Квест по литературе "Синеглазый богатырь». Лён Смоленщины
Квест по литературе "Синеглазый богатырь». Лён Смоленщины
Квест по литературе "Синеглазый богатырь. Лен Смоленщины". Разработка соответствует ФГОС. Познавательный квест для учеников, которые имеют повышенную мотивацию к обучению
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Квест по литературе "Синеглазый богатырь». Лён Смоленщины»
Квест "Синеглазый богатырь».
Лён Смоленщины.
Квест составлен учителем русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 5» города Смоленска
Цукоровой Надеждой Григорьевной.
Цель: Изучение роли льна в жизни жителей Смоленской области и народном хозяйстве региона, расширение кругозора учащихся об отличительных особенностях родного края, о растении «лён» и изделиях из него. Задачи: - определить место и значение данной темы в жизни человека; - познакомить с историей окультуривания льна; - развивать умение работать в коллективе; - формировать осознанное отношение к своему здоровью. Оборудование: выставка «Изделия из льна», икона Параскевы Пятницы, конверты с заданиями, карта со станциями. Ход квеста. Учитель. Есть такая культура, которую очень любили на Смоленщине. О ней многие поэты слагали целые поэмы Строки из стихотворения Михаила Васильевича Исаковского, нашего земляка:
ЛЁН
Выхожу на широкий шлях
И смотрю на родную страну –
Лён созрел и стоит в полях
В натуральную величину.
Он, наверное, понял давно,
В чём нуждается наша страна.
Он отдаст ей своё волокно
И блестящие семена.
И за то, чтоб на нашем веку
Было легче и радостней жить,
Он готов на любом току
Буйну голову положить.
Всю свою яровую жизнь
Лён шумел про фабричный порог,
Чтоб оттуда полотна лились,
Словно тысячи белых дорог.
Чтобы в ближних и дальних краях
Одевались нарядно все,
Он готов и стоит на полях
В полной силе и в полной красе!
Догадались, о чём пойдёт речь сегодня? О льне. Эта культура – лен. Любили ее смоляне какой-то особой невыразимой любовью и за красоту, и за практичность, и за экономическую выгоду. Лен остается очень нужной культурой для современного человека: помогает ему излечиваться от многих заболеваний, одевает его, обувает, укладывает спать, радует душу и делает много других полезных вещей, сохраняя при этом экологию жилища и тела. Смоленщина – льняной край: лен передавался по наследству и в виде приданого, он был в обиходе почти в каждой семье. В советские времена синие поля льна у нас расстилались от края до края. Работали фабрики и купить ткани, полотенца, салфетки, платья, блузки не составляло проблем. Повсеместно использовались льняное масло, льняные краски, олифа, пакля, костра.
Загадка: «Били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царем посадили...».
Маршрутный лист (выполнен в виде карты с отмеченными на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для трех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.
Станции расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в учебных кабинетах, в актовом зале.
Начало и конец квеста (подведение итогов) проводится в актовом зале.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры.
Время на станциях ограничено (не более 8 минут).
Ход квеста
Первый этап:
1.Учащиеся получают домашнее задание до проведения игры: подготовить название команды, девиз. (Связанные с тематикой игры).
2.Представление команд. (3 минуты)
3.Капитанам вручают карту со станциями.
название команды
Станция
количество баллов максимальное
полученное количество баллов
1 Станция
5
2 Станция
8
3 Станция
6
4 Станция
10
5 Станция
7
6 Станция
7
7 Станция
5
максимальный балл
48
набранный балл
Второй этап:
Команды отправляются по станциям и выполняют задания. (45-60 минут).
Третий этап:
Команды возвращаются в актовый зал для подведения итогов
1 Станция. Пути начало…
В конверте лежат ласкутки тканей, ученики должны определить льняную ткань и дать ей характеристику. (5 баллов, за каждую особенность 1 балл)
В конверте
Лен
Хлопок
Бязь
Особенность льняной ткани:
-
-
-
-
-
Ответ:
2 Станция. Историческая
1. Составьте кроссворд из вопросов, которые вы нашли в конверте
(8 баллов). Угадайте ключевое слово Кроссворда (Клименко).
1.Эта профессия, которая тесно с биологией, а точнее с генетикой.(селекционер)
2. Как звали князя, который возвращаясь из похода на Царьград, велел сшить паруса из льна. (Олег)
3. Фамилия селекционера, которая вывела сорт льна "Л-1120", прозванный в советской печати "синеглазым богатырем». (Зинаида Бородич).
4. Кто воспевал ткачество, именно он одел в льняные наряды юношей и дев «Илиады» (Гомер).
