Урок изобразительного искусства
«Люблю я Русь за осень золотую.»
(Уголки родного края, воспетые поэтом Сергеем Есениным в стихах)
Цель – изобразить образ осенней природы (поэзия С.А Есенина), используя различные художественные материалы.
Задачи:
образовательные:
-
рассказать о жизни С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;
-
показать народность творчества поэта;
развивающие:
-
развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
-
развитие навыков творческого восприятия и выражения произведений поэта в картинах и зарисовках;
-
развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;
-
совершенствование навыков самостоятельной работы. Выполнение творческой работы;
воспитательные:
-
воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;
-
воспитание чувства восхищения родной природой;
-
воспитание духовно-нравственной культуры.
Оборудование: портрет, фотографии С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, диск с записями песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением картин русской природы.
Методические приёмы: лекция преподавателя, выразительное чтение стихотворений учащимися и преподавателями.
Подготовка к мероприятию. В ходе подготовки к внеклассному мероприятию была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка сообщения и видеоролика о жизни и творчестве поэта; создание выставки с фотографиями поэта.
1слайд. Уголки родного края, воспетые поэтом Сергеем Есениным в стихах.
2 слайд. Больше всего на свете русский поэт Сергей Есенин любил свою родину.
3 слайд. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. Когда он был маленьким, его воспитывали нежно любящие его дедушка и бабушка. Своё родное село Константиново Есенин очень любил, считал его самым красивым и прекрасным местом на земле. И не только село, но и свой рязанский край, свою Россию.
4 слайд. Село Константиново привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу реки Оки.
5 слайд. Каждый русский человек хоть раз в своей жизни стремиться побывать на родине Есенина. Думаю, ребята, и вы побываете в Константинове. И увидите дом в котором родился Есенин, пройдетесь по тем местам, где любил гулять великий поэт.
6 слайд. Так сложилась жизнь Сергея Есенина, что ему пришлось покинуть родное село, уехать в Москву, но он очень тосковал по родным местам.
Неприглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек.
7 слайд. Но Есенин тосковал по родине.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
8 слайд. Часто вспоминал Есенин свое детство. О своем детстве Есенин сам рассказывал разное и по-разному. В автобиографии 1924 г. он пишет: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню, лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье дает». Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю».
Есенин любил подчеркивать, что всегда был озорником, драчуном, заводилой. Вспоминал, как неженатые дядья – «ребята озорные и отчаянные» – посадили его, трехлетнего, на лошадь без седла и пустили в галоп. Или как те же «мудрые наставники» учили его плавать: отплывали на лодке от берега и бросали, как щенка, в воду».
9 слайд. С раннего детства Есенин стал писать стихи. Первой публикацией С.А. Есенина считается стихотворение «Берёза», напечатанное в детском журнале «Мирок» в 1914 году и подписанное псевдонимом Аристон. В переводе с греческого «аристон» означает «самый лучший». Так поэт заявил о своём приходе в литературу.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
10 слайд. Самое любимое время года у Еснина была … как вы думаете, ребята, … правильно, осень. Во многих своих стихах Есенин воспевает красоту осени.
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
11 слайд. «Люблю я Русь за осень золотую.», - так говорил Сергей Есенин.
12 слайд. Сестра Сергея Есенина Александра рассказывала: Однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна. Была осень. В саду под окном росла рябина, на закате её гроздья ярко горели. Сергей, заметив, рябину, сказал грустным голосом: «в саду горит костер рябины красной, но никого не греет он». Вскоре после этого Есенин написал стихотворение «Отговорила роща золотая». А позднее композитор Г. Пономаренко сочинил к стихам музыку. Так появился романс «Отговорила роща золотая», который мы сейчас послушаем.
(Звучит фонограмма)
Вот как Сергей Есенин рисовал картину осенней природы.
Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но в сердцах людей он будет жить вечно, потому что наши бабушки, папы, мамы и все мы с вами воспитаны на его замечательных стихах, потому что в них воспевается наша родина. И песни на его стихи очень красивые и задушевные, их поют и артисты, и просто люди, собравшись за столом или у костра. Думаю, и вам понравилось исполнение песни. Можно ещё многое рассказать о Сергее Александровиче Есенине, читать его замечательные стихи, слушать песни, написанные на его стихи. Скажите, ребята, что главное в стихах С. А. Есенина? О чём он писал?
Учитель: Ребята, пришло время и нам с вами поработать. Что мы сегодня будем рисовать? Да, осень. Перед вами краски, бумага. Попробуйте изобразить осень, такой, какой вы её видите, чувствуете.
(Под тихую, спокойную мелодию дети рисуют).
Учитель: Посмотрите, ребята, как можно нарисовать осень нетрадиционными методами - с помощью ушных палочек.
Презентация.
Самостоятельная работа учащихся.
В конце занятия - выставка из рисунков детей, поговорить о рисунках, о чувствах детей.
Рефлексия:
- Что вы ощущали, слушая музыку, что представляли?
- Расскажите о своих чувствах, которые испытали, слушая стихи, романс об осени, рассматривая картины?
ВУчитель: Вот и подходит к концу наш урок, который мы посвятили дню рождения Сергея Александровича Есенина. Поэзия его вечна, потому, что он писал о Вечном - о Матери, о Родине, о Природе, о Любви. Он-то понимал, что всё пройдёт, а Россия останется.
«Но и тогда, когда во всей планете Пройдёт вражда племён, Исчезнет ложь и грусть, Я буду воспевать всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким Русь».
Во всём мире знают и любят Есенина. Любят его стихи за теплоту, лиричность, свежесть чувств и удивительную образность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей родине.
Читаю отрывок из стихотворения Н. Брауна СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы и синь – рассвет. Что-то есть в нём и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут «Сергей Есенин» Всей России встают черты… И над заводью месяц тонкий, И в степи, у заросших троп, Красногривого жеребёнка Неуклюжий, смешной галоп. И весенних осин серёжки, И рязанского неба ширь, И просёлочные дорожки, И приокские камыши.
(Звучит песня на стихи Андрея Дементьева «У Есенина день рождения»)
В конце урока предлагаю детям, завершить свои работы дома и принести рисунки для иллюстрированного сборника стихов С. Есенина.
Используемые материалы:
1.Фонограмма романса «Отговорила осень золотая» (Depositfiles.com)
2. Подборка стихов об осени (http://www.stihi-rus.ru/deti/osen.htm)
3. Детские рисунки по стихам С.Есенина.