Технологическая карта урока "Цикл ПОВТОРИТЬ n РАЗ" 6 класс
Технологическая карта урока "Цикл ПОВТОРИТЬ n РАЗ" 6 класс
Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Цикл ПОВТОРИТЬ n РАЗ. Работа в среде исполнителя Чертежник.
Автор: Карповская А.А. учитель информатики, ГБОУ школа № 471, г. Санкт-Петербурга
Класс: 6 класс.
УМК: Босова Л. Л. Информатика 6 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2013.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся при составлении алгоритмов с повторениями и реализации их в среде исполнителя Чертежник.
Планируемые результаты:
предметные– умения разработки алгоритмов с повторениями для управления исполнителем Чертежник;
метапредметные– умения самостоятельно осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи в зависимости от конкретных условий, аргументировать свою точку зрения, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые корректировки;
личностные– формирование логического мышления, коммуникативных навыков
Задачи:
-развивать знания обучающихся с опорой на их личностный опыт об исполнителе Чертежник;
-закрепить знания учащихся о правилах записи и выполнения алгоритма с повторениями;
-сформировать у учащихся умение разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие алгоритмические конструкции (ПОВТОРИТЬ n РАЗ);
-развивать творческие способности и познавательный интерес у учащихся.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
алгоритм;
формальный исполнитель;
цикл n раз;
система команд исполнителя;
управление;
относительное смещение;
абсолютное смещение.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику: презентация «Управление исполнителем Чертёжник»;
Свободное программное обеспечение: исполнитель Чертёжник в системе КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Цикл ПОВТОРИТЬ n РАЗ" 6 класс»
Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Цикл ПОВТОРИТЬ n РАЗ. Работа в среде исполнителя Чертежник.
Автор: Карповская А.А. учитель информатики, ГБОУ школа № 471, г. Санкт-Петербурга
Класс: 6 класс.
УМК: Босова Л. Л. Информатика 6 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2013.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся при составлении алгоритмов с повторениями и реализации их в среде исполнителя Чертежник.
Планируемые результаты:
предметные– умения разработки алгоритмов с повторениями для управления исполнителем Чертежник;
метапредметные– умения самостоятельно осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи в зависимости от конкретных условий, аргументировать свою точку зрения, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые корректировки;
личностные– формирование логического мышления, коммуникативных навыков
Задачи:
-развивать знания обучающихся с опорой на их личностный опыт об исполнителе Чертежник;
-закрепить знания учащихся о правилах записи и выполнения алгоритма с повторениями;
-сформировать у учащихся умение разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие алгоритмические конструкции (ПОВТОРИТЬ n РАЗ);
-развивать творческие способности и познавательный интерес у учащихся.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
алгоритм;
формальный исполнитель;
цикл n раз;
система команд исполнителя;
управление;
относительное смещение;
абсолютное смещение.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику: презентация «Управление исполнителем Чертёжник»;
Свободное программное обеспечение: исполнитель Чертёжник в системе КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/)
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Время
(в мин.)
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1
Приветствие обучающихся.
Проверка наличия д/з (алгоритма управления Чертежником с использованием вспомогательных алгоритмов)
Проверяют свою готовность к уроку.
Саморегуляция (Р).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
10
На протяжении нескольких уроков мы изучаем одну большую тему. Какие алгоритмические конструкции вы помните?
Какие команды для исполнителя Чертёжник вы знаете?
Какой алгоритм управления Чертежником вы использовали при выполнении домашней работы (построение в среде программирования КуМир картинки состоящей в чередовании домика и ёлочки)?
Ученики отвечают на вопрос учителя
(Линейные, ветвление, циклы)
Ученики отвечают на вопрос учителя: (опустить перо, поднять перо, сместиться в точку, сместиться на вектор).
Показывают свои работы, поясняют и комментируют. (Основной и вспомогательный)
Умение выражать мысли (К).
Планирование (Р).
Построение логической цепи (П).
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Постановка цели урока
Учитель с помощью наводящих вопросов подводит учеников к теме и цели урока.
Как вы думаете, а будет ли нам удобен данный метод, если нам необходимо нарисовать улицу из определённого количества домов?
Чтобы нам могло помочь для решения данной проблемы?
Ученики обдумывают и высказывают своё мнение.
Обсуждают возможные варианты решения данной проблемы.
Формулируют тему и цель урока (Управление исполнителем Чертежник. Цикл ПОВТОРИТЬ n РАЗ . Научиться составлять алгоритмы с циклами для управления Чертёжником)
Умение выражать мысли (К).
Планирование, целеполагание (Р).
Смыслообразование - (Л)
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
III. Объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового знания.
5
При составлении алгоритмов с циклами необходимо знать специальную конструкцию повторения.
(СЛАЙД 12)
Учебник§18 (стр. 125)
Учитель поясняет конструкцию повторения.
В общем виде конструкция повторения записывается так:
нц раз
кц
Обратим внимание, что служебные слова нц и кц пишутся одно под другим, а между ними записывается программа которую мы хотим повторить.
Ученики слушают, обсуждают варианты использования алгоритма, задают вопросы и записывают в тетрадь.
умение слушать и слышать (К)
IV. Физкультминутка
1
Включает электронную физкультминутку для глаз
Выполняют физкультминутку для снятия утомления
Здоровьесберегающая методика для снятия утомления
V. Первичное закрепление
Цельэтапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
7
Самостоятельная работа в РТ с последующим обсуждением
Выполняют задание в РТ: с.189 №21, показывают резудьтат
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
V. Практическое применение новых знаний
Цельэтапа: применение нового знания на практике; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
15
Выполни задание на компьютере. Вам нужно нарисовать улицу состоящую из 7 домиков, используя алгоритм из домашнего задания Домик.
Выполняют задание практической работы. Получают помощь в выполнении задания, при возникновении затруднений.
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
саморегуляция (Р)
VI.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
6
Для подведения итогов урока воспользуемся упражнением «Плюс-минус-интересно». Предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю
Домашнее задание (СЛАЙД 17)
достаньте свои дневники и запишите домашнее задание.
§18 (стр.125-127) – изучить, №208, 209 РТ
Дополнительное задание: придумать свои рисунки и написать для них программы для исполнителя Чертежник.
Учащиеся дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.
Записывают домашнее задание.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование. и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Использованные источники:
Информатика. Учебник 6 класс. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. Автор: Бородин М. Н. 2013.
Методические рекомендации по проведению уроков в 6 классе. Л.Л.Босова.
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php