Тип урока: Комбинированный – с элементами самостоятельной работы, проблемно-поисковой деятельностью.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
мультимедийная установка
Дидактическое обеспечение:
Презентация по теме.
Тесты по изобразиельному искусству.
Карточки «Виды изобразительного искусства»
Листы-заготовки для практической работы.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний
Фронтальная беседа.
Учитель: Прежде чем назвать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, какие виды изобразительного искусства в зависимости от материалов, которые использует художник, нам известны.
Если художник работает красками – это…
Ответы детей: Живопись.
Учитель: Если художник рисует линии, а цвет не важен – это…
Ответы детей: Графика.
Учитель: Если художник придумывает различные дома и постройки – это…
Ответы детей: Архитектура.
Учитель: Если художник лепит и высекает из камня объемные фигуры – это…
Ответы детей: Скульптура.
Учитель: Если художник украшает разные предметы, он занимается…
Ответы детей: Декоративно-прикладным искусством
Учитель: Сколько всего видов изобразительного искусства мы вспомнили?
Ответы детей: Пять.
(учитель в процессе ответов учащихся
вывешивает карточки «Виды изобразительного искусства» на доску)
Выполнение теста.
Учитель: Сейчас, ребята, я вам раздам тест, который вы должны выполнить в течение пяти минут. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
(учащиеся решают тест)
Покажите при помощи стрелок соответствие между видами искусства и техниками (1-ый столбик) инструментами и материалами(2-й столбик).
Живопись
Карандаш
Графика
Цветная бумага
Скульптура
Глина
Декоративно-прикладное искусство
Краски
Какие материалы и инструменты нужны для работы художнику и скульптору? Соедините при помощи стрелок
ХУДОЖНИК
Глина, стека, пластилин, гипс
СКУЛЬПТОР
кисти, акварель, бумага, гуашь
Подчеркните цвета, с помощью которых вы сможете показать зимний день:
Жёлтый
Серый
Красный
Синий
Чёрный
Белый
Зелёный
Голубой
Что является главным в изображении пейзажа?
а) животные
б) люди
в) природа
г) посуда
Подчеркните ненужное слово в ряде определений, относящихся к жанру пейзажа.
линия горизонта
пространство
акварель
натюрморт
композиция
живопись
Взаимопроверка.
Учитель:А сейчас поменяйтесь своими тестами, посмотрите правильные ответы на слайде, проверьте друг друга и выставьте оценки. Напоминаю, что один правильный ответ – это 2 балла, если частично правильно – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.
(дети проверяют тесты)
Сообщение темы и задач урока.
Учитель: Если вы правильно выполнили тест, то догадались, о каком жанре искусства сегодня пойдет речь. Что это за жанр искусства?
Ответ детей: Пейзаж.
Учитель: Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с разнообразием пейзажных сюжетов, будем учиться определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, а также развивать навык рисования по воображению.
Кто мне скажет, что такое пейзаж?
Ответ детей: Изображение природы.
Учитель: Да, конечно. Ведь все, что окружает нас, это и есть природа. В зависимости от характера пейзажного искусства можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный, индустриальный), морской, космический пейзажи.
Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический характер. В зависимости от поры года различают весенний, летний осенний и зимний пейзажи. А как вы думаете какими средствами в изобразительном искусстве пользуется художник, чтобы показать то или иное настроение в изображении пейзажа.
Ответ детей: Краски, цвет.
Учитель: Рассмотрим репродукции картин известного русского живописца Ивана Ивановича Шишкина. Вы видите картины «Осенний пейзаж» и «Зима».
Посмотрите внимательно и сравните эти две картины. Какая цветовая гамма использована при изображении осеннего пейзажа? Зимнего? Какой пейзаж и почему вам понравился больше?
Ответы детей.
Учитель:Ребята, а вы любите природу? Как вы думаете, что можно сделать, чтобы сохранить мир природы вокруг нас?
Ответы детей.
Учитель: Послушайте, как прекрасно свою любовь к природе высказала поэтесса Ольга Рязанова в нескольких строках:
У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но так совершенна природа,
Что в целом ее краше нет.
Будем беречь и не засорять нашу природу, и жизнь наша станет прекрасной.
Физкультминутка
Практическая работа.
Инструктаж по выполнению работы.
Учитель: Я сейчас вам раздам листы-заготовки, на которых изображенный линии и штрихи. Используя их, добавляя свои линии, штрихи, точки, вы должны нарисовать зимний пейзаж.
Итог урока.
Анализ и обсуждение работ.
Оценивание.
Рефлексия.
Приложение 1
ТЕСТ
Покажите при помощи стрелок соответствие между видами искусства и техниками (1-ый столбик) инструментами и материалами(2-й столбик).
Живопись
Карандаш
Графика
Цветная бумага
Скульптура
Глина
Декоративно-прикладное искусство
Краски
Какие материалы и инструменты нужны для работы художнику и скульптору? Соедините при помощи стрелок
ХУДОЖНИК
Глина, стека,
пластилин, гипс
СКУЛЬПТОР
кисти, акварель,
бумага, гуашь
Подчеркните цвета, с помощью которых вы сможете показать зимний день:
Жёлтый
Серый
Красный
Синий
Чёрный
Белый
Зелёный
Голубой
Что является главным в изображении пейзажа?
а) животные
б) люди
в) природа
г) посуда
Подчеркните ненужное слово в ряде определений, относящихся к жанру пейзажа.