II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Потребность в изучении перспективы возникает у рисующего после того, как он убеждается в невозможности правильно изобразить окружающую действительность без знания теории. Художнику необходимы знания законов изображения окружающих нас предметов, как они нам видны в натуре или как мы могли бы их увидеть, рисуя по представлению. На картине В. В. Верещагина «Раджпугур» мраморная, украшенная барельефами набережная в Удайпуре. (Слайд № 8.) В небольшом проеме между колоннами видна панорама индийского города. Высокий холм с большими постройками на вершине и склонами, поросшими деревьями, набережная и вода с отражениями – все это поместилось между двумя колоннами подобно тому, как через небольшое окно можно увидеть широкий пейзаж. Обращаем внимание и на то, что находящийся вдали павильон нарисован в малом размере, хотя он имеет колоннаду, аналогичную той, которая изображена на переднем плане очень крупно. Согласно закону перспективы, чем дальше от глаза наблюдателя находятся предметы, тем меньшими они кажутся. (Слайд № 7.) Когда мы смотрим в окно, то через небольшую плоскость стекла видим пейзаж. Стекло работает как бы картинной плоскостью, и на нем можно было бы обвести тушью очертания всего, что находится за окном. Подобную картинную плоскость можно представить себе находящейся между изображаемыми предметами и глазом рисующего. Очертания предметов на этой воображаемой картинной плоскости соответствуют размещению рисунка, который мы хотим выполнить на листе бумаги. Понятие «картинная плоскость» важно уяснить для понимания правил перспективных построений. Перспективным горизонтом называют воображаемую горизонтальную плоскость, проходящую на уровне глаз зрителя. Плоскость эту на рисунках изображают в виде прямой линии. На картине «Корабельная роща» И. И. Шишкина линия горизонта перекрыта деревьями. (Слайд № 11.) | Ребята получают представление о правилах перспективы. Осмысливают понятия точка зрения, линейная перспектива. Смотрят в окно. Осмысливают понятие «картинная плоскость». Проводят эксперимент со стаканом воды и находят скрытую линию горизонта. Определяют высокую и низкую линии горизонта | Фронтальная работа | Познавательные: сравнивают объекты по заданным критериям, решают учебные задачи; анализируют и обобщают; определяют понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость; горизонт и его высота; осуществляют поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента. Коммуникатив-ные: соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: проявляют познавательную активность | |