Зрительный ряд: таблицы «Основные цвета», «Что нужно знать о цвете?»
План занятия:
Организационный момент;
Изложение учебного материала;
Самостоятельная работа учащихся;
Подведение итогов занятия.
Список используемой литературы:
Альшнецкая Н. Путешествие в страну сказок. – Великие Луки. – ИЧП ЕРФО, 1997 год.
Мосин И.Г., Глушкова Н.В. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее…/серия «Развитие ребенка в период детства». – Екатеринбург. Издательство «У-Фактория», 2000 год.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 год.
Длительность занятия: 90 минут с перерывом 10 минут
Ход занятия:
Организационный момент
приветствие;
организация внимания;
проверка готовности к занятию (работа со слайдом презентации «Что необходимо к уроку?»).
Изложение учебного материала
- Сегодня мы с вами поговорим о цветах, но о цветах не простых, а о цветах волшебных.
- Посмотрите, какие это цвета? (работа со слайдом презентации)
- Ребята, а сколько цветов вы знаете? Попробуйте их назвать, сколько вспомните. (Дети перечисляют цвета которые знакомы им)
- А природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А что бы нам было просто проще ориентироваться в них, не запутаться в этом богатстве, люди придумали различные классификации цветов.
Таких классификаций несколько. Нам надо постараться запомнить их все. Эти знания о цвете пригодятся нам в дальнейшей работе и помогут чувствовать себя уверенно в работе с красками.
(Работа с таблицей «Что нужно знать о цвете?»)
Таблица «Что нужно знать о цвете?»1
- Знакомство с это таблицей поможет нам быстрее сориентироваться в классификации цветов и запомнить их.
- Все богатство цветов и оттенков можно разделить на две основные группы:
Хроматические цвета;
Ахроматические цвета
- В свою очередь хроматические цвета делятся на основные и дополнительные цвета.
- К основным мы отнесем три цвета КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ и СИНИЙ, а к дополнительным все другие цвета полученные при смешивании основных.
- Чтобы понять сложные взаимоотношения в мире красок, надо пояснить их родственные связи.
- Отношение между цветами – это родственные отношения, которые основаны на том, кто кем кому приходиться.
Есть такая наука – генеалогия. Это наука о происхождении, о сложных родственных связях.
Результатом генеалогических исследований является генеалогическое древо. Это конечно не дерево, а лишь схема очень похожая на дерево.
(Дерево появляется на экране компьютера и растет в соответствии с объяснениями учителя).
- У этой схемы тот же принцип построения, что и у живого дерева.
Корни рождают ствол, т.е. из всех цветов мы можем выделить три основных цвета, которые и будут являться стволом.
Ствол рождает ветви, т.е. три основных цвета дают рост ветвям.
Ветви рождают еще ветви, т.е. при их смешивании получаются дополнительные цвета, т.е. новые ветви.
- Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ и СИНИЙ. Именно за это их называют основными цветами, т.к. они лежат в основе всех остальных цветов.
- А как же из основных цветов получить дополнительные? (Путем смешивания)
Таблица «Основные цвета»
- Посмотрите, если мы смешаем желтый и синий, то получим зеленый.
- Если мы смешаем красный и синий, то получим фиолетовый.
-Если же мы смешаем желтый и красный, то получит оранжевый.
- А вы знаете, почему так получается?
- Вот сейчас я расскажу вам три сказки и вы сможете ответить на этот вопрос.
Сказка первая «Сказочный лес»
Однажды в сказочный лес пришла Зима и насыпала кругом столько снега, что лес стал белым-белым, как лист бумаги. Долго длилась Зима. И пора бы ей уступить место Весне, но не хочет Зима сдаваться, пуще прежнего лютует, все больше снега подбрасывает. Замерзли лесные жители. Надоело им терпеть проделки Зимы и пошли звери и птицы к Солнцу. Стали его просить:
Солнышко - Солнышко!
Нет у нас ни зернышка,
Все Зима поела
В шубе своей белой.
Солнышко - Солнышко!
Выгляни в окошечко,
Нас погрей немножечко,
Пусть же снег растает,
Травка прорастает!
Вышло тогда Солнышко на небо, стало землю греть. И все вдруг в лесу преобразилось. Снег начал таять и потекли ручьи. Желтые солнечные лучи слились с синими ручейками, и случилось чудо! Ручейки мгновенно высохли, а на их месте из-под земли выглянула молодая зеленая травка.
- А как появилась эта травка?
- Оказывается, на том месте, где желтый цвет слился с синим, и появился этот новый зеленый цвет!
(Работа с таблицей «Основные цвета»)
- Солнышко, которое пригрело землю было каким цветом? (желтым)
- Когда солнышко пригрело, побежали ручейки, а ручейки какого цвета? (синего)
- А если мы смешаем желтый и синий, какой цвет получим? (зеленый)
- Молодцы! Вижу, что все внимательно слушали эту сказку. И теперь вы точно знаете как получить зеленый цвет.
Сказка вторая «Друзья»
Жили-были на свете ЖЕЛТЫЙ Лимон и КРАСНАЯ Ягодка. Лимон всегда был грустным и часто плакал из-за того, что многие дети его не любили. А вот сладкую красную Ягодку дети с удовольствием ели.
Лимон с Ягодкой были большими друзьями, поэтому неудачи и беды Лимона очень печалили Ягодку. Думала-думала она, как помочь своему другу и, наконец, придумала! В один прекрасный день Ягодка поделилась с Лимоном своим сладким красным соком и... Лимон преобразился! Он стал похож на Апельсин, потому что изменился его цвет - стал ОРАНЖЕВЫМ! Так добрая и умная Ягодка сделала своего друга веселым, сладким и счастливым!
- Ребята, а почему это Лимончик стал вдруг оранжевым?
(Работа с таблицей «Основные цвета»)
- Молодцы! Все верно!
Сказка третья «Вода и Огонь»
Жили-были Огонь и Вода. Жили они не дружно, вечно ссорились и никак не могли помириться. Огонь кричал: "Я самый сильный, потому что могу все на своем пути сжечь!" - и бросал в Воду свои горячие КРАСНЫЕ искорки.
"Нет! - возражала ему Вода, брызгаясь в него СИНИМИ струйками. - Я самая сильная! Я могу все затопить на своем пути!" Спорили они так, спорили, брызгались друг в друга своими капельками и искорками, а избрызгав все, - исчезли. А на их месте появилась грязная лужица, своим цветом похожая на ФИОЛЕТОВЫЕ чернила. Пришел человек, обмакнул перо в эти ФИОЛЕТОВЫЕ чернила и написал: "Не надо ссориться, друзья! Ведь в гневе жить никак нельзя!"
-Каким цветом были искорки, которыми кидался огонь в воду? (красные)
- А какие были брызги у воды? (синие)
- Какого цвета появилась лужица на месте спора Огня и Воды? (фиолетовая)
- Значит, если мы смешаем красный и синий цвета, то получим новый цвет – фиолетовый?
- Молодцы, вы прослушали внимательно все сказки, и ответили на мои вопросы. Давайте подведем итог.
- Из сказок мы узнали, что если один основной цвет смешать с другим, то появиться новый цвет:
Желтый лучик солнца
Выглянул в оконце,
Побежали струйки
Синих ручейков.
Друг за другом мчались
И перемешались:
ЖЕЛТЫЙ цвет плюс СИНИЙ –
Новый цвет готов!
Как трава - ЗЕЛЕНЫЙ,
Как листва - зеленый,
Желтый цвет плюс синий –
Стебельки цветов.
Надо помнить всем прекрасно:
Смешивая ЖЕЛТЫЙ с КРАСНЫМ,
Цвет ОРАНЖЕВЫЙ получим.
Кто не знает - всех научим!
А не знаете ль секрета вы,
Как нам сделать ФИОЛЕТОВЫЙ?
КРАСНЫЙ с СИНИМ размешаем –
Цвет чернильный получаем!
- Я думаю, что все вы запомнили, как нам получить зеленый, оранжевый и фиолетовый. Значит теперь мы можем проверить свои знания на практике.
Самостоятельная работа учащихся
- Сегодня мы с вами будем рисовать радугу, но не простую, а волшебную.
- Сколько у радуги цветов? (7)
- А сколько баночек с краской у вас на столах? (3)
- А что же нам делать? Как нарисовать радугу? (смешивать цвета)
- Кто знает какие цвета у радуги? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
- Ребята, кто-нибудь из вас знает стихотворение о цветах радуги?
Над землёю,
Над водою
Встала радуга дугою
Семь цветов ты видишь в ней,
Как запомнить их верней?
Не забудешь семь цветов,
Зная семь волшебных слов:
Каждый Охотник
Желает Знать
Где Сидит Фазан.
- Давайте вместе повторим 7 волшебных слов.
- А почему эти слова называются волшебными? (первая буква слова соответствует первой букве в названии цвета)
Каждый - красный
Охотник - оранжевый
Желает - желтый
Знать - зеленый
Где - голубой
Сидит - синий
Фазан - фиолетовый
- Радугу будем рисовать вместе; радуга должна быть большой и яркой, не жалейте красок!
- Как надо правильно рисовать дуги радуги? Сверху вниз или снизу вверх? (снизу вверх).
- Какой цвет первый? Как нам получить красный? (получать не надо, т.к. красный – основной цвет).
- Берем кисточку, обмакиваем ее в краску и рисуем дугу. Посмотрите, как это делаю я.
- Какой цвет следует Зв красным? Как мы будем получать оранжевый? (смешаем на палитре желтый и красный).
- Посмотрите, берем желтую краску, кладем ее на палитру, далее берем красную и перемешиваем ее с желтой, у нас получается оранжевый.
- Первой всегда берем ту краску, которая светлее.
- Рисуем следующую дугу – оранжевую над красной.
- Следующий цвет – желтый. Как будем получать желтый? (не надо получать, он основной)
- Верно, значит берем желтую краску и рисуем третью дугу.
- Четвертый цвет в радуге, это… (зеленый). Что надо сделать, чтобы получить зеленый? (синий смешать с желтым)
- Верно, смешиваем на палитре цвета и рисуем четвертую дугу.
- Молодцы! Следующий какой цвет? (голубой) Интересно, а голубой из какого цвета будем получать? (из синего)
- А как из синего получить голубой?
- Голубой цвет можно получить двумя способами:
Синий + белый;
Синий + вода.
- Сейчас, каждый из вас подумает, каким способом он будет получать голубой и нарисует следующую дугу.
- Слову «сидит» какой соответствует цвет? (синий). Как нам получить синий? (основной цвет, получать не надо)
- все верно, рисуем следующую дугу.
- Какого цвета дуга будет завершать нашу радугу? (фиолетовый) А название какой птицы соответствует нашему цвету? (фазан, филин)
- Верно, как нам получить фиолетовый? (синий смешать с красным)
- рисуем следующую дугу.
- Посмотрите, наша радуга готова! Какая она у нас вышла красивая!
- А давайте радуге дадим свое имя!
- Яна, какой цвет тебе понравился больше всех?... (спросить каждого ребенка)
- Вот теперь, давайте подпишем радугу. Своим любимым цветом напишите свое имя. Можно имя написать где угодно: под радугой, на радуге и т.д.
- Вот мы и справились с нашей сегодняшней работой! Молодцы!
Подведение итогов занятия
- С какими тремя основными цветами мы сегодня познакомились?
- Как по другому называются эти цвета? (основные)
- Скажите, а сможет ли художник нарисовать картину, если у него будет всего три краски? Почему? (путем смешивания основных красок можно получить множество других цветов и оттенков)
- С помощью каких красок можно получить зеленый цвет?
- А если мы смешаем синий и красный цвета, какой цвет получим?
- О каких двух цветах говориться в сказке о Лимоне и Ягодке? Почему лимон стал оранжевым?
- Молодцы, я вижу что вы на отлично усвоили материал сегодняшнего занятия. Научились сами совершать волшебство с красками!
- За вашу активную и плодотворную работу, я хочу подарить каждому по жетону:
- Почему звездочка? Потому что ваша сегодняшняя отметка «5», а у звездочки пять лучиков!
- Ну, а почему в звездочке радуга, догадайтесь сами!
Уборка рабочего места
- После работы обязательно надо прибрать свое рабочее место.
- Кисти надо намыть с мылом, краски аккуратно закрыть. Приготовляя тем самым все к следующему занятию.