kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

           Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов составлена на основе авторской программы  Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство» 5-8 кл. прогр./Сост.Б.М.Неменский.-М.:Просвещение, 2015

Общий объём времени, отводимого на изучение изобразительного искусства в 5-8 классах, составляет 136 часов. В каждом классе урок изобразительного искусства  проводится 1 раз в неделю. В пятом классе курс рассчитан на 34 часа(34 учебных недели), в шестом классе - на 34 часа (34 учебных недели), в седьмом классе -  на 34 часа (34 учебных недели).

В авторскую программу  изменения не внесены. Однако в календарно-тематическое планирование коррективы распределения количества часов по следующим темам:

5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

по авторской   программе

Количество  часов

по рабочей программе

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА

1

Древние корни народного искусства

8

8

2

Связь времён в народном искусстве

8

8

3

Декор — человек, общество, время

12

12

4

Декоративное искусство в современном мире

7

6

Всего:

35

34

6 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

по авторской   программе

Количество  часов

по рабочей программе

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1

Виды изобразительного искусства

и основы образного языка

2

Мир наших вещей. Натюрморт

3

Вглядываясь в человека. Портрет

4

Человек и пространство. Пейзаж

Всего:

35

34

7 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

по авторской   программе

Количество  часов

по рабочей программе

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир,

который создаёт человек

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —

основа дизайна и архитектуры (

8

8

2

В мире вещей и зданий

Художественный язык конструктивных искусств

8

8

3

Город и человек

Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

12

11

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Образ человека и индивидуальное проектирование

7

7

Всего:

35

34

8 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

по авторской   программе

Количество  часов

по рабочей программе

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

1

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

8

8

2

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

Эволюция изобразительных искусств и технологий

8

7

3

Фильм —

творец и

зритель

Что мы знаем об искусстве кино?

12

12

4

Телевидение — пространство культуры?

Экран — искусство — зритель

7

7

Всего:

35

34

Формы и средства контроля

Проверка  усвоения программного материала по изобразительному искусству учащимися 5-8 классов проводится в форме викторин, кроссвордов, защиты проектов, отчётных выставок творческих (индивидуальных и коллективных) работ, тестирования.

В календарно- тематическое планирование для 5-8 классов указано входное, рубежное и итоговое тестирование, которые занимают 15-20 минут урока и проводятся в рамках школьного мониторинга

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе »

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов составлена на основе авторской программы б.М. Неменского, «Изобразительное искусство» 5-8 кл. прогр./Сост.Б.М.Неменский.-М.:Просвещение, 2015

Общий объём времени, отводимого на изучение изобразительного искусства в 5-8 классах, составляет 136 часов. В каждом классе урок изобразительного искусства проводится 1 раз в неделю. В пятом классе курс рассчитан на 34 часа(34 учебных недели), в шестом классе - на 34 часа (34 учебных недели), в седьмом классе - на 34 часа (34 учебных недели).

В авторскую программу изменения не внесены. Однако в календарно-тематическое планирование коррективы распределения количества часов по следующим темам:

5 класс


п/п

Тема

Количество часов

по авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА

1

Древние корни народного искусства

8

8

2

Связь времён в народном искусстве

8

8

3

Декор — человек, общество, время

12

12

4

Декоративное искусство в современном мире

7

6


Всего:

35

34


6 класс



п/п

Тема

Количество часов

по авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1

Виды изобразительного искусства

и основы образного языка



2

Мир наших вещей. Натюрморт



3

Вглядываясь в человека. Портрет



4

Человек и пространство. Пейзаж




Всего:

35

34


7 класс


п/п

Тема

Количество часов

по авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир,

который создаёт человек

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —

основа дизайна и архитектуры (

8

8

2

В мире вещей и зданий

Художественный язык конструктивных искусств

8

8

3

Город и человек

Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

12

11

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Образ человека и индивидуальное проектирование

7

7


Всего:

35

34






8 класс

п/п

Тема

Количество часов

по авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

1

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

8

8

2

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

Эволюция изобразительных искусств и технологий

8

7

3

Фильм —

творец и

зритель

Что мы знаем об искусстве кино?

12

12

4

Телевидение — пространство культуры?

Экран — искусство — зритель

7

7


Всего:

35

34



















Формы и средства контроля

Проверка усвоения программного материала по изобразительному искусству учащимися 5-8 классов проводится в форме викторин, кроссвордов, защиты проектов, отчётных выставок творческих (индивидуальных и коллективных) работ, тестирования.

В календарно- тематическое планирование для 5-8 классов указано входное, рубежное и итоговое тестирование, которые занимают 15-20 минут урока и проводятся в рамках школьного мониторинга





















Календарно- тематическое планирование

5 класс

п\п

Содержание курса

Часы учебного времени

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности

Плановые сроки прохождения

По плану

По факту

ДЕКОРАТИВНО (ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 ч)

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное),специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно- прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определённой человеческой общности

Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно- прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.


Древние корни народного искусства (8 ч)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство —уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм



1/1

Древние образы в народном искусстве

1

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина,


Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного

искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного

обобщения в процессе выполнения

практической творческой работы



2/2

Убранство русской

избы

1

Дом-мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон -небо,рубленая клеть-земля, подклеть (подпол)-подземный мир; знаки-образы в

декоре избы, связанные сразными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая

доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д. солярными знаками, морфными мотивами, выстраивание их

в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.


Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков_образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной

деятельности.

Находить общее и различное в

образном строе традиционного жилища

разных народов.

Создавать эскизы декоративного

убранства избы.

Осваивать принципы декоративного изображения



3/3

Внутренний мир русской избы

1

Деревенский мудро устроенный

быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол - земля, подпол подземный мир, окна -очи,

свет).

Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в

пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.

Задания: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь,

лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалёвка.

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию

внутреннего пространства избы.



4/4

Конструкция и декор

предметов народного

быта

1

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда-область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокогохудожественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.Предметы народного быта: прялки,ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх,

Ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный

Декор-не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в

образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь образ.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валёк и т. д.).

Материалы: смешанная техника

(рисунок восковым мелком и акварельная заливка или рисунок сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

Сравнивать, находить общее и

особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений

крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только

украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства



5/5

Русская народная

вышивка


1

Крестьянская вышивка хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в

вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой,их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т. д.). Символика

цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

Задания: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца

вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые

мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.



6/6

7/7

Народный праздничный костюм

1

Народный праздничный костюм-целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе - сарафан) и южнорусский (в основе -панёва) комплекс женской одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.

Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно- подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов:

а) украшение съёмных деталей

одежды для картонной игрушки-куклы;

б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора

женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в

образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или

южнорусского костюмов, выражать в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия



8/8

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

Календарные народные

праздники - это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии.

Обрядовые действия народного

праздника (святочные, масленичные обряды, зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение.

Задания: раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц,

поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору)

Характеризовать праздник как

важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

Участвовать в художественной

жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Разыгрывать народные песни,

игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

Проявлять себя в роли знатоков

искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных

произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной,

декоративной и изобразительной деятельности.

Понимать и объяснять ценность

уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.



Связь времён в народном искусстве (8 ч)

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.


9/1

Древние образы в современных народных игрушках

1

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих. сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов -от светлого к тёмному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой, волнистой, спиралевидной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объёмной (основа - баночка) формы нарядной гжельской

росписью.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных

промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и

украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приёмами создания

выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того

или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.




10/2

Искусство Гжели

1

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной

культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов,тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с

игрой тональных переходов — от светлого к тёмному. Сочетание мазка_пятна с тонкой прямой, волнистой, спиралевидной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на

бумаге) или объёмной (основа- баночка) формы нарядной гжельской росписью.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.


Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям

гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров

Осваивать приёмы гжельского

кистевого мазка — «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи

в процессе практической творческой

работы.

Осваивать приёмы гжельского

кистевого мазка — «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи

в процессе практической творческой

работы.



11/3

Городецкая роспись

1

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца - национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора.

Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи.

Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность,

изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных

росписях.

Основные приёмы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение

его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево.

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения городецкого

промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приёмы кис_

тевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в

традиции Городца.



12/4

13/5

Хохлома

1

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный

узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.

Роспись «под фон», или фоновое

письмо, его особенности. Причудливо_затейливая роспись «кудрина».Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.

Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определённой народной традицией (наводка

стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется жёлто_охристым цветом.

Материалы: карандаш, гуашь,

большие и маленькие кисти, бумага.

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной

росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.



14/6

Жостово. Роспись по металлу

1

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие

форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, со четание в росписи крупных, средних и

мелких форм цветов.

Жостовская роспись -свободная

кистевая, живописная импровизация.

Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности в изображении цветов.

Основные приёмы жостовского

письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

Задания: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе

большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского

промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приёмы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской

росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.



15/7

Щепа. Роспись по

лубу и дереву.

Тиснение и резьба по бересте

1

Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского

Севера, её своеобразие.

Изысканный графический орнамент мезенской росписи, её праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зелёного замалёвка с графической линией -чёрным

перьевым контуром.

Задания: 1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.

2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги

коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).

Материалы: карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей.

Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство

материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной

росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи.

Создавать композицию росписи

или её фрагмент в традиции мезенской

росписи.



16/8


Роль народных художественных промыслов

в современной жизни

(обобщение темы)

1

Выставка работ и беседа на темы

«Традиционные народные промыслы- гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных

промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».

Традиционные народные промыслы, о которых не шёл разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).

Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной

викторине, в систематизации зрительного материала по определённому признаку.

Объяснять важность сохранения

традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в

произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчёте поисковых

групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве».




Декор — человек, общество, время (12 ч)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

17/1

18/2

Зачем людям украшения

2

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить —

значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи:

характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов,

древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задания: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя,

пользователя).

Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить

вещь



19/3

20/4

21/5

Роль декоративного

искусства в жизни

древнего общества

3

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной

кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).

Различие одежд людей высших и

низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задания: 1. Выполнение эскиза

украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения_пекторали, браслета и др.) или алебастровой

вазы; поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используются характерные знаки-символы.

Материалы: цветные мелки, гуашь тёплых оттенков, кисти.

2. Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа.

Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка.

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать

им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор

познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой



22/6

23/7

24/8

Одежда говорит

о человеке


3

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком -знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий.

Символы императора. Знаки различия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения.

Декоративно_прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть

декора (украшений) остаётся та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчёркивать определённые общности людей

по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели,

предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание

общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в

общую композицию).

Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей,ножницы.

Высказываться о многообразии

форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных

странах».

Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной,

групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе

цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.



25/9


26/10

О чём рассказывают

нам гербы и эмблемы

2

Декоративность, орнаментальность,

изобразительная условность искусства геральдики.

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.

Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и

негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).

Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.

Задания: 1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов. 2. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Понимать смысловое значение

Изобразительно- декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или

эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения.



27/11

28/12


Роль декоративного

искусства в жизни

человека и общества

(обобщение темы)

2

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного

искусства разных времён, художественных открыток, репродукций и слайдов,

собранных поисковыми группами.

Задания: 1. Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при

изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

2. Посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного

искусства.

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого

материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный

строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об

особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.



Декоративное искусство в современном мире (6 ч)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.

29/1

30/2

31/3

32/4

Современное выставочное искусство

4

Многообразие материалов и техник современного декоративно- прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по

ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты

профессиональными художниками - мастерами декоративно-прикладного

искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой

игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация

древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рас_

суждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного

традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по

материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоратив тельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного

Декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.



33/5

34/6

Ты сам мастер

1


Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с выбранным

материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение

«картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Лоскутная аппликация или коллаж.

Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера школы.

Нарядные декоративные вазы.

Декоративные куклы.

Задания: 1. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчётной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими рука_

ми».

Материалы: материалы для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, верёвки и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты, бусинки и т. п.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами

декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой

работы.

Владеть практическими навыками

выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные

детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.








Материально – техническое обеспечение

учебного предмета «Изобразительное искусство» 5-8 класс


Основная литература

- Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2015.

- Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобрзоват. учреждений / Л.А.Неменская ; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014


Учебно-методическое обеспечение

- Образовательный стандарт основного общего образования по искусству // Вестник образования. – 2004. - №13, 15.

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакциейБ. М. Неменского. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

- Сборник нормативных документов. Искусство /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

- Сетевой класс Белогорье

- Сайты по искусству:

    • www.prosv.ru/print.aspx&ob_no2228 - Дизайн и архитектура: новое в преподавании

    • ИЗО (школа Б.М. Неменского)


    • www.mega.km.ru/- Мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мефодий»


    • http://www.newsducation.ru/- Иформационно-просветительское издание

    • Министерства образования РФ;


    • www.ug.ru- Учительская газета;


    • www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;


    • www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;


    • www.km.ru- Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий»;


    • http://new.teacher.fio.ru/ - Cайт «Учитель.RU»;


    • www.museum.ru – Портал «Музеи России»;


    • www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.

    • www. Shtrih-33.ucoz. штрих-школа творчества

    • www. Videoresursy.ru – медиаресурсы для образования и просвещения

    • www. Pedagogy.ucoz.ru – учителю ИЗО и черчения

    • www. Cd-izo.narod.ru – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки, презентации и








Дополнительная литература:


  1. Алёхин А.Д. «Когда начинается художник», Просвещение,1993 г.

  2. Воронов Н. «Рассказы о великом скульпторе»,М «Детская литература»

  3. Горяева Н.А. «Первые шаги в мир искусства», Просвещение, 1991 г.

  4. Полунина В.Н.«Искусство и дети», 1982 г.

  5. Ненарокомова И. «Крамской», «Детская литература», 1991 г.

  6. Журналы «Педагогическое творчество»

  7. Журналы «Юный художник»

  8. Мастера русской живописи, «Художник РСФСР»,1985 г.

  9. Мир Леонардо, Москва «Терра», 1997 г.

  10. Предметные недели в школе «Изобразительное искусство», Волгоград, Учитель , 2007

  11. Свет цвет в живописи», «Мир книги», 2005 г.

  12. Школа рисования «ОНИКС»,2000 г.

  13. Этюды об изобразительном искусстве, Просвещение, 1993 г


Оборудование


Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников

на электронном носителе

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

на электронном носителе

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

на электронном носителе

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

на электронном носителе

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

на электронном носителе

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы:

- по памятникам архитектуры

- по художественным музеям

- по видам изобразительного искусства

- по творчеству отдельных художников

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по художественным технологиям

на электронном носителе

Презентации:

- по видам изобразительных (пластических) искусств

- по жанрам изобразительных искусств

- по памятникам архитектуры России и мира

- по стилям и направлениям в искусстве

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по творчеству художников

на электронном носителе

Учебно-практическое оборудование

Краски акварельные

Краски гуашевые

Бумага А3, А4

Бумага цветная

Фломастеры

Восковые мелки

Пастель

Сангина

Кисти беличьи № 5, 10, 20

Кисти щетина № 3, 10, 13

Емкости для воды

Стеки (набор)

Пластилин / глина

Клей

Ножницы

Подставки для натуры

Муляжи фруктов (комплект)

Муляжи овощей (комплект)

Гербарии

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Драпировки

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)


К

П

К

К

К

П

Ф

Ф

К

К

К

К

К

К

Д

Д

Д

Д

Д

Д


Д

Д

Д


Специализированная учебная мебель

Столы рисовальные (ученические)

Стулья


К

К


Характеристика количественных показателей материально-технического обеспечения.

В таблице введены символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.


Технические средства обучения

1. Компьютер

2. Пректор

3. Экран






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе

Автор: Сосницкая Рита Анатольевна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство». 5-8 классы / авт.-сост. Л.Г. Савенкова. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "poiasnitelnaia_zapiska_k_rabochei_programme_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klassy_"
    ["file_id"] => string(6) "477246"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536262155"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-8 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "487929"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1543343264"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа. Изобразительное искусство. 1 класс. УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_1_klass_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "630792"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1683133513"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа "Изобразительное искусство""
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "516682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1562932717"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа Изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_1"
    ["file_id"] => string(6) "536499"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1579457266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства