Тема: Семья, семейные ценности и Я.
Цель: Раскрыть отношение учеников к семейным ценностям. Создать комфортную обстановку для диалога. Раскрыть истинность понятия семейная ценность через отношение детей к этому понятию.
Задачи:
- Формирование своего положительного отношения к семейным ценностям-реликвиям;
- Формирование правильного отношения к семье, к её национальным обычаям и традициям, любви к родителям и родственникам.
- Воспитывать уважительное отношение к взглядам одноклассников и взрослых, уметь отстаивать своё мнение, активно принимать участие в диалоге.
- Формирование познавательного интереса.
- Формирование коммуникативной культуры.
Форма проведения: Беседа с элементами метода «мозгового штурма», создание синквейнов по теме «Семейные ценности».
Оборудование: Компьютер, проектор.
К уроку: Презентация. Марийский женский национальный костюм, вышитый свадебный рушник, вышитые салфетки, фотоальбомы, ватманы, фломастеры, карандаши, цветной мел.
Аншлаги: Что такое «синквейн»? Схема создания классического вида синквейна.
Класс разбить на три группы: Группа «+» - они ищут в разговоре только положительные стороны, группа «-» они всё отрицают (Негативное отношение ко всему). Группа «Эксперты» - делают выводы.
Ход урока:
1. Учитель: Здравствуйте! Снова осень, снова 1 сентября. И мы начинаем наш традиционный первый урок. И так как у нас сегодня «День Знаний», то и нам сегодня предстоит узнать что-то новое, необычное, но как ни странно предстоит увидеть и познать это что-то новое и неожиданное в давно знакомой нам теме «Семья и семейные ценности». Но позвольте мне сегодня прибавить в конце названия этой темы одно маленькое слово, но с огромным значением и смыслом – это ёмкое слово: Я.
Я - это личность, это взросление, это свои взгляды на будущую жизнь, на отношение к окружающему нас миру. Слово Семья дословно значит: "я - это мое тело, я - это мои мама с папой, я - это мои дедушка с бабушками…" - и так до седьмого колена. То есть, как минимум семь поколений генетического родства можно отнести в свое внутреннее пространство. Удивительно, не так ли? А ведь именно так формируется такое понятие, как Род, родовые устои и традиции, родовой и общинный уклад жизни.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Дети предлагают …)
Ответ детей: «Семья, семейные ценности и Я».
Учитель: Совершенно верно.
Для нашего урока я вам предложила необычно разбиться на группы. Каждой группе отводится своя цель, но прийти мы с вами должны к одной: ответить на тему нашего урока: Семья, семейные ценности и Я. Договариваемся: Говорим, никого не критикуя, только своё мнение или добавляя свою мысль по теме к вышесказанному. Отстаиваем свою точку зрения. Все сказанное на этом уроке (особенно группа экспертов) внимательно слушаем, анализируем и конспектируем интересные мысли для синквейна. Сегодня мне будут помогать двое: Аня и Алёша.
Учитель: С 2008 года мы с вами говорим о семье... Так что же такое семья?
( слушаем ответы учеников)
Аня: Я на доске пишу слово Семья. А вы, кто пожелает, на доске допишите слова, такие, чтобы они были связаны со словом семья. (Дети могут написать: дружба, счастье, богатство, клуб, дети, досуг, путешествия, папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, злость, соперничество, друзья, соседи, бизнес,...).
Учитель: Совершенно верно. Взять можно все эти слова, и добавить ещё больше.
А теперь давайте объединим (устно) эти слова со словом Семья и посмотрим , что же получится: семья+дружба; семья+счастье; семья+богатство, семья+дети, семья+злость, семья+соперничество, семья+друзья, семья+соседи, семья+бизнес. Давайте выберем наиболее понравившиеся и посмотрим с разных точек зрения на эти сочетания: Группа»+» Вам слово. Слово группе «-»,
Делаем синквейн по понятию «Семья».(2-3 минуты)
Выступление команд.(5 минут) Слово «Экспертам». (Дети знакомят со своими синквейнами).
Алёша: Сейчас мы посмотрим на слайд и посмотрим какие можно было бы ещё составить синквейны.(Слайд)
Примеры синквейнов на тему «Семья»
1.Семья.
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа дисциплины.
Ребенок.
2.Семья.
Большая, богатая.
Воспитывает, развивает, формирует.
Дорожить ею нужно каждому.
Родители.
3.Семья.
Дружная, работящая, большая.
Поставляет, продает, принадлежит.
Ей принадлежит сеть продовольственных магазинов.
Бизнес.
Учитель: И небольшое отступление: Послушаем стихи о семье:
Когда появилось слово "семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь "Я”.
Вот так на земле появилась семья.
Учитель: В прошлом году мы с вами затронули тему семейные ценности. Эта тема многогранна, о ней можно говорить сколько угодно. Так кто же мне скажет, а что такое семейные ценности? Что можно отнести к семейным ценностям?
(заслушиваем ответы детей). Ответы могут быть разными, а возможно и такими:
Семейные ценности - золото, богатство, самовар, свадебное платье бабушки, портрет родственника, семейная традиция (например, выезд на велосипедах по Марийскому краю), песня, вещь, письма, трубка, китель деда-фронтовика, медали, набор фантиков, открыток и т.д.).
Учитель: Откуда они взялись и почему мы ими дорожим?
Выводы делают дети.
Учитель: Значит семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.
Аня: Что хорошего таят эти семейные ценности и может ли быть возможным, что они могут быть рассмотрены и с плохой точки зрения? А теперь слово группам (+) и (-). Слово экспертам. Синквейн.
Учитель: (подводит разговор к выводу) В каждой семье свои ценности, а значит и подход к жизни у них разный: так как у них разные ценности в жизни. В некоторых семьях процветает доверие друг к другу, любовь, взаимопонимание, а в других на первом месте обогащение, зависть, стяжательство и даже ненависть.
Алёша: А теперь посмотрите на небольшую выставку. На выставке представлены: марийский национальный женский костюм (дала на урок мама одного из учеников нашего класса), вышитый свадебный рушник, вышитые салфетки, фотографии-реликвии одной семьи, этим фотографиям почти 100 лет. И вопрос командам: Как связать все эти выставленные вещи с темой нашего урока?
Дети отвечают. Возможный ответ: Эти вещи могут быть чьими-то семейными ценностями? Что же в них такого ценного?
Слово командам:
Команда « +». Команда «-». Эксперты.
Алёша: А теперь посмотрим на экран: Вы видите возможный вариант синквейна о семейных ценностях на слайде:
Вещь
Памятная, необычная, моя, дорогая
Надеть, посмотреть, подумать, помечтать, осмыслить
Ценю то, что имею.
Семейная ценность.
Учитель: Мы закончили наше представление о семейных ценностях и о влиянии их на нашу семью, её уклад и счастье членов семьи. Помните об этом. С чем мы с вами согласились во время нашего урока: Синквейны экспертов, кратко без обсуждений.
Учитель: Понятие «семья» и «семейные ценности» мы обсудили, а причём тут Я? (предлагает посмотреть на тему урока). Слово моим помощникам.
Алёша: А теперь небольшой познавательный шаг: Нам уже многим по 14 лет. Замечательная пора взросления: Какую лепту внесёте мы в семейную реликвию, зависит только от нас самих. Что мы можем сделать такого, чтобы наши потомки вспоминали нас через «многие лета»?
Аня: Девочки могут вышивать рушники, которые пригодятся им, когда они выйдут замуж и подарят рушник своему мужу. Могут вышить или связать салфетки, которые останутся в семье надолго и будут радовать близких.
Алёша: Мальчишки могут приобрести какой-то навык в работе с инструментом, чтобы быть мастером на все руки, чтобы его семья ни в чём не нуждалась, чтобы в семье ему быть главой семьи, а жена только опорой.
Учитель: А я желаю вам всем выбрать свои ценности так, чтобы они привели вас в будущем к дружной счастливой семье.
Алёша: Посмотрим на слайд и запомним: Альбом старых фотографий, бабушкино подвенечное платье или рассказы о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение — всё это относится к семейным ценностям.
Семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве.
Аня: Посмотрите на слайд. Здесь показаны различные вышивки, орнаменты. Народный орнамент ткачества и вышивки - древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент Архангельской губернии России.
Далее: Просмотр слайдов и комментарии.
Алёша: Ещё пример синквейна по теме: Семейные ценности:
Ценность
Духовная, тёплая, моя, родная
Беречь, любить, передавать, рассказать
Ценю то, что имею.
Моя семья
Или: Семейные традиции (ценности)
Интересные, возможные, приемлемые, современные
Переделать, использовать, иметь, жить
Жить дальше, зная, что есть основа.
Банк идей
Учитель: (подчёркивает) Значит, семейные ценности могут даже помочь в выборе профессии или предпринимательства.
Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.
3. Рефлексия.
Давайте вернемся к целям и задачам урока, смогли ли мы решить поставленные задачи? (все задачи решены). Ну а теперь, ребята, ваша самооценка нашего классного часа. (Ребята высказываются о классном часе, о своей работе, что полезного смогли взять, согласны ли полностью или стоит ещё подумать и поразмыслить над понятиями, аргументируют свои ответы).
Литература:
- Значение элементов русского народного орнамента вышивки
27 мая 2013 – tsukiko
- Ирина Обухова, В защиту семейных ценностей // Православие.Ру, 4 июля 2011
- О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию • Федеральный закон от 29 декабря 2010 года • Российская Федерация • СПС Право.ру
- . ru.wikipedia.org›Семейные ценности
- : http://womanadvice.ru/semeynye-cennosti#ixzz3BmNosP4b Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни