kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Окислительно- восстановительные реакции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по химии для 1 курса СПО  группа Повара кондитеры. Использовалась для открытого урока 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Окислительно- восстановительные реакции»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУКОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»





УРОК ХИМИИ









Окислительно- восстановительные реакции

Урок проведен 28.03.2023

Гр. 5



Преподаватель Кранцевич Е.Ф.













Гуково

2023 г



Цель урока:

Образовательные углубление знаний по окислительно-восстановительным реакциям, составлению уравнений ОВР методом электронного баланса.

повторить основные понятия об окислении и восстановлении, рассмотреть сущность окислительно-восстановительных реакций;

выработать умения по составлению уравнений химических реакций методом электронного баланса;

показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни.

Воспитательные
- формировать коммуникативную компетенцию обучающихся (умение работать в группах). воспитывать ответственность за коллективный результат

Продолжить формирование естественнонаучной картины мира.

Продолжить формирование убеждения обучающихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию свойств веществ и их обоснованного и безопасного использования.

Развивающие

-стимулировать познавательную активность;- развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать

Метапредметная

Преобразование практической задачи в познавательную

Планирование собственную деятельность

Осуществляют контроль и оценку своих действий

Управление свей деятельностью на уроке

Оборудование и реактивы:

раствор соляной кислоты и порошок цинка, железные гвозди и раствор медного купороса, конц. серная кислота ; инструкция “Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса”, презентация.

Тип урока: комбинированный

Методы.

Словесные (беседа, объяснение).

Наглядные (инструкции, рабочая тетрадь ).

Практические (демонстрация и выполнение опытов).

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости!

Приглашаем вас в нашу творческую лабораторию!. Для работы нам необходимо вести рабочую тетрадь. На ваших столах находятся  рабочие тетради , , в которых вы будете делать записи. Они останутся у вас после урока и будут служить кратким конспектом.

2. Сообщение темы, постановка цели и задач урока

(в ходе беседы)

III. Актуализация знаний и умений обучающихся

Внимание! 1задание .

Написать уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде

1.NaOH + H2SO4 → 2. AgNO₃+HCl→3. Zn  +HCl →

1 с ряда выходит и защищает весь ряд(фронтальный опрос):

III Мотивация учебной и познавательной деятельности обучающихся

Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов.

Окислительно-восстановительные процессы принадлежат к числу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. С ними связаны процессы обмена веществ, протекающие в живом организме, гниение и брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговороты веществ в природе. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щёлочи, кислоты и другие ценные продукты. Они лежат в основе преобразования энергии взаимодействующих химических веществ в электрическую энергию в гальванических и топливных элементах. Человечество давно пользовалось ОВР, вначале не понимая их сущности. Лишь к началу 20-го века была создана электронная теория окислительно-восстановительных процессов.

Просмотр презентации.

4 Изучение нового материала

Окислительно – восстановительные реакции – это реакции , происходящие с изменением степеней окисления элементов, образующих вещества и участвующих в реакциях.

Степень окисления (с.о.)– условный заряд атомов в химическом соединении , вычисленный из предположения , что соединение состоит только из простых ионов.


3.Прочитать правила

Правила расчета степеней окисления

1. У свободных атомов и у простых веществ с. о. равна 0.

Н2, Ва, N2, S, AI, Cu, F2.

2. Металлы во всех соединениях имеют положительную с. о.
(ее максимальное значение равно номеру группы - для элементов главных подгрупп):

а) у металлов главной подгруппы I группы +1;

б) у металлов главной подгруппы II группы +2;

в) у алюминия +3.

K2+О, Ca+23, AI+3CI3, Li3+N, Ba+2S04, Mg+2(N03)2.

3. В соединениях кислород имеет с. о. -2 (исключения:OF2 - +2, и пероксиды: Н202, К202 --1).

Н2С03-2, К2О-2

4. В соединениях с неметаллами у водорода с. о. +1,
а с металлами-1:

H+CI, КН -1, NH3+.

5.В соединениях сумма с. о. всех атомов равна 0.

Образец. Н2+Сх 03-2

+1 2 +х + (-2) 3=0

х=+4 (С+4)



4.Задание высчитать степень окисления химических элементов в следующих соединениях

1.ряд


H2O, CaO, CO2 ; NH3; N2O; NO N2O3, HNO2 NO2 ; N2O5



2 ряд



HCl, NaCl H2SO MgO, CaCO3 Al2O3, AlCl3 MnSO4 H2S, FeS

3 ряд


CH4; CO; CO2, CCl4 P2O5, H3PO4 PH3 FeO PbO2 NaOH


5. Атомы, молекулы и ионы, отдающие электроны; называются восстановителями. Во время реакции они окисляются. 

Например: Н20- 2е → 2Н+


Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны, называются окислителями. В ходе реакции они восстанавливаются. Например:

S0 + 2ё → S-2;

Al0 – 3e- =      

Fe2+ - e- =     

Cl- - e- =

 Fe3+ + e- = 

6. Метод электронного баланса

При расстановки коэффициентов методом электронного баланса придерживаются следующего алгоритма:

  1. Расставить степени окисления всех элементов.

  2. Выбрать элементы, изменившие степень окисления.

  3. Выписать эти элементы и показать схематично переход электронов (составить электронный баланс).

  4. Число перешедших электронов снести крест накрест и, если нужно, сократить. Эти числа будут коэффициентами в уравнении.

  5. Расставить коэффициенты из электронного баланса.

  6. Сравнением числа атомов каждого элемента в левой и правой части уравнения реакции определить и проставить недостающие коэффициенты.

Задание. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.

KMnО4 + HCl = MnCl2+ KCl+ Cl2+ H20


Повторите алгоритм нахождения степени окисления и найдите степень окисления в соединениях: серная кислота, перманганат калия, азотная кислота, хромат калия, бихромат калия

Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса.

Работа у доски:

  1. Записать схему реакции:

Cu + HNO3  Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

2. Определить, атомы, каких элементов изменяют степень окисления:

3. Составить электронные уравнения процессов окисления и восстановления:

4. Умножить полученные электронные уравнения на наименьшие множители для установления баланса по электронам:

5. Перенести множители из электронных уравнений в молекулярное уравнение реакции:

6. Проверить выполнение закона сохранения массы (число атомов каждого элемента в левой и правой части уравнения должно быть одинаковым) и, если требуется, ввести новые или изменить полученные коэффициенты:

Вывод: Данным способом расстановки коэффициентов удобно пользоваться, если известны исходные вещества и продукты реакции, т.е. даны полные схемы реакций.

6. Закрепеление материала

Задание на закрепление

Самостоятельная работа

№1. Определите степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений:

 H2S, O2, NH3, HNO3, Fe, K2Cr2O7

№2. Определите, что происходит со степенью окисления серы при следующих переходах:

А) H2S → SO→ SO3

Б) SO2→ H2SO→ Na2SO3

№3. Расставьте коэффициенты в УХР методом электронного баланса, укажите процессы окисления (восстановления), окислитель (восстановитель); запишите реакции в полном и ионном виде:

А) Zn + HCl = H2+ ZnCl2

Б) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu


Поведение итогов

Итак, приступаем к голосованию. Кто считает окислительно-восстановительные процессы, в основе которых лежат электронные переходы, “чудом” науки? Кто не согласен? Кто сомневается? Обсудить.

VIII. Домашнее задание(слайд

  1. , §.

  2. Рефлексия





Домашнее задание:

Используя метод электронного баланса составьте уравнения реакций.

1) Na + HNO3  NaNO3 + N2O + H2O

2) K2FeO4 + H2SO4  Fe2(SO4)3 + K2SO4 + H2O + O2

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок Окислительно- восстановительные реакции

Автор: Кранцевич Елена Федоровна

Дата: 25.05.2023

Номер свидетельства: 632447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока химии, 8 класс "Окислительно-восстановительные реакции""
    ["seo_title"] => string(67) "konspekt_uroka_khimii_8_klass_okislitelno_vosstanovitelnye_reaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "508291"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1556094289"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции 8 класс"
    ["seo_title"] => string(56) "tema_uroka_okislitelno_vosstanovitelnye_reaktsii_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "578695"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1618870907"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока "Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_okislitiel_no_vosstanovitiel_nyie_rieaktsii_el"
    ["file_id"] => string(6) "395644"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488057286"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок "Окислительно-восстановительные реакции" 9 класс."
    ["seo_title"] => string(50) "urok_okislitelno_vosstanovitelnye_reaktsii_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "516826"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1563269963"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок химии по теме "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций" "
    ["seo_title"] => string(90) "urok-khimii-po-tiemie-sostavlieniie-uravnienii-okislitiel-no-vosstanovitiel-nykh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "125931"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415097119"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства