Конспект мероприятия «Отговорила роща золотая» может использоваться как конспект открытого урока или занятия, посвященные творчеству С.Есенина в художественных и общеобразовательных школах для детей от 8 до 15 лет.
Цель мероприятия – изобразить образ осенней природы (поэзия С.А Есенина), используя различные художественные материалы.
Задачи:
образовательные:
рассказать о жизни С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;
показать народность творчества поэта;
развивающие:
развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
развитие навыков творческого восприятия и выражения произведений поэта в картинах и зарисовках;
развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;
совершенствование навыков самостоятельной работы. Выполнение творческой работы;
воспитательные:
воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;
воспитание чувства восхищения родной природой;
воспитание духовно-нравственной культуры .
Оборудование: портрет, фотографии С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, диск с записями песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением картин русской природы.
Методические приёмы: лекция преподавателя, выразительное чтение стихотворений учащимися и преподавателями.
Подготовка к мероприятию. В ходе подготовки к внеклассному мероприятию была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка сообщения и видеоролика о жизни и творчестве поэта; создание выставки с фотографиями поэта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конспект мероприятия «Отговорила роща золотая» может использоваться как конспект открытого урока или занятия, посвященные творчеству С.Есенина в художественных и общеобразовательных школах для детей от 8 до 15 лет.
Цель мероприятия – изобразить образ осенней природы (поэзия С.А Есенина), используя различные художественные материалы.
Задачи:
образовательные:
рассказать о жизни С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;
показать народность творчества поэта;
развивающие:
развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
развитие навыков творческого восприятия и выражения произведений поэта в картинах и зарисовках;
развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;
совершенствование навыков самостоятельной работы. Выполнение творческой работы;
воспитательные:
воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;
воспитание чувства восхищения родной природой;
воспитание духовно-нравственной культуры .
Оборудование:портрет, фотографии С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, диск с записями песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением картин русской природы.
Методические приёмы: лекция преподавателя, выразительное чтение стихотворений учащимися и преподавателями.
Подготовка к мероприятию.В ходе подготовки к внеклассному мероприятию была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка сообщения и видеоролика о жизни и творчестве поэта; создание выставки с фотографиями поэта.
Добрый день! Не случайно наше мероприятие начинается этим стихотворением. Сегодня мы обратимся к творчеству русского поэта Сергея Александровича Есенина и наша задача передать в своих картинах и зарисовках осеннее настроение, которое так удивительно проникновенно выражает поэт в своих стихотворениях. Есенин - такая звучная фамилия. Она созвучна со словами “есень”, “ясень”, “осень”. Говорят, что мотивы тоски, увядания осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией. “Фамилия моя древнерусская – Есенин. Если перевести её на сегодняшний …язык и выискивать корень, то это будет – осень. Осень! Осень! Я кровью люблю это слово”,- писал поэт.
Сергей Есенин – поэт народный, не только потому, что родился в самой что ни на есть российской деревне, и не потому, что писал о родной природе. Язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в есенинские строки, близки каждой русской душе.
Есенинская Русь начинается от родительской избы, от обвитого крапивой плетня, от тех самых «капустных грядок». И вот уже песня уходит за околицу села, а дальше – «не видать конца и края…»
Читать стихи Есенина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.
Есенинская поэзия дышит запахом родных просторов. Она светится народными радостями, напоена беспредельной привязанностью к той земле, на которой родился поэт, к тому народу, из которого он вышел.
Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Давайте поближе познакомимся с поэтом.
Видеоролик о юности поэта.
Педагог:
Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта.
Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природа - одна из особенностей есенинской лирики.
Читают дети:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Педагог:
Сергей Есенин... Уже в самом имени этого великого человека слышны певучесть и музыка родных раздолий, не говоря уже о его произведениях, которые буквально созданы для написания на них музыки. Еще в детстве мы узнаем такие песни, как «Не жалею, не зову, не плачу», «Иволга», «Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший». Но многим из нас даже в голову не приходило, что их слова принадлежат Есенину. Музыку к словам Есенина писали: Г. Пономаренко, А. Вертинский, В. Липатов, Е. Попов, С. Сарычев, А. Покровский, А. Липин и многие другие.
Песни Есенина исполняли: В. Козин, А. Малинин, А. Тукиш, «Золотое кольцо», А. Новиков, С.Безруков. Каждый из них старался как можно ярче передать те чувства, те переживания, которые царили в мире «есенинской поэзии».
Исполнение музыкальных композиций преподавателями
Дорохин Р.В. преподаватель ДХШ
Блохин А.В.. преподаватель ДХШ
Педагог:
Ребята! Красота окружает нас везде и всюду: и в природе, и в семье, в школе, только надо научиться замечать это, беречь ее. Кто полюбит прекрасное, тому Красота откроется много раз и в искусстве, и в труде, и в лесу, и в саду, у речки, дома - там, где он раньше ее не замечал. Давайте и мы с вами попытаемся заметить эту красоту и поделиться, рассказать о ней в своих рисунках
Практическая часть
Учащиеся выполняют конкурсную работу. Тема рисунков непосредственно связана с осенней темой Есенинских стихотворений.
Подведение итогов
Жюри оценивает работы. Дополнительно был объявлен интернет - конкурс. Лучшие работы отмечены ценными призами.
Работы размещены на сайте: http://vkontakte.ru/album-7371835_114838185
Список использованной литературы
Есенин С. Стихотворения и поэмы.- М.,1985.
Есенин С. Воспоминания родных.- М., 1985.
Есенин С. Избранное.- М., 1986.
Кошечкин С. Весенней гулкой ранью.- М., 1984.
Лукьянов А.В. Сергей Есенин. Тайна жизни.- Ростов-на-Дону, 2000.