kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока. Соединения щелочных металлов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме: соединения щелочных металлов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Соединения щелочных металлов»



Технологическая карта урока

Предмет: Химия, 9 класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

УМК: Химия. О.С.Габриелян

Тема: "Соединения щелочных металлов"

Цель урока: создание условий для восприятия и первичного закрепления нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Задачи урока:

  • формирование представления о соединениях щелочных металлов, их физических и химических свойствах, областях применения и значении для организма

  • формирование личностных УУД (установление взаимосвязи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

  • развитие умений проведения химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, построения логических цепочек и умения делать выводы из наблюдений, прогнозировать решение некоторых проблем;

    • развитие регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция и оценка деятельности)

  • развитие познавательных УУД (поиск и выделение необходимой информации, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий, восприятие текстов, анализ, синтез, сравнение, выведение следствий, установление причинно-следственных связей,, доказательство и обоснование)

  • развитие коммуникативных УУД (учебное сотрудничество с учителем и сверстниками)



Планируемый результат:

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

 

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

 

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - умение донести информацию кратко, четко

Предметные умения

Научатся: характеризовать свойства важнейших соединений щелочных металлов.

Получат возможность: научиться применять соединения щелочных металлов

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1 этап. Самоопределение в деятельности (орг. момент)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, осуществляют самопроверку готовности к уроку

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации, эмоциональный настрой на урок

Повторение пройденного

  1. Работа с презентацией, повторение:

Беседа:

-положение ЩМ в таблице Менделеева

- примеры ЩМ

- особенности строение атомов ЩМ

- изменение восстановительных свойств атомов ЩМ в группе

- физические свойства ЩМ

2. Тестирование (5 вопросов) – 8 мин.

1. Участвуют в обсуждении вопросов, изученных на прошлом уроке

2. Учащиеся выполняют тестовое задание

Познавательные УУД:

актуализация знаний, полученных на прошлом уроке

Коммуникативные УУД:

формирование умения оценивать работу товарищей

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности















3 этап. Постановка учебной задачи 3 мин












4 этап. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания и первичное закрепление во внешней речи


















5 этап. Самостоятельная работа (15 мин)

1. А можно ли встреть щелочные металлы в свободном виде в природе? Почему?

2. Предположите, в виде каких соединений они могут находиться в природе?

В природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений.

Na и К в природе встречаются в виде хлоридов, сульфатов, силикатов и т.д.

Li, Rb, Cs входят в состав различных минералов.

Fr встречается в радиоактивных рудах.

3. На столе находятся объекты, содержащие соединения щелочных металлов (сода, соль, пальчиковые батарейки, мыло).

Посмотрите на эти объекты. Как вы думаете, что их объединяет?

4. О чем мы еще не успели поговорить? Это и будет темой нашего урока.

Тема урока "Соединения Щ.М."


Таким образом, при рассмотрении темы коррозии необходимо рассмотреть много вопросов. Каких? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам очень быстро, «по-диагонали»,(самостоятельная работа) просмотреть материал § на с.90-94 и определить круг вопросов, которые требуют детального рассмотрения и решения.


Фиксирует вопросы на доске





Работа с текстом. Перед вами параграф учебника и тексты с информацией, выберите среди них то, что поможет вам решить вопросы













Теперь вы имеете представление о соединениях ЩМ? Всё узнали?








Детям выдаётся задание:

1 группа

Цель: изучить химические свойства оксидов Щ.М на примере оксида натрия

1. Написать уравнение реакции оксида натрия с водой.

Na2O + H2O = 2NaOH

Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции.

2. Написать уравнение реакции оксида натрия с серной кислотой

Na2O + H 2SO4 = Na2SO4 + H2O

Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции.

3. Написать уравнение реакции оксида натрия с оксидом углерода (IV)

Na2O + CO2 = Na2CO3

Сделайте вывод о химических свойствах оксидов щелочных металлов.

ВЫВОД: оксиды ЩМ способны реагировать с кислотами, кислотными оксидами, водой.


2 группа
Цель: экспериментально доказать химические свойства соединений щелочных металлов на примере гидроксида натрия.

Инструкция

  1. 1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? На какую среду раствора указывает цвет в пробирке? (щелочную)

  2. 2. Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?(окраска исчезла, реакция нейтрализации). Запишите уравнение реакции.
    NaOH + HCl → NaCl + H2O

  3. Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

  4. 3.Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    2
    NaOH +CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2

  5. Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.

ВЫВОД: гидроксиды ЩМ проявляют основные свойства


3 группа заполняет таблицу, пользуясь учебником стр. 91 выписать применение солей Щ.М.


Формула соли

Название

Применение

NaHCO3



K2CO3



NaCl



Na2SO4 ∙ 10 H2O



Na2CO3 ∙ 10 H2O




4 группа готовит сообщения, пользуясь учебником стр. 91, о значении ионов натрия и калия для живых организмов. Способы обнаружения ионов калия и натрия по окраске пламени.

Учащиеся делают заключение, что речь пойдет о соединениях Щ.М., их свойствах, применении соединений Щ.М.

Называют тему урока, составляют план её изучения.














Работают с текстом учебника, определяя круг вопросов, необходимых для изучения

Предлагают вопросы для рассмотрения на уроке:

- состав соединений ЩМ

- химические свойства соединений ЩМ

- физические свойства соединений ЩМ

- значение соединений ЩМ для организма

- применение соединений ЩМ


Читают параграф и тексты

Из параграфа узнали:

-ЩМ очень активные, поэтому в свободном виде в природе не встречаются

- оксиды ЩМ – тв, имеют ярко выраженные основные свойства

- гидроксиды ЩМ – тв, белые вещества, очень гигроскопичны, называются щелочами, проявляют свойства оснований

- соли ЩМ – тв, ионного строения

- в учебнике перечислено несколько соединений, их формулы, применение и значение

Вывод: лучше экспериментально доказать основные свойства соединений (оксидов и гидроксидов ЩМ), а информацию о солях, их применении и значении представить в виде таблицы.




Учащиеся экспериментально доказывают химические свойства соединений Щ.М. Делают выводы на основе опытных данных

Регулятивные УУД:

умение ставить учебную задачу, планировать этапы ее решения.

Познавательные УУД:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.




Умение сравнивать, установление связи между объектами, презентация информации












Использование информации для решения учебной задачи, умение выделять нужную информацию





















Познавательные УУД:

формирование знаний о свойствах и применении соединений щелочных металлов; совершенствование экспериментальных умений и навыков учащихся.

Регулятивные УУД:

умение решать учебную задачу согласно инструкции; развитие умений выбирать и анализировать информацию, полученную в результате эксперимента, работы с учебником

Коммуникативные УУД:

формировать умение планировать работу в группе, логически излагать свои выводы.

Личностные УУД:

развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.




6 этап Включение в систему знаний и повторение 5 мин

Учитель предлагает закрепить изученный материал выполнением задания:

Выбрать верные суждения

  1. Сa относится к ЩМ

  2. Оксиды ЩМ могут взаимодействовать с кислотами, так как проявляют основные свойства

  3. Гидроксиды ЩМ могут взаимодействовать с основными оксидами

  4. Гидроксиды ЩМ могут взаимодействовать с кислотными оксидами

  5. Калий поддерживает работу сердечной мышцы

  6. Соли натрия окрашивают пламя в фиолетовый цвет


1. А можно ли встреть щелочные металлы в свободном виде в природе? Почему?

2. В виде каких соединений они могут находиться в природе?


Учащиеся выполняют задание на закрепление знаний

Познавательные УУД:

применение полученных знаний при практическом решении задач

Личностные УУД:

формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы

7.Рефлексия

Учитель акцентирует внимание учащихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие затруднения у вас возникли при работе?

3. Помогло ли вам выполнение лабораторной работы при изучении нового материала?

4. Остались ли вопросы по новой теме

Учащиеся выполняют самоанализ деятельности

Коммуникативные УУД:

учатся адекватно анализировать свою деятельность и деятельность товарищей

8.Домашнее задание

Учитель дает комментарии к домашнему заданию

§ 14 упр. 1

Записывают домашнее задание. По необходимости задают уточняющие вопросы





Приложение 1

1. К щелочным металлам не относится:
а) рубидий; в) калий;
б) цезий; г) медь.

2. Электронная формула 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 соответствует элементу:
а) литию; в) калию;
б) натрию; г) меди.

3. Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра (в группе ↓):

а) изменяется периодически; в) не изменяется;

б) увеличивается; г) уменьшается.

4. Щелочные металлы проявляют очень сильные:
а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства;
б) амфотерные свойства; г) нейтральные свойства.

5. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
а) +1; в) +2;
б) +3; г) +4.











































Приложение 1

1. К щелочным металлам не относится:
а) кальций в) калий;
б) цезий; г) рубидий

2. Электронная формула 1s2 2s2 2p6 3s1 соответствует элементу:
а) литию; в) калию;
б) натрию; г) меди.

3. При взаимодействии щелочных металлов с водой выделяется газ:

а) углекислый газ; в) водород;

б) кислород; г) азот.

4. Щелочные металлы проявляют очень сильные:
а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства;
б) амфотерные свойства; г) нейтральные свойства.

5. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
а) +1; в) +2;
б) +3; г) +4.









Приложение 2


1 группа

Цель: изучить химические свойства оксидов Щ.М на примере оксида натрия

1. Написать уравнение реакции оксида натрия с водой.

Na2O + H2O =

2. Написать уравнение реакции оксида натрия с серной кислотой

Na2O + H 2SO4 =

3. Написать уравнение реакции оксида натрия с оксидом углерода (IV)

Na2O + CO2 =

Сделайте вывод о химических свойствах оксидов щелочных металлов.

ВЫВОД: оксиды ЩМ способны реагировать с ------ , ------ оксидами, ------ .



2 группа Цель: экспериментально доказать химические свойства гидроксида натрия.

Инструкция

1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? На какую среду раствора указывает цвет в пробирке?

2. Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
3.Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Сказать о цели работы и сделать вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.

ВЫВОД: гидроксиды ЩМ способны реагировать с : ____________________________________________________________





3 группа (5 человек) заполняет таблицу, пользуясь учебником стр. 90 – 91 выписать применение солей щелочных металлов

Формула соли

Название

Применение

NaHCO3






K2CO3






NaCl






Na2SO4 ∙ 10 H2O



Na2CO3 ∙ 10 H2O
















4 группа готовит сообщения, пользуясь учебником стр. 91, о значении ионов натрия и калия для живых организмов (растений и животных). Продукты, содержащие данные ионы. Способы обнаружения ионов калия и натрия по окраске пламени.

































































Тестовая часть

п/п Номер в

каталоге Ваш

ответ Правильный

ответ

1 1544 2 2

2 6792 амур амур

3 6815 123 123

4 232 1

5 475 3

6 476 3

7 367 Санкт-Петербург

8 1534 213

9 1157 380

10 1158 ЮЗ

11 1148 3

13 1647 9

14 6854 25

15 6868 35

16 363 4

17 364 4

18 902 4

19 342 АВБ

20 371 42

21 6892 34

22 293 3

23 305 1052

24 6919 35

25 1468 312

26 6940 35

27 11313 Ангара

30 613 Хабаровский

Развернутая часть

п/п Номер в

каталоге Ваш балл Максимальный балл

12 1164 0 2

28 11314 0 1

29 11315 0 1

Решено 3 из 30  заданий, набрано 3  первичных балла.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока. Соединения щелочных металлов

Автор: Чуб Анна Александровна

Дата: 24.01.2024

Номер свидетельства: 644588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Технологическая карта урока в 9 классе "Щелочные металлы и их соединения""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_v_9_klasse_shchelochnye_metally_i_ikh_soedineniia"
    ["file_id"] => string(6) "526396"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1573378691"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока" Свойства растворов кислот с точки ТЭД" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-svoistva-rastvorov-kislot-s-tochki-ted"
    ["file_id"] => string(6) "194098"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427726988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства