kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание на тему: « Курс информатики в начальной школе». Сравнение основных образовательных программ начальной информатики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание на тему "Курс информатики в начальной школе". Сравнение основных образовательных программ начальной информатики. Презентация УМК "Информатика в играх и задачах" А.В.Горячева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа № 2 (моя)»

Родительское собрание на тему: « Курс информатики в начальной школе».

Сравнение основных образовательных программ начальной информатики.

Работу выполнила Елисеева И.В. (МАОУ «СШ №2» г. Малая Вишера)

Презентация выбранного УМК

“Информатика в играх и задачах” (1—4) А. В. Горячев



Ход собрания

1.  Приветственное слово учителя.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать в вашем лице новых друзей. Мы очень надеемся на сотрудничество и взаимопонимание, тем более, что нам с вами предстоит быть в каком-то роде первооткрывателями. Мы вместе с нашими детьми отправляемся в увлекательное путешествие по дорогам знаний. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это родительское собрание будет для вас полезно и интересно.

Цель собрания:

Какой УМК выбрать для эффективного преподавания информатики в начальной школе?

Проблемные вопросы:

· Какие навыки в области ИКТ необходимы ребёнку начальной школы?

· Какова роль владения информационными технологиями в адаптации ребёнка в современном обществе?

· Как развивать математическое мышление на уроках информатики  и алгоритмическое мышление на уроках математики в начальной школе?

· Какова роль информационных технологий в формировании учебных навыков?

· Какие авторы рекомендованы в федеральном перечне?

· Каковы особенности УМК каждого автора?

· Каковы условия преподавания информатики в   образовательных учреждениях?



2. Выступление учителя по теме.

Информатика в школе становится полноправным предметом не только в старших классах, но и в младших.

Опыт уроков информатики в начальной школе убеждает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. А попытки применения компьютера для решения более сложных задач уже требует специальных знаний и умений из области информатики. Для этого нужно развивать у детей логическое мышление. Психологи утверждают, что этим нужно заниматься в рамках начальной школы. Умение нажимать на кнопки может быть освоено и позже, а опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.

Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей.

Итак, рассматриваются два аспекта изучения информатики:

технологический — информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии—информационные;

общеобразовательный — информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике.

Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий ученики начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты” применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).

Второе направление обучения информатике — это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном городе или деревне. Обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.





· Цели и задачи курса

Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Цели изучения курса в начальной школе

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  •  применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);

  •  алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  •  системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

· Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала по курсу

УМК А.В. Горячева

Горячев Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, руководитель авторского коллектива курса «Информатика в играх и задачах» (учебники 1-4 классы, учебные пособия 5-6 классы), автор пособия для дошкольников «Всё по полочкам», автор учебников для 3-4 классов «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер», «Информатика. Логика и алгоритмы», автор справочников-практикумов для обучения работе с компьютерными программами. Выпускник факультета прикладной математики МИЭМ (1982), научный сотрудник института точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева (1982-1998). Координатор направления «Информатика» в Образовательной системе «Школа 2100».

Сам по себе УМК «Информатика в играх и задачах» представляет собой хорошо отработанный с годами комплекс разноплановых заданий. Но в этой «обработанности» и кроется главная проблема. С введением стандартов нового поколения УМК не претерпел критических изменений и его адаптированность к системно-деятельностному подходу, а равно и нацеленность на формирование УУД – под большим вопросом. Что, впрочем, не отменяет и сильных сторон данного УМК. Особенно стоит обратить внимание на темы связанные с алгоритмизацией. Этот аспект освоение информатики в УМК «Информатика в играх и задачах» проработан максимально детально.

УМК А.Л. Семёнова и Т.А. Рудченко

Следующий УМК заслуживающий внимания – это комплекс разработанный под руководством А.Л. Семёнова.

Несколько слов об авторе. Доктор физико-математических наук, профессор. Член-корреспондент Российской Академии наук (РАН). Действительный член Российской Академии образования (РАО). Действительный член Российской Академии естественных наук (РАЕН). Ректор Московского института открытого образования (МИОО) (Московский институт повышения квалификации работников образования).

Автор ряда учебников по информатике для начальной школы, пособий, статей, докладов по информатизации раннего обучения, член авторского коллектива первого массового отечественного учебника по информатике (1985).

Говорить об этом УМК не просто. С одной стороны, сильные стороны, входящего в программу «Перспектива» комплекса очевидны. Он буквально всей своей сутью нацелен на развитие у детей абстрактного мышления. Его рекомендует Институт Новых Технологий, известный учителям по разработанной предметной среде «Перволого» и программному продукту Мат-Трёшка.

Но есть и минусы. Большое количество учителей, сталкиваясь с данным УМК, испытывают затруднения с правильным подбором методики подачи материала. Да, и если говорить правду, зачастую даже с решением некоторых заданий. Кроме того, УМК, разрабатывался до внедрения ФГОС НОО и составлен без учёта метапредметного характера информатики.

УМК Е.П. Бененсон и А.Г. Паутова

Евгения Павловна Бененсон - Кандидат технических наук (1982 г.). В 1972 году окончила факультет счетно-решающей техники МЛТИ по специальности – системы автоматического управления.

С 1995 года – преподавала на курсах повышения квалификации для учителей и методистов (обучение работе с учениками на уроках математики и информатики). 1991-1998 гг. – факультативные и кружковые занятия математикой и информатикой со школьниками (1-7 классы).

Автор учебников и учебных пособий по математике (по системе Занкова) и информатике для детей, методических пособий для учителей.

Данное учебное пособие – очень интересная попытка предложить детям сделать первые шаги в области информатики. Однако и оно не лишено обычных для УМК по информатике проблем. И межпредметные связи и проектная работа по сути декоративны. Хотя есть много очень интересных находок.

УМК Н.В. Матвеевой

Правильно, конечно, говорить о том, что данный УМК разработан целым коллективом специалистов. Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Н.А. Нурова, под руководством кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ГНУ ИСМО (ИОСО РАО) Н.В. Матвеевой.

Н.В. Матвеева - автор УМК по информатике для 2 - 4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Награждена почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

По сравнению с тремя предыдущими УМК, этот имеет серьёзное преимущество: он изначально разрабатывался исходя из НОВЫХ стандартов начального общего образования. И пусть к нему есть не мало вопросов, он, пожалуй, ближе других подошёл к реализации положений ФГОС НОО.

Но так как мы учимся по образовательной программе «Школа – 2100», поэтому рекомендую подробно остановиться на УМК А.В.Горячева.

Учебно-методический материал по курсу для начальной шкоды (“Информатика в играх и задачах” (1—3, 1—4), авторский коллектив: А. В. Горячев (руководитель), Т. О. Волкова, К. И. Горина, Л. Л. Лобачева, Т. Ю. Спиридонова, Н. И. Суворова) состоит из 4 комплектов. В состав каждого комплекта входят 2 учебные тетради для учеников (по 1 на 2 четверти), методического пособия для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).

Материалы курса «Информатика в играх и задачах» включены в Федеральный список учебников и являются составной частью комплекта учебников образовательной программы «Школа-2100».

Комплект № 1 рассчитан на 6—7-летних детей и изучается в первом классе. В материалах комплекта № 1 проводится подготовка к предстоящим в дальнейшем занятиям, развивается логическое мышление детей и сообразительность. При проведении занятий максимально используются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Начиная с комплекта № 2 и далее, обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых, закреплена учебная четверть:

I четверть— объекты
II четверть — алгоритмы;;
III четверть — логические рассуждения;
IV четверть — модели в информатике.

Таким образом, изучение материала происходит “по спирали” — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

Преподавание информатики в школе можно организовать тремя способами:

1. Компьютерный вариант. Когда учащиеся изучают только материал непосредственно связанный с компьютером.

2. Безкомпьютерный. Когда учащиеся занимаются по специальным учебникам или рабочим тетрадям.

3. Комбиированный вариант. В наш век «полной компьютеризации» нельзя, преподавая информатику, оставлять детей без десерта, т.е. без работы на компьютере.

За счет некоторого уплотнения поурочных планов в курс начальной школы включаются дополнительные интересные для детей уроки.

Учащиеся также знакомятся с возможностями компьютера: рисовать, писать.

Обязательно включены уроки на отработку умения владеть мышкой, клавиатурой.

 А. В. Горячев, руководитель авторского коллектива курса информатики для начальной школы "Информатика в играх и задачах" выделил шесть идей реализации данного курса.

Именно по отношению к этим идеям и отличаются современные курсы информатики в начальной школе.
Итак, первая идея – опора на логическую сложность материала, ориентация курса информатики в первую очередь на логически нетривиальные применения компьютеров.

Вторая идея – отложенное формирование навыков непосредственной работы на компьютере: с пропедевтического курса (1–6 классы) на базовый (7-9 классы).

Третья идея – отсутствие узкой специализации в общей части курса. Объектом внимания были выбраны формализация и моделирование.

Четвертая – ориентация на объектно-ориентированный анализ и объектно-ориентированное моделирование.
Пятая идея состоит в сознательном отказе от включения в пропедевтический курс вопросов эстетики и коммуникаций. Эту функцию реализуют другие курсы – например, пропедевтическую функцию по коммуникациям решают уроки риторики. А пропедевтика таких тем, как “Азбука экрана”, “Компьютерный дизайн” и т. д., реализуется на уроках ИЗО. Это естественный “скупой” подход в условиях дефицита времени, отводимого на изучение информатики.
Ну, и последняя, шестая идея – это ориентация на преподавание информатики учителями начальных классов, т.к. учитель может переносить приемы, подходы и методы из информатики на другие уроки (и таких примеров много).
Что считать более важным во влиянии уроков информатики на учебный процесс?

А.В.Горячев считает более важным в этом отношении не столько навыки работы с компьютером, сколько те приемы, те подходы, которым учим детей на уроках информатики – то, что остается у ребенка в голове. Важно, что он переносит эти знания и умения на другие предметы. Если мы учим анализировать, структурировать, разбивать на части, то ученик эти же задачи решает на уроках математики, русского языка и др.

Сильному государству нужно сильное, конкурентоспособное образование, не уступающее лучшим мировым стандартам качества, нужны умные, грамотные, эрудированные граждане, высокопрофессиональные, востребованные развивающимися экономикой и социальной сферой специалисты. Задача каждого из нас – соответствовать, стремиться соответствовать этому высокому уровню, чтобы быть конкурентоспособным и приносить реальную пользу своей стране, своему родному краю, своей семье и ученикам.

Подводя итоги нашей беседы, вы сделаете свои выводы о значимости курса информатики в начальной школе.

Просьба ответить на вопросы анкеты.

Спасибо за внимание.























Просмотр содержимого презентации
«Преподавание информатики в начальной школе (2)»

Преподавание информатики в начальной школе Презентацию подготовила учитель начальных классов Елисеева И.В. МАОУ «СШ №2»  г. Малая Више ра

Преподавание информатики в начальной школе

Презентацию подготовила

учитель начальных классов

Елисеева И.В.

МАОУ «СШ №2»

г. Малая Више ра

В Письме Министерства образования Российской Федерации от 17.12. 2001 №957/13-13

В Письме Министерства образования Российской Федерации от 17.12. 2001 №957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе" представлены три варианта преподавания информатики в начальной школе:

Бескомпьютерное изучение информатики в рамках 1 урока в интеграции с предметами.

Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы

Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики

Аспекты изучения информатики технологический общеобразовательный средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии—информационные  средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы

Аспекты изучения информатики

технологический

общеобразовательный

средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии—информационные

средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы

Направления изучения информатике 1 НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕ КОНКРЕТНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ 2 НАПРАВЛЕНИЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАТКИ КАК НАУКИ

Направления изучения информатике

1 НАПРАВЛЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

КОНКРЕТНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ

ТЕХНОЛОГИЯМ

2 НАПРАВЛЕНИЕ

ИЗУЧЕНИЕ

ИНФОРМАТКИ КАК НАУКИ

Методика проведения занятий После установочной фазы урока идет его основная, познавательная часть, определяемая доминантной целью урока.  Затем следует его вариативная часть, когда вид деятельности определяется вспомогательными целями урока: развитие памяти, мышления, проверка домашнего задания, вопросы для закрепления нового материала и проверки качества его усвоения. При этом используются тесты, задачи, игры - деятельность, при которой требуется “пошевелить мозгами”. На каждом занятии желательно предоставлять возможность учащимся поработать на компьютере.

Методика проведения занятий

После установочной фазы урока идет его основная, познавательная часть, определяемая доминантной целью урока.

Затем следует его вариативная часть, когда вид деятельности определяется вспомогательными целями урока: развитие памяти, мышления, проверка домашнего задания, вопросы для закрепления нового материала и проверки качества его усвоения. При этом используются тесты, задачи, игры - деятельность, при которой требуется “пошевелить мозгами”.

На каждом занятии желательно предоставлять возможность учащимся поработать на компьютере.

Цели изучения информатики в школе Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:   применение формальной логики при решении задач;   алгоритмический подход к решению задач;   системный подход; объектно-ориентированный подход   применение формальной логики при решении задач;   алгоритмический подход к решению задач;   системный подход; объектно-ориентированный подход  Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. 3.Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Цели изучения информатики в школе

  • Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  применение формальной логики при решении задач;

  алгоритмический подход к решению задач;

  системный подход;

объектно-ориентированный подход

  •   применение формальной логики при решении задач;   алгоритмический подход к решению задач;   системный подход; объектно-ориентированный подход
  • Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими.

3.Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

  • 3.Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Рабочие тетради

Рабочие тетради

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Елисеева Ирина Витальевна

Дата: 12.09.2016

Номер свидетельства: 343437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства