Просмотр содержимого документа
«"Поленов Василий Дмитриевич, жизнь и творчество художника"»
Поленов Василий Дмитриевич [20.5 (1.6). 1844, Петербург,-18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской Академии Художеств РСФСР (1926). Сын Дмитрия Васильевича Поленова. Учился у П.П.Чистякова и в петербургской Академии Художеств (1863-1871). Пенсионер Академии Художеств в Италии и Франции (1872-1876). Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877-1878) войнах как художник- корреспондент. С 1878- передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западноевропейской истории («Право господина», 1874, Третьяковская галерея); в то же время много работал на пленэре. С конца 1870-х годов большое место в творчестве Поленова занимает пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева, Поленов передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка («Московский дворик»,1878; «Бабушкин сад»,1878; «Заросший пруд»,1879; все - в Третьяковской галерее).
Картина «Старая мельница» написана В.Д.Поленовым в период расцвета его таланта. Этот пейзаж, созданный после знаменитого полотна «Московский дворик» не удостоился широкого признания и успеха, но для художника он явился важным звеном в изучении природы, в развитии пейзажного мастерства. О вдумчивом творческом искании художника в процессе создания этого произведения говорит находящийся в Государственной Третьяковской галерее этюд для этой картины, а также самостоятельный, но более упрощенный её вариант, принадлежащий Свердловской картинной галерее, датированной тем же годом.
Разрабатываемые Поленовым принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельного художественного произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи.
Небольшой этюд В.Д.Поленова «Перелесок» наглядно раскрывает характерные черты творчества художника: очень непосредственное, жизнерадостное и поэтическое восприятие русской природы, великолепное мастерство живописной передачи воздуха, света, состояния природы. Этюд выставлялся на XXXII выставке передвижников в 1904 году, в музей поступил в 1925 году из государственного музейного фонда.
Этюды, выполненные Поленовым на Ближнем Востоке и в Греции (1881-1882), послужили материалом к картине «Христос и грешница» (1886-1887), Русский музей, Ленинград, попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном - обновить живописную систему академизма.
В.Д.Поленов издавна пользовался известностью, во многом рождённой впечатлением от его картины «Христос и грешница» (1887год, Русский музей). Он сделал в картине попытку передать евангельскую легенду средствами реалистического искусства XIX столетия. Его работа «Христос»- не предварительный этюд для этой картины, а повторение центральной фигуры, написанное в 1888 году, когда картина уже была закончена. Образ сидящего на земле в знойный день усталого странствующего учителя, каким художник изобразил Христа, далёк как от слащавых изображений, которые тысячами изготавливались в академиях всех стран Европы, так и от церковного содержания. Поленов, прямо заявлявший о том, что ему чужда «вся эта богословия», хотел создать образ морально чистого человека, прекрасного высокой гуманностью своих воззрений. В чертах лица Христа Поленов сохранил сходство с И.И.Левитаном, позировавшим ему; в картине Свердловской галереи это видно лучше, чем в основной композиции из собрания Русского музея.
Своего рода поздней параллелью портрету Варнека может служить этюд «Монах», исполненный Поленовым спустя семьдесят лет, в 1886 году. Хорошее чувство формы, вынесенное Поленовым из Академии (и из уроков П.П.Чистякова), соединено с вдумчивым изучением типических черт натуры. Изучение, штудирование было здесь совершенно уместно: этюд относится к той поре, когда Поленов уже приближался к завершению огромной картины «Христос и грешница» (1887-1888 гг.) и в последний раз проверял и уточнял типы восточной толпы. С большим мастерством он смело передал крупные пятна тёмной одежды рядом с фрагментарно показанным лицом, наполовину скрытым под спускающейся со лба тканью.
Какое бы большое значение ни придавал этому полотну, не эта работа является важнейшей в творчестве художника: в наше время вполне определилась высокая оценка Поленова как замечательного мастера пейзажной живописи. Над изображением русской природы он работал и в 1870-х и 1880-х годах; в 1890-х годах он начал писать виды реки Оки, на берегу которой, близ Тарусы, стоял его дом-мастерская (ныне - Музей имени В.Д.Поленова). Пейзаж «Ока» типичен для работ Поленова этой поры: он писал широко, обобщённо, стремясь к полноте выражения в целом, не увлекаясь обилием деталей. Изгиб реки, даль, ясный свет и мягкие тона пейзажа переданы в лирическом очаровании, присущем любимой Поленовым среднерусской природе.
Большую убедительность тяготение Поленова к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине «Больная» (1886, Третьяковская галерея). Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, Поленов чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей Поленова, посвященных родной природе, с середины 1880-х годов характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма («Золотая осень», 1893, Музей-усадьба имени В.Д.Поленова, Поленово).
В 1880-е годы художник стремился к созданию обобщенного образа родной природы. В этот период он много работает с натуры в имении отца. В эти годы был, вероятно, создан «Пейзаж с речкой», где В.Д.Поленов запечатлел эпический образ русской природы. Холмистые поля, перелески, дали напоены воздухом и солнечным светом.
«Пейзаж с красным парусом» относится к другому периоду творчества художника. Эта работа - из серии картин на евангельские темы. Композиция серии «Жизнь Христа» выполнены на основе этюдов, написанных во время поездки в страны Ближнего Востока.
Небольшая картина Василия Дмитриевича Поленова «Осенние берёзки» 1897 года даёт хорошее представление о том, каким проникновенным пейзажистом был этот выдающийся художник. Поленов лишь в недавнее время был по справедливости высоко оценён в этом отношении; уменье показать прелесть простых мотивов природы и, особенно, красочность излюбленной им поры – осени – ставит его в ряд больших поэтов русской пейзажной живописи.
В.Д.Поленов, написал «Курган» уже в поздних летах, в 1902 году. Но небольшой пейзажный этюд пронизан бодрым чувством, здоровым мироощущением; построенный в компактных массах, слитный в колорите, обобщенный в рисунке, он производит впечатление почти эпической интерпретации образа русской природы.
Начиная с 1870-х годов, Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные приёмы. С 1873 года оформлял спектакли в доме и позже в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова; в 1910-1918 вёл в Москве просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882-1895 преподавал в Московском училище живописи, ваяния, зодчество. Ученики Поленова: И.И.Левитан, К.А.Коровин, И.С.Остроухов, А.Е.Архипов, А.Я.Головин и другие. В 1905 году Поленов вместе с В.А.Серовым направил в совет Академии Художеств протест против расстрела рабочих 9 января.
Музей выдающегося русского художника-передвижника В.Д.Поленова открыт в 1939 году. Но история его возникновения относится ещё к началу 90-х годов прошлого столетия. Будучи убеждённым демократом и активным общественным деятелем, он мечтал создать музей, где он мог бы показывать народу собранные им и его родителями научные и художественные коллекции. В 1892-1893 годах его мечта осуществилась – в эти годы он приобрёл на берегу реки Оки в 4-х километрах от города Тарусы маленькое имение «Борки», на его территории выстроил по собственному проекту трёхэтажный дом и положил начало созданию музея. В течение всей своей жизни В.Д.Поленов уделял большое внимание увеличению музейных коллекций.
Во время революции созданный художником музей был взят под охрану Алексинским Исполкомом и вскоре стал местом посещения многочисленных экскурсий. В 1927 году после смерти Поленова его семья передала усадьбу и музейные коллекции в дар государству для создания музея.
Экспозиция Музея-усадьбы В.Д.Поленова состоит из трёх основных разделов.
Вступительный раздел включает портреты членов семьи Поленова, бытовые предметы, семейные реликвии, коллекции египетских и греческих древностей, собранные ещё отцом Поленова и затем пополненные художником во время его поездок в Грецию, Египет и другие страны.
К числу основных коллекций музея принадлежит значительное собрание живописных и графических произведений Поленова разных периодов его творчества, составляющих второй раздел. Отдельная комната посвящена творчеству сестры Поленова, известной русской художницы Е.Д.Поленовой.
Интереснейшим отделом экспозиции являются коллекции работ товарищей и многочисленных учеников художника. Это собрание образовалось благодаря установившемуся в кругу Поленова обычаю взаимно обмениваться этюдами и эскизами. Здесь имеются этюды близких друзей и сверстников Поленова - И.Е.Репина, К.А.Савицкого, И.И.Шишкина, В.Е.Маковского, И.М.Прянишникова, Н.А.Ярошенко, А.А.Киселёва, В.М.Васнецова, В.И.Сурикова и учеников Поленова - И.И.Левитана, К.А.Коровина, А.Е.Архипова, С.В.Иванова, С.В.Малютина и других.
Этот небольшой и интимный мемориальный музей не только даёт живое и наглядное представление о жизни и творческой деятельности выдающегося русского живописца, но и раскрывает интереснейшую страницу истории московской школы живописцев, достойно продолжавших замечательные традиции передвижников в конце XIX и начале XX века.
Поленов был художником широкого творческого диапазона, и его многогранный талант развился в различных жанрах живописи. НО всё же наиболее полно и сильно живописное дарование Поленова проявилось в пейзажном жанре. Он создал целую серию выдающихся композиционных пейзажей, явившихся новым словом в развитии реалистической пленэрной живописи.
Летом 1885 года Поленов жил в старинном имении Меньшово недалеко от Подольска. В трёх километрах от имения находилась деревня Тургенево – одно из любимейших мест прогулок художника. Этюд «Деревня Тургенево» Поленов писал одновременно с К.Коровиным с одного места, желая показать ему метод пленэрного письма. Этюд настолько хорошо удался художнику, что семь лет спустя он написал по нему, почти не меняя композицию и колорит, картину «Задворки», выставлявшуюся на XX передвижной выставке в 1892 году.
Катину «Осень в Абрамцеве» Поленов считал своей творческой удачей и экспонировал её на Передвижной выставке. Пейзаж, изображающий тихую заводь речки Вори в глухом и тёмном еловом лесу, написан, по словам самого художника, под впечатлением семейного горя. Потрясённый смертью сына Феди, художник искал успокоения в одиночестве и работе и выразил своё раздумье и скорбь в тихом осеннем пейзаже.
Шедевром и гордостью музея является один из лучших пейзажей Поленова – «Золотая осень», изображающей вид на Оку в сторону Очковых гор. Осень была одним из самых любимых мотивов художника, и в изображении природы в золотом осеннем уборе он достиг высокого художественного совершенства. В этом осеннем пейзаже, передающем широкие речные просторы, лесные дали, луга и поля, пронизанные ликующим солнечным светом, раскрывается эпическое величие русской природы.
О некоторой эволюции живописных приёмов Поленова, наметившейся в конце 90-х годов прошлого столетия, свидетельствует его этюд «Венеция». В этом этюде явственно заметно изменение фактуры живописи, стремление к более чистой, прозрачной палитре красок, к более широкому «этюдному» мазку и повышенный интерес художника к выражению свето-воздушной среды.
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одного из крупнейших русских живописцев конца XIX – начала XX века, обратившегося к принципам пленэрной живописи, занимает значительное место в истории русского пейзажа.
Приложение
Резюме.
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одного из крупнейших русских живописцев конца XIX – начала XX века, обратившегося к принципам пленэрной живописи, занимает значительное место в истории русского пейзажа.
Его работы представляют одну из своеобразных линий в развитии русского пейзажа, отмеченных стремлением передать настроение, чувства. Картины Поленова передают тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человек. Поленов был истинно национальным художником. Его творения побуждают одно из самых сокровенных, самых возвышенных чувств человека- чувство любви к родине. Живопись Поленова близка и понятна его потомкам, как близка и понятна русская песнь, спетая певцом из народа, о котором поведал Тургенев: «Русская правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и невообразимо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».
Передать в своих творениях величие своей земли, духовную красоту и мудрость своего народа Поленов считал своим долгом и оставался верен этому долгу до конца.
Поленов - один из крупнейших мастеров пейзажа, неподражаемый поэт лесов и полей, поднявший жанр пейзажа до подлинного эпического звучания.
Судьба была благосклонна к художнику, обладавшему ясным умом и богатой душой. Всю жизнь он работал в той обстановке, которую считал для себя наиболее благоприятной, завоевал искреннюю и горячую любовь сограждан и всеобщее признание своего таланта.
И как бы далеко вперёд ни ушло русское искусство имя Поленова навсегда останется одним из славнейших имён в его истории.