Методические рекомендации по выполнению задания "Книжная иллюстрация - оформление книги"
Методические рекомендации по выполнению задания "Книжная иллюстрация - оформление книги"
Методические рекомендации по выполнению задания"Книжная иллюстрация - оформление книги" по предмету "Станковая композиция" в 7-х - 8-х классах Детской Художественной Школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
учреждение дополнительного профессионального образования
“Учебно-методический центр развития образования
в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга”
Методическая разработкам по программе
“Станковая композиция”
Тема: Методические рекомендации по выполнению задания
"Книжная иллюстрация - оформление книги".
Выполнил: Топунов Андрей Александрович
преподаватель СПБ ГБУ ДО
“Санкт-Петербургская детская художественная школа № 6”
Проверила: Щербина Светлана Михайловна
Методист СПБГБОУ ДПО УМЦ
Санкт -Петербург
2018
Пояснительная записка.
Цель работы.
Сегодня уже неоспоримым является тот факт, что дети и подростки приходят в Художественную школу с большим желанием научиться рисовать, а также с уже сложившимися предпочтениями в этой области.
Многие из детей и подростков уже имели опыт иллюстрирования любимых книг, а также копированию образов персонажей анимационных фильмов и графических романов.
Следует признать, что при определенных художественных достоинствах эти образы обладают чрезмерной стилизацией и даже определенной "мультяшностью".
И вместе с началом обучения в художественной школе ребенок (подросток) сталкивается с тем что весь его предыдущий художественно-изобразительный опыт, а также то что составляет внутреннее искреннее желание становится ненужным и отвергнутым преподавателем, в связи с несовместимостью этого жанра с традиционным академическим искусством.
Непринятие и пренебрежительное отношение к самостоятельным, пусть даже и наивным попыткам учащихся раскрыть свой внутренний мир, пусть даже и в примитивной современной стилистике могут привести (а зачастую и приводят) к усугублению замкнутости творчески одаренных учащихся или даже к потере интереса и желания посещения занятий в Художественной школе.
Таким образом, для успешной реализации образовательной и воспитывающей составляющих учебной программы следует особо и фундаментально положить в основание процесса обучения безусловное принятие учащихся, а также их внутреннего мира и самостоятельного творческого опыта.
В этом случае даже наивные и стилизованные самостоятельные попытки изобразительного творчества (так называемые "мультяшки" и "анимашки") следует использовать как фундамент и отправную точку для дальнейшего творческого развития, ни в коем случае не идя по пути отрицания, неприятия (или даже высмеивания работ учащихся).
Задачи:
- Познакомить с разными видами и структурой книжного оформления
- Научить основным принципам книжной иллюстрации
- Помочь сформировать собственный стиль
- Дать первый опыт разработки макета книги (книжного разворота, обложки)
Для большей ясности и системности работу учащихся над заданием “Книжная иллюстрация” можно условно разбить на следующие этапы:
Первый этап
Знакомство со структурой оформления книги.
Выбор темы, элементов оформления, разработка эскизов
Второй этап
Выбор лучшего эскиза. Цветовое и тональное решение.
Выбор графического стиля и материала исполнения
Третий этап
Работа в материале на основном листе
Четвертый этап
Фотокопирование иллюстрации (для монтажа с текстом), цветокоррекция, обработка (при необходимости).
Пятый этап
Верстка, создание макета обложки и разворота книги – первоначальная подготовительная работа на персональном компьютере, или непосредственно сразу монтаж на листе.
Первый этап
На первом этапе, в начале занятия преподаватель должен показать учащимся несколько иллюстрированных книг (по выбору педагога).
Для получения более полной картины необходимо продемонстрировать и старые издания и современные.
Показывая образцы необходимо кратко рассказать о структуре книги и показать основные элементы оформления (суперобложка, обложка, форзац, авантитул, титульный лист, вклейка, разворот, буквица, фронтиспис и др.)
Такая демонстрация уже может вдохновить учащихся и помочь им определиться с реализацией задания, помочь в выборе элементов оформления книги они будут выполнять.
Как показывает практика, в настоящее время юношество и подростки очень много читают, но в большинстве случаев это не литература из школьной программы, а книги популярные в молодежной среде.
Сегодняшняя ситуация в мире характеризуется распространением информации и книг по всемирной сети интернет, а также повсеместным распространением компактных и недорогих электронных устройств, в том числе и в детской среде. В связи с этим, ученики художественных школ с одной стороны - очень легко получат доступ практически к любой информации, а с другой стороны - очень часто багаж знаний учеников наполнен совершенно другим содержанием, нежели у преподавательского состава.
В связи с этим навязывание темы, или намеренное сужение темы до конкретного автора или произведения (например, из школьной программы) может привести к творческому ступору у учащихся.
Таким образом, к наиболее лучшим результатам, исходя из практики, приводит делегирование выбора произведения для иллюстрирования самим учащимся.
При этом возможно (и желательно) предоставить и рекомендовать для выбора учащимся классические произведения русской и зарубежной литературы («Капитанская дочка», произведения Н.В. Гоголя, Льва Толстого)
Исходя из преподавательского опыта общения с учениками, можно также сделать вывод о том, что наиболее вероятным для некоторых учащихся возрастной группы 12-13 лет будет выбор для иллюстрирования цикла романов Джоан Роулинг "Гарри Поттер".
Эти произведения можно считать аналогом и развитием классических сказок, наполненных глубоким внутренним содержанием и богатым визуальным фантастическим рядом.
В случае выбора учащимися этого произведения преподавателю следует также прочитать книги этой серии.
Однако, следует иметь в виду, что популярность данного произведения в среде молодежи, а также многочисленные экранизации на киноэкранах могут привести к другим сложностям.
В этом случае сознание и воображение учащегося будет наполнено уже сложившимися образами - а не собственным восприятием и переживанием книги.
Тогда, если на этапе выполнения эскизов у учащихся обнаружится тяготение именно к копированию уже сложившихся кинематографических образов и композиционных схем с кинокадров, и киноафиш - преподавателю следует мягко направить и скорректировать дальнейшее направление работы по созданию иллюстрации.
В этом случае тему, выбранную для иллюстрирования следует использовать как своеобразную зацепку - для сохранения учащимся интереса к выполнению задания.
Рекомендуется показ иллюстраций современных художников к фантастическому сериалу о Гарри Поттере, например, книги которые иллюстрировал художник Джим Кей, рассказать о том с какими трудностями по преодолению сложившихся кинематографических стереотипов ему пришлось столкнуться при иллюстрировании произведения (см. Джим Кей интервью с иллюстратором книг о Гарри Поттере).
В случае выполнения задания следующей возрастной группой - 14-15 лет выбор учащихся может быть довольно непредсказуемым и неожиданным для преподавателя.
В качестве любимых книг, которые бы очень хотелось проиллюстрировать, могут быть названы такие вещи как "Каролина в стране кошмаров", "Дом странных детей.", и др.
Фантастическая и сказочная стороны в этих произведениях чрезмерно гипертрофированы - что затрудняет и выполнение к ним иллюстраций, а в итоге к довольно странным и непонятным преподавателю итоговым работам.
В этом случае рекомендуется, на начальном этапе, в разговоре с обучаемым попросит его назвать несколько произведений (3-4) и уже из них выбрать наиболее знакомое и понятное преподавателю, а также наиболее удачное с точки зрения задач реализации учебного процесса в художественной школе.
Во избежание данных сложностей рекомендуется поставить пред учащимися проблему выбора книги для иллюстрирования заблаговременно (за несколько месяцев, за полгода) до начала выполнения задания книжного оформления по учебному плану.
В случае возникновения у учащихся сложностей с выбором произведения, или же почти стопроцентный выбор большинством учеников "Гарри Поттера" можно рекомендовать для иллюстрирования похожие по тематике волшебные книжные сериалы современного российского писателя Дмитрия Емца.
Например, сериал "Мефодий Буслаев" (для обеих возрастных групп), иле же сериал «ШНыр» (для более старшей возрастной группы).
Следует отметить, что кроме богатых визуальных волшебных образов и глубоких фантастических персонажей эти сериалы обладают несомненным достоинством - ненавязчивой нравственной и воспитательной составляющей, которой очень не хватает современному юношеству.
Более старшие учащиеся могут также выбрать для иллюстрирования детективные и фантастические произведения – например, повести и рассказы Артура Конан-Дойля, Рэя Брэдбэри, Аркадия и Бориса Стругацких.
Эти произведения сами по себе после прочтения формируют яркий и богатый визуальный ряд, а также преподаватель может показать образцы уже изданных книжных иллюстраций.
Наиболее понятным для учеников будут классические иллюстрации к произведениям Стругацких изданные в советское время.
При возникновении сложностей с завершением работы преподаватель может рекомендовать позаимствовать технику и приемы художников советского времени (но не сами композиционные схемы).
Довольно редко, но все же к счастью случается, что учащиеся выбирают для работы классику детской и мировой литературы - произведения Чарльза Диккенса, Траверс, Александра Пушкина, истории о бароне Мюнгхаузене, рассказы о Мумми-Троллях.
В этом случае в арсенале преподавателя оказывается и богатый материал уже изданных книг, и взаимопонимание с учеником.
Второй этап
После выбора лучшего эскиза в большинстве случаев следует доработать и улучшить выбранный вариант.
В процессе доработки эскиза следует плавно переходить к цветовому и тональному решению работы.
Одновременно с этим следует постепенно определяться с выбором графического стиля и материала исполнения.
Здесь опять же необходимо прислушиваться к пожеланиям учащегося, мягко определить его склонности и предпочтения в стилях оформления книги.
При возникновении сложностей с выбором техники преподавателю следует показать учащемуся несколько удачных образцов книжных иллюстраций или даже целых иллюстрированных книг, такая презентация может помочь учащемуся и вдохновить его на дальнейшую творческую деятельность.
Третий этап
Окончательно разработав и утвердив эскиз, следует переходить к работе на большом формате
Как показывает опыт, наиболее удачные творческие работы у учащихся получаются на большом формате - А3 – А2 (Затем их можно уменьшать средствами графического редактор Персонального компьютера).
Четвертый этап
Поскольку современные фотографические и компьютерные технологии позволяют довольно успешно производить копирование, масштабирование и печать рисунков и текста - то мы можем довольно неожиданно и плодотворно реализовать итоговую работу.
После окончательного завершения работы следует сделать ее фотокопию (для последующего масштабирования и монтажа с текстом).
Для этого работа закрепляется при помощи кнопок, скотча или других подручных материалов на вертикальном мольберте или планшете.
Для фотосъемки можно использовать практически любой цифровой фотоаппарат или даже смартфон с хорошей камерой. Однако обязательным условием является закрепление фотокамеры на штативе, для обеспечения неподвижности.
Полученный фотоснимок затем кадрируется и обрабатывается при помощи любого графического редактора (рекомендуется Picasa, Paint Net, Adobe Photoschope, или замечательный бесплатный редактор Gimp). При необходимости производится коррекция цвета, яркости и контраста.
Пятый этап
Следующий этап - совмещение изображения (иллюстраций) и текста книги.
Рекомендуется сверстать макет обложки и/или макет книжного разворота.
Верстку книжного разворота или страницы лучше всего производить в графическом редакторе Adobe Photoshope (если он уже установлен), или же в его бесплатном аналоге - Gimp.
При возникновении сложностей с подбором и установкой программ можно использовать любой уже установленный на компьютере офисный текстовый редактор в котором предусмотрена возможность встраивания изображений в текст страницы.
Фотосъемку работ можно производить в аудитории школы, при наличии хорошего освещения.
Сам завершающий этап верстки может производиться или преподавателем, или делегироваться ученику (в том случае если он обладает необходимыми техническими возможностями и умениями).
Однако наиболее полезным для процесса обучения следует признать совместную работу по верстке учащегося и преподавателя непосредственно в аудиториях Художественной школы (при наличии такой возможности).
При удачном выполнении завершающего этапа задания вся предыдущая проведенная работа приобретает новый смысл, картина звучит по-новому и действительно становится частью текста.
В итоге учащийся не просто выполняет очередное учебное задание, а еще и получает готовый завершенный продукт (предварительный макет книги) и получает возможность реализовать свой скрытый творческий потенциал.
Использованные источники и рекомендованная литература:
С. Макклауд «Комикс: невидимое искусство»
Строение книги (интернет ресурс: http://biblioteka-pilna.ru/stroenieknigi)
Джим Кей – интервью с иллюстратором книг о Гарри Поттере (http://hpclub.ru/9646/comment-page-1/)
«Гарри Поттер и философский камень» (илл. Джим Кей)