Формировать знания по истории искусства, учить видеть красоту в окружающем мире.Развивать кругозор учащихся, стремление узнать новое. Воспитывать эстетическое восприятие действительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
План- конспект урока по теме «Архитектурные стили»
Цель: Приобщить учеников к прекрасному творению человечества, познакомить с архитектурными стилями разных эпох.
Задачи: 1. Формировать знания по истории искусства, учить видеть красоту в окружающем мире. 2. Развивать кругозор учащихся, стремление узнать новое. 3. Воспитывать эстетическое восприятие действительности.
Оборудование и материалы к уроку:
Мультимедийное оборудование.
Презентация: «Архитектурные стили».
Наглядный материал
Х О Д У Р О К А:
1 слайд I. Организационная часть. На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать архитектурное искусство. И тема нашего урока: «Архитектурные стили».
II. Повторение изученного материала: 1) Что такое архитектурное искусство? 2) Чем оно отличается от других видов искусства? 3) Какие качества являются главными в формуле архитектурного искусства?
2 слайд
III. Продолжение изучения темы. Н. В. Гоголь говорил: «Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничего не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на неё нас осенила мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за её существование».
Как вы это понимаете слова – «архитектура – летопись мира»?
- Архитектурные сооружения долговечны и подобно рукописям рассказывают о событиях давно прошедшего времени. Каждая эпоха в истории человечества оставила нам замечательные памятники архитектуры. В них отразились особенности жизни людей и их представления о прекрасном. Проходят столетия. Исчезают фараоны, рыцари, императоры, но смысл их общества, воплощенный в архитектурных сооружениях остается на века, приобретая черты стиля. Слово стиль вам знакомо. Бывает стиль в одежде, в моде, поведении, искусстве, и, безусловно, в архитектуре.
3 слайд
Стиль – общая черта, совокупность общепринятых форм.
Стиль применим к, одежде, поведению, музыке.
Стиль выражает мировоззрение своей эпохи, является ее порождением. Он определяет те уникальные, ни на что другое не похожие черты дома или строений по которым мы моментально можем определить – какая это эпоха, какой стиль.
Для чего же нам надо знать об архитектурных стилях?
Бывает, идешь по улице, голову задерешь, зданием залюбуешься, а вслух только и можешь сказать, что «Ох, и красотища же!» А рядом, конечно, всегда найдется умник, который скажет: «Да, классический образец позднего барокко». Ну, или еще чего-нибудь непонятного завернет. Но мы и сами с усами – давайте начнем разбираться…
Новичку, на самом деле, сложно разобраться в архитектурных стилях. Но поняв, чем модерн отличается от ампира, а барокко от классицизма , вы сможете превратить любую прогулку по городу в увлекательный культурологический квест.
Чаще всего архитектурный стиль зависел от технических, конструкторских возможностей, и совокупности общих черт и элементов.
Начиная строить первые строения человек постоянно стремился к их усовершенствованию, к тому, чтобы они были максимально функциональны и выглядели как можно красивее, возможно, им двигало прекрасное. А понятие прекрасного определяли его взгляды, религия, государственный строй, климат и его окружение.
По мере развития техники и культуры менялись стили, взяв все лучшее от прошлого и на базе прошлого, создав новое, возможно более прекрасное.
4 слайд
Сейчас мы с вами переместимся во времени и в пространстве и рассмотрим архитектурные стили разных эпох. Я думаю, что все, что вы сейчас увидите и услышите не оставит вас равнодушным. Просматривая изображение архитектурных сооружений, постарайтесь понять особенности каждого стиля и записать их в вот такую таблицу.
Архитектурных стилей большое количество, но мы будем рассматривать основные, самые значимые стили в архитектуре.
5 слайд
Впервые формирование архитектурного стиля происходит в Древнем Египте ( 4 тысячелетие до н.э.) . Архитектура Др. Египта увековечила обожествленную власть фараонов и веру в загробную жизнь. Этот стиль называется каноническим. Это в первую очередь храмы, со строгой симметрией массивных колонн, испещренных иероглифами. Это и пирамиды, которые поражали своей мощью, грандиозностью, тяжеловесностью. Основными характерными особенностями являются: сверхчеловеческие размеры, грандиозность, устойчивость, геометризация форм.
6 слайд
В античности в Древней Греции и Риме в архитектуре выработался классический стиль. Легкая стройная архитектура Древней Греции пронизана определенными эстетическими категориями: мера, красота, гармония. Этот стиль поэтичен, гармоничен, изящен и прост. Примером служит храм Парфенон. Практичные римляне дополнили архитектуру Древних греков арочными и сводчатыми перекрытиями и получались очень красивые сооружения. Примером может служить амфитеатр Колизей. Это – классический стиль.
Основными характерными особенностями его являются: гармония, легкость, простота, соразмерность человеческому масштабу, торжественность.
Нужно сказать, что архитектура Древней Греции и Рима очень повлияла на европейскую архитектуру XVII в. и впоследствии зародиться стиль классицизм.
Сейчас мы посмотрим небольшой фильм о Греческом Парфеноне. 7 слайд
Следующий значительный стиль родился во Франции. Примерно в 9 веке в западной Европе возник Романский стиль. Архитектура того времени – это суровая архитектура – толстые стены и узкие окна – бойницы в монастырях и замках. Для обеспечения обороны замки строились, как правило, в малодоступных возвышенных местах, были окружены высокими каменными стенами с башнями, рвом, заполненным водой, и подъёмным мостом. Все постройки носили оборонительный характер, ведь средние века – века рыцарских сражений. Даже церкви и монастыри строились как укрытия от врагов – с мощными стенами и узкими окнами. При строительстве замка обеспечивалась его функциональность и менее всего преследовались художественно-эстетические цели.
Поэтому романская архитектура - это архитектура тяжелых сводов, грузных башен, и массивных выступов из тяжелого камня. Характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов, и весь романский стиль отличает масштабность, тяжеловесность, крепостной характер.
8 слайд
В 12-16 веках в Западной Европе в архитектуре расцвел Готический стиль, готика. В XII-XVI вв. церковь всеми силами пыталась утвердить свое господство. Результатом этого стали крестовые походы, создание инквизиции для борьбы с еретиками и возведение устрашающих и одновременно величественных церковных сооружений. Назначение построек сменилось, необходимо было подчеркнуть мощь католичества. Готические сооружения отмечены необыкновенной красотой.
Для готики характерно все заостренное и узкое, здание стремится ввысь, поближе к Богу: острые шпили, высокие арки, башни и колонны, резные украшения, вместо глухих стен появляются огромные проемы, заполненные витражами.
Название «готический » происходит от названия варварского племени « готов » и было дано итальянцами, как уничижающий эпитет. Дело в том, что этот стиль, который правильнее было бы назвать стрельчатым из - за самой характерной его архитектурной особенности – стрельчатых арок, казался итальянцам грубым, достойным диких варваров готов.
Отличительные черты готического стиля: легкость, ажурность, невесомость, устремленность вверх к небу, украшение скульптурой, резьбой, проемы, заполненные витражами.
На фото Кафедральный собор в г.Шартре (Франция) типичное здание в готическом стиле. Строительство подобных храмов могло занимать несколько веков, в зависимости от размаха.
9 слайд
В это же время, когда в Европе зарождался и процветал готический стиль, в древней Руси в 9-15 веках выработался особый Древнерусский стиль. Древнерусский стиль - это деревянные дома накрытые сверху сложными фигурными формами крыш с позолотой, на карнизах резные орнаменты в национальном стиле. Дома простого люда, терема богатых людей и княжеские хоромы строились из дерева, основой которых был обыкновенный рубленный из бревен сруб, еще он мог быть восьмиугольным или крестообразным. Терема строились высокими, в несколько этажей.
Позже на смену деревянной архитектуре пришла каменная архитектура. Прекрасный пример - Собор Василия Блаженного.
В это же время, а точнее в средние века в странах Азии в архитектуре формируется Восточный стиль. Он являет собой симбиоз немалого количества культур, разбросанных, что удивительно, не только географически, но и во времени. Одна культура сменяла или завоевывала другую, вбирая в себя и архитектурные традиции своей предшественницы. Это дворцы, мавзолеи, мазары, мечети, медресе. Основные сооружения венчались куполами, - круговыми, зеркальными, звездчатыми, ступенчатыми, как правило, холодного цвета. Стены мавзолеев снаружи и внутри покрывались резными узорами, мозаикой, очень орнаментированы. По углам ставили высокие башни- минареты, украшенные узорной кирпичной кладкой, резьбой, керамикой. Отличительные черты восточного стиля: грандиозность любой постройки, изящество, купола различных форм, башни- минареты, и очень высокая декоративность, орнаментальность.
11 слайд
Вернемся в Европу. Мы её оставили, чтобы поговорить о древнерусском и восточном стилях. Оставили мы её в средние века – в готическом архитектурном стиле. Идем дальше: 14 - 17 века, Италия, Европа. Устав от долгостроя и засилья церкви, в XIV-XVII вв. Европа обратила внимание на человека и его свободы и снова вспомнила античность. В архитектуре ведущую роль стали играть не церкви, соборы и крепости, а светские сооружения – общественные здания- библиотеки, университеты, больницы, городские дома, дворцы.
Начался Ренессанс, который вернулся к четкой геометрии, симметрии, пропорциям, упорядочил расположение колонн и пилястр (условная полуколонна, торчащая из стены).
Еще это время называют эпохой Возрождения. Перевод слова ренессанс с итальянского звучит, как «заново рожденный». У архитекторов, художников и музыкантов того времени появляется интерес к античной культуре (Древней Греции и Древнему Риму), происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Период эпохи Возрождения - это период культурного расцвета науки и искусства.
Важно отметить, что в период эпохи ренессанса люди стали задумываться об авторстве архитектурных проектов. Даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. Архитекторы становились не просто анонимными ремесленниками - строителями, как это было в романском и готическом периодах, а известными и почитаемыми личностями, рассчитывали на всеобщее признание и надеялись, что их имена останутся в веках.
Отличительные черты стиля Ренессанс: греческое изящество, уравновешенность, симметрия, гармония, и древнеримская монументальность, величие
Одним из ярких примеров постройки в стиле ренессанс является замок Шамбор на Луаре во Франции.
12 слайд
17 век. На закате ренессанса появился новый стиль – Барокко. Из Италии он пришел в Европу, а затем и в Россию. Это один из главных стилей 16 - 18 веков. В переводе с итальянского –barocco- значит причудливый, странный. Барокко занялся дворцовыми ансамблями. С пространственным размахом начали одно за другим появляться здания сложных, обычно криволинейных форм, фасады и интерьеры в большом количестве украсили атланты и кариатиды (каменные мужчины и женщины), а также маскароны (головы человека или животных).Вокруг разбивались роскошные сады и фонтаны.В Россию, как несложно догадаться, барокко привез Петр I. В барокко отразились представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Свойственны контрастность, напряженность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.
Искусство барокко характеризует грандиозность, пышность, живописность фасадов, обилие декоративных элементов зданий, затейливость форм.
Самые известные барочные ансамбли – Версаль, Петергоф, Шёнбрунн.
13 слайд
Стиль Рококо ( от фр. слова – раковина) возник во Франции в 18 веке. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. В созданиях архитектуры Рококо прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой: всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, цветочных гирлянд, морских раковин, и т.д. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало.
Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле - стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото.
14 слайд
Параллельно с барокко и рококо в XVII в. стал развиваться и получил огромное распространение стиль Классицизм.Стиль 17 - 19 веков. Сложился во Франции. В 18 веке был связан с буржуазным Просвещением. В классицизме использовалось античное наследие и достижение Возрождения. Античное наследие рассматривается как норма и идеальный образец.
В конце XIX – начале XX вв. появляется новый архитектурный стиль – Модерн. В разных странах он существовал под разными названиями: Тиффани в Америке,
Ар-нуво во Франции, Сецессион в Австрии, Югендштиль в Германии.
Архитектура конца XIX-начала XX века демонстрировала дух и мощь индустриальной эпохи. Используются новые технические средства, новые материалы: камень и дерево уступили место бетону, стальным конструкциям, алюминию, большим поверхностям из стекла. Новое время, новые потребности, новая эстетика.
Главная роль отводилась красивым, плавным, гибким, текучим линиям, которые поодиночке или целыми пучками покрывали поверхность. Отказ от прямых углов и симметрии, огромные и округлые окна, повсеместные растительные орнаменты. Растительные мотивы использовались как украшения, однако в столь преобразованном виде, что в них трудно узнать реальные растения. Иногда среди растительных мотивов помещались грациозные женские фигуры.
Здания в стиле Модерн подчеркнуто индивидуализированы, все элементы их подчиняются единому орнаментальному ритму и образному замыслу.
Прекрасными примерами модерна могут служить архитектурные сооружения Барселоны, выполненные известным архитектором Антонио Гауди - Дом Батло, дом Мила.
Сегодня мы посмотрим фильм об этом известном архитекторе.
16 слайд
И, наконец, мы добрались до нашего времени. Современным периодом в архитектуре считается пока 20 и начало 21века.
Современным архитектурным композициям свойственна полная свобода решений и идей. Сегодняшняя архитектура не содержит конкретных приоритетных стилей и направлений, и все эти стили развиваются независимо друг от друга, причем у каждого из них есть свои поклонники. В облике многих современных зданий видны элементы постмодернизма, конструктивизма, китча, минимализма, и также решения в стиле хай-тек и техно.
Обратите внимание, что это только маленький список стилей из огромного разнообразия стилей 20 и 21 века.
17 слайд Обзор современных архитектурных стилей за последние 100 лет
18 слайд
Д.з. будет подготовить презентацию по любому из современных архитектурных стилей.