I.Самоопределение учебной деятельности | – Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
– В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:
– Я буду руководителем ваших групп. Определим правила, по которым работают учёные в группах. – В лаборатории нужно соблюдать технику безопасности. 1.Запрещается пробовать на вкус незнакомые вещества. 2.С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20-30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. 3.Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой. 4.Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками. | Ответы детей | Познавательные УУД 1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) Представлять информацию в виде схемы; 3) Умение описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака; 4) умение на основе анализа объектов делать выводы; 5)умение устанавливать аналогии; 6)умение обобщать и классифицировать по признакам; 7) овладение учебными действиями при проведении опытов и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. . |
IV.Совместное открытие знаний. | Работа в учебнике. Чтение текста на с. 83. –Какой закон открыл древнегреческий ученый? – Предлагаю вам провести опыт и по результатам опыта заполнить таблицу. Проводят опыт. Берем два тела одинакового объёма. Опускаем в мензурки. В мензурках вода. Подкрашенная перманганатом калия (марганцовкой).В каждой мензурке по 200см3. Два бруска одинаковых по объёму. –Что происходит с каждым объектом после погружения? –– Можно ли её измерить? Как? –– Какой объём жидкости вытеснил первый шарик? Второй? – Куда направлена выталкивающая сила? Подробнее. –– Как объяснить поведение шариков? Работа в учебнике. Чтение текста на с. 84. – Почему же плавает корабль, корпус которого сделан из железа? – Предлагаю вам провести опыт и по результатам опыта заполнить таблицу. Проводят опыт (опыт с пластилином). – Изменился ли масса пластилина во втором случае, когда вы сделали лодочку? – Какая сила действует на пластилин в первом и во втором случае? – Почему же во втором случае пластилин плавает? – Объясните результат опыта с использованием понятия «выталкивающая сила». – Почему не тонет корабль? – Как человек использует выталкивающую силу воды? – В каком направлении текут реки (в горах, на равнине)? Как это можно объяснить? – Рассмотрим правый рисунок на с. 84. – Что мы наблюдаем? – В каком направлении движется вода? – Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Найдите как было названо это свойство? – Найдите как было названо это свойство? Показ опыта.(Сообщающиеся сосуды).Опыт проведен заранее. Объясняет ученик. – Найдите, как было названо это свойство? (учебник) -Где человек использует это свойство? Для ответа используйте рисунок на с. 85. – Найдите ответ на вопрос: Какое свойство воды помогает работе водяного колеса в водяной мельнице или турбине на гидроэлектростанции. (учебник) – С какой скоростью текут равнинные и горные реки? Можно ли использовать силу течения рек? – Это, ребята, были физические свойства воды, а сейчас немного остановимся на химических свойствах воды. Вода хороший растворитель. Многие вещества могут в ней растворяться. Расскажите, как нам помогает это свойство воды. Проводят опыт с растворением в воде соли, сахара, перманганатом калия (марганцовкой), песка. – Изменились ли свойства воды с появлением в ней других веществ? – Какие вещества растворились в воде, а какие нет? –Подтвердилось ли наше предположение? –Что ещё мы узнали о веществах? – Какие вещества растворились в воде? –Какие вещества оказались нерастворенными? – Где мы это свойство используем в жизни? (беседа по картинкам) Работа с учебником. Рисунки на с. 86. – Можно ли очистить воду после проведённого нами опыта? Как? Проводят опыт по фильтрованию воды. – Сейчас мы попробуем отфильтровать воду. План опыта. Из специальной бумаги сделать фильтр (прибор для очистки воды). Пропустить через фильтр воду с песком Сделать вывод о наблюдаемом явлении. У вас на столах есть специальная бумага для фильтрации. Сложите её пополам, затем ещё пополам. Сколько частей получилось? Отогните 1 часть в другую сторону. С одной стороны, останется 3 части, а с другой – 1. Вставьте фильтр в воронку. Залейте туда воду с песком. Понаблюдайте качество воды при выходе. – Наш фильтр самый простой. Что показали с помощью опыта? – Но фильтры для очистки воды до состояния её пригодности для питья гораздо сложнее. Поэтому я не советую вам сейчас пробовать эту воду на вкус. – Для чего нужно очищать воду? | Закон Архимеда, с помощью которого можно определить значение выталкивающей силы. Наблюдают результаты опыта и обсуждают их. При погружении каждый объект вытесняет некоторый объём жидкости, равный объёму погруженной части тела. Первый вытеснил больше воды, второй меньше. Вверх. Первый шарик тонет. Значит сила тяжести, действующая на него больше силы Архимеда. А второй шарик плавает, значит при таком его погружении, сила тяжести уравновешена силе Архимеда. Поведение шариков можно объяснить различием плотности тел. Шарик № 1 имеет плотность больше, а второй меньше. Потому что подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет большой объем воды и мало весит. Наблюдают, делают вывод по результатам опыта, заполняют таблицу. Отвечают на вопросы: Масса пластилина не изменилась. Лодочка вытеснила больше воды чем шарик, вылепленный из того же кусочка пластилина. В первом и во втором случае на пластилин действует одна и та же сила тяжести. Предав пластилину форму лодочки, мы изменили его общую плотность. Теперь объем части, погруженной в воду, занят воздухом, а плотность воздуха намного меньше плотности воды. Таким образом, общая плотность пластилиновой лодочки оказывается меньше плотности воды. Лодочка вытеснила гораздо больше воды чем шарик. А чем больше жидкости вытесняется, тем больше выталкивающая сила. В случае с лодочкой выталкивающая сила оказалась равной силе тяжести, действующей на лодочку. Поэтому лодочка плавает. Для постройки плотов, для судоходства. Реки текут с более высокой местности в сторону более низкой. Вода обладает свойством текучести. Два сообщающихся сосуда всегда имеют одинаковый уровень. Это закон сообщающихся сосудов. При постройке водопроводов, фонтанов. Скорость течения горных рек больше, чем равнинных. Человек это использует: на таких реках построены ГЭС, водяное колесо на водяной мельнице. Наблюдают и делают вывод по результатам опыта, заполняют таблицу Делают вывод: Проведя опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей. Сахар, соль, марганец. Земля. При приготовлении пищи, при стирке, в медицине. Да, её надо профильтровать. Наблюдают и обсуждают результаты опыта. С его помощью мы показали, как загрязненная вода изменяет свои свойства. | Личностные УУД: 1. умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные 1) работа по предложенному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства обучения (ноутбуки, компьютер); 2) в диалоге с учителем совершенствование самостоятельно выработанных критериев оценки. |
VII. Итог урока. Рефлексия. | – Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. – Что нового вы узнали на уроке? -Как вы узнали, что вам помогло? -Где вам пригодятся новые знания? – Как мы ответим на вопрос урока? – А сейчас мы проверим, как вы запомнили, то что услышали, увидели и выполнили самостоятельно на уроке. – Предлагаю в группах записать синквейн на тему урока. Напомню, что синквейн, каждая группа записывает в таблице документ Word, под своим номером (1,2, 3, 4). Отправьте ваш документ в общую папку на рабочем столе. | Отвечают на вопрос урока: Люди изучили свойства воды и научились применять их в повседневной жизни, изобрели различные механизмы. Используют программу Microsoft Office PowerPoint, составляют синквейн на планшетах. | Регулятивные 1) работа по предложенному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства обучения (ноутбуки, компьютер); 2) в диалоге с учителем совершенствование самостоятельно выработанных критериев оценки |