Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержания профессионально- трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, пофессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решения сопутствующих проблем социально- бытовых, нравственно- этических.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Система работы по профориентации учащихся"»
Доклад
«Система работы по профориентации
учащихся»
( выступление на МО классных руководителей)
Подготовила
классный руководитель 5 класса ГКОУ «Красноярская школа- интернат»
Кривоспицкая С.В.
2023 г.
Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
Д. И. Писарев
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.
Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются:
- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;
- коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
- профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.
Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.
Дальнейшая судьба выпускников школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям .
Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, нравственно-этических.
Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Задача учителя – помочь учащимся в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования.
Очень важно учащихся коррекционной школы-интерната 8 вида подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать её качественно.
Одним из направлений моей деятельности как классного руководителя является профориентационная работа среди обучающихся, которая начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе в условиях предметно- практической деятельности, т.е. с 5 класса.
В системе профориентационной работы в школе классный
руководитель выступает центральной фигурой, и находится ближе всех педагогов к обучающимся, я доверительнее всех общаюсь с ними, кроме того, являюсь координатором всех воспитательных дел в своём классе.
С 5 класса я начала знакомить учащихся с формами и содержанием трудовой деятельности окружающих взрослых, организовывала экскурсии , проводила беседы , с помощью которых обучающиеся постигают многообразие и важность школьных профессий, познают их суть, знакомила с их содержанием, раскрывала общественную значимость этих профессий, воспитывала уважение к труду.
Огромное значение имеет взаимодействие классного руководителя и учителей трудового обучения.
В 9 А классе учебным процессом профориентация осуществляется в этом году по трём направлениям: столярное дело – посещают 5 человек и сельскохозяйственный труд – 2 человека, швейное дело – 1 девочка.
На уроках столярного дела ребята получают основные навыки обработки древесины (пиления, строгания, сверления). На уроках сельскохозяйственного труда – получают навыки по животноводству, овощеводству и растениеводству.
На уроках швейного дела учащиеся овладевают навыками пошива швейных изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме.
Важное значение в профориентационной работе с обучающимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Обучающиеся точно знают круг постоянных обязанностей и поручений, которые должен выполнять каждый ученик .
Профессиональная ориентация в деятельности классного
руководителя – не только отдельные мероприятия, но целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль. Именно классный руководитель осуществляет координацию взаимодействия учителей, работающих в классе, специалистов школы, администрации, родителей .
Я, как классный руководитель, проводила работу по мотивации выбора профессии обучающихся.
Основной формой профессионального просвещения учащихся
остается классный час, где я с 5 класса в доступной форме знакомила обучающихся с определенной профессией, ее социальной значимостью, престижем, условиями труда, давала обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора конкретной профессии.
Наиболее распространенный метод просвещения учащихся - это профориентационная беседа (профессиональное просвещение). Важность просвещения в том, что благодаря ему, расширяются рамки свободы выбора профессии, чем больше будут знать учащиеся о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, тем осознаннее будет его выбор.
Кроме того, важную роль в профориентационной работе играют заочные экскурсии, в виде презентаций профессий. Эти заочные экскурсии выступают как форма наглядного ознакомления обучающихся с производством, миром труда и профессионального образования. После каждой презентации проводилось обсуждение.
В этом учебном году с учащимися 9А класса были проведена экскурсия в аграрный техникум, на котором дети получили объективную информацию о производстве, условиях труда, социальном пакете и т.д.
Эффективной формой профориентационной работы в школе
являются коллективные творческие дела (КТД). КТД – результат
сотрудничества учителей трудового обучения, классных руководителей и учащихся (благоустройство территории, организация субботников и т. д.).
Только системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с умственно отсталостью к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников вспомогательных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа в школе – интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
Литература.
“Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.
Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э.“Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);
3. “Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г..
4. Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}