Тема урока: теплая и холодная цветовые гаммы. Понятия «цветовой контраст» и «цветовой нюанс». Создание декоративного натюрморта (техника выполнения: аппликация).
Цель урока: 1. Раскрыть значение понятия «натюрморт» как жанра изобразительного искусства; дать характеристику цветовому контрасту, нюансу; научить различать теплую и холодную цветовые гаммы.
2. Развить образное мышление, цветовое зрение, эстетическое восприятие произведений искусства и окружающего мира.
Оборудование: картонная основа (формат А-4), ножницы, клей-карандаш, заготовки из цветной бумаги.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
- Ребята, а вы знаете, как называется жанр изобразительного искусства, в котором художник передает красоту мира вещей? (Ответы детей). Ответ на этот вопрос – это ключевое слово нашего кроссворда. Попробуем его разгадать?
Разгадывание кроссворда с ключевым словом «Натюрморт»
3. Объявление темы урока
- На примере натюрморта мы сегодня познакомимся со всеми цветами радуги и узнаем о них много интересного. Урок наш называется «Веселый натюрморт», потому что работать будем в группах, весело и с энтузиазмом!
4. Изучение нового материала
- Дети, а что такое натюрморт? (Ответы детей)
- Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который изображает неживые предметы. Англичане и немцы называют натюрморт – «тихая природа», в переводе с французского языка - «мертвая природа». А что бы вам лучше запомнилось, давайте выучим один стишок:
- Что такое «натюрморт»?
- «Мертвая природа».
Вот дословный перевод
Французского народа.
- Скажите, с помощью чего живописец пишет натюрморт? (С помощью красок).
- Совершенно верно! Назовите основное выразительное средство живописи. (Цвет).
- Правильно! А какие цвета вы знаете? (дети перечисляют цвета). Вот сколько цветов вы назвали. Если все цветные цвета собрать вместе, то получится спектр. Вот так он выглядит. (Учитель демонстрирует спектральный круг). Обращаю ваше внимание на то, что черный и белый цвет – это нейтральные цвета, они не входят в спектр. Все оттенки от белого до черного цвета художники называют ахроматическими; хроматическими (от греческого слова xromos - цвет) художники называют все цветные цвета спектра. (Учитель демонстрирует таблицы с ахроматическими и хроматическими цветами).
А вы знаете, что основных цветов, из которых состоят все цвета, только три? Как вы думаете, о каких трех цветах я говорю? (Дети называют цвета, при правильном ответе учитель вывешивает цветные кружочки на классную доску – желтый, красный, синий). Смотрите, а если мы смешаем краски желтого цвета и синего – какой цвет получится? Правильно, зеленый! А если смешаем синий и красный? (Фиолетовый!) Красный и желтый? (Оранжевый!). Смотрите, сколько цветов мы получили, используя всего три основных цвета! Но мы не будем останавливаться на достигнутом: вот какую богатую палитру можно получить, если продолжать смешивать рядом стоящие цвета. Сочетание цветов, расположенных рядом, называют нюансом (близкими). Чем дальше друг от друга в спектре расположены цвета, тем сильнее контраст.
Ребята, а вы знаете, что все цвета, могут иметь теплый и холодный оттенок. Например: желто-зеленый или сине-зеленый цвет.
Теплые цвета – это цвета солнца, огня (учитель демонстрирует натюрморт в теплой цветовой гамме). Какие теплые цвета вы знаете? (дети называют цвета, учитель вывешивает таблички с теплой цветовой палитрой).
Холодные цвета – это цвета голубого неба, холодной зимы, льда, воды (учитель демонстрирует натюрморт в холодной цветовой гамме).
Есть еще такое понятие как колорит. Колорит – это общая цветовая гармония рисунка, когда каждый цвет находится в согласованном единстве с другими. Сложно? Давайте, минутку отдохнем, а затем применим наши знания в практической работе.
5. Физ. минутка
Спал цветок (руки под щеку)
И вдруг проснулся (просыпаемся)
Навстречу солнцу повернулся (руки вверх, тянемся)
Лепестки свои расправил (ладошки расправили)
Листочки в сторону направил (руки в стороны)
Весь как будто встрепенулся (встряхнулись)
Своим соседям улыбнулся (улыбнулись)
6. Практическая работа
- Сейчас объединяемся в группы по четыре человека. Я подхожу к каждой группе и один представитель достаем из этой волшебной шляпы задание для своей группы, озвучиваем его и присаживаемся на свои места. (В шляпе на свернутых листках бумаги написаны задания: натюрморт в теплой цветовой гамме, натюрморт в холодной цветовой гамме, контрастный натюрморт, нюансный натюрморт). Сейчас, все группы подходят к этому отдельно-стоящему столу и выбирают те фрагменты натюрморта, которые соответствуют вашему заданию. Ваш натюрморт должен состоять из двух вертикальных плоскостей, одной горизонтальной плоскости, кувшина, блюда, двух яблок и лимона. Среди подготовленных фрагментов имеются лишние фрагменты, которые никакого отношения не имеют к вашему натюрморту. Я раздаю каждой группе лист картона, ножницы, клей-карандаш. Ваша задача: вырезать выбранные вами фрагменты, (учитель проговаривает технику безопасности при работе с ножницами), составить из них натюрморт в соответствии с вашим заданием и наклеить его на картон. Обратите внимание: ваш натюрморт не будет законченным без рамки, фрагменты которой вы так же найдете на этом столе. Как только ваша работа будет закончена – поднимите руку. (На отдельном столе разложены разноцветные фрагменты натюрморта, среди которых имеются детали, не относящиеся к данной композиции) Приступаем к работе! (В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж).
7. Завершение урока
Демонстрация детских работ, комментарии учителя. Оценивание проделанной работы учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Веселый натюрморт »
Урок изобразительного искусства
5 класс
«Веселый натюрморт»
Разработал и провел
учитель изобразительного искусства
Лобановской ОШ I – III ступеней
Джанкойского района
Анисимова Л. Ю.
2013 год
Тема урока: теплая и холодная цветовые гаммы. Понятия «цветовой контраст» и «цветовой нюанс». Создание декоративного натюрморта (техника выполнения: аппликация).
Цель урока: 1. Раскрыть значение понятия «натюрморт» как жанра изобразительного искусства; дать характеристику цветовому контрасту, нюансу; научить различать теплую и холодную цветовые гаммы.
2. Развить образное мышление, цветовое зрение, эстетическое восприятие произведений искусства и окружающего мира.
Оборудование:картонная основа (формат А-4), ножницы, клей-карандаш, заготовки из цветной бумаги.
Ход урока
Организационный момент.Приветствие.
Актуализация опорных знаний учащихся
- Ребята, а вы знаете, как называется жанр изобразительного искусства, в котором художник передает красоту мира вещей? (Ответы детей). Ответ на этот вопрос – это ключевое слово нашего кроссворда. Попробуем его разгадать?
Разгадывание кроссворда с ключевым словом «Натюрморт»
1
х
у
д
о
ж
н
и
к
2
к
р
а
с
к
и
3
к
и
с
т
ь
4
т
ю
б
и
к
5
ф
р
у
к
т
ы
6
р
а
м
а
7
о
в
о
щ
и
8
р
ы
б
а
9
ц
в
е
т
ы
Человек, создающий картины.
Художественный материал для живописи.
Инструмент живописца.
Упаковка для красок.
Растут на дереве…
Обрамление картины.
Морковь, картофель, свекла – это
Плавает в реке …
Из них создают букеты.
Объявление темы урока
- На примере натюрморта мы сегодня познакомимся со всеми цветами радуги и узнаем о них много интересного. Урок наш называется «Веселый натюрморт», потому что работать будем в группах, весело и с энтузиазмом!
Изучение нового материала
- Дети, а что такое натюрморт? (Ответы детей)
- Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который изображает неживые предметы. Англичане и немцы называют натюрморт – «тихая природа», в переводе с французского языка - «мертвая природа». А что бы вам лучше запомнилось, давайте выучим один стишок:
- Что такое «натюрморт»?
- «Мертвая природа».
Вот дословный перевод
Французского народа.
- Скажите, с помощью чего живописец пишет натюрморт? (С помощью красок).
- Совершенно верно! Назовите основное выразительное средство живописи. (Цвет).
- Правильно! А какие цвета вы знаете? (дети перечисляют цвета). Вот сколько цветов вы назвали. Если все цветные цвета собрать вместе, то получится спектр. Вот так он выглядит. (Учитель демонстрирует спектральный круг). Обращаю ваше внимание на то, что черный и белый цвет – это нейтральные цвета, они не входят в спектр. Все оттенки от белого до черного цвета художники называют ахроматическими; хроматическими (от греческого слова xromos - цвет) художники называют все цветные цвета спектра. (Учитель демонстрирует таблицы с ахроматическими и хроматическими цветами).
Ахроматические цвета Хроматические цвета
Спектральный круг
А вы знаете, что основных цветов, из которых состоят все цвета, только три? Как вы думаете, о каких трех цветах я говорю? (Дети называют цвета, при правильном ответе учитель вывешивает цветные кружочки на классную доску – желтый, красный, синий). Смотрите, а если мы смешаем краски желтого цвета и синего – какой цвет получится? Правильно, зеленый! А если смешаем синий и красный? (Фиолетовый!) Красный и желтый? (Оранжевый!). Смотрите, сколько цветов мы получили, используя всего три основных цвета! Но мы не будем останавливаться на достигнутом: вот какую богатую палитру можно получить, если продолжать смешивать рядом стоящие цвета. Сочетание цветов, расположенных рядом, называют нюансом (близкими).Чем дальше друг от друга в спектре расположены цвета, тем сильнее контраст.
Ребята, а вы знаете, что все цвета, могут иметь теплый и холодный оттенок. Например: желто-зеленый или сине-зеленый цвет.
Теплые цвета – это цвета солнца, огня (учитель демонстрирует натюрморт в теплой цветовой гамме). Какие теплые цвета вы знаете? (дети называют цвета, учитель вывешивает таблички с теплой цветовой палитрой).
Теплая цветовая палитра Холодная цветовая палитра
Холодные цвета – это цвета голубого неба, холодной зимы, льда, воды (учитель демонстрирует натюрморт в холодной цветовой гамме).
Есть еще такое понятие как колорит. Колорит – это общая цветовая гармония рисунка, когда каждый цвет находится в согласованном единстве с другими. Сложно? Давайте, минутку отдохнем, а затем применим наши знания в практической работе.
Физ. минутка
Спал цветок (руки под щеку)
И вдруг проснулся (просыпаемся)
Навстречу солнцу повернулся (руки вверх, тянемся)
Лепестки свои расправил (ладошки расправили)
Листочки в сторону направил (руки в стороны)
Весь как будто встрепенулся (встряхнулись)
Своим соседям улыбнулся (улыбнулись)
Над бумажным листом (встали, руки вверх)
Машет кисточка хвостом (вращение кистями)
И не просто машет (наклоны руками)
А бумагу мажет (наклоны вправо, влево)
Красит в разные цвета (вращение вокруг)
Ах, какая красота! (хлопаем руками)
Практическая работа
- Сейчас объединяемся в группы по четыре человека. Я подхожу к каждой группе и один представитель достаем из этой волшебной шляпы задание для своей группы, озвучиваем его и присаживаемся на свои места. (В шляпе на свернутых листках бумаги написаны задания: натюрморт в теплой цветовой гамме, натюрморт в холодной цветовой гамме, контрастный натюрморт, нюансный натюрморт). Сейчас, все группы подходят к этому отдельно-стоящему столу и выбирают те фрагменты натюрморта, которые соответствуют вашему заданию. Ваш натюрморт должен состоять из двух вертикальных плоскостей, одной горизонтальной плоскости, кувшина, блюда, двух яблок и лимона. Среди подготовленных фрагментов имеются лишние фрагменты, которые никакого отношения не имеют к вашему натюрморту. Я раздаю каждой группе лист картона, ножницы, клей-карандаш. Ваша задача: вырезать выбранные вами фрагменты, (учитель проговаривает технику безопасности при работе с ножницами), составить из них натюрморт в соответствии с вашим заданием и наклеить его на картон. Обратите внимание: ваш натюрморт не будет законченным без рамки, фрагменты которой вы так же найдете на этом столе. Как только ваша работа будет закончена – поднимите руку. (На отдельном столе разложены разноцветные фрагменты натюрморта, среди которых имеются детали, не относящиеся к данной композиции) Приступаем к работе! (В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж).
7. Завершение урока
Демонстрация детских работ, комментарии учителя. Оценивание проделанной работы учащимися.