Автор: Головкова Нина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Каргасокская средняя школа - интернат №1.
Занятие по внеурочной деятельности «Живопись».
Направление: общеинтеллектуальное.
Класс: 2 (смешанная группа)
Тема: Натюрморт " Букет астр"
Цель для учителя:
способствовать формированию у учащихся навыков применения в своей творческой работе техники «Комкография».
Задачи:
- содействовать развитию наблюдательности, логического мышления, способности осуществлять анализ, делать выводы;
- способствовать формированию навыков самостоятельной и совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;
- создать условия, воспитывающие у учащихся интерес к изобразительному творчеству, эстетическую культуру и культуру труда.
Цель для учащихся:
Цели:
Способствовать воспитанию чувство радости от передачи красоты природы в рисунке.
Оборудование:
демонстрационный вариант:
- натюрморт
- мультимедиа проектор
- экран
- компьютер
- презентация Power Point об астрах, с порядком выполнения работы
- магниты.
- музыка – Пётр Ильич Чайковский «Вальс цветов»
для каждого учащегося:
- заготовки формата А5 с эскизом натюрморта;
- газета, гуашь, палитра (блюдце), стаканы для воды.
- влажная салфетка
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций
2) формируем умение на основе анализа рисунка или своей работы делать выводы.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью технологической карты.
Личностные УУД:
1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
воспитание трудолюбия, способности к познанию;
экологическое воспитание;
эстетическое воспитание.
Планируемые результаты:
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Критерии оценивания:
- продуктивность собственной деятельности
Аннотация: предлагаемую работу можно использовать как в качестве методического пособия по внеурочной деятельности, так и уроке ИЗО.
Ресурс содержит презентацию к уроку, конспект, разъясняющий порядок проведения урока с учетом требований реализации ФГОС, музыкальное сопровождение. В ходе занятия дети знакомятся с техникой «Комкография», учатся рисовать комочками бумаги, закрепляют полученные ранее знания о средствах в живописи и правила работы гуашевыми красками. В презентации слайды сменяются по щелчку, навигация не сложная, для создания атмосферы при выполнении практического задания подобрано музыкальное произведение.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
2. Вступительная беседа (3 мин).
-Я рада снова видеть вас. Думаю, что сегодняшний урок порадует нас новыми открытиями и принесет радость от полученных результатов. Мы продолжим своё путешествие по удивительной и завораживающей Стране «Живопись». (слайд 1)
- Закончите стихотворение.
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золочёною каймой.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовётся …..(натюрморт.) (слайд 2)
Начинается просмотр презентации.
- Рассмотрите картины. (слайд 3)
- Что такое натюрморт? (Натюрморт переводится с французского как «мёртвая природа». Это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве): nature (природа) и morte (мертвая). (слайд 4)
3. Работа с репродукцией и фотографиями.
- Где впервые появился натюрморт как жанр? (В Голландии)
- Голландцы и немцы называли эти картины другим словом, которое переводится на русский язык «тихая и безмолвная жизнь вещей». Правда, красиво звучит? Значит, натюрморт – это не просто изображение вещей и предметов. Давайте попробуем в этом разобраться.
- Рассмотрим некоторые произведения. Голландские мастера тщательно и кропотливо прописывали каждую деталь. (слайд 5)
- Что голландцы изображают на своих натюрмортах? ( Цветы, фрукты, дичь, посуду.)
- В России натюрморт как самостоятельный жанр появляется позже. В то время представление о натюрморте было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. (слайд 6)
Одним из художников, работающих в жанре натюрморт, был Иван Фомич Хруцкий (1810-1885 гг.). (слайд 7)
Для России именно этот художник являлся родоначальником натюрморта. Хруцкого называли живописцем “цветов и плодов”. Посмотрите, как внимательно художник относится к деталям, как он правдоподобно прописывает каждый предмет.
- Рассмотрим предметы натюрморта (слайд 8, 9,10)
- Что изображено на натюрморте? Где находятся предметы: в помещении или на улице?
- Какое настроение, ощущения вызывает у вас картины?
- Что хотел показать художник?
- Какие цвета он использовал: дополнительные или родственные, тёплые или холодные?
- Какими выразительными средствами живописи пользовался художник? (Линия, тень, мазок, пятно)
- Мастер тщательно прорабатывает разнообразные фактуры: бархатистый персик, прозрачный стакан, блестящий металл, фаянсовая ваза, плетеная из лозы корзина.
Иван Фомич Хруцкий, конечно подражал голландцам. Он в свои работы вводит похожие элементы: цветки, вынутые из вазы, разрезанный пополам овощ или фрукт. Особенно Иван Фомич Хруцкий, мы видим, любит виноградные грозди, они присутствуют во многих его работах.
- Какие натюрморты на репродукциях вам понравились больше всего?
- Что объединяет все предметы в натюрморте? (Тема, принадлежность)
- Как художники передают объём предметов? (Свет, полутень, тень, рефлекс)
- Почему более светлые мазки располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? (В зависимости от света)
При составлении букетов символическое значение цветов и растений широко использовалось. И каждый элемент букета имел особый эмоциональный смысл.
- Отгадайте загадку:
Белые, бордовые,
На клумбах и на грядках
Пёстрые, лиловые..
С травой играя в прятки,
Осенние предвестники,
В ковёр один сольются….
Ромашек летних крестники,
Как они зовутся?.. (астрами) (слайд 11)
- Правильно, астрами.
- Что вы знаете об астрах?
Пожалуй, нет ни одного сада, где бы не цвели осенью астры. Астры белые, розовые, желтые, красные, синие, фиолетовые, со множеством оттенков, светлых и тёмных. Но астры отличаются не только по цвету. Есть астры махровые, с большим количеством узких лепестков, торчащих во все стороны. У одних лепестки прямые, у других волнистые, загнутые внутрь, как у пиона, у третьих узкие, заостренные – игольчатые. А первые астры, выросшие в Европе, были совсем иные.
Рассказ детей ( В начале 18 века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французы сразу назвали это растение королевой маргариток. Ботаникам и садовникам очень понравилась эта королева маргариток. Они стали выводить новые сорта различной окраски. И неожиданно, спустя двадцать два года, расцвел невиданный махровый цветок. Увидев такой цветок, ботаники воскликнули по – латыни: «Астер!» - «Звезда!» С тех пор этот цветок стали называть астрой.)
- Сейчас получено много сотен различных сортов этих милых осенних звёзд.
Если вы долго смотрели когда-нибудь на серебристую звезду, то, наверное, заметили, что звезда не просто светящаяся точка; она излучает то голубой, то белый, то розовый свет, словно зовет кого-то, посылая сигналы.
- Красивая легенда рассказывает об астре, которая в переводе с греческого означает «звезда». Она выросла из пылинки, упавшей со звезды. И если ночью притаиться в цветнике, то можно услышать, как цветы разговаривают со своими сестрами-звездами. Астра со своими острыми лепестками-лучиками как бы похожа на звезду.
АСТРА - символ грусти. Этот цветок считался подарком человеку от богов, его оберег, амулет, частица его далекой звезды. Поэтому символизируемая им грусть, это грусть по утраченному раю, по невозможности подняться в небо.
Астра - один из любимых садовых цветов у татар, восьмилепестковый ЦВЕТОК АСТРЫ изображен на Государственном гербе Республики Татарстан. Четное число лепестков цветка подчеркивает вечный источник жизни, пожелание долголетия, процветания.
- Про астры и их виды вы можете узнать подробнее из книг.
( На доске выставка книг.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вы наверное устали?. Поэтому предлагаю вам прерваться на физкультминутку.
Представьте, что вы астры и растёте на клумбе, присядьте.
Мы – астры, астры, астры, Медленно поднимаются
На клумбе мы растем. Поднимают руки
Нас любят ненапрасно, Идут по кругу взявшись за руки
Когда мы расцветём.
Мы - красивые цветы,
Делают махи руками вперёд назад
Мы - весёлые цветы.
5. Показ порядка выполнения работы.
- Вспомните свою работу с прошлого занятия.
- Что вы выполняли? (набросок композиции)
- Посмотрите на рисунок и попробуйте сформулировать тему нашего занятия сегодня. (Выполнить рисунок в цвете. (слайд 12)
– Сегодня на занятии мы продолжим работу над рисунком в цвете. В технике «Комкография»
- А что такое «Комкография»? (Оттиск смятой бумагой)(слайд 13)
- Что для этого нам понадобится? (слайд 14 )
- Давайте вместе составим план с помощью технологической карты, по которому вы будете работать. (слайд 15)
1 этап.
- Прорисовываем вазу, передавая свет, полутень, тень и блики.
2 этап.
1. Берём кусочек газеты, комкаем в небольшой шарик.
2. Берём большую кисть, макаем в гуашь нужного цвета и примакиваем на комочек.
3. Далее ставим отпечаток на лист бумаги, повторяем несколько раз в зависимости от количества цветов 3 или 5.
4. Даём высохнуть.
- А для следующего цвета повторяем все этапы последовательно. Всё зависит от того, какой вид астр вы будете рисовать.
3 этап.
- Листву рисуем кистью произвольными мазками.
7. Пальчиковая гимнастика.
- Чтобы композиция получилась у нас красивая, давайте согреем пальчики.
8. Практическая работа. (слайд 16)
- А теперь, ребята, приступим к работе. Пропишите натюрморт.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
Используй цвет как основное выразительное средство в своей работе.
4) контроль качества выполняемой работы.
Звучит музыка – Пётр Ильич Чайковский «Вальс цветов»
Гимнастика для глаз (слайд 17)
Продолжение работы (слайд 18, 19)
- А теперь из ваших работ мы оформим выставочный зал. (Выставка и самооценка работ)
9. Рефлексия
- Кто-то испытал затруднения при прописывании? В чём?
- Поднимите баночку с гуашевой краской того цвета, который передаст ваше настроение и покажет, понравился ли вам урок.
10. Итог урока
- Что такое натюрморт?
- Итак, с чего же начнем рисовать натюрморт? (Обозначим всю композицию). Затем? (Наметим высоту предметов и заключим их в простые геометрические фигуры).
- С какого предмета начинаем прорисовывать форму? (С самого сложного – вазы).
- Что делаем дальше? (Прорисовываем цветы. Приступаем к цвету)
- В какой технике рисовали?
- Что такое «Комкография?»
- С каким художником познакомились?