3 урок.Кванторные слова «все», «ни один», «некоторый», «каждый».
Задания
Контроль
Ключ к контрольным работам
О программе
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
1. Высказывание
Высказыванием называется предложение, относительно
которого можно сказать, истинно оно или ложно.
Например, предложение «число 8 четное» - истинное
высказывание, а предложение «3 + 3 = 33» -ложное
высказывание.
Каждому высказыванию приписывают одно из двух
значений: И (истина) и Л (ложь).
Значения И и Л называют значениями истинности
высказывания.
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Если высказывание элементарное , то его значение
истинности определяется по его содержанию.
А если оно составное , то значение истинности
зависит от значения истинности составляющих
его элементарных высказываний,
соединенных при помощи слов:
«и» , «или» ,
частицы «не» ,
«если…, то…» и др.,
которые называются
логическими связками.
Вернуться к содержанию
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Логические связки «и», «или», «не», «если, …то».
Без этих маленьких слов мы не сможем обойтись в
нашей речи, разберем на примере:
«Еслитыневыучишь уроки,тоилинепойдешь гулятьибудешь сидеть дома,илипапаневозьмет тебя на рыбалку».
Теперь вычеркни слова «не» , «и» , «или» , «если, ...то»
и попробуй прочитать то же предложение:
«… ты … выучишь уроки, ... ... … пойдешь гулять … будешь сидеть дома, … папа … возьмет тебя на рыбалку».
Видим, что смысл предложения теряется. Раз без
перечисленных слов не обойтись, надо научиться
правильно использовать.
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Частица «не».
Частица «не» служит для отрицания чего-либо, например:
Хочу – не хочу, нравится – не нравится,
белый – не белый,
Собака – не собака.
В предложении огромное место имеет место частицы
«не». Дано предложение: Маша любит шоколад.
Попробуйте поставить частицу «не» перед каждым словом.
1)НеМаша любит шоколад.
2) Машанелюбит шоколад.
3) Маша любитнешоколад.
Как меняется смысл предложения?
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Связки «и», «или», «если, …то»
Рассмотрим на примерах, как можно использовать данные связки:
1) Света сказала, что пойдет в театр, если пойдут Ира и Павлик, Павлик не идет в театр. Пойдет ли в театр Света?
В этом случае Света не пойдет в театр, т.к. ей нужно, чтобы с ней пошли оба друга
(между ними стоит союз «и»),
а Павлик не идет в театр.
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
2) Света сказала, что пойдет в театр, если пойдут Ира или Павлик. Ира и Павлик идут в театр. Пойдет ли в театр Света?
Во - втором случае, Света пойдет в театр. Здесь связка «или» употребляется в неразделительном смысле, т.е. допускается и одно условие и другое одновременно.
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
3) Света пойдет в театр, если пойдет или Ира, или Павлик. Ира и Павлик идут в театр. Пойдет ли Света?
В-третьем случае, Света не пойдет в театр, т.к. связка «или»носит
разделительный характер ,
ориентирована на использование только одной
возможности. Это значит, что Света пошла бы в театр только если бы пошел кто-то один, или Ира, или Павлик.
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Чтобы лучше понять смысл разделительного «или», давайте рассмотрим пример-стихотворение:
Если вдруг тебе решили
Подарить на день рождения:
Мяч футбольный и машину,
И конфеты, и печенье,
И велосипед, и марки,
То получишь все подарки.
Ну, а если ты заменишь,
«И» на «или», как тут быть?
Что подарят? Как узнать?
Остается лишь гадать,
Или то, или другое,
Может третье, иль шестое
Из подарков, из шести
Лишь один получишь ты
Это просто «и» да «или»
Так с тобою пошутили!
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Вернуться к содержанию
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Логическая связка «Если…то»
После слова «Если» обычно идет какая-либо посылка, а после «то» - какой-то результат или вывод. В зависимости от результата это выражение будет Истинным или Ложным Разберем несколько примеров:
1) Если у Васи ангина, то у него болит горло.
Посылкой здесь является «у Васи ангина», вывод из этой посылки то, что у Васи болит горло. Этот вывод верный, т.к.действительно при ангине болит горло.
2) Если идет снег, то на улице холодно.
Посылка – «идет снег», вывод – «на улице холодно», этот вывод верный, т.к. снег идет зимой, а зимой на улице холодно.
Посылку и вывод можно поменять местами, но обратная посылка не всегда будет истинна, например:
3) Если на улице холодно, то идет снег.
Не всегда будет верно, т.к. при холодной погоде не обязательно
будет идти снег.
Но есть примеры, когда и прямая и обратная посылки будут истинными.
Пример
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
4) Если на улице весна, то на деревьях
распускаются листья.
Обратная посылка будет:
5) Если распускаются листья,
то на улице весна.
Обе посылки будут верны, т.к. листья распускаются только весной.
Вернуться к содержанию
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Кванторные слова «все», «ни один», «некоторый», «каждый» и др.
Сначала давайте вспомним, что высказывания бывают истинными и ложными. В двоичной системе
счисления, с помощью которой всё кодируется в
компьютере, истина обозначается 1 , а ложь – 0.
На этом уроке, вы научитесь определять истинность и ложность высказываний, содержащих слова: «все»,«некоторый»,«каждый»,«ни одного»,
«хотя бы один».
Для этого вам нужно понимать значения этих слов. Рассмотрим Пример.
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Пример.
Давайте посмотрим на примере как важно знать значение этих слов.
1 высказывание:
увсехдевочек вашего класса длинные волосы. Принимает значение Истина(1), если в классе нет ни одной девочки с короткими волосами. Т.е. если в классе есть хотя бы 1 девочка с короткими волосами, то это высказывание Ложно(0).
2 высказывание:
среди вас естьхотя бы один,кто летал самолетом. Принимает значение Истина(1), если в классе есть 1 и более человек, которые летали самолетом. Значит, если в классе нет учеников, летавших на самолете, это высказывание Ложно(0).
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Высказывание 3:
классекаждыймальчик сидит с девочкой.
Принимает значение Истина(1), если в классе все мальчики сидят с девочками, если есть хотя бы один мальчик, который сидит с мальчиком или один, то это высказывание Ложно(0).
Высказывание 4:
В классе нетни одногочеловека без второй обуви. Принимает значение ложь(0), если в классе есть хотя бы 1 ученик без второй обуви. Если таких нет, то высказывание принимает значение Истина(1).
Высказывание 5 :
В классенекоторыемальчики вышевсехдевочек . Принимает значение ложно(0), если в классе есть хотя бы одна девочка которая выше хотя бы одного мальчика.
Вернуться к содержанию
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Контрольные задания.
Контрольная работа (Вариант 1)
Контрольная работа (Вариант 2)
Назад
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Контрольная работа (Вариант 1)
1 группа 2 группа
Задание 1. Даны две группы животных,
установите истинность данных выражений
относительно каждой группы.
1. Все животные домашние.
2. Некоторые животные умеют летать.
3. Хотя бы одно животное умеет плавать.
4. Каждое животное четвероногое.
5. Нет ни одного хищного животного.
Далее
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Задание 2. В предложении найдите посылку и вывод. Нарисуйте стрелку что из чего следует. Где можно нарисуй обратную стрелку.
Пример: У всякого слона есть хобот.
Есть хобот слон;
А) Все рыбы живут в воде;
Б) Каждый прямоугольник с равными сторонами – квадрат;
3. Кванторные слова «все»,«ни один», «некоторый», «каждый»;
Зная, особенности развития в младшем школьном возрасте, мы, составляя данное пособие, при объяснении нового материала делали упор на приведение простых примеров и их обсуждении.
Так же в данном учебном пособии имеется набор заданий по каждой из изученных тем. Так же присутствует блок контроля знаний, а именно Контрольная работа в двух вариантах и ответы к ним.
На первом уроке учебное пособие используется в индивидуальной работе учащихся, главные мысли записываются в тетрадь, затем выполняются задания по данной теме: первое задание выполняют всем классом для того, чтобы ученики лучше разобрались с темой, а учитель удостоверился, что ученики всё поняли; второе задание выполняет каждый самостоятельно.
Далее
04.11.16
автор: Назарова Г.А.
Второй урок до связок «и», «или» ученики могут освоить самостоятельно. Далее идет обсуждение примеров, представленных в при объяснении темы «Логические связки «и», «или». Затем ученики снова самостоятельно могут посмотреть пример, показывающий разделительный характер связки «или» и изучить связку «Если,…то». Прочитав весь материал и ознакомившись со всеми примерами, учащиеся могут приступать к выполнению комплекса заданий по пройденной теме.
Третий урок проводится в демонстрационном режиме, для того, чтобы пояснить и обсудить примеры применения слов «все», «хотя бы один», «ни одного», «некоторые», «каждый», основанные на собственном жизненном опыте учащихся.