Просмотр содержимого документа
«Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий.»
Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий.
Важнейшей задачей современной системы образования является развитие личности через универсальные учебные действия, обеспечивающие младших школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:
- подготовки учащихся к реальной жизни,
- готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
- успешно решать жизненные задачи,
- уметь сотрудничать и работать в группе,
- быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над заданиями ;
от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций;
к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями;
к активному участию школьников в выборе содержания и методов обучения.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности.
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
• - обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
ТРИ ОСНОВНЫХ БЛОКА УУД
1 Самоопределение– сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика.
• становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю ;
• осознание своей этнической принадлежности;
• развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;
• видеть сильные и слабые стороны своей личности.
2 Смыслоообразование– поиск и установление личностного смысла
(т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы
учебно-познавательных и социальных мотивов;
• понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю»;
• стремления к преодолению этого разрыва.
3 Морально-этическая ориентация– знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости;
• учету позиций, мотивов и интересов при разрешении моральной дилеммы;
• развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Приемы и задания, используемые для формирования УУД.
Личностные УУД:
Личностные УУД:
Личностные УУД:
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок.
2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.
3.Соревнования.
Регулятивные УУД.
1.Самостоятельная постановка темы , целей, задач урока.
2. Обучение учащихся оцениванию устных ответов .
3. Применять метода «шкалирования» при самооценке работ учащимися.
4. Взаимопроверка письменных работ.
5. Этап рефлексии в конце урока.
Познавательные УУД:
1.Проблемное обучение.
2. Проектное обучение.
3. Педагогические игры.
4. Схемы-опоры для решения различных видов задач. (На уроках математики ).
5. Различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы ( На уроках русского языка ).
Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах.
– форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству.
При такой форме работы -возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - возрастает сплочённость класса; - ученик более точно оценивает свои возможности; - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; -формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
2 .В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения:
- дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий;
- формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий,
-доказательства верности или неверности выполненного действия;
- обосновывают этапы решения учебной задачи.
3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста» и т. д.
4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей .