Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи:
- Дать представление о географическом положении Индии, о ее природе, особенностях климата.
- Познакомить учащихся с важнейшими страницами истории Древней Индии: освоением долины Ганга.
- Развивать и закреплять у учащихся умение работать с исторической картой, с письменными источниками.
Структура урока:
- Организационный момент. Нацеливание.
- Подготовка к активному усвоению новых знаний.
- Изучение новой темы:
- местоположение Индии;
- природные условия Индии;
- занятия жителей Древней Индии.
- Работа с документом. Сочинение (отрывок) Диодора Сицилийского.
- Работа с текстом учебника. Физкультминутка.
- Работа по дополнительной литературе.
- Игра «Чудесный сундучок».
- Словарная работа.
- Решение задачи. (Устно).
- Подведение итога урока. Игра «Х» и «О».
- Домашнее задание.
Оборудование:
- учебник: Вигасин А.А. «История Древнего мира»
- компьютер;
- отрывок документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека;
- контурная карта;
- таблички с надписями «Индостан», «Инд», «Ганг», «Гималаи», «Земледелие».
- Картинки с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца.
Ход урока:
- Организационный момент. Нацеливание.
Итак, мы познакомились с историей стран Западной Азии и северо-восточной Африки; узнали об основных занятиях и культурных достижениях местных жителей. А как жили в те далекие времена на юге Азии? Сегодня мы начнем знакомство с древней историей страны, которая называется………- вы назовете мне сами после подсказки.
(исполнение индийского танца). Видео. (1 мин)
- Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? ( дети отвечают: Индия).
Ребята, вы слыхали что-нибудь об Индии? (Мамы, бабушки очень любят индийские фильмы. Там всегда добро побеждает зло. У них очень красивые песни и танцы.) Да, индийский танец очень своеобразен, с помощью языка танцев можно узнать всю историю Индии.
- Подготовка к активному усвоению новых знаний.
- Тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии». Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
Презентация –слайды 1,2,3
(Дети сами высказывают предположения: «Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии»).
- Чтобы мысленно перенестись в Древнюю Индию, нам необходимо узнать, где она находится. Откройте атлас. Определите словами, где расположена Индия. (В Южной Азии)
- Изучение новой темы:
Запишем тему урока. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров – это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? С запада, с востока и юга ее границы омывает Индийский океан. От других стран ее отделяют Гималайские горы, самые высокие горы в мире. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают.
В западной части полуострова Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки впадают в Индийский океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь.
- Давайте поработаем с контурной картой. Подпишем на карте название полуострова, и название океана, водами которого она омывается.
(Работа с контурной картой)
Вы уже знаете, что люди поселялись там, где есть реки. В Индии это две большие реки: Инд и Ганг.
- А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека».
Чтение первого отрывка. Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями.
- Что мы узнали из этого отрывка? (дети: в Индии есть горы)
- Смотрим на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?(Гималаи)
Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Слово «Гималаи» означает «жилище снега». В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Она называется - Джомолунгма-« поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.
Чтение второго отрывка. Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой -летний.
- Что мы узнали о климате Индии? (там идут дожди)
- Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.
(звучит музыка с голосами тропического леса)
- Джунгли не похожи на леса нашей Родины. В джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую невозможно пробраться даже с помощью каменного или медного топора. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Если в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю территорию. И они не только давали древним обитателям страны древесину для поделок, построек и отопления жилища, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев.
- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (дерево для постройки жилья, фрукты, ягоды, орехи, лекарственные травы).
- Человек, если попал в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду. Но в джунглях человека подстерегала опасность. Там водятся множество зверей и птиц. Живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».
Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и также участвовал в сражениях. Воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется эта книга, кто ее автор? (Маугли , автор – Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм).
- Работа с текстом учебника.
- Физминутка
- Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
* заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза – открываем (несколько раз);
*идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги, вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)
* увидели птицу слева, справа (поворот головы влево, вправо0
* впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягиваем шею вперед, втягиваем воздух носом)
* раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя)
*вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягиваемся).
- Работа по дополнительной литературе.
Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.
- путешественник. Если бы вы только знали, какая удивительная страна- Индия. Там на кустах растет белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из нее красивые и прочные ткани… а из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, слаще чем мед.
- Ребята, врал ли путешественник? Что он видел в Индии? (хлопок, сахар).
Показываю гербарий. Также жители Индии выращивали пшеницу, ячмень и т.д.
- Игра «Чудесный сундучок». В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается.
- Словарная работа.
Индия- страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан.
Джунгли- густые, труднопроходимые леса.
- Решение задачи устно. (книга для учителя стр. 96).
- Подведение итога урока. Игра.
А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с вами будем играть игру «крестики-нолики». Если вы согласны с высказыванием, то ставите в клетке «Х», если нет, то «О».
1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)
2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи.(Х).
3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана.(О)
4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О).
5. Джунгли - это густой, труднопроходимый лес. (Х)
6. Основные занятия древних индийцев земледелие, скотоводство.(Х)
7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными.(Х).
8. В отличие от Египта Индия имеет меньшую площадь. Правда или нет. (О)
9. Инд и Ганг берут начало в Гималаях. (Х)
- Домашнее задание. П.20 ответить на вопросы 1,2.
Выставление оценок.
Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:
Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,
Говорите добрые слова!
Молодцы, все сегодня поработали на славу.