? (Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.)
"Ничего ... ничего ... "
"Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать".
"Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой".
"Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю".
"Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой".
"Да вы просто смеётесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью".
"Пошёл вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал".
"Пошёл вон!! - повторил генерал, затопав ногами".
(Работа в тетради)
Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала.
(Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами).
Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?(Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова).
- Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер конфликта? (Чувства действующих лиц - страх у одного и гнев у другого - не имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения).
- А в эпоху 80-х годов ХIХ века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания? (Да, Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России. Червяков убеждается, что все его опасения верны, возвращается домой и умирает).
Чехов использует гиперболу: " ... лёг на диван и ... помер".
Вы обратили внимание на концовку. Такая яркая, острая и неожиданная концовка - один из признаков новеллы. Поэтому чеховские рассказы называют ещё и новеллами.
Душа Червякова омертвела, он утратил человеческие качества, превратился в добровольного, жалкого, ничтожного раба. Фамилия у героя - говорящая: (перенос.) червяк - о жалком, ничтожном человеке (презрит.) В рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель чина, винтик бюрократической машины. Эта мысль подчёркивается названием "Смерть чиновника", которое отражает идею произведения. Мастерски раскрывает Чехов дикость и противоестественность сложившихся общественных отношений, бездуховность, убожество и пошлость "футлярного человека".
Сегодня мы говорим об эволюции образа "маленького человека".
Что такое эволюция? (Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие).
Покажите эволюцию образа маленького человека. Вспомните ещё раз литературных "маленьких людей".
Как бы вы распределили героев на нашей эволюционной ступени?
Самсон Вырин. Есть семья(дочь). Наше отношение к нему - любовь, сочувствие, боль за человека. Умирает от одиночества, тоски, нет жизни без любви. Автор сочувствует ему.
Евгений. Была у него невеста, хотел жениться, мечтал о простом человеческом счастье, но наводнение разрушило все мечты. Герой обезумел. Смерть героя оправдана. Нам его жаль, мы ему сочувствуем.
Акакий Акакиевич Башмачкин. Из-за бедности не может жениться, только мечтает об этом. Его неспособность противостоять действительности, бедность вызывают сострадание, жалость, сочувствие, желание помочь. Смерть в конце повести тоже оправдана: простудился, заболел, умер.
Капитан Копейкин. Нет семьи, он на службе. Вернулся инвалидом, отец отказался ему помогать. Сочувствуем, испытываем обиду за героя Отечественной войны, который, став инвалидом, не нужен ни семье, ни стране. Он не умер, а исчез.
Чиновник Червяков. Нет сочувствия, сострадания, только досада, насмешка: есть жена, возможность посещать театр, свой дом, вицмундир, он не беден и не одинок, как предыдущие герои. Смерть не оправдана, так как к такому финалу чиновника привёл страх, уничижение.
"Маленький человек" Пушкина, Гоголя бунтует, отстаивает свои права: Самсон Вырин мнёт и бросает бумажки, которые всунул ему Минский. Евгений из "Медного всадника" грозит статуе Петра Первого: «Ужо тебе!", Акакий Акакиевич Башмачкин в фантастическом финале всё-таки постоял за себя, про капитана Копейкина рассказывают, будто он стал главарём шайки. В общем, все борются с несправедливостью. А герои Чехова добровольно на себя надевают ярмо раба. Можно ли представить Червякова протестующим?
Мы заявили в начале урока, что Чехов меняет своё отношение к "маленькому человеку".
Если нам не жалко Червякова, значит, нас в этом убедил Чехов, он нас так настроил и предупредил, что "так жить нельзя". Значит мы вмеcте c писателем негодуем.
IV.
Сегодня на уроке мы вели разговор о мелком чиновнике, всегда зависящем от начальства. В сердце этого человека постоянно живёт страх. Но наши представления об образе человека-личности несколько отличаются от представлений А.П. Чехова.
Давайте посмотрим на модель человека, которую создала творческая группа. Ребята этой группы считают, что в человеке должны преобладать положительные качества. Качества положительного человека:
я личность;
самоуважение;
смелость;
достоинство;
гордость;
доброта;
отзывчивость.
Работа по модели человека с отрицательными чертами.
На доске у нас человечек, обладающий отрицательными чертами, над которыми смеялся в своём рассказе А.П.Чехов. Давайте подумаем, какие отрицательные черты преобладают в этом человеке (жалкий, ничтожный, не чувствует себя человеком, глупый, забыл о достоинстве, ему страшно, не уважает себя).
Заключительное слово учителя.
Писателю в конце ХIХ века удаётся по-новому взглянуть на своих героев, на их повседневную жизнь. Он сумел показать, как на отношения между людьми влияют господствовавшие в то время нравы, в первую очередь - принцип господства и подчинения. С особой силой Чехов обличает добровольное холопство, холопство по убеждению.
Писатель обновляет, пересматривает традиционный подход к теме "маленького человека", сознательно порывает с привычной трактовкой образа "маленького человека" как человека униженного и оскорблённого. Потому что за годы, прошедшие после появления гоголевской "Шинели", жизнь показала, что волчьи законы новых буржуазных отношений, поклонение капиталу и чину, являются достоянием не только сильных мира сего.
Можно ли говорить о бездушном отношении писателя к людям, о бесстрастии и хладнокровии?
(Чехов обладал редким даром подмечать в жизни разнообразные проявления лицемерия, лжи, невежества, угодничества. Он показал, что такая жизнь уродует человека, делает его рабом, мещанином, обывателeм, НО, высмеивая человеческие пороки, писатель никогда не терял веры в человека, в его ум, волю, благородство, доброту).
Так будьте же такими, какими хотел видеть вас великий русский писатель, человек "с молоточком", постоянно напоминающий "стуком, что есть несчастные".
