kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоги и цена советской модернизации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробности прохождения моденихации в 20-30 -х г., цена и издержки модернизации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Итоги и цена советской модернизации.»

30.10.2023 г.

Занятие № 16.

Тема занятия: Итоги и цена советской модернизации.

Актуальность. К концу 1920-х годов страна столкнулась с серьезными трудностями, что привело Сталина и его окружение к выводу, что НЭП исчерпал себя и нужны новые решения, выходящие за рамки нэповской системы. На вооружение берется программа форсированного развития (форсированный вариант модернизации), в основе которой лежат выбор одного приоритетного направления в развитии экономики (тяжелой индустрии) и концентрация всех ресурсов страны на этом магистральном направлении путем максимального напряжения всей хозяйственной системы. Для решения этой задачи приходится буквально выжимать все ресурсы из деревни. Различные аспекты сталинской модернизации и сегодня имеют неоднозначную оценку и трактовку среди историков и политиков. Поэтому необходимо выявить достижения и просчеты, плюсы и минусы, положительное и отрицательное в сталинской модернизации страны.

Цели занятия:

учебные: знать: причины и сущность индустриализации, её долгосрочные экономические, социальные и политические последствия, уметь: доказать истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток; раскрыть причины и сущность сплошной коллективизации, её экономические, социальные и политические последствия;

развивающие: продолжить работу над развитием умений студентов анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним;

воспитательные: воспитывать чувство сопереживания великим событиям Отечественной истории, уважение к труду и человеку труда.


План занятия


1. Итоги и цена индустриализации в СССР.

2. Результаты коллективизации.


1. Итоги и цена индустриализации в СССР


Индустриализация привела к свёртыванию НЭПа, все финансовые и материальные средства сосредоточились в руках государства, что неминуемо привело к гибели частного сектора. Хозрасчёт на государственных предприятиях отменялся, все денежные средства и их распределение перешли в ведение правительства. Потеряв финансовую самостоятельность, предприятия утратили и возможность самостоятельно определять размеры труда, численность рабочих в цехах, изменения в технологии производства. Сырьё и оборудование распределялось централизованно на основании выделяемых лимитов — установленного сверху количества ресурсов. Так в советской экономике сложилась командно-административная модель управления, которая оказалась очень удобной и эффективной для индустриального рывка.

В результате индустриализации появились новые отрасли: автомобилестроение и тракторостроение, химическая промышленность. Одновременно произошли и изменения в управлении промышленностью: произошёл переход к отраслевой системе управления, для которой были характерны чрезмерная централизация, директивное командование, а также активное вмешательство партийных органов в производственные процессы. На базе ВСНХ СССР были образованы, например, наркоматы тяжёлой, лёгкой, нефтяной, авиационной, лесной промышленности.

Индустриализация в основном коснулась тяжёлой промышленности: к концу 1930-х гг. СССР прекратил ввоз чёрных металлов, тракторов и многих видов сырья. Лёгкая же промышленность всё больше отставала по темпам роста: наблюдался дефицит товаров народного потребления. «Товарный голод» привёл к введению карточной системы снабжения (с 1929 по 1934 г.), росту цен и инфляции, увеличению налогов и обнищанию населения.

Карточная система снабжения — система нормированного снабжения населения продуктами питания и промышленными товарами повседневного спроса, которая вводилась для борьбы с продуктовым и товарным дефицитом.

Продуктовый талон. Ташкент. 1933 г.


Низкому достатку населения способствовала и принудительная подписка на государственные займы, с помощью которых государство пыталось компенсировать расходы на проведение индустриализации.


Плакат «Участием в займе второй пятилетки усилим экономическую независимость СССР, укрепим обороноспособность нашей страны». Ю. А. Ганф, М. Храпковский. 1933 г.


В годы первых пятилеток в СССР происходила стремительная урбанизация. Из-за резкого увеличения численности рабочих (с 10,8 млн человек в 1928 г. до 31,2 млн человек в 1940 г.) и, как следствие, городского населения (с 26,3 млн человек в 1926 г. до 61 млн человек в 1940 г.) обострился жилищный кризис. Приоритетными были промышленные предприятия, поэтому на строительство жилья инвестиций не хватало, и приезжавшие на стройки индустриализации жили в палатках, землянках, в лучшем случае – в бараках.

Урбанизация (от лат. Urbanus – городской) – процесс концентрации населения в городах, а также повышения роли городов в социально-экономическом развитии общества.

Барак – дешёвое, быстровозводимое жилое здание, чаще всего строившееся из дерева и рассчитанное на короткий срок службы, имеющее общие жилые помещения, общую кухню и санитарный узел.


Внутри одного из бараков в Магнитогорске. Фотография неизвестного автора. 1933 г.


Несмотря на все издержки индустриализации, СССР совершил мощный индустриальный рывок. По абсолютным показателям развития СССР вышел на первое место в Европе и на второе в мире после США.

Промышленность СССР вышла на первое место в Европе и на второе место в мире


 

1913

1936

В мире

В Европе

В мире

В Европе

Валовая продукция промышленности

5

4

2

1

Машиностроение

4

3

2

1

Сельскохозяйственное машиностроение

5

3

2

1

Тракторы

не было

2

1

 

Комбайны

не было

1

1

 

Автомобили

не было

6

4

 

В том числе грузовики

не было

2

1

 

Электроэнергия

15

7

3

2

Каменный уголь

6

5

4

3

Железная руда

5

4

2

1

Сталь

5

4

3

2

Медь черновая

7

3

6

1

Алюминий

не было

3

2

 

Золото

4

1

2

1

Суперфосфат

16

13

3

1

Сахар свекловичный

2

2

1

1


Однако к началу войны индустриализация не была завершена, СССР продолжал оставаться аграрно-индустриальной страной, так как большая часть национального дохода создавалась в сельском хозяйстве.


2. Результаты коллективизации


К концу второй пятилетки в стране было организовано более 243 тысяч колхозов. К 1937 г. колхозниками стали более 90% крестьян. Однако среднегодовое производство зерна снизилось до уровня начала XX века, а поголовье скота уменьшилось на 40–50%.

За счёт проведения коллективизации из деревни были выкачаны огромные денежные средства. Всё зерно, мясо, масло, сахар, которые изымались у крестьян и колхозов, продавали на мировом рынке, несмотря на нехватку этих продуктов внутри страны. За счёт вырученных средств покупали оборудование для строек индустриализации. Дешёвая рабочая сила, хлынувшая из деревни, также обеспечивала успех индустриализации: сельская молодёжь, не желая вести полуголодное существование в деревне, охотно шла на стройки.

Постепенно положение в деревне стало более стабильным: с увеличением количества тракторов и комбайнов повысилась производительность труда. Стали устанавливаться чёткие нормы сдачи зерна государству. Сельское хозяйство становилось составной частью командно-административной системы, для которой характерна жёсткая централизация и директивное распределение ресурсов. Внеэкономические методы принуждения к труду приводили к тому, что крестьяне не были заинтересованы в результате и воспринимали работу в колхозе как «барщину».

В результате форсированной индустриализации и сплошной коллективизации экономика СССР стала автаркичной – была создана система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой.

Таким образом, в 1930-е гг. в СССР окончательно сформировалась и была закреплена в Конституции 1936 г. однопартийная политическая система во главе с коммунистической партией. Советские люди получали широкие права и возможности, но некоторые из них оставались на бумаге. Укрепились авторитет и личная власть Сталина.

В ходе политических репрессий 1930-х гг. были арестованы сотни тысяч граждан. В рамках проводившейся советским руководством национальной политики во всех союзных республиках удалось создать современную промышленность, эффективное сельское хозяйство, развитые системы массового образования, здравоохранения, культуры. Был взят курс на сближение и слияние народов страны в «единую советскую нацию».


Вопросы для самоконтроля:

– Какие задачи стояли перед страной при проведении индустриализации?

– В чём вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации

– Каковы социально-экономические последствия первых пятилеток?

– Каков социально-политический и экономический смысл социалистического соревнования? Каковы были основные побудительные мотивы стахановского движения?

– Каковы причины провозглашения политики массовой коллективизации? Какова главная цель политики сплошной коллективизации? Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?

– Какие задачи модернизации были выполнены в годы первых пятилеток?


Домашнее задание: просмотреть презентацию, устно ответить на вопросы для самоконтроля, выполнить тесты по вариантам: первая по списку половина группы пишет 1-й вариант, 2-я – второй, написать конспект, фото ответов выставлять в обсуждении.


Срок исполнения – 30.10.2023 г.

Преподаватель: Твердохлеб А.Ю.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Итоги и цена советской модернизации.

Автор: Целых Алексей Владимирович

Дата: 07.05.2024

Номер свидетельства: 650099

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по истории "Индустриализация в Казахстане" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-istorii-industrializatsiia-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "187109"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426468892"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Компетентностно-ориентированные задания по истории для 8-11 классов"
    ["seo_title"] => string(65) "kompietientnostnooriientirovannyiezadaniiapoistoriidlia811klassov"
    ["file_id"] => string(6) "283115"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453794457"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок истории "Индустриализация Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-istorii-industrializatsiia-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "187053"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426445438"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства