kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальное интегрированное внеклассное мероприятие "Своя игра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В игре 5 туров. В каждом туре команда выбирает секцию и вопрос. Командам предлагается 4 темы в первом туре  (в каждой по 5 вопросов), 3 задачи во втором туре, 2 темы  в 3 раунде, 4 темы в 4 раунде (в каждой по 4 вопроса) и 4 в пятом раунде (в каждой по 4 вопроса)

В соответствии со жребием, команды по очереди выбирают тему, которая им интересна, и вопрос (чем больше цена вопроса, тем сложнее вопрос). При правильном ответе команда получает столько баллов, сколько стоит вопрос, неправильный ответ лишает игроков указанной суммы (заявленное в вопросе количество баллов снимается с общего счета команды).

По очереди каждой команде ведущие игры адресуют вопрос, который возникает и на экране. Время размышления 1 минута. Правильный ответ сопровождается появляющейся на доске иллюстрацией. Если команда не отвечает или отвечает неверно, вопрос переходит другой команде, первой поднявшей сигнальную карточку. Если ни у одной из команд нет ответа, вопрос задается болельщикам.

Подсчет баллов ведет жюри, в состав которого входят учащиеся старших классов (представление членов жюри).

Победителем становится команда, набравшая наибольшую сумму баллов в ходе всей игры.

PS: В конце игры болельщики, получившие баллы, имеют право передать их команде.

В игре 5 туров. В каждом туре команда выбирает секцию и вопрос. Командам предлагается 4 темы в первом туре  (в каждой по 5 вопросов), 3 задачи во втором туре, 2 темы  в 3 раунде, 4 темы в 4 раунде (в каждой по 4 вопроса) и 4 в пятом раунде (в каждой по 4 вопроса)

В соответствии со жребием, команды по очереди выбирают тему, которая им интересна, и вопрос (чем больше цена вопроса, тем сложнее вопрос). При правильном ответе команда получает столько баллов, сколько стоит вопрос, неправильный ответ лишает игроков указанной суммы (заявленное в вопросе количество баллов снимается с общего счета команды).

По очереди каждой команде ведущие игры адресуют вопрос, который возникает и на экране. Время размышления 1 минута. Правильный ответ сопровождается появляющейся на доске иллюстрацией. Если команда не отвечает или отвечает неверно, вопрос переходит другой команде, первой поднявшей сигнальную карточку. Если ни у одной из команд нет ответа, вопрос задается болельщикам.

Подсчет баллов ведет жюри, в состав которого входят учащиеся старших классов (представление членов жюри).

Победителем становится команда, набравшая наибольшую сумму баллов в ходе всей игры.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальное интегрированное внеклассное мероприятие "Своя игра"»

Кюрий

Нобелий

Энштейний



Интеллектуальная интегрированная игра «Своя игра»

Цель: повышение мотивации и интереса учащихся к наукам ЕНЦ; реализация межпредметных связей биологии, химии, географии и истории.
Задачи:
- побуждение учащихся к познавательной деятельности; 
- развитие логического мышления и сообразительности; расширение кругозора; формирование умения работать в единой команде.
- воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма;

- формирование научного мировоззрения.


Наглядность: интерактивная презентация.


Пояснительная записка.

Интегрированная игра “Своя игра” используется во время проведения декады наук ЕМЦ, для развития познавательной активности обучающихся. Викторину проводится как внеклассное мероприятие с учащимися 8-х классов. За основу принята игра, проходящая на телевидении, но были внесены некоторые коррективы. В викторине участвуют команды 8 «Г» и 8 «Д» классов, состоящие из 5 человек.


Ход игры:

Учитель: Добрый день! Мы приветствуем всех и начинаем интеллектуальную игру «Своя игра». Сегодня нам предстоит проверить ваши знания в области биологии, химии, географии и истории.


Правила игры:

Ведущий 1:

В игре 5 туров. В каждом туре команда выбирает секцию и вопрос. Командам предлагается 4 темы в первом туре (в каждой по 5 вопросов), 3 задачи во втором туре, 2 темы в 3 раунде, 4 темы в 4 раунде (в каждой по 4 вопроса) и 4 в пятом раунде (в каждой по 4 вопроса)

В соответствии со жребием, команды по очереди выбирают тему, которая им интересна, и вопрос (чем больше цена вопроса, тем сложнее вопрос). При правильном ответе команда получает столько баллов, сколько стоит вопрос, неправильный ответ лишает игроков указанной суммы (заявленное в вопросе количество баллов снимается с общего счета команды).

По очереди каждой команде ведущие игры адресуют вопрос, который возникает и на экране. Время размышления 1 минута. Правильный ответ сопровождается появляющейся на доске иллюстрацией. Если команда не отвечает или отвечает неверно, вопрос переходит другой команде, первой поднявшей сигнальную карточку. Если ни у одной из команд нет ответа, вопрос задается болельщикам.

Подсчет баллов ведет жюри, в состав которого входят учащиеся старших классов (представление членов жюри).

Победителем становится команда, набравшая наибольшую сумму баллов в ходе всей игры.

PS: В конце игры болельщики, получившие баллы, имеют право передать их команде.


Ведущий 2:

Уважаемые участники игры!

Вас попрошу представиться,

Приветствуйте друг друга!

Сегодня вы соперники, и вам придется туго,

Но завтра в школе встретитесь и вы опять друзья!

Вы знаниями наполнены, светлы, разумны лица;

И знаний ваших силушку проверить нам пора.

Для этого придется вам с соперником сразиться,

Но запомните это не битва, а только лишь игра!


Ведущий 1: Я вижу вы готовы, в бой рветесь, господа.

Скажу свое я слово, игру начнем тогда.


А начать хочу словами немецкого педагога XIX века Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

Ведущий 2: Предлагаю капитанам команд выйти для проведения жеребьевки.

Ведущий 1: И так первый тур


Раунд 1


ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

10

20

30

40

50

ЭЛЕМЕНТАРИЙ

10

20

30

40

50

УГАДАЙ – КА

10

20

30

40

50

УЧЁНЫЕ ХИМИКИ

10

20

30

40

50


Химическая лаборатория

10 пробирка

20 коническая колба

30 пестик и ступка

40 кристаллизатор

50 холодильник


Элементарий

10 Элементы которые всегда радуются? (Радий, радон)

20 Элемент утверждает, что он – это не он? (Неон)

30 Элемент назван в честь Франции? (Франций)

40 Элемент назван в честь России? (Рутений)

50 Элемент открыт в одном из городов Московской области и назван в честь него? (Дубний)


Угадай – ка …

10 В названии этого элемента заключено название двух животных?  (Никель)

20 В названии этого элемента заключено название волшебника. (Магний)

30 В названии этого элемента заключено название увеселительного заведения (цирконий)

40 В названии этого элемента заключено название напитка пиратов (Бром, Хром)

50 В названии этого элемента заключено название человеческой кости (Серебро)


Учёные – химики

10 Он сформулировал Периодический закон (Д. И. Менделеев)

20 Большой вклад внес в развитие атомно – молекулярной теории (М.В. Ломоносов)

30 Сформулировал закон постоянства состава (Ж. Пруст)

40 Он изобрел первый в мире сухой фильтрующий противогаз с активированным углем и резиновой маской (Н.Д. Зелинский)

50 Одна из первых русских женщин-