Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»
Урок ИЗО в 4 классе
Подготовила учитель начальных классов Попова С. А.
МБОУ СОШ с. Устиновка
Тема:Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по изученному разделу «Связь времён в народном искусстве». Познакомить учащихся с ролью народных промыслов в современной жизни на примере мезенской росписи, познакомить с ее историей и техническими приемами. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (гуашь).
Задачи:
1. Закрепить знания о художественных промыслах и их применении в жизни.
2. Познакомить с современными видами росписи.
3. Научить делать рисунок для росписи по ткани без зарисовок.
Предметные и Метапредметные УДД:
Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы, использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.
Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.
Структура урока.
I. Организационный момент.
Учитель.- Здравствуйте. Для нашего урока необходимы следующие материалы: гуашь, бумага, кисти.
I. Аактуализация знаний.
Учитель: - Для чего наши предки украшали предметы быта? Что такое – художественная роспись?
Художественная роспись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Одним из самых древних видов народных промыслов, которые, на протяжении нескольких столетий, являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Учитель: - Тема нашего урока – «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» (Слайд 1).
Учитель: - Каковы задачи нашего урока? (Слайд 2)
Сегодня нас ждет теоретическая и практическая работа. Повторим все известные вам промыслы, а так же познакомимся с современной росписью. Будем учиться рисовать мотив для росписи по образцу мастер-класса.
III. Первичное закрепление.
Учитель: - На Руси, ребята, издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивался определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создавали изумительные по красоте и оригинальности предметы.
Учитель: - С какими видами росписи вы познакомились на прошлых уроках, на каких материалах их выполняют?
Дымковская игрушка. (Слайд 3)
Гжель. (Слайд 4)
Жостовская роспись. (Слайд 5)
Хохлома. (Слайд 6)
Городецкая роспись. (Слайд 7)
Учитель: - Сейчас я вас познакомлю еще с одним видом росписи по дереву и папье-маше
(Слайды 8-9)
Федоскинские миниатюры. Росписью лаками славится деревня Федоскино. На фабрике рабочие занимались росписью изделий из папье-маше и дерева лаком. Мастера добивались удивительного свечения миниатюр путем письма «по сквозному». Так называлась техника, когда непосредственно перед росписью на поверхность наносили слой сусального золота, перламутра. Сусальное золото – тончайшие листы золота, которые используются в декоративных целях.
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
Учитель: - Какие виды росписи вы еще знаете?
Роспись по стеклу(Слайд 10)
Витраж - позволяет украсить интерьер удивительными шедеврами, превращая обыкновенный кухонный фартук, двери шкафа-купе, стеновые панели и все помещение в настоящее произведение искусства. В ходе работы художники используют разные виды красок, технику имитации витражей, различные приемы и стили выполнения рисунка, чтобы максимально выразить творческую идею и подчеркнуть особенности стиля.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов (Слайд 11) На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Декоративная роспись стен называется – стенопись (Слайд 12).
В современном мире художественная роспись занимает важную позицию в оформлении таких общественных местах культуры и отдыха, как театры, гостиницы, торгово-развлекательные центры, элитные ночные клубы. Также она часто присутствует в интерьерах частных коттеджей, загородных вилл и квартир. Особенно излюбленной публикой остается роспись-обманка, когда достигается эффект расширения пространства за счет введения в роспись строгих архитектурных и ландшафтных форм в перспективном удалении.
Учитель: - А какие современные виды росписи вы еще знаете?
Граффити – это рисунки, надписи и любые другие изображения, нарисованные краской или чернилами на разного рода поверхностях (Слайд 13)
Росписьногтей - это вид дизайна ногтей, при котором посредством использования кистей для рисования на ногтевую пластину наносятся рисунки лаком (Слайд 14)
Учитель: - Какие основные элементы росписи вам знакомы?
Основныеэлементыросписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Учитель: - Как вы думаете, в каком виде росписи можно использовать данный рисунок? (Слайд 15)
Учитель: - Сейчас вы будете учиться рисовать сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом по образцу мастер-класса. (Мастер – класс по рисованию см. Приложение)
V.Практическая работа учащихся.
VI. Взаимооценка и анализ работ.
VII. Итог урока.
Понравилось вам выполнять работу? Какая гамма, декор, форма присуща данному виду росписи?