kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планы учебных занятий по предмету «Основы актёрского мастерства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены 8 занятий по основам актёрского мастерства для учащихся начальной школы,включающие в себя последовательные тренинги.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Планы учебных занятий по предмету «Основы актёрского мастерства»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Владимира «Гимназия №35»




Планы учебных занятий по предмету

«Основы актёрского мастерства»

Методическая разработка



Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Лакомова Вероника Алексеевна













Владимир,2022 г.






План учебного занятия


План занятия № 1 по учебной дисциплине: основы актерского мастерства

Тема занятия: вводное занятие. Сценическое внимание.

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: урок-тренинг

Цель занятия: художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи:

а) образовательные:

  1. Познакомить детей с понятием «Сценическое внимание».

  2. Познакомить с видами внимания.

  3. Сформировать у детей представление об актёрском мастерстве.

б) развивающие:

  1. Развить у детей произвольное внимание.

  2. Развить мнемические способности.

  3. Развить творческое воображение.

в) воспитательные:

  1. Воспитать у детей эмоционально положительное отношение к театральному искусству

  2. Воспитать уважение друг к другу.

  3. Воспитать коммуникативные качества.

Оборудование: стулья

Ход занятия:


1.Организационный момент: «Приветствие» (1 мин).

Учащиеся встают в творческий полукруг, расправляют плечи, руки спокойно опущены вдоль туловища. Дружные аплодисменты – приветствуем друг друга.

2.Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового материала:

«Разогрев – настройка инструмента» (1 мин).

Для того чтобы начать работать со своим инструментом, его надо разогреть.

Для этого похлопаем себя по рукам, ногам, туловищу, чтобы придать тонус мышцам. Затем хорошенько разотрем те же части тела, затем бережно погладим, чтобы успокоить. А теперь тоже самое проделаем с соседом.

3.Сообщение темы, цели и задачи урока: (2 мин). Сценическое внимание — это основа внутренней техники актера, это первое, основное, самое главное условие правильного внутреннего сценического самочувствия, это самый важный элемент творческого состояния актера.  Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное внимание- проявляется в форме волевого усилия. Человек сам направляет свою деятельность на что-то. (активное) Непроизвольное внимание- возникает помимо воли человека под действием каких-нибудь раздражителей.

4.Ознакомление с новым материалом: (30 мин).

«Исходное положение»

Встать за стулом. По команде преподавателя одновременно обходим стул с правой стороны и дождавшись всех, вместе садимся на край стула. Правая нога немного выставлена вперед. Спина держится ровно, плечи развёрнуты. Свободные, спокойные руки - на коленях.

«Рассчитаться по порядку»

Обучающиеся сидят на стульях, либо стоят в кругу или полукруге. По команде преподавателя начинают рассчитываться по порядку. Мы узнали количество человек. Следующим шагам является рассчитаться по порядку так, чтобы не наслоиться друг на друга. Если ученики называют цифру одновременно, начинаем заново.

«Волна»

Обучающиеся сидят на стульях. По команде преподавателя начинают поочередно вставать со стульев, образуя волну. Нужно медленно встать и так же медленно сесть. Ждем партнера и боковым зрением следим, когда тот начнёт садиться на место.

«Хлопки»

Студенты сидят кольцом. По команде преподавателя «Начали!» ученики начинают по очереди в заданном темпе по часовой стрелке хлопать в ладоши (один хлопок). По команде «Хоп!» хлопки начинаются в обратную сторону (против часовой стрелки). Очень важно во время этого перехода не сбиться с темпа. Ведущий должен следить, чтобы команда «Хоп!» прозвучала до того, как очередной участник начнет делать хлопок.

«Двойные хлопки»

Студенты сидят кольцом. По команде преподавателя «Начали!» ученики начинают по очереди в заданном темпе по часовой стрелке хлопать в ладоши. Передают хлопок, партнёр ловит его (хлопком) и передаёт свой хлопок следующему партнёру. Студенты начинают передавать хлопки любому партнёру и говорить «хай», «хоп», «хей».

«Волчок»

Участники встают широким кольцом, берут стулья и держат их перед собой, вытянув руки. По команде учителя студенты начинают идти со стульями по кругу. Педагог задает темп: быстрее, чуть медленнее, совсем медленно, а теперь быстро и т. д. При этом важно соблюдать правило, не зависимо от темпа, касаться соседа нельзя. При слове «стоп», все должны быстро сеть на стул лицом к ведущему.

«Переходы»

Посмотрите на своих товарищей по полукругу. Ищем глазами партнёра. Встречаемся взглядом. Теперь поменяйтесь местами с вашим партнёром. (На счёт 5 должны одновременно сесть.) Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по команде педагога все одновременно меняются местами. Затем меняемся:

-По возрасту!

-По росту!

-По цвету волос!

«Змейка»

Ученики идут по команде змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения.

5.Первичное осмысление и применение нового материала: (8 мин). Что такое сценическое внимание? Какое оно бывает?

6.Подведение итогов проведенного занятия: (2 мин).

7.Задание на дом: повторение изученного материала (1 мин).

Литература, необходимая для подготовки к занятию: Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств

Л.П.НОВИЦКАЯ Уроки вдохновения Система К. С. Станиславского в действии https://biography.wikireading.ru/282564

http://metod-sbornik.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/1966-05986

План учебного занятия


План занятия №2 по учебной дисциплине: основы актерского мастерства

Тема занятия: развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: урок- тренинг

Цель занятия: художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи:

а) образовательные:

1. Познакомить с понятиями «произвольное и непроизвольное внимание».

2. Познакомить с внешним и внутренним видами внимания.

3. Сформировать целостное представление о сценическом внимании.

б) развивающие:

1. Стимулировать развитие произвольного внимания.

2. Развить интерес к актёрскому мастерству.

3. Развить образное мышление.

в) воспитательные:

1. Воспитать коммуникативные качества.

2. Воспитать интерес к самостоятельному творческому поиску.

3. Воспитать уважение к партнёру

Оборудование: теннисный мяч

Ход занятия:


1.Организационный момент: (2 мин). «Приветствие»

Учащиеся встают в творческий полукруг, расправляют плечи, руки спокойно опущены вдоль туловища. Дружные аплодисменты – приветствуем друг друга, затем аплодируем каждый сам себе – подбадриваем себя, аплодируем своему соседу слева, аплодируем соседу справа, и вновь – дружными аплодисментами приветствуем всех присутствующих в классе.

2.Актуализация знаний обучающихся: (1 мин).

3.Сообщение темы занятия, постановка цели и задач: Сегодня мы познакомимся с произвольным сценическим вниманием в реальной плоскости (1 мин).

4.Изложение нового материала, применяемая методика: (35 мин).

Произвольное внимание теснейшим образом связано с процессами, происходящими в сознании человека, и носит активный характер. При произвольном внимании предмет становится объектом сосредоточения не потому (или не только потому), что он интересен сам по себе, а непременно в связи с процессами, происходящими в сознании субъекта. Объект неизбежно включается в процесс мышления человека.

«Нити»

1)Солнечное сплетение

Протягиваем воображаемую нить к груди учащихся. Следить за каждым шагом, за каждым действием. (шаги вправо, влево, вперед, назад, прыжки) Следить, чтобы нить не оборвалась и не натягивалась.

2)Руки

Протягиваем воображаемую нить к груди учащихся. Делим на две группы, одни следят за правой рукой, другие за левой. Следить за каждым движением рук, за каждым действием. (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз прыжки) Следить, чтобы нить не оборвалась и не натягивалась.

«Зеркало»

Двое становятся один против другого. Один делает разные движения. Другой же, являясь его «отражением», как бы «зеркалом», повторяет его движения. Если «смотрящийся» делает движение правой рукой, то повторяющий повторяет такое же движение левой (как отражение в зеркале).

«Тень»

Один из занимающихся идет по комнате, делая различные движения: останавливается, наклоняется, бежит, делает знаки приветствия встречным, зовет кого-нибудь, показывая это жестом руки, и т. д. В это время другой («тень») следует за ним, повторяет все его движения, все его действия в том же ритме, что и идущий впереди него.

«Оправдание позы»

Участники ходят. По команде каждый должен бросить тело в неожиданную позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение (осмысленное действие). Мы должны понять, что вы делаете. Ищите действия, соответствующие именно тому положению тела, в котором замерли.

«Упражнения с теннисным мячом»

Ученики – в большом кольце.
1)Перекидываем мяч называя имя следующего партнёра, которому должны передать мяч.

2)Перебрасывайте мяч, прислушиваясь к заданному темпу.
Если нет метронома, можно отстукивать удары хлопком.
Сначала – медленно. Движения ваших рук должны соответствовать заданному темпу.
Удар! – вы кидаете мяч и медленно опускаете руки. Поймали мяч. Предчувствуя время удара, медленно поднимаете руки для броска. Удар! – кидаете мяч. Темп постоянно убыстряется. Приспосабливайте к нему свои движения. Темп становится таким частым, как тиканье ручных часов.
Кидайте мяч на каждый второй удар. Опускайте руки и поднимайте их для броска – в том же темпе!

5.Закрепление изученного материала, применяемая методика: (3 мин).

6.Подведение итогов проведенного занятия: (2 мин).

7.Задание на дом: повторение изученного материала (1 мин).

Литература, необходимая для подготовки к занятию: Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств

Л.П. НОВИЦКАЯ Уроки вдохновения Система К. С. Станиславского в действии https://biography.wikireading.ru/282564

http://metod-sbornik.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/1966-05986

Сарабьян, Э. Большая книга актерского мастерства [Текст] : Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров: Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов / Э. Сарабьян, В. Полищук. – Москва : АСТ, 2017. - 789 с. : ил.

План учебного занятия


План занятия №3 по учебной дисциплине: основы актерского мастерства

Тема занятия: развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний

Вид занятия: урок - тренинг

Цель занятия: художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи:

а) образовательные:

1. Сформировать целостное представление внимания в реальной плоскости.

2. Обеспечить развитие произвольного внимания.

3. Познакомить с понятием «Круги внимания» и их видами.

б) развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

2. Развить личностные и творческие способности детей.

3. Развивать умение выполнять движения по сигналу.

в) воспитательные:

1. Воспитать коммуникативные качества.

2. Воспитать интерес к самостоятельному творческому поиску.

3. Воспитать уважение к партнеру.

Оборудование: не используется

Ход занятия:


1.Организационный момент: (1 мин). «Разогрев – настройка инструмента»

Для того чтобы начать работать со своим инструментом, его надо разогреть.

Для этого похлопаем себя по рукам, ногам, туловищу, чтобы придать тонус мышцам. Затем хорошенько разотрем те же части тела, затем бережно погладим, чтобы успокоить. А теперь тоже самое проделаем с соседом слева: похлопаем, разотрем, погладим; затем – с соседом справа.

2.Актуализация знаний обучающихся: (2 мин). Что такое сценическое внимание? Какие виды?

3. Сообщение темы занятия, постановка цели и задач: (2 мин). Круг внимания представляет собой не одну точку, а всю его (круга) площадь и заключает в себе много самостоятельных объектов.К. С. Станиславский рекомендует «ограничивать намеченную площадь» (участок) «линиями (очертаниями) самих предметов», находящихся на границах круга нашего внимания. Круги внимания бывают: малый, средний, большой.

4.Изложение нового материала, применяемая методика: (30 мин).

Упражнения (на круги внимания вне нас и когда мы в центре круга):

Круги внимания вне нас: 

а) положить на стол несколько предметов. Предложить, каждому ученику рассмотреть один из этих предметов и, отвернувшись от стола, рассказать о предмете, который он рас сматривал. При этом педагог напоминает, что предмет, который рассматривался, — это объект-точка;

б) тот же стол с предметами. Предложить каждому ученику рассмотреть на столе все предметы и рассказать о них, об их особенностях — это малый круг внимания; 

в) рассмотреть часть комнаты с находящимся в ней столом (обязательно наметить границы обзора комнаты) и рассказать, что в ней увидели, — средний круг внимания; 

г) рассмотреть всю комнату и рассказать о том, что вы в ней увидели, какие предметы, — большой круг внимания.

Круги внимания, когда мы в центре круга: а) посадить на стулья двух учеников и предложить им внимательно рассмотреть друг друга, сравнивая одежду у партнера со своей, — малый круг внимания; б) к двум ученикам, сидящим на стульях, посадить еще и предложить каждому рассмотреть всех, включая и себя. Установить, какой цвет преобладает в одежде собравшихся, — средний круг внимания; в) посадить на стулья всех занимающихся и предложить рассмотреть, кто в какой позе сидит, включая и себя, — большой круг внимания.

Время рассмотрения с каждым разом нужно сокращать. Сначала установить счет 1, 2, 3… до 30-ти, и довести до 5-тиг что важно для тренировки более обостренного внимания.

5.Закрепление изученного материала, применяемая методика: Сколько существует кругов внимания? Какие? (3 мин).

6.Подведение итогов проведенного занятия: (5 мин).

7.Задание на дом: повторение изученного материала (2 мин).

Литература, необходимая для подготовки к занятию: Сарабьян, Э. Большая книга актерского мастерства [Текст] : Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров: Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов / Э. Сарабьян, В. Полищук. – Москва : АСТ, 2017. - 789 с. : ил.

Л.П. НОВИЦКАЯ Уроки вдохновения Система К. С. Станиславского в действии https://biography.wikireading.ru/282564


План учебного занятия


План занятия №4 по учебной дисциплине: основы актерского мастерства

Тема занятия: развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: урок- тренинг

Цель занятия: художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи:

а) образовательные:

1. Сформировать целостное представление о воображаемой плоскости.

2. Закрепить знания о произвольном внимании.

3. Познакомить с упражнениями на воображение.

б) развивающие:

1. Развивать произвольное внимание.

2. Развить познавательный интерес к знаниям.

3. Развить навыки общения.

в) воспитательные:

1. Формировать партнерские отношения в группе.

2. Воспитать интерес к самостоятельному творческому поиску.

3. Формировать разнообразные трудовые умения и навыки.

Оборудование: набор картинок

Ход занятия:


1.Организационный момент: (1 мин). «Разогрев – настройка инструмента»

2.Актуализыция знаний обучающихся: (2 мин). Сколько существует видов внимания? Сколько кругов внимания? Какие?

3.Сообщение темы занятия, постановка цели и задач: (3 мин). На сцене, в пьесе, в роли и в самой действительности существуют две главные плоскости проявления нашего внимания: реальная и воображаемая. Идя по линии роли, артист попадает то в одну, то в другую из этих плоскостей. А поэтому мы должны уметь пользоваться на сцене не только внешним, но и внутренним зрением. Для этого нам нужно развивать внутреннее внимание, фиксируемое на объектах воображаемой, внутренней жизни.

«В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств»

4.Изложение нового материала, применяемая методика: (30 мин.)

Упражнения: а) Рассказать о своей комнате или квартире (подробно указывая, какая там мебель и как она расположена). Остальные участники, прослушав рассказ, должны по создавшимся представлениям нарисовать план этой комнаты.

б) Дать посмотреть открытки 2–3 ученикам (30–40 секунд). Потом предложить по очереди рассказать подробно, с деталями, что они видели на открытках (особенно подробно нужно описать действия, позы изображенных художником людей). Слушающие должны отчетливо представить по рассказу изображенное на открытках и постараться реализовать свои представления при помощи соответствующих действий и мизансцен. После этого им следует показать открытки для сравнения действительного изображения с тем, которое было создано «внутренним зрением». Надо следить, чтобы передаваемые видения были точные, яркие, острые. Рассказчики не должны уходить в себя, вспоминая виденное. Они должны увлечь, зажечь видениями своих партнеров.

«Змейка»

Ученики идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения. По знаку педагога ведущий переходит в хвост змейки, а следующий за ним становится новым ведущим.

«Повтори»

Участники стоят в кругу и делают по очереди по своему желанию одно движение. Следующий повторяет движения предыдущего и показывает своё движение. В итоге получается снежный ком из движений.

5.Закрепление изученного материала, применяемая методика: (5 мин.)

6.Подведение итогов проведенного занятия: (2 мин.)

7.Задание на дом: Повторение изученного материала. Закрытыми глазами представить воображаемый мир и записать в тетрадь. (2 мин.)

Литература, необходимая для подготовки к занятию: Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств

Сарабьян, Э. Большая книга актерского мастерства [Текст] : Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров: Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов / Э. Сарабьян, В. Полищук. – Москва : АСТ, 2017. - 789 с. : ил.

План учебного занятия


План занятия №5 по учебной дисциплине: основы актерского мастерства

Тема занятия: многоплоскостное внимание

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: урок- тренинг

Цель занятия: художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи:

а) образовательные:

1. Познакомить с понятием «Многоплоскостное внимание».

2. Сформировать навыки актерского мастерства.

3. Обучить основам театральной деятельности.

б) развивающие:

1. Развивать личностные и творческие способности детей.

2. Развивать координацию движений.

3. Развивать творческое воображение.

в) воспитательные:

1. Формировать положительные навыки общения.

2. Воспитать интерес к самостоятельному творческому поиску.

3. Формировать интерес к актёрскому мастерству.

Оборудование: цветные квадраты из картона

Ход занятия:


1.Организационный момент: (1 мин). «Приветствие»

Учащиеся встают в творческий полукруг, расправляют плечи, руки спокойно опущены вдоль туловища. Педагог стоит лицом к учащимся.

Дружные аплодисменты – приветствуем друг друга, затем аплодируем каждый сам себе – подбадриваем себя, аплодируем своему соседу слева, аплодируем соседу справа, и вновь – дружными аплодисментами приветствуем всех присутствующих в классе.

2.Актуализация знаний обучающихся: (1 мин).

3.Сообщение темы занятия, постановка цели и задач: (2 мин). «У человека — многоплоскостное внимание, и каждая плоскость не мешает другой», — говорит Станиславский. Так, например, вы вяжете себе кофту (первая плоскость). Одновременно слушаете радио (вторая плоскость) и в это время бросаете взгляд на градусник, висящий на стене, чтобы узнать, какая температура в комнате (третья плоскость), и т. д.

4.Изложение нового материала, применяемая методика: (30 мин.)

Упражнения:

а) Ученику дается цветные бумажки. Перед ним ставится такая задача: раскладывая бумажки по цветам, одновременно рассказывать сказку или сюжет повести, кинофильма и т. п.

б) Раздать всем карточки с номерами (по числу присутствующих). Потом каждому дать определенную задачу: решить кроссворд, вспомнить и записать пару строф стихотворения и т. д. Двоих учеников поставить в сторону и предложить им громко разговаривать короткими фразами. Все выполняют задание. А в это время ведущий называет номера карточек. Имеющий карточку с названным номером, должен встать и повторить последнюю фразу из беседы товарищей.

«Шеренга внимания»

Участники встают друг за другом в шеренгу. Первый участник начинает показывать движения. Стоящие сзади внимательно следят за движениями и чётко повторяют их за партнёром. Участники должны предугадывать следующее движение партнёра. По сигналу педагога стоящий в начале шеренги, переходит в её конец. Следующий участник становится ведущим.

«Передай предмет»

Участники стоят в полукруге. Педагог выбирает первого человека, с которого начинается упражнение. Ученик берет воображаемый предмет, действует с ним и передаёт его следующему. Следующий ученик должен оправдать действия с предметом, которое ему передали и дальше передать уже свой. Действия должны быть чёткие, чтобы другие могли понять, что за предмет у него в руках.

«Холки внимания»

Участники ходят по кругу. Педагог хлопает в ладоши: 1 хлопок- подпрыгнуть вверх,2 хлопка-поворот в обратную сторону,3 хлопка- подпрыгнуть вверх и сказать «хоп»(«хей»).Ученики должны внимательно следить за хлопками.

«Фотограф»

Ученики встают любые позы. Один из них, стоя перед ними, "фотографирует" товарищей (запоминает, с обусловленной выдержкой-на 20. или на 10, или на 5), а затем отворачивается. В это время ученики меняют места и позы. Можно звать "фотографа".

- Как раньше стояли товарищи?

5.Закрепление изученного материала, применяемая методика: проверка домашнего задания. (5 мин.)

6.Подведение итогов проведенного занятия: (4 мин).

7.Задание на дом: повторение изученного материала. (2 мин).

Литература, необходимая для подготовки к занятию: Э. Сарабьян / Актерский тренинг по системе Станиславского. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации»: АСТ; Москва; 2011;

Л.П. НОВИЦКАЯ Уроки вдохновения Система К. С. Станиславского в действии https://biography.wikireading.ru/282564

http://metod-sbornik.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/1966-05986

План учебного занятия


План занятия №6 по учебной дисциплине: основы актерского мастерства

Тема занятия: многоплоскостное внимание

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид занятия: урок- тренинг

Цель занятия: художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи:

а) образовательные:

1. Обучить основам театральной деятельности.

2. Сформировать навыки актерского мастерства.

3. Сформировать представление многоплоскостного внимания.

б) развивающие:

1. Развивать личностные и творческие способности детей.

2. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

3. Развивать творческое воображение.

в) воспитательные:

1.Формировать проявление положительных эмоций и дружеских взаимоотношений.

2. Формировать желание участвовать в совместных упражнениях.

3. Формировать навыки общения.

Оборудование: теннисный мяч

Ход занятия:


1.Организационный момент: «Приветствие» (1 мин).

2.Сообщение темы занятия, постановка цели и задач:(1 мин).

3.Проверка домашнего задания: (2 мин).

4.Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера: (30 мин).

Упражнения:

а) В комнате создать препятствия из столов, стульев и других предметов. В стороне посадить на стулья четырех участников и предложить каждому одновременно петь свою любимую песню. Затем выбирается ведущий. Он ведет гуськом через препятствия группу, которая точно повторяет все движения ведущего и в то же время слушает, что поют ученики. По окончании перехода по пути с препятствиями, каждый должен точно сказать, кто и что пел.

б) Педагог или ведущий раздает присутствующим порядковые номера. Предлагает каждому про себя (мысленно) читать какое-нибудь стихотворение, поэму или басню. Спустя 2–3 секунды после начала упражнения ведущий называет какой-то номер(имя). Ученик, должен встать и продолжить вслух чтение до того момента, пока не будет вызван следующий. Вновь вызванный начинает читать вслух, а предыдущий вновь продолжит читать стихи мысленно.

в) Все стоят в кругу, держась за руки. Руководитель задает вопросы, на которые участники тренинга должны отвечать очень быстро, не думая, даже когда не знают ответа. Если кто-то задумается, за него должен ответить сосед. Если же и сосед не отвечает, оба выбывают из круга. Простые вопросы должны чередоваться с легкими, например:

• Как вас зовут?

• Ваш любимый цвет?

• Какова площадь Африки в квадратных километрах?

• Какого цвета трава?

• Какую болезнь вызывают малярийные комары?

• Кто автор «Колобка»?

«Холки внимания»

Участники ходят по кругу. Педагог хлопает в ладоши: 1 хлопок- подпрыгнуть вверх,2 хлопка-поворот в обратную сторону,3 хлопка- подпрыгнуть вверх и сказать «хоп» («хей»).Ученики должны внимательно следить за хлопками.

5.Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости): (2 мин.)

6.Формулирование выводов по изученному материалу: (5 мин.)

7.Оценка результатов на уроке: (2 мин.)

8.Подвидение итогов урока:(2 мин.)

9.Домашнее задание: Повторение изученного материала. Наблюдение за людьми ближнего круга, наблюдение за окружающим миром. (1 мин).

Литература, необходимая для подготовки к занятию: Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств

Л.П. НОВИЦКАЯ Уроки вдохновения Система К. С. Станиславского в действии https://biography.wikireading.ru/282564

План учебного занятия


План занятия №7 по учебной дисциплине: основы актерского мастерства

Тема занятия: внимание как средство добывания творческого материала

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: урок- тренинг

Цель занятия: художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи:

а) образовательные:

1. Обучить основам театральной деятельности.

2. Сформировать навыки актерского мастерства.

3. Обучить добыванию творческого материала.

б) развивающие:

1. Развить личностные и творческие способности детей.

2. Развить умение ориентироваться в пространстве.

3. Развить память и творческое воображение.

в) воспитательные:

1. Формировать проявление положительных эмоций и дружеских взаимоотношений.

2. Воспитать нравственные качества.

3. Формировать навыки общения.

Оборудование: стулья

Ход занятия


1.Организационный момент: (1 мин). «Приветствие»

2.Актуализация знаний обучающихся: (2 мин).

3.Сообщение темы, цели и задач занятия: (2 мин). «Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни. Он должен сосредоточиваться всем своим существом на том, что его привлекает. Он должен смотреть не как рассеянный обыватель, а с проникновением в глубь того, что наблюдает»

4.Изложение нового материала, применяемая методика: (30 мин).

Наблюдения необходимы для того, чтобы брать из жизни примеры и факты для творчества, а также для тренировки своего внимания. Способность воспринимать впечатления, заготовлять для своего творчества необходимый материал является важным моментом для актерского мастерства. Мы нередко наблюдаем, как актер, работая над образом, ищет в своей памяти жизненный факт, характер или внешний облик известного ему человека, подходящие для его роли.

Упражнения.

а) Спросить внезапно участника: «Во что одет сегодня ваш товарищ?» Или: «Какое настроение и самочувствие у вашей соседки, сидящей справа?»

б) Предложить участникам рассмотреть предметы, хорошо им знакомые (свой портфель, сумку, шарф, галстук, шапку, пиджак, кофту), и сказать об изменениях, происшедших с этими предметами в течение последнего времени.

в) Возьмите в качестве объекта наблюдения любой объект из вашего ближнего круга, например, чайную ложечку, и придумайте его «историю». Не ограничивайте свою фантазию, выдумывайте, творите, даже если ваша история будет похожа на сказку.

г) По первому хлопку встаньте со стула. По второму хлопку берите в руки стул. По третьему хлопку меняйтесь местами с соседом, стоящим напротив вас.

«Рассчитаться по порядку»

Обучающиеся сидят на стульях, либо стоят в кругу или полукруге. По команде преподавателя начинают рассчитываться по порядку. Мы узнали количество человек. Следующим шагам является рассчитаться по порядку так, чтобы не наслоиться друг на друга. Если ученики называют цифру одновременно, начинаем заново.

«Переходы со стулом»

Так же, как и в предыдущем упражнении, нужно меняться местами, но переходит вместе со своими стульями. При переходе держать стул в условленном положении: перед собой, сбоку, над головой.

Сначала - без ограничения времени. Потом по счету. 

- Я буду считать до десяти. Распределите так свои движения, чтобы без сует уложиться в назначенное время. На счет раз встаете и начинаете переход. На счет десять садитесь на новое место.

- Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа!

Представьте себе, что вы делаете перестановку декораций на сцене в коротко паузе между картинами. Темнота, занавес открыт, зрители не должны слышать шума.

«Хлопки»

Студенты сидят кольцом. По команде преподавателя «Начали!» ученики начинают по очереди в заданном темпе по часовой стрелке хлопать в ладоши (один хлопок). По команде «Хоп!» хлопки начинаются в обратную сторону (против часовой стрелки). Очень важно во время этого перехода не сбиться с темпа. Ведущий должен следить, чтобы команда «Хоп!» прозвучала до того, как очередной участник начнет делать хлопок.

«Холки внимания»

Участники ходят по кругу. Педагог хлопает в ладоши: 1 хлопок- подпрыгнуть вверх,2 хлопка-поворот в обратную сторону,3 хлопка- подпрыгнуть вверх и сказать «хоп» («хей»).Ученики должны внимательно следить за хлопками.

5.Закрепление изученного материала, применяемая методика: (5 мин).

6.Подведение итогов проведенного занятия: (3 мин).

7.Задание на дом: (2 мин).

Литература, необходимая для подготовки к занятию: Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств

Э. Сарабьян / Актерский тренинг по системе Станиславского. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации: АСТ; Москва; 2011;

Л.П. НОВИЦКАЯ Уроки вдохновения Система К. С. Станиславского в действии https://biography.wikireading.ru/

План учебного занятия


План занятия № 8 по учебной дисциплине: основы актерского мастерства

Тема занятия: сценическое внимание

Тип занятия: контрольный урок

Вид занятия: урок-тренинг

Цель занятия: художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи:

а) образовательные:

1. Обучить основам театральной деятельности.

2. Сформировать навыки актерского мастерства.

3. Закрепить знания о сценическом внимании.

б) развивающие:

1. Развить умение ориентироваться в пространстве.

2. Развить личностные и творческие способности детей.

3. Развить творческое воображение.

в) воспитательные:

1. Воспитать проявление положительных эмоций и дружеских взаимоотношений.

2. Воспитать нравственные качества.

3. Формировать навыки общения.

Оборудование: стулья, теннисный мяч

Ход занятия:


1.Организационный момент: (1 мин). «Разогрев – настройка инструмента»

Для того чтобы начать работать со своим инструментом, его надо разогреть.

Для этого похлопаем себя по рукам, ногам, туловищу, чтобы придать тонус мышцам. Затем хорошенько разотрем те же части тела, затем бережно погладим, чтобы успокоить. А теперь тоже самое проделаем с соседом.

2.Сообщение темы и цели урока: (1 мин). Сегодня последний урок и тема «Сценическое внимание»

3.Изложение содержания контрольной или проверочной работы: (1мин).

4.Выполнение работы учащимися: (40 мин).

1 Блок

Упражнения на стульях:

«Исходное положение»

Встать за стулом. По команде преподавателя одновременно обходим стул с правой стороны и дождавшись всех, вместе садимся на край стула. Правая нога немного выставлена вперед. Спина держится ровно, плечи развёрнуты. Свободные, спокойные руки - на коленях.

«Рассчитаться по порядку»

Обучающиеся сидят на стульях, либо стоят в кругу или полукруге. По команде преподавателя начинают рассчитываться по порядку. Мы узнали количество человек. Следующим шагам является рассчитаться по порядку так, чтобы не наслоиться друг на друга. Если ученики называют цифру одновременно, начинаем заново.

«Волна»

Обучающиеся сидят на стульях. По команде преподавателя начинают поочередно вставать со стульев, образуя волну. Нужно медленно встать и так же медленно сесть. Ждем партнера и боковым зрением следим, когда тот начнёт садиться на место.

«Хлопки»

Студенты сидят кольцом. По команде преподавателя «Начали!» ученики начинают по очереди в заданном темпе по часовой стрелке хлопать в ладоши (один хлопок). По команде «Хоп!» хлопки начинаются в обратную сторону (против часовой стрелки). Очень важно во время этого перехода не сбиться с темпа. Ведущий должен следить, чтобы команда «Хоп!» прозвучала до того, как очередной участник начнет делать хлопок.

«Двойные хлопки»

Студенты сидят кольцом. По команде преподавателя «Начали!» ученики начинают по очереди в заданном темпе по часовой стрелке хлопать в ладоши. Передают хлопок, партнёр ловит его (хлопком) и передаёт свой хлопок следующему партнёру. Студенты начинают передавать хлопки любому партнёру и говорить «хай», «хоп», «хей».

«Переходы»

Посмотрите на своих товарищей по полукругу. Ищем глазами партнёра. Встречаемся взглядом. Теперь поменяйтесь местами с вашим партнёром. (На счёт 5 должны одновременно сесть.) Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по команде педагога все одновременно меняются местами.

«Волчок»

Участники встают широким кольцом, берут стулья и держат их перед собой, вытянув руки. По команде учителя студенты начинают идти со стульями по кругу. Педагог задает темп: быстрее, чуть медленнее, совсем медленно, а теперь быстро и т. д. При этом важно соблюдать правило, не зависимо от темпа, касаться соседа нельзя. При слове «стоп», все должны быстро сеть на стул лицом к ведущему.

2 Блок

«Нити»

1.Солнечное сплетение

Протягиваем воображаемую нить к груди учащихся. Следить за каждым шагом, за каждым действием. (шаги вправо, влево, вперед, назад, прыжки) Следить, чтобы нить не оборвалась и не натягивалась.

2)Руки

Протягиваем воображаемую нить к груди учащихся. Делим на две группы, одни следят за правой рукой, другие за левой. Следить за каждым движением рук, за каждым действием. (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз прыжки) Следить, чтобы нить не оборвалась и не натягивалась.

«Шеренга внимания»

Участники встают друг за другом в шеренгу. Первый участник начинает показывать движения. Стоящие сзади внимательно следят за движениями и чётко повторяют их за партнёром. Участники должны предугадывать следующее движение партнёра. По сигналу педагога стоящий в начале шеренги, переходит в её конец. Следующий участник становится ведущим.

«Змейка»

Ученики идут по команде змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения.

«Хлопки внимания»

Участники ходят по кругу. Педагог хлопает в ладоши: 1 хлопок- подпрыгнуть вверх,2 хлопка-поворот в обратную сторону,3 хлопка- подпрыгнуть вверх и сказать «хоп»(«хей»).Ученики должны внимательно следить за хлопками.

«Голос»

«Зеркало»

Двое становятся один против другого. Один делает разные движения. Другой же, являясь его «отражением», как бы «зеркалом», повторяет его движения. Если «смотрящийся» делает движение правой рукой, то повторяющий повторяет такое же движение левой (как отражение в зеркале).

«Оправдай позу»

Участники ходят. По команде каждый должен бросить тело в неожиданную позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение (осмысленное действие). Мы должны понять, что вы делаете. Ищите действия, соответствующие именно тому положению тела, в котором замерли.

«Упражнение с теннисным мячом»

«Передай предмет»

Участники стоят в полукруге. Педагог выбирает первого человека, с которого начинается упражнение. Ученик берет воображаемый предмет, действует с ним и передаёт его следующему. Следующий ученик должен оправдать действия с предметом, которое ему передали и дальше передать уже свой. Действия должны быть чёткие, чтобы другие могли понять, что за предмет у него в руках.

«Фотограф»

Ученики встают любые позы. Один из них, стоя перед ними, "фотографирует" товарищей (запоминает, с обусловленной выдержкой-на 20. или на 10, или на 5), а затем отворачивается. В это время ученики меняют места и позы. Можно звать "фотографа".

- Как раньше стояли товарищи?

5.Подведение итогов: (2 мин)

3 Блок

Что такое сценическое внимание? Какое оно бывает? Сколько кругов внимания? Какие? Что самое главное для актёра? Кто создал свою систему?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Планы учебных занятий по предмету «Основы актёрского мастерства»

Автор: Лакомова Вероника Алексеевна

Дата: 08.08.2022

Номер свидетельства: 611580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства