I.Мотивационно-целевой 1.Приветствие 2.Мотивация | -Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анна Александровна, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Я рисовать хочу стихи, Слова в мазки, вдруг, превращая, И общий фон не выбирая, Пусть оживёт пастель души, Свою мечту в ней пропишу, Безумно-нежной акварелью, А рядом птиц чудесных трели, Что утром слышал я в лесу -Сегодня у нас необычный урок изобразительного искусства. «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…» – эти слова Б.Ш.Окуджавы удивительно точно характеризуют искусство каллиграфии. Итак, сегодня на уроке, мы отправимся в путешествие. И познакомимся с каллиграфией – одним из самых популярных изящных искусств Японии. | Приветствуют учителя Слушают учителя | |
II.Деятельностно-операционный 1.Открытие нового знания 2.Физкультминутка 3.Практическая работа №1 4.Практическая работа №2 | -Ребята, может кто-нибудь знает, что такое каллиграфия? (ответы детей) Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере». Современная каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает чёткие буквенные формы. Классическая каллиграфия значительно отличается отшрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое; буквы сложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма. Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, а также в граффити, шрифтах и рукописных логотипах, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки. Каллиграфия развивалась в разных странах и имела свое название: Западноевропейская каллиграфия Восточноазиатская каллиграфия Японская каллиграфия Арабская каллиграфия Еврейская каллиграфия Армянская каллиграфия Индийская каллиграфия Каллиграфическое письмо появилось в Японии в VII веке. Японские каллиграфы создали много стилей, которые отличаются простотой и эмоциональностью. Японские идеограммы обозначают целые понятия, обладают глубоким философским смыслом и способствуют формированию структурно-образного восприятия людей. Искусство японской каллиграфии требует максимальную сосредоточенность и спонтанность исполнения. Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции, создавая и развивая на их основе новые направления. В 1948 г. была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая и по сей день является одним из ведущих объединений в области каллиграфии. Минимальный набор для письма состоит из бумаги, пера и туши. Также для каллиграфии могут быть использованы авторучка с пастой различных цветов, акварель, гуашь, чернила, баллончик с краской (для граффити), пастель, уголь и многое другое. Приёмы каллиграфии очень разнообразны. Могут использоваться завитки, лишние хвостики, крючки, попеременно твёрдые и мягкие штрихи, плавные и ломаные линии, угловатость, вписывание букв или слов в геометрические фигуры или определённое пространство, вычерчивание одних букв и оставление невычерченными других, расположение букв или слов в виде определённых фигур (арабская каллиграфия), рамки, вычерчивание букв двойным или тройным слоем, проведение параллельно уже проведённым линиям линий иного цвета и другие. Каллиграфия, как правило, несколько искажает надпись, затрудняя её читаемость, однако увеличивая эстетичность. Иногда каллиграфия настолько искажает надпись, что прочесть её становится невозможно — в документах такая каллиграфия не допускается. Современный музей каллиграфии — музей, посвящённый каллиграфии расположенный в парке «Сокольники». В экспозиции музея представлены произведения каллиграфов из 40 стран. Инициаторами открытия Современного музея каллиграфии выступили Конгрессно-выставочный центр «Сокольники» и Национальный Союз Каллиграфов. Официальной датой открытия Музея считается 14 августа 2008 года. -Что вы запомнили о каллиграфии? -Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохем, все встали, повторяем движения за мной. Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп хлопки над головой Мы топаем ногами, топ, топ высоко поднимаем колени Качаем головой головой вперед назад подвигать Мы руки поднимаем, мы руки опускаем руки поднять, опустить Мы низко приседаем и прямо мы встаем присесть и подпрыгнуть Руки вниз, на бочок. Разжимаем- в кулачок Руки вверх и в кулачок Разжимаем на бочок На носочки поднимайся Приседай и выпрямляйся Ноги вместе. ноги врозь -Ребята, мы с вами сегодня попробуем себя в роли японских каллиграфов. У вас на столах лежат карточки с иероглифами, каждый из них имеет свое значение. Вы должны были принести гелевые ручки. Ребята, возьмите в руки ручки, расположите карточку перед собой, как вам удобно и попробуйте написать иероглиф, сначала по образцу, затем самостоятельно. Только помните, что каллиграфия это искусство красивого письма, поэтому ваши иероглифы должны быть аккуратными, красивыми, изящными. Начинаем работать. -Закончили работу, поднимите карточку вверх, покажите мне, что у вас получилось. Повернитесь покажите одноклассникам. Вы все молодцы, но особенно аккуратно… -Итак, с японской каллиграфией вы справились. Но хочу вам сказать, ребята, русская каллиграфия тоже очень красивая, буквы будто волшебные, изящные. Сейчас мы с вами выполним надписи которые показаны на доске. У вас на столах лежат листочки, на них размечены строчки, на доске показаны образцы написания буквы «К» и выражения «Сказочного Нового года». На своих листочках постарайтесь как можно точнее передать аккуратность написания и линии каждой буквы. Начинаем работать. -Итак закончили, давайте откроем небольшой музей каллиграфии 4Б класса, сначала первый ряд выйдет покажет свои работы, затем второй, третий. | Слушают учителя Отвечают на вопросы учителя Выполняют движения физкультминутки Выполняют практическую работу | |