Тема урока | Построение таблиц истинности для логических выражений |
Цель урока | формирование умений строить и заполнять таблицы истинности |
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД | Предметные изучение этапов построения таблиц истинности, формирование умений применять алгоритм заполнения таблиц истинности, умение нахождения значение логических выражений посредством построения таблиц истинности Метапредметные Познавательные УУД: умение использовать алгоритм построения таблиц истинности, обобщение полученных результатов, прогнозирование ситуаций; Коммуникативные УУД: организация самостоятельной работы, работы в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Личностные УУД: выработка культуры общения, взаимопомощь обучающихся, формирование интеллектуальной и эмоциональной активности обучающихся, воспитание чувства ответственности за результаты своего труда. Использование ИКТ как инструмента для достижения своих целей; Регулятивные УУД: определение целей, проблемы в своей деятельности. Выдвижение версии, выбор средства достижения цели. Работа по плану, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки, в т.ч. самостоятельно. Личностные Выработка уважительно-доброжелательных отношений между обучающимися, учет различных мнений, творческое отношение к процессу обучения. |
Основные понятия | Таблица истинности, логическая функция, логическое выражение, наборы входных переменных |
Межпредметные связи | математика (логика) |
Ресурсы | интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР для интерактивной доски, компьютерный класс, карточки с тестовым заданием, презентация к уроку, индивидуальные презентации на пк для обучающихся |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Оргмомент | личностные | Приветствие | Настраиваются на урок |
Целеполагание и мотивация | регулятивные | Хочу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Эти слова принадлежат выдающемуся немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Ге́гелю: То, чем в прежние эпохи занимались лишь зрелые умы ученых мужей, в более поздние времена стало доступно пониманию мальчишек.(Слайд 1) (Приложение 1) Как вы думаете, почему эта цитата подходит к нашему сегодняшнему уроку? | Выдвигают предположения по поступившей проблеме |
Актуализация знаний | регулятивные | Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем нашем уроке, с какими понятиями мы познакомились? Ответ построить таким образом: понятие – определение понятия. | Логическая функция - это функция, в которой переменные принимают только два значения: логическая единица или логический нуль; Логическое выражение – это символическая запись, состоящая из логических величин (констант или переменных), объединённых логическими операциями (связками); Наборы входных переменных логической функции – все возможные сочетания логических значений 0 и 1 входных переменных, из которых формируется заданное сложное логическое выражение; - Таблица истинности – таблица со всеми возможными значениями входных переменных и соответствующими им значениями логической функции. |
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи) | регулятивные | Как видите, все эти определения доступны вам и понятны, а ведь совсем недавно их могли понять только специально обученные люди – программисты и инженеры. | Слушают учителя |
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания | коммуникативные | А сейчас с учетом эпиграфа и ваших ответов, попробуйте сформулировать проблему нашего урока. Мне очень приятно, что вы понимаете, чем мы сегодня будем заниматься и что является нашей главной целью. В тетради записываем тему урока «Построение таблиц истинности» (Приложение 1 Слайд 2) | Предположения детей |
Реализация построенного проекта | познавательные | Попытаемся выстроить алгоритм построения таблиц истинности. На доске 4 прямоугольника с этапами построения алгоритма, но в неверной последовательности. Ваша задача восстановить эти этапы. И еще важный момент, который необходим при построении таблиц истинности: это знание логических операций: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность. Определите, какая таблица, какой операции соответствует, и выстроите эти таблицы в порядке выполнения логических операций Прежде чем приступить к построению таблиц истинности ответьте на следующие вопросы: Как определить количество наборов входных переменных? Как определить количество столбцов в таблице? Как заполнять таблицу, чтобы не пропустить ни одного возможного сочетания значения входных переменных? (на примере функции от трех переменных)
| Задание выполняется на интерактивной доске (Приложение 2) (Приложение 2) Записывают на доске: По формуле Q=2n, где n – количество входных переменных. количество столбцов = (Задание выполняется на интерактивной доске) (Приложение 2) Разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю половинку нулями, нижнюю половинку единицами; В следующей колонке для второй переменной половинку снова разделить пополам и заполнить группами нулей и единиц; аналогично заполнить вторую половинку; Так делать до тех пор, пока группы нулей и единиц не будут состоять из одного символа. |
Первичное закрепление во внешней речи | познавательные | Настало время совместно решить упражнение 1 (Приложение 1 Слайд 3-4) Задание Составьте таблицу истинности для логической функции x v y v Определим количество строк в таблице: Определим число столбцов в таблице: | Один обучающийся выполняет задание на интерактивной доске, остальные – в тетрадях. 22=4 х, у, xvy, , x v y, x v y v, x v y v =7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | личностные | Физкультминутка (Приложение ) Самостоятельно решить упражнение 2 и 3 Проверка самостоятельной работы (Слайд 5-6) | Выполняют комплекс упражнений (Приложение 3) Сверяют ответы |
Включение в систему знаний и повторение | коммуникативные | Проведем разминку и проверим, какие вы внимательные и как вы умеете логически мыслить. Для этого выполним тест, состоящий из трех вопросов (Приложение 4). Ответы к тесту: 1, 2, 5 Подведем итоги теста: 3 правильных ответа – вы очень внимательны и ваше логическое мышление на высоком уровне; 2-1 правильных ответов – ваше внимание немного рассеяно и необходимо тренировать свою логику; 0 правильных ответов – необходимо работать над собой.
Подведем итоги нашего урока. О чем мы сегодня говорили, какие понятия и определения вспоминали, чему мы сегодня научились?
Д/3 §1.3, задание 4 (Слайд 7) | Тест выполняется на местах, а затем один обучающийся в режиме on-line выполняет тест на интерактивной доске http://tests.litsey79.ru/6-class/v-1/logic-1/ Ответы детей Записывают домашнее задание |