5. Как называется основанный в 1952 году сельскохозяйственный производственный кооператив, специализирующийся на выращивании льна-долгунца и его первичной переработке (Успех)
6. Около 9000 лет назад в горных районах этой страны была приготовлена ткань, и с тех пор человек выращивает лен в качестве прядильной культуры. (Индия)
7. Какая императрица разрешила свободный вывоз льна из России (1763 г.).(Екатерины II).
8. Как звали князя, который внес особый параграф в церковный устав: «О наказаниях за кражу льна и льняной одежды». (Ярослав)
В конверте вложены вопросы и фотографии знаменитых людей.
Клименко И.Е.
Гомер
Зинаида Бородич
Князь Олег
Екатерина II Великая
3 Станция. Ботаническая
Растение лен встречается под названиями лен культурный, долгунец, ильнец, ильняк, люченец, сланец.
Дайте характеристику льна согласно данной таблице (6 баллов)
Царство:
Отдел:
Класс:
Семейство:
Род:
Вид:
Царство:
растения
Отдел:
цветковые
Класс:
двудольные
Семейство:
льновые
Род:
лен
Вид:
лен обыкновенный
4 Станция. Фольклорная.
Участникам предложены пословицы и поговорки о льне. В конвертах лежат разрезанные на несколько частей пословицы и поговорки, ученики должны их собрать и верно наклеить на листок. (По 5 штук каждой, за каждую, правильно собранную -1 балл, всего 10 баллов)
Русские пословицы:
-У льна-долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань...
- Мни лён доле, волокна будет боле...
- Будет лён, так будешь и силен...
- Сам жиляный, ножки глиняны, голова масляна.
-Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крушили, ткали и на стол послали.
Поговорки:
Удастся лен - так шелк, а не удастся - зубами щелк...
Лен для льноводов - золото: с ним и старые дышат молодо...
Не домнешь мялкой, так вспомянешь за прялкой...
Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды метать...
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи...
5 Станция. Технологическая
Ученикам предложена следующая работа. По книжке, которая выдана каждой команде К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла?» написать ответ на вопрос: как растили и обрабатывали лён наши предки? За правильный и полный ответ команда получит 7 баллов (за каждую операцию по возделыванию льна -1 балл).
Ответы учеников:
При выращивании и переработке льна выполняются такие операции:
1. Посев.
2. Прополка.
3. Уборка.
4. Мочение.
5. Мятьё.
6. Трепание.
7. Чесание.
6 Станция. Поговорим о пользе
Учащимся предложено описать полезные свойства льна для человека.
В конверте лежат рисунки (бутылочка с маслом, крем, зерна, сарафан, пакля, лак и олифа, краски). Каждый имеет свое предназначение, за правильные ответ о пользе льна -1 балл, всего 7 баллов
7 Станция Конечная.
Проявите свои творческие способности и составьте синквейн на слово "ЛЁН", используя следующий алгоритм построения синквейна: (5 баллов)
3 глагола, раскрывающих потенциальные возможности льна.
Фраза, отражающая роль льна в развитии сельского хозяйства.
Обобщающее (итоговое) понятие.
В помощь к сиквейну.
Г. Х. Андерсен. Отрывок из сказки Г. Х. Андерсен «Лён», прочитайте эти волшебные строки… «Лён цвел чудесными голубыми цветочками, нежными, как крылья мотыльков. Даже нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошеет и лён.
Все говорят, что я уродился на славу!- сказал лён. Говорят, что я еще вытянусь и из меня выйдет потом отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый. Право, я счастливее всех! Это так приятно, что я пригожусь на что-нибудь. Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, как я счастлив! Я счастливее всех!»
Вот такое оно растение, которое счастливее всех, потому что оно приносит людям пользу.
УЧИТЕЛЬ: Мы с ВАМИ пришли на подведение итогов, я предлагаю Вам получить дополнительный балл. В конверте с заданием лежит герб Смоленской области.
Вопрос: какое растение –символ присутствует на нижней части герба Смоленской области
Ответ: Растением-символом Смоленской области смоляне выбрали лен. Выбранный смолянами символ присутствует в нижней части герба области. Ветвь дуба с желудями - это символ зрелой воинской доблести, зрелого воинского героизма, воинской славы, которую проявлял Смоленск в истории России, а лен - это неофициальный символ области. На этих двух веточках единственная лента с девизом: "Несгибаемый дух все превозможет!" Это слова взяты из обращения Кутузова к смолянам в августе 1812 года. Этим мы отдаем дань уважения памяти нашему великому полководцу, которому было присвоено звание Смоленский.