kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока :"правила линейной и воздушной перспективы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила линейной и воздушной перспективы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока :"правила линейной и воздушной перспективы"»

Урок 31. Правила линейной и воздушной перспективы

Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о правилах линейной и воздушной перспективы как способе передачи глубины пространства, о плоскости картины, точке схода, горизонте и его высоте; научить видеть и использовать в качестве средств выражения полученные знания; актуализировать знания учащихся

Тип урока

Практическое применение знаний, умений

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать, определять понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота; осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента, самостоятельно искать способы завершения учебной задачи; уметь на практике усваивать понятие «точка схода», изображать глубину в картине, применять на практике знание правил линейной и воздушной перспективы.

Метапредметные: научатся определять учебную цель, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; организовывать работу в группе; корректировать свои действия под воздействием контраргументов; преодолевать конфликты, договариваясь друг с другом; определять цель деятельности, конечный результат, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игра; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

 Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования) (http://som.fio.ru);

 Портал «Все образование» (http://catalog.alledu.ru)

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: В. Д. Орловский «Город Поццуоли близ Неаполя», Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», В. Верещагин «Раджпугур», И. И. Шишкин «Корабельная роща», А. М. Васнецов «Северный край»,

М. Хоббема «Дорога», схема – точка схода.

Мультимедийный ряд: презентация «Перспектива»

Основные понятия и термины

Линейная и воздушная перспектива, точка схода, плоскость картины, высота линии горизонта

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

Момент. Актуали-зация знаний.

Беседа

С практичес-кой работой для постановки целей урока

Сегодня в утреннюю пору,
Когда обычно даль темна,
Я отодвинул набок штору
И молча замер у окна.

Я. В. Смеляков

- На прошлом уроке мы говорили о способах изображения пространства в истории искусства. Сегодня мы познакомимся с теоретическими знаниями, которые помогают изображать пространство на плоскости. Но прежде ответьте на вопросы:

- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

- Охарактеризуйте пейзаж.

- Как называется наука, помогающая правильно изображать предметы в пространстве так, как мы их видим?

Правила построения перспективы мы и будем сегодня изучать.

Давайте подойдем к окну. Вы видите, что определенные участки окна расчерчены как тетрадь в клетку. Ваша задача – выбрать в окне предмет, который находится рядом со школой и вдалеке и отметить его размеры на расчерченном участке окна. (выполнение 2 мин.)

- Какую закономерность обнаружили?

- Действительно, если обратить внимание, мы замечаем, что ближайшие к нам фигуры людей кажутся больше тех, которые находятся вдали. Высоту одинаковых деревьев мы видим разной в зависимости от того, на каком расстоянии от нас они находятся: расположенные ближе будто бы больше удаленных. Так же зрительно изменяется высота одинаковых зданий, если смотреть на них вдоль улицы. Пройдите на свои места. Давайте попробуем сформулировать цель работы на уроке.

Слушают учителя. Рассматривают картины. Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют учебную цель.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала





1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Потребность в изучении перспективы возникает у рисующего после того, как он убеждается в невозможности правильно изобразить окружающую действительность без знания теории. 

Художнику необходимы знания законов изображения окружающих нас предметов, как они нам видны в натуре или как мы могли бы их увидеть, рисуя по представлению.

На картине В. В. Верещагина «Раджпугур» мраморная, украшенная барельефами набережная в Удайпуре. (Слайд № 8.) В небольшом проеме между колоннами видна панорама индийского города. Высокий холм с большими постройками на вершине и склонами, поросшими деревьями, набережная и вода с отражениями – все это поместилось между двумя колоннами подобно тому, как через небольшое окно можно увидеть широкий пейзаж. Обращаем внимание и на то, что находящийся вдали павильон нарисован в малом размере, хотя он имеет колоннаду, аналогичную той, которая изображена на переднем плане очень крупно. Согласно закону перспективы, чем дальше от глаза наблюдателя находятся предметы, тем меньшими они кажутся. (Слайд № 7.)

Когда мы смотрим в окно, то через небольшую плоскость стекла видим пейзаж. Стекло работает как бы картинной плоскостью, и на нем можно было бы обвести тушью очертания всего, что находится за окном. Подобную картинную плоскость можно представить себе находящейся между изображаемыми предметами и глазом рисующего. Очертания предметов на этой воображаемой картинной плоскости соответствуют размещению рисунка, который мы хотим выполнить на листе бумаги. Понятие «картинная плоскость» важно уяснить для понимания правил перспективных построений.

Перспективным горизонтом называют воображаемую горизонтальную плоскость, проходящую на уровне глаз зрителя.

Плоскость эту на рисунках изображают в виде прямой линии. На картине «Корабельная роща» И. И. Шишкина линия горизонта перекрыта деревьями. (Слайд № 11.)


Ребята получают представление о правилах перспективы.

Осмысливают понятия точка зрения, линейная перспектива. Смотрят
в окно. Осмысливают понятие «картинная

плоскость».

Проводят эксперимент

со стаканом воды и находят скрытую линию горизонта. Определяют высокую

и низкую линии горизонта

Фронтальная работа

Познавательные: сравнивают объекты

по заданным критериям, решают учебные задачи; анализируют и обобщают; определяют понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость; горизонт и его высота; осуществляют поиск ответа на поставленный вопрос

с помощью эксперимента.

Коммуникатив-ные: соблюдают нормы коллективного общения.

Личностные:

проявляют познавательную активность










1

2

3

4

5

6

7



У меня в руках стакан с водой, подумайте, как его можно использовать, чтобы найти линию горизонта на картине.

– Посмотреть через него на картину.

В тех случаях, когда различные сооружения, постройки, холмы, горы, деревья загораживают линию горизонта, его положение легко определить, если поднести к глазам стакан с водой и держать так, чтобы уровень воды был виден как прямая линия. Так как линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего, то, когда он поднимается на возвышенность, линия горизонта повышается, при спуске же горизонт опускается. (Слайды № 12–15.)На доске картины А. М. Васнецова «Северный край» и М. Хоббема «Дорога». (Слайд № 16.)

Скажите, на какой из этих картин низкий, а на какой высокий горизонт?




Отвечают

на вопросы




III. Творческая практическая деятельность

Репродук-тивный

– Перед нами схема «Точка схода». (Слайд № 17.)

Горизонтальные линии могут быть расположены к картинной плоскости под углом 45°, под любым случайным углом или перпендикулярно к ней. Любые параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся под углом к картинной плоскости, зрительно сближаясь, пересекаются на линии горизонта в одной точке, которую называют точкой схода.

Чтобы понять, какую роль играет точка схода в картине, нарисуем картину большой глубины «городской пейзаж», просто копируя линии, пересекающиеся в точке схода, представленные в образце. (Слайды
№ 18–25.)

– Разделите страницу на четыре части. (Линии построения должны быть тонкими и легкими.)

– От центра листа вверх и вниз отложите соответственно 5 см и 7,5 см, поставьте точки А и Б.

– Соедините эти точки с правой и левой точками схода. Они находят-

Знакомятся

со схемой «Точка схода».

Готовят рабочее место. Выполняют работу по плану графическими средствами, исследуют понятие «точка схода».

Самостоятельно дорисовывают работу

Индивидуальная работа

Познаватель-ные: самостоятельно ищут способы завершения учебной задачи; на практике усваивают понятие «точка схода»; изображают глубину в картине.

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации;





1

2

3

4

5

6

7


ся на линии горизонта на концах листа.

– Добавьте две вертикальные строительные линии. Их координаты: 3,5 см справа, 5 см слева от центра. Обведите мягким карандашом получившуюся фигуру.

– Переместите точки А и Б влево и повторите все построения. (Точки схода остаются на месте.)

– Перемещайте точки А и Б вправо и влево и стройте вертикальные линии, обводите получившиеся параллелепипеды.

– Заштрихуйте все правые стороны параллелепипедов.

– Добавьте несколько легких линий, чтобы очертить дорогу и тротуар.

– Отметьте окна. Для этого можно нарисовать только их теневую часть. И продолжите рисовать этот городской квартал, как вам подскажет воображение. Например, добавьте больше окон, пешеходов, автомобилей, фон, деревья и т. д.



определяют способы достижения цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели


Игра

– Предлагаю поиграть в игру «Найди свое место».

В шкатулке находятся цветные кружочки. Возьмите их. Кому достался самый светлый кружок – уйдите в конец класса. Ребята с кружками более насыщенного цвета – займите середину класса. И с яркими кружками – встаньте впереди.

- Скажите пожалуйста, что за правило мы сейчас с вами воспроизвели? ( правило воздушной перспективы)

- Давайте попробуем сформулировать это правило.


- Предметы вдалеке мы видим сквозь толщу воздуха. По мере удаления предмета тон теряет свою насыщенность. Это знание повлияло на правила воздушной перспективы. (Слайды № 2627.)

- Ребята, вспомните о пространственных свойствах цвета.

Теплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные – отступают.


Попытайтесь «насытить» получившийся городской пейзаж воздухом.

Ребята разбирают кружочки, разные по светлоте, в соответствии
с указаниями учителя ищут свое место
в классе. Один

ученик из класса проверяет, на своем ли месте находятся его товарищи: в конце класса – свет-

Групповая работа


Познавательные: строят схему воздушной перспективы, усваивают понятие.

Коммуникативные: организуют работу в группе; корректируют свои действия под влиянием контраргументов; преодолевают конфликты, договариваясь


1

2

3

4

5

6

7




лые кружочки, а по мере приближения к началу – самые яркие цвета. Когда все на месте, определяют понятие «воздушная перспектива»


друг с другом.

Регулятивные:

определяют цель деятельности, конечный результат, самостоятельно исправляют ошибки


IV. Итоги урока.

Рефлексия


Давайте подведем итог нашего занятия. Те, кто считает свою работу на уроке активной, плодотворной, качественной, те , кто узнали что-то новое и интересное находились на переднем плане нашего классного пейзажа и могут смело взять себе крупные и яркие смайлики. Кто не во всем разобрался – возьмите смайлики «среднего плана». Думаю, что смайлики «дальнего плана» нам не понадобятся. Расположите свои смайлики на доске в соответствующем месте с помощью магнитов.

Выставление оценок.

Д.З. – закончить работу над городским пейзажем.

Крупные и яркие смайлики – смайлики «Переднего плана», выбирают дети, разобравшиеся в сути урока, смайлики меньших размеров и мене насыщенные по цвету – ребятя, у которых еще остались вопросы по материалу урока.


Регулятивные: анализируют свою работу на уроке;

Личностные:

Объективно оценивают свои успехи и неудачи






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Сценарий урока :"правила линейной и воздушной перспективы"

Автор: Сурнина Оксана Юрьевна

Дата: 12.05.2017

Номер свидетельства: 414897


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства