kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектные технологии как средство духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Теоретические основы применения  проектной технологии на уроках истории и обществознания

В последние годы из нашего языка стали уходить такие слова и  понятия, которые обычными для наших предков: Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. Среди детей и подростков очень часто мы наблюдаем недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим. Перед нами педагогами, стоит серьёзная задача - формирование духовно-нравственной личности, помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности. Несомненно, система воспитания должна охватывать все звенья образовательного процесса и, в первую очередь, основную её часть учебно-урочную. Центром этой системы должно быть духовно-нравственное   воспитание.  В большинстве школ воспитание учащихся чаще всего переноситься в систему дополнительного образования.  А как же урок? Какие цели должны быть приоритетными на уроке?

 Работая учителем истории, я всё чаще думаю о том какую духовно-нравственную основу подводить под воспитание учащихся. И снова я подхожу к тому, что одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура, это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с православием.  Нельзя забыть о том, что именно православие более тысячи  лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера. Наибольшими  возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и литература. Эти учебные дисциплины, где внимание учащихся  привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной  вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания. Многие темы в курсе истории содержат богатый « ценностный пласт».  

Учащиеся нашей школы имеют  разный уровень духовной зрелости и воцерковленности, а многие вообще никогда не переступали порог Православной Церкви соответственно, степень готовности к духовно-нравственному обучению школьников у всех  разная.

Целью данной работы является обоснование применения проектной технологии как средства духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания в 5-9 классах. Цель достигается через решение следующих задач:

  • воссоздание духовного самосознания детей;
  • создание условий для развития их индивидуальных сп
  • формирование высокой нравственности;
  • особностей;
  • развитие способности к творческому труду;
  • саморазвитие и самообучение.

На педагогическом совете школы была принята общая методическая тема — «Введение духовно-нравственного воспитания в процесс обучения». Но мы понимали, что учить православию на уроках так же, как умению решать задачи и примеры, невозможно. Проанализировав возможные формы и методы работы с учащимися  в области воспитания, мы выбрали технологию проектов.

Изменения, произошедшие в последние десятилетие в системе образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.  Современное преподавание истории и обществознания – это соединение фактов мышления и самостоятельности – качествами столь ценными в технологии проектного обучения.

В технологии проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джоном  Дьюи (1859-1952). Дж. Дьюи и его коллеги утверждали следующее: «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Основной задачей обучения является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны сами спланировать, выполнить, проанализировать, оценить, и, естественно, понимать, зачем они это сделали…» 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектные технологии как средство духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА №127 СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»



Проектные технологии как средство

духовно - нравственного воспитания на уроках истории и обществознания



Работу выполнил:

учитель истории и обществознания

МОУ ОШ №127 Гуторова О.В.








Волгоград – 2016

Оглавление



Теоретические основы применения проектной технологии на уроках истории и обществознания 3


Работа над проектом по группам……………………………...................6

Литература 13

  1. Теоретические основы применения проектной технологии на уроках истории и обществознания

В последние годы из нашего языка стали уходить такие слова и понятия, которые обычными для наших предков: Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. Среди детей и подростков очень часто мы наблюдаем недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим. Перед нами педагогами, стоит серьёзная задача - формирование духовно-нравственной личности, помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности. Несомненно, система воспитания должна охватывать все звенья образовательного процесса и, в первую очередь, основную её часть учебно-урочную. Центром этой системы должно быть духовно-нравственное   воспитание. В большинстве школ воспитание учащихся чаще всего переноситься в систему дополнительного образования.  А как же урок? Какие цели должны быть приоритетными на уроке?

Работая учителем истории, я всё чаще думаю о том какую духовно-нравственную основу подводить под воспитание учащихся. И снова я подхожу к тому, что одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура, это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с православием.  Нельзя забыть о том, что именно православие более тысячи  лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера. Наибольшими  возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и литература. Эти учебные дисциплины, где внимание учащихся  привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной  вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания. Многие темы в курсе истории содержат богатый « ценностный пласт».  

Учащиеся нашей школы имеют разный уровень духовной зрелости и воцерковленности, а многие вообще никогда не переступали порог Православной Церкви соответственно, степень готовности к духовно-нравственному обучению школьников у всех разная.

Целью данной работы является обоснование применения проектной технологии как средства духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания в 5-9 классах. Цель достигается через решение следующих задач:

  • воссоздание духовного самосознания детей;

  • создание условий для развития их индивидуальных способностей;

  • формирование высокой нравственности;

  • развитие способности к творческому труду;

  • саморазвитие и самообучение.

На педагогическом совете школы была принята общая методическая тема — «Введение духовно-нравственного воспитания в процесс обучения». Но мы понимали, что учить православию на уроках так же, как умению решать задачи и примеры, невозможно. Проанализировав возможные формы и методы работы с учащимися в области воспитания, мы выбрали технологию проектов.

Изменения, произошедшие в последние десятилетие в системе образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современное преподавание истории и обществознания – это соединение фактов мышления и самостоятельности – качествами столь ценными в технологии проектного обучения.

В технологии проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джоном Дьюи (1859-1952). Дж. Дьюи и его коллеги утверждали следующее: «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Основной задачей обучения является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны сами спланировать, выполнить, проанализировать, оценить, и, естественно, понимать, зачем они это сделали…»

А в России эти педагогические идеи, связанные с именем Дж. Дьюи и его коллег, впервые реализовал на практике русский педагог С.Т. Шацкий ещё в 1905 году. Впоследствие эти идеи нашли свое применение и в советской школе (например, в бригадно-лабораторной системе обучения).

Девизом к проектной технологии может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».

Первая значительная проектная работа в нашей школе – «Имя Александра Невского в истории России» - состоялась в 2010 году. В этом году как раз на одном из Российских телеканалов телезрителям предлагалось выбрать из множества имён исторических деятелей самое достойное на звание «Имя России»

В результате именем России названо имя Святого Благоверного князя Александра Невского. В 7 классе в это время прошёл урок Мужества «Можешь ли ты быть мужчиной, если не защищаешь Родину?» С ребятами мы много говорили о Святом воине Александре Невском. А затем появилась и тема проекта. Решено было, что класс разделится на микрогруппы и каждая группа глубоко и полно изучит жизнь, военные и духовные подвиги князя Александра: соберёт и проанализирует информацию, сделает зарисовки, фотографии, оформит свое сообщение, а затем каждая группа подготовит презентацию своих творческих работ. Формы презентации: реферат, доклад, инсценировка, слайд-фильм, оформление стенда класс выбирал самостоятельно. А конечным результатом проекта решено было сделать написание рукописной книги.

Две недели учащиеся искали, обсуждали, спорили, просматривали, делились опытом, вырезали из старых журналов, рисовали эскизы. Собрали множество интересных фактов жизни, ратных подвигов во имя Отечества, примеров смирения и жертвенной любви Святого Александра Невского.

Презентация проекта прошла в форме «круглого стола», по четырем направлениям:

  1. Александр Невский – князь и воин.

  2. Александр Невский - Святой.

  3. Храмы и памятники в честь Александра Невского.

  4. Орден имени Александра Невского и его орденоносцы.

Каждый группа представила свое сообщение по одному из направлений проекта, познакомила со своим дневником, ребята показали свой фотомонтаж в виде стенда, мини-сочинения. По результатам проведённой работы группа художников оформила рукописную книгу «Александр Невский - воин и Святой»


  1. Работа над проектом по группам



Организуется работа в микрогруппах. Консультации учителя на каждом этапе.

№ п/п

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Подготовка



Определение темы и целей


Руководители творческих групп

2

Планирование

Определение источников информации ; способов сбора информации; критериев оценки результатов. Распределение задач между членами команды



3.

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач; выполнение заданий. Изучение литературы. Интервью, опросы, наблюдения, практикумы



4.

Результаты и выводы

Анализ информации, формулирование выводов, эскизы книги, подготовка фотомонтажа, оформление стенда, написание мини-сочинений



5.

Защита проекта. Представление, отчет

Доклад, отчет, презентация, виртуальная экскурсия, видеофильм,



6.

Оценка работы

Самооценка; коллективное обсуждение ; итоговая оценка работы каждого и группы (от 5 до 10 баллов)





Ход проведения урока-защиты мини-проектов

  1. Организационный момент. Метод «погружение в эпоху». Учащиеся переодеваются в костюмы эпохи древней Руси. Входят в класс под музыку С. С. Прокофьева «Александр Невский», рассаживаются по бригадам за отведенными рабочими местами (стол, стулья, таблички с названиями бригад). Просмотр фильма «Александр Невский»

  2. Защита мини-проектов.

А) Вступительное слово учителя, презентация учителя (тема, характеристика проекта, цели, ход работы)

Б) бригады представляют свой продукт и его защиту.

В) обсуждение в группах, вопросы членов других групп.

Г) оценка работы (учетчик собирает смайлики у членов бригад – соперников, гостей)

3. Оформление рукописной книги

4. Проверка результатов работы.

Самооценка. Учитель проверяет по одной работе от группы, ставит оценки.

  1. Рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы анкеты:

  • Какую роль ты выполнял в ходе работы над проектом?

  • Чему научился, что узнал?

  • Интересно ли было работать над темой ?

  • Как руководителю группы, какие проблемы пришлось решать? Какова степень участия каждого? Оцените работу. (Для руководителей групп).



  1. Итог работы.

Определение группы-победительницы. Награждение грамотами. Заключительное слово учителя. Рукописная книга отправлена на городской конкурс и заняла одно из призовых мест.

Воспитание любви к Отечеству должно быть неразрывно связанно с краеведением и опираться на краеведение. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает чувство ответственности за неё, а затем появляется чувство любви к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России.

Практическая краеведческая работа в нашем школьном коллективе началась с организации туристических походов под руководством учителя географии Аллахвердиевой И.Л.. Команда юных туристов несколько раз прошли партизанскими тропами по горам Кавказа, Адыгеи, Абхазии. Направленность походов вначале была оздоровительная и познавательная.

Через 2 года к ним присоединилась и я со своими детьми (учениками, дочерью и сыном). Красоты мы увидели необыкновенные! Позже, при планировании очередного маршрута появилось осознание того, что мы совсем не знаем своего родного Волгоградского края, в котором живём. Первый поход мы прошли от реки Иловля вдоль левого берега реки Дон. Маршрут проходил по местам оборонительных боёв Сталинградской битвы 1942-1943 годов, вдоль сторожевой линии XVIII и по трассе Волго - Донского судоходного канала. По пути нашего следовании нам встречались могилы и памятники Советским воинам, узникам концлагерей, разрушенные и действующие Церкви, колокольня, памятник Ермаку. С особой тщательностью ребята наводили порядок на могилах героев. Такие уроки истории нашим детям запомнится надолго. Затем наши туристические походы плавно перешли в паломнические пешеходные странствия. С тяжёлыми рюкзаками за плечами, с обветренными губами, мокрые, уставшие, но со светящимися лицами доходили до монастырей и святых источников. Плавали мы и на байдарках по рекам Хопёр, Медведица.

В работе с учащимися на уроках истории и занятиях по краеведению я в основном опираюсь на исследовательский метод и формирую навыки этой работы у учащихся. Часто ставлю проблемные вопросы, например: “Объяснить происхождение памятника нашего посёлка”. Вызвал интерес у ребят вопрос о возникновении этого памятного места. Нашли множество сведений, эскизов, старых фотографий, встретились с людьми, стоявшими у истоков появления нашего памятника.

Погружение в исторические события родной местности, вызывают неподдельный интерес, активное участие. Так ко мне пришло понимание того, что изучать историю России, воспитывать детей патриотами своего Отечества необходимо на примерах русского православного мужества и изучении истории родного края.

Через деятельность исторических личностей, великих князей и правителей нашего государства, выдающихся полководцев, подвижников и праведников Святой Руси, мы продолжаем работу с преданием народа, выявляем национальную идею русского государства. Берем пример мужества, силы воли, патриотизма, величия, уважения к традициям у наших предков. Через историю Русской православной церкви в разные исторические периоды, говорим о стоянии Святой Руси, о сохранении веры. Через изучение истории русской духовной культуры приобщаемся к духовному наследию предков.

Из истории видим множество примеров, когда народ Русский и Отечество наше стояли на краю пропасти, но упование на Бога и Пресвятую Богородицу, сила веры Православной, становились той нравственной основой, которая способствовала духовному возрождению и духовному единению русских людей. Так воскресал народ, обретая духовные, моральные и физические силы, так воскресала Святая Русь. Ярким примером тому служат события борьбы русских воинов с иноземными захватчиками во все периоды истории России. Рассуждая о событиях того периода истории, делаем выводы, что мы должны учиться у наших предков патриотизму, бескорыстию, храбрости, мужеству, героизму, твердости, непреклонному терпению, жертвенной самоотверженности, благочестию, служению Отечеству, единодушию. Эти нравственные основы необходимо и возможно прививать на уроках истории и обществознания

«Н.М.Карамзин называл историю «священной книгой народов». Как в священной книге верующий человек черпает вдохновение, находит нравственные ориентиры, так и народ в своей истории обретает образцы для подражания. Если книга истории захлопнута и никогда не раскрывается, то народ становится похож на заблудившегося в темном лесу человека. Он не знает, куда идти, и готов последовать за каждым, кто только возьмет его за руку»1. Чтобы такого не произошло, надо знать историю своей малой Родины, своего Отечества, имея нравственные ориентиры, быть достойным гражданином своей страны.


Литература:

1. Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания.// Преподавание истории и обществознания в школе. №3 2003г.

2. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. №8 2001г.

3. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. №2 №3 2007г.

4. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. // Завуч №8 207г.

5. Кускашева Л.Г. Практика использования технологий разноуровневого и развивающего обучения. //Преподавание истории и обществознания в школе. №1 2003г.

6. Лисин Е. Чему учить и как учить.// Республика Татарстан 2002г.

7. Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России. М., 2002.

8. Цветкова И. В. Как составить и успешно реализовать программу вос-

питания: Методическое пособие. – М., 2003.

  1. Журавлев В. К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере. – М., 2004. – С. 4.


Статья из журнала:

  1. Воспитание школьника” № 5,9. М., 2001г.

  2. Воспитание школьника” № 2,6,9. М., 2000 г.

3. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №5,2008.

4. Научно-методический журнал «Классный руководитель»,№3,2003.


Приложения

.

Приложение 1

Алгоритм реализации проекта (по Л.В. Поповой)

Этап 1. Начальный

  1. Определите тему проекта, изученность её, сформулируйте его основную цель.

  2. Подберите рабочую группу.

  3. Обсудите задание, подберите информацию (источники).

Этап 2. Планирование деятельности по выполнению проекта

  1. Сформулируйте и уточните задачи; определите средства достижения цели.

  2. Познакомьтесь с библиографией, уточните информацию (источники), составьте картотеку литературы.

  3. Выберите и обоснуйте свои критерии успеха (инструментарий оценки результатов).

  4. Распределите роли в команде.

Этап 3. Принятие решения (плана действий) по выполнению проекта

  1. Систематизируйте собранную информацию (источники). Изучите её.

  2. Проведите анализ и синтез идей.

  3. Выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы.

  4. Составьте и уточните план этой деятельности.

Этап 4. Выполнение проекта

  1. Выполните намеченное исследование.

  2. Проведите работу над проектом.

  3. Оформите проект.

Этап 5. Оценка результатов

  1. Проведите качественный самоанализ, самооценку проекта: достигнутых результатов; достижения поставленной цели.

  2. Отдайте проект на рецензию.

Этап 6. Защита проекта

  1. Подготовьте доклад. Выступите с ним перед членами рабочей группы.

  2. Завершите своё выступление чётко сформулированными выводами.

  3. Отработайте и сделайте содержательную часть доклада с учётом замечаний всех членов рабочей группы.

  4. Защитите проект.

  5. Проведите самооценку (рефлексию) по составленному вами инструментарию оценки результатов защиты проекта.

На всех этапах проекта консультируйтесь с учителем.

Приложение 2

Отчет о выполнении проекта



  1. Фамилия, имя____________________________________________________


  1. Название проекта_________________________________________________

__________________________________________________________________


  1. Почему я начал работу над проектом?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Для чего я работал над проектом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какой продукт я хочу получить?

__________________________________________________________________


  1. Как я работал над проектом:


Дата

Что делал

Времени затрачено

Вопрос \ затруднение

Консультант

Помощь
































  1. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

_________________________________________________________________


  1. Что нового я узнал, чему научился?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Мои впечатления от работы над проектом

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




МАТРИЦА ПРОЕКТА


Руководитель проекта_________________________________________________________

(Ф.И.О. педагога)


  1. Название проекта: __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Тематическое поле: _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Проблема: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Цель: _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задачи: ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Описание деятельности учащихся по решению задач: ____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Описание продукта, полученного в результате реализации проекта: ________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тип

проекта _______________________________________________________________

  1. Класс, количество обучающихся - участников проекта: ___________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________



Урок мужества в 9 классе.


Тема: « А я способен на подвиг?»

Цель:

Смысловая и духовная сторона слова «подвиг»

Задачи:

1. Выяснить значение и происхождение слова «подвиг».

2. На примерах истории Отечества, проиллюстрировать понятия «ратный подвиг», «духовный подвиг».

3. Найти ответ на вопрос: «Что такое истинный подвиг?»


Ход урока.

1. Организационный момент, настрой на урок, сообщение темы, цели и задач урока.

- Каких русских богатырей вы знаете?

- Чем они отличаются от героев Американских боевиков, культуристов?

Русские богатыри боролись со злом, отстаивали правду, справедливость, до последней капли крови защищали Русскую землю.

Они сражались со злом, и в этом состоял их подвиг. Именно о подвиге мы будем говорить сегодня на нашем уроке мужества.

2. Составление ассоциативного ряда к слову «подвиг»

Ученики записывают на доске слова.

Подвиг - герой, мужество, сильный, победа, медаль, отвага, память, патриот, героизм, отчаянный, несокрушимый, воинственный, солдат, воин.

3. Работа со словарями Ожёгова, Даля

- Как вы объясните значение слова «подвиг»?

Сообщения учащихся о слове «подвиг».

- Обратите внимание на характеристику «самоотверженный». Человек, совершающий подвиг, отвергает свои собственные интересы ради спасения жизни других.

- Приведите примеры самоотверженных поступков людей.

4. Сообщения учащихся о героических подвигах А. Матросова, М. Паникахи, В. Талалихина.

- По существу воины жертвуют своей жизнь, отдают её ради других людей.

- Можно ли сравнить эти подвиги с решением человека- самоубийцы? В чём коренное отличие?

- Каким словом можно назвать человека, который совершает подвиг? (героем, подвижником)

- Ради чего или кого герой, подвижник совершает свой подвиг?

- В Евангелии Иисус Христос говорит: «Нет большей той любви, как если кто положить душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 12,13)


5.Рассказ о герое России Юрии Курягине, выпускнике Екатеринбургского Суворовского Военного училища, погибшем в Чечне.

«…Когда погиб командир роты, Юрий, не растерявшись, принял командование на себя. Огнем из автомата уничтожил пулеметный расчет. Неоднократно раненый, офицер продолжал руководить боем. Во время очередной атаки лейтенант Курягин погиб от пули снайпера, исполнив свой долг до конца».

Последний бой Юрия повторить сможет не каждый. Раненый, он взял руководство боем на себя вместо того, чтобы укрыться, отлежаться.

- Что толкнуло Юрия броситься на помощь погибшему командиру вопреки страху собственной смерти?

ЛЮБОВЬ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, МУЖЕСТВО.


6. Инсценировка отрывка из книги о героях битвы на Куликовом поле


(музыки П.И. Чайковского «Октябрь»)

Иноки Пересвет и Ослябя, встав на колени, молились на пологом Донском берегу. Холодом,

сыростью тянуло от воды. Лежал на воде молочно-густой, осенний уже, туман.

- Чую я, брат, завтра головы сложить нам придется. Не ступим мы боле на тот берег Дона, -

молвил Ослябя, поднимаясь с колен.

Заключил его витязь Пересвет в свои богатырские объятия:

- Мужайся, брат. Тяжелый крест мы несем. На кресте вся земля Русская. Нельзя унывать.

- В Троице теперь служба. Свечи горят, хоры многогласые. Рождество Богородицы завтра, день-

то какой! - молвил Ослябя.

Кивнул Пересвет.

- Добрый это знак. Не оставит нас Пречистая Богородица, Заступница наша.

- Какие ещё характеристики слова «подвиг» мы добавим после увиденного отрывка из разговора двух братьев? (смирение, терпение, мужество)

- Где же русские воины черпали силу и мужество, терпение и смирение?


7. Сообщение о воинской службе

Понятия воинского долга и воинской чести были неотъемлемой частью национального, государственного и религиозного сознания русских. Уважительное отношение к службе воспитывалось с детства. Русский воин с детства знал, что Россия – 4 удел Богородицы. И он сражался за Неё, свою

небесную Заступницу. Присутствие в битве иконы Божией Матери ободряло русских воинов, придавало им силу и твёрдость.


8. Рассказ об иконе Казанской Божией Матери-покровительнице русской армии.

- Мы пришли к серьёзному выводу вывод: воинские подвиги русских воинов были сопряжены с победами духовными.


9. Презентация Православных храмов России

В мирное время в России работали на земле, растили детей, возводили всем миром храмы во славу победы Отечества, в память о погибших сынах Отчизны и в честь заступничества Богородицы и Иисуса Христа, в честь святых. - Назовите, в честь какого события возведены храмы и в честь кого освящены?


10. Итог урока

В ходе сегодняшнего занятия мы

• Выяснили значение и происхождение слова «подвиг».

• Используя примеры из истории Отечества, проиллюстрировали понятия «ратный подвиг», «духовный подвиг», вспомнили славные страницы истории России.

• Нашли ответ на вопрос: «Что такое истинный подвиг?»

12. Домашнее задание

Написать мини-сочинение: «А я способен на подвиг?»







Внеурочное занятие в 7 классе: «День защитников Отечества»


Тема урока: «Можешь ли ты быть мужчиной, если не защищаешь Родину?»


Задачи урока: осмысление понятий: герой, защитник, слава, православие;

формирование нравственных понятий: жертвенная любовь, Отечество; воспитание учащихся на примере героев, защитников Отечества, любви к Родине.


Ход занятия:


1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (проблема). Беседа

- Кого называют защитниками Отечества?

· Что защищали Святые воины?

· Что такое Отечество?

· Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?

· Что такое жертвенная любовь?

- Правильно, многие из святых людей жертвовали собой (отдавали свою жизнь) во имя любви к Богу, во имя защиты Родины.

3.Работа по иллюстрации В. М. Васнецова «Три богатыря»

Чтение статьи «Святые защитники земли русской».

- Рассмотрите иллюстрацию и опишите ее:

· На картине я вижу… богатырей.

· Их имена…

· Они жили…

· Они были…

4. Просмотр фильма «Александр Невский»

- Каким был Александр? Что было его главной обязанностью?

- В какое время он жил?

- Чего хотели враги?

5. Сообщение о слове «славословить»

Правильно, воздавать славу Богу, почитать Его – это обязанность человека. Для этого есть специальные торжественные слова, которые называются молитвами. Такое название мы уже с вами знаем. Слова сложены в специальные песнопения. Наши предки на Руси хранили и никогда не изменяли эти песнопения. Такое правильное прославление Бога называлось православием. Но многие люди отступили от этих правил, придумывали новые, свои.

Шведы решили не только захватить богатые русские земли, но и заставить русских стать предателями: переменить правильную (православную) веру на искаженную. Молодой князь Александр встал на защиту Руси и веры православной.

- Что написал в письме к русскому князю шведский король?

-О чем просил Бога в своих молитвах Александр?

- Что сказал он своим воинам ?

6. Обясните, как вы понимаете эти выражения:

«Не в силе Бог, а в правде»

«Если Бог за нас, то кто против нас?»

После этой битвы стали называть князя Александром Невским.


7. Рассказ учителя, слушание.

1) И еще раз встал великий князь Александр Невский на защиту Русской земли. И перед началом битвы опять просил князь помощи у Бога. В тяжелой битве на льду замерзшего Чудского озера сразились дружины русичей с захватчиками. И победили. Мудрый правитель, великий полководец стал надежным защитником Руси и Православной Церкви.

2) Слушание произведения С. С. Прокофьева Кантата «Александр Невский»

- Чему мы должны учиться у князя Александра Невского?

- Почему Александр Невский сказал «Не в силе Бог, а в правде» «Если Бог за нас, то кто против нас?»

- Кому и когда помогает Бог?

8. Запись и краткая характеристика слов в тетради: Православие, Отечество, Защитник, герой.


9. Рисование эпизода из жизни защитников Родины.


10. Итоги урока. Рефлексия учащихся.


- Какие чувства пришлось испытать вам во время урока?

- Почему мы должны помнить и любить защитников Отечества?




1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гуторова Ольга Васильевна

Дата: 25.09.2015

Номер свидетельства: 233736


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства