Просмотр содержимого документа
«Библиотечная педагогика: ее роль в воспитании читателя»
Библиотечная педагогика:
ее роль в воспитании читателя
Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно:
искусство управлять
и искусство воспитывать
Имануил Кант.
Понятие «библиотечная педагогика» возникло в России в 1915 году. Её ввел Б.П. Гущин в журнале «Библиотекарь» № 3 -4 за 1915 год.
Библиотечная педагогика – дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогики и библиотековедения.
Её предметом является проблемы теории чтения, пропаганда литературы, руководства чтением, используя положения педагогики о теоретических основах воспитания, об объеме и содержании знаний, характеризующих различные степени культурного развития человека
Отличия от общей педагогики:
Полная добровольность посещения библиотеки
Свободное межличностное общение читателя и библиотекаря
Исключение диктата и контроля над получением знаний
Отсутствие иерархии во взаимоотношениях ребенка и библиотекаря.
Отсутствие спущенных сверху нормативов и обязательных программ.
Главное средство библиотечной педагогики-книга, её воздействие на ум и эмоциональную сферу.
За столетний период развития библиотечной педагогики имели место крутые зигзаги: при советской власти руководство чтением объявлялось сущностью советского и социалистического библиотековедения и столь же не профилированный нигилизм, когда от идеи педагогического воздействия библиотекаря на читателя решительно отказывались, объявив его проявлением административно-командной системы, насилием над свободой чтения и восприятия литературы
– осуществляется в рамках различных организаторских форм;
Наиболее последовательными в отстаивании идей библиотечной педагогики были представители Московской ( Айзенберг А.Я. Терехин В.И. Иванова Г.А.)
и Петербургской
( Ванеев А.Н. Тихомирова И.И. Соколов А.В.) библиотечных школ
Становление и развитие библиотечной педагогики
Татищев В.Н. делил науки на нужные (домоводство, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда) и вредные (ворожба, чернокнижие).
Главной задачей обучения он считал освоение «нужных» наук, дополняя их «науками щегольскими»:
(поэтикой, музыкой, живописью).
Служение самопознанию и подготовки к практической жизни.
Ставил задачу не только преподавать общеобразовательные дисциплины, но и воспитывать молодежь.
Теснейшая связь обучения с внеклассным чтением предписывалась гимназическим уставом Академии наук в середине XVIII века
Философ и библиотекарь Имануил Кант
(1724-1804)
Важнейшие принципы, реализуемые в процессе чтения:
•Руководство чтением осуществляют либо специалисты- учителя, наставники, библиотекари, либо сам читающий при достижении определенного читательского уровня.
•В процессе чтения познается новое знание не только благодаря содержащейся в книге информации, но и благодаря её творческой переборке.
•С помощью библиотекаря, наставника, воспитателя или самостоятельно следует выделять вопросы в связи с прочитанным для осмысления его содержания.
•Книга представляет обращенную речь одного человека, которому есть что сказать и очень хочется поделиться своими мыслями, к другому. Следовательно, необходимо проявить внимательность, воспитанность, умение вступать в диалог с автором.
•
Перцептивные способности педагога- умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. *Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.