2. Пояснение и комментарий.
2.1. Пояснение, с какой целью используется соединение искусств на уроке.(Использование кинофильма, иллюстраций и стихотворений на уроке).
В книге Ю. Лотмана и Ю. Цивьяна "Диалог с экраном" читаем: "Разные виды искусства, обладая каждый своим языком, воссоздают разные образы мира, но только два из них - искусство слова и кинематограф пользуются целым набором языков, позволяющих воссоздать предельно полный образ реальности. Это делает их особенно значимыми в истории культуры".
Впитывая достижения смежных искусств - живописи и музыки, театра и кино, литература сама обогащает их своим опытом исканий и достижений. В живом контексте взаимообогащений эстетическая сущность словесного мастерства обретает наибольшую силу художественного воздействия. И тогда-то стихийное отношение к природе искусства станет эстетически осознанным. Тогда-то и пробуждается в человеке художник".
Обязательно в процессе экранизации происходит сокращение словесного материала , поскольку экран п о к а з ы в а е т многое из того, о чём писатель р а с с к а з ы в а е т ; в кино из этого рассказа многое передаётся звуком и изображением (кадром) , на долю же слова остаётся не многое.
Сопоставление двух произведений даёт учащимся простор для самостоятельной творческой работы, может быть, для самостоятельного исследования. В процессе этого сопоставления крепнет эстетический вкус, формируется «своя точка зрения». Углубляется и расширяется круг литературных интересов, открываются большие возможности для развития речи.
небольшое вступительное слово об истории создания фильма и предыдущих экранизациях (если они есть) этого произведения;
сообщается план будущей беседы:
А) Есть ли различия в идейном звучании фильма и романа, во взглядах героев и их убеждениях?
Б) Как показаны в кино место действия, обстановка, пейзаж? Какие детали обстановки, пейзажа произвели впечатление?
В) Характер героев:
– каким изменениям подвергался образ при претворении на экран?
– изменились ли отношения между героями?
– как переданы индивидуальные особенности речи персонажей?
Г) Укажите композиционные изменения. Есть ли в фильме новые сцены, эпизоды, персонажи?
демонстрация фильма, когда учитель «вмешивается» в процесс восприятия, обращая внимание на эпизоды, детали фильма;
беседа с обсуждением, которая начинается с выяснения общего впечатления, а продолжается по предложенным заранее вопросам;
ученикам необходимо перечитать текст и обдумать ответы на вопросы;
или вариант 2
После просмотра кинофрагмента в классе проводится обсуждение увиденного и размышление о том, что было до, чем может закончиться произведение, благодаря чему ненавязчиво у детей, даже тех, кто не любит читать, формируется внутренняя мотивация к чтению.
Варианты работы с текстом экранизации:
Проблемный вопрос (учебная задача) перед просмотром кинофрагмента.
Составление плана.
Пересказ содержания.
Подготовка вопросов.
Написание размышлений на тему «Что вас больше всего удивило, показалось странным? О чём захотелось поговорить?»
- Сумели ли актёры вжиться и передать зрителям характеры героев литературного произведения?
Использование иллюстраций на уроке.
В узком смысле «иллюстрации» – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Они не самостоятельны – и по сюжету должны соответствовать содержанию литературного произведения. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Сюжет произведения воспринимается при помощи иллюстрации лучше. Зрительное восприятие обогащает мышление представлением образа, пейзажа, действия, создаёт соответствующий настрой. Эмоции могут быть переданы при помощи иллюстраций.
2.2. Стихотворения и причины их выбора для чтения на уроке.
Об искусстве
В прекрасном каждый видит то, Что мыслям и уму подвластно. По-разному, но все же страстно, С искусством ты. Весь тлен потом.
Один там видит только зло – Для мира человек потерян. Другой, он ближе мне, уверен: «Иметь искусство смысл должно».
Но тот избранник, кто в прекрасном, Будь то бедняк, чья жизнь ужасна, Заметит лишь одну черту, Которая всех в мире выше, Не громче, но смиренно тише, Черту святую – красоту.
Сергей Филиппенков, г. Минск, Республика Беларусь
Учиться видеть смысл в искусстве, понимать его своеобразный подтекст.
Жорж Декосье 26.11.2012
"Серым по серому"
Смешались краски на холсте, Их цвет тоскливо серый И жизнь Червякова такая же серая. Оттенком тем напомнил мне, Что чёрный – это белый.
А белизна – всего лишь миг, Благополучие мнимое, может оказаться недолгим. Как детство наше мимолётно, Таит в себе желаний крик И в темноту влечёт вольготно.
Где красота – там и уродство, В жизни всё взаимосвязано, всё состоит из полутонов. Без доброты не будет зла, На смену мудрости юродство Придёт, когда наступит мгла…
……………………………… Слепому дадено прозренье, А зрячий часто глух и слеп, Нам недоступно провиденье, Червякову страшно от того, что может последовать за Как нищему – богатый склеп. его неосторожным поступком. «Как бы чего не вышло»
Заметить свет в конце тоннеля, Увы, не каждому дано, Недолго длится эпопея, Всем смерть увидеть суждено.
……………………………….. Берите всё – иль ничего, Таков совет Минервы, Не бойтесь страха своего, Герой боится, это приводит его к неизбежному концу. Не стоит портить нервы.
……………………………….
Художник вытер лоб устало, Сама иллюстрация как будто говорит о неизбежности Закончив образ создавать, наказания, которое герой сам себе выбрал. Мы Тонов в нём было очень мало, чувствуем его отчаяние, страх, ужас. На сером фоне - серый ять.
(Серым по серому (Жорж Декосье) / Стихи.ру - национальный сервер, http://www.stihi.ru/)