kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока"Неметаллы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок по теме"Общая характеристика неметаллов.Тип урока комбинированный. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока"Неметаллы"»



Конспект урока по теме

«Общая характеристика неметаллов»

Учитель: Низамиева Г.Ш.

учитель химии, МБОУ «Красногорская СОШ»

Предмет: Химия

Класс: 9

Автор УМК : О.С.Габриелян



Тема урока: Общая характеристика неметаллов.

Цель урока:

  • Дать общую характеристику неметаллов, актуализировать знания учащихся о физических свойствах неметаллов, о типах кристаллических решеток; развивать умения применять знания, сравнивать и делать выводы;

Задачи урока:

Образовательные:

  • Изучить положение неметаллов в ПС;

  • Изучить особенности строения атомов неметаллов;

  • Изучить явление аллотропии на примере неметаллов;

  • Изучить физические свойства неметаллов;

Развивающие:

  • Развитие критического мышления, способности к рефлексии;

  • Обеспечение системности учения; умения анализировать;

Воспитательные:

  • Воспитание положительной мотивации учения;

  • Воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.

  • Ожидаемые результаты:

  • Личностные: ответственное отношение к учебной деятельности, целеустремлённость, умение управлять своими эмоциями.

  • Метапредметные: применение основных методов познания (системно-информационного анализа), использование основных интеллектуальных операций (формулирование гипотез, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей).

  • Предметные:

  • Учащиеся должны знать: основные характеристики, химические свойства неметаллов и их соединений.

  • Учащиеся должны уметь: обобщать, сравнивать, находить общее и различное  в свойствах неметаллов, записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства неметаллов, наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений, структурировать изученный материал, фиксировать его в рабочей тетради.

  • Тип урока:   комбинированный урок.

  • Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная.



Оборудование:  модели кристаллических решеток алмаза, графита; коллекция неметаллов: уголь, сера, фосфор, йод; ряд  электроотрицательности,  ПСХЭ, компьютер, мультимедиа.

Ход урока.

    1. Организационный момент.

II. На доске ряд элементов, прикрепленных магнитами  ( хлор, железо, кислород, фосфор, сера ).

- Ребята, уберите лишний элемент, который нарушает некую закономерность. Правильно. Это железо. А почему вы убрали? Верно, это металл, а остальные элементы – неметаллы.

 Изучать мы начинаем неметаллы и их соединения.

В природе несомненно их велико значение.

Водород, азот и фосфор, кислород и углерод.


       III.   Итак, тема нашего урока «Общая характеристика неметаллов», запишите в тетрадь.

Задания № 1: по периодическому номеру химического элемента определите: 6,8,15, 16.

1. Название химического элемента;

2. Положение элемента (период, группа, подгруппа);

3. Количество протонов, нейтронов, электронов в ядре атома химического элемента;

4. Запишите его электронную конфигурацию;

5. Валентность (высшая и низшая);

6. Формулу высшего оксида.

Для атомов - неметаллов характерно:

  • Небольшой атомный радиус;

  • Большее число электронов на внешнем уровне (4-8е);

  • Элементы-неметаллы расположены только в главных подгруппах, значит, происходит заполнение электронами только внешнего энергетического уровня;

  • Для атомов - неметаллов характерны высокие значения электроотрицательности.

Физические свойства Неметаллов:

  • Для неметаллов простых в-в характерны все 3 агрегатных состояния при обычных условиях.

  • А) твердые (S,I2, графит);

  • Б) жидкие (бром);

  • В) газообразные (O2, N2, H2, Cl2, F2);

  • Г) Цветовая гамма разнообразная.

  • Цветовая палитра неметаллов:  белый – фосфор, черный – графит, фосфор, красный – фосфор, желтый – хлор, фиолетовый – йод, бесцветный – кислород, водород.  ( Сравните, почти все металлы – серебристо – белого цвета).

  • Температура плавления от 3800 градусов ( графит) до -210 ( азот). (Сравните, с металлами: от 3800 градусов ( вольфрам) до – 39 ( ртуть).

  • Некоторые неметаллы электропроводны ( графит, кремний), имеют металлический блеск ( йод, графит). Но все они – хрупкие.

  • Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: молекулярной ( все газы, белый фосфор) и атомной ( алмаз, графит, кремний и т.д.)

Такое разнообразие свойств неметаллов является следствие образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: молекулярной (все газы, белый фосфор) и атомной (алмаз, графит, кремний).

Химические свойства неметаллов:

Химические элементы-неметаллы могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства, в зависимости от химического превращения, в котором они принимают участие.

Атомы самого электроотрицательного элемента - фтора - не способны отдавать электроны, он всегда проявляет только окислительные свойства, другие элементы могут проявлять и восстановительные свойства, хотя намного в меньшей степени, чем металлы. Наиболее сильными окислителями являются фтор, кислород и хлор, преимущественно восстановительные свойства проявляют водород, бор, углерод, кремний, фосфор, мышьяк и теллур. Промежуточные окислительно-восстановительные свойства имеют азот, сера, йод.

Взаимодействие с простыми веществами

1. Взаимодействие с металлами:

6Li + N2 = 2Li3N,

2Ca + O2 = 2CaO

В этих случаях неметаллы проявляют окислительные свойства, они принимают электроны, образуя отрицательно заряженные частицы.

2. Взаимодействие с другими неметаллами:

Взаимодействуя с водородом, большинство неметаллов проявляет окислительные свойства, образуя летучие водородные соединения - ковалентные гидриды:

H2 + Br2 = 2HBr

3. Взаимодействуя с кислородом, все неметаллы, кроме фтора, проявляют восстановительные свойства:

с + O2 = СO2

4P + 5O2 = 2P2O5

4.При взаимодействии со фтором фтор является окислителем, а кислород - восстановителем:

2F2 + O2 = 2OF2

5. Неметаллы взаимодействуют между собой:

S + 3F2 = SF6

C + 2Cl2 = CCl4

Получение неметаллов:

Способы получения неметаллов отличаются многообразием и специфичностью, общих подходов не существует. Рассмотрим основные способы получения некоторых неметаллов.

Получение галогенов. Самые активные галогены - фтор и хлор - получают электролизом. Фтор - электролизом расплава KHF2,  хлор - электролизом расплава или раствора хлорида натрия.

Другие галогены можно также получить электролизом или вытеснением из их солей в растворе с помощью более активного галогена:

Cl2 + 2NaI = 2NaCl + I2

Получение водорода. Основной промышленный способ получения водорода - конверсия метана (каталитический процесс):

CH4 + H2O = CO + 3H2

Получение кремния. Кремний получают восстановлением коксом из кремнезема:

SiO2 + 2C = Si + 2CO.

Получение фосфора. 

Фосфор получают восстановлением из фосфата кальция, который входит в состав апатита и фосфорита:

Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO.

Кислород и азот получают фракционной перегонкой жидкого воздуха.

Сера и углерод встречаются в природе в самородном виде.

Применение неметаллов:

Водород используется в химической промышленности для синтеза аммиака, хлороводорода и метанола, применяется для гидрогенизации жиров. Используется в качестве восстановителя при производстве многих металлов, например, молибдена и вольфрама, из их соединений.

Хлор применяют для производства соляной кислоты, винилхлорида, каучука и многих органических веществ и пластмасс, в текстильной и бумажной промышленности используют в качестве отбеливающего средства, в быту - для обеззараживания питьевой воды.

Бром и йод используют в синтезе полимерных материалов, для приготовления лекарственных препаратов и др.

Кислород применяется при сжигании топлива, при выплавке чугуна и стали, для сварки металлов, необходим для жизнедеятельности организмов.

Сера используется для производства серной кислоты, изготовления спичек, пороха, для борьбы с вредителями сельского хозяйства и лечения некоторых болезней, в производстве красителей, взрывчатых веществ, люминофоров.

Азот и фосфор применяются при производстве минеральных удобрений, азот применяется при синтезе аммиака, для создания инертной атмосферы в лампах, используется в медицине. Фосфор применяется при производстве фосфорной кислоты.

Алмаз используется при обработке твердых изделий, в буровых работах и ювелирном деле, графит - для изготовления электродов, тиглей для выплавки металлов, в производстве карандашей, резины и др.

Физкультминутка. «Потягивание кошечки»
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

IV. Задание по теме «Сера»

(умение - применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений, интерпретация данных и получение соответствующих выводов)

Задание-1. А) Как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихся с участием SO2), выпавших на почву?

В) Каким образом могут быть устранены изменения, происшедшие в водоёме под действием попавшего туда SO2 ?

Задание 2. Вы директор промышленного предприятия. Экспертами экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO2 вашим предприятием. Что вы предпримете?

А) Закроете предприятие.

Б) Усовершенствуете очистные сооружения.

В) Займётесь очисткой воды в озере.

Задание по теме «Фосфор и его соединения»

Прочитайте отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А. Конан-Дойла и ответьте на следующие за ним вопросы. «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

Вопрос 1. Фосфор бывает белый, красный и черный. О каком фосфоре идет речь в отрывке? Объясните, почему вы так считаете.

Вопрос 2. В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Он не учел химических свойств фосфора и его соединений. Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанное в нем явление маловероятно? Назовите не менее двух причин.

Вопрос 3. В отрывке говорится: «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я». Зная свойства «светящегося» фосфора, выберите верные утверждения.

А. Попадание фосфора на кожу безопасно.

В. Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги.

С. Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами.

D. Фосфор хранят под водой.

Задание 3.    У Куртуа был любимый   кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…

V Подведение итогов. 

Достигнуты ли цели, поставленные в начале занятия? 

VI. Рефлексия деятельности.

-Отметьте смайликами

1.На уроке было над чем подумать.

2.Я понял новую тему

3.На возникшие вопросы получил ответ

4.По новой теме нужна дополнительная консультация

5.На уроке поработал добросовестно Продолжите фразу

  1. Сегодня на уроке я узнала…

  2. Я научилась…

  3. Мне было непонятно…

  4. Для меня этот урок…

  5. Интерес вызвало, то …

  6. Затруднения возникли когда…





Домашнее задание:

1. Задание № 1: составить простой кроссворд, основанный на физических свойствах металлов и неметаллов.



2.Написать рассказ по теме: «Адсорбция углерода».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока"Неметаллы"

Автор: Низамиева Гулия Шамсатовна

Дата: 13.04.2024

Номер свидетельства: 648898


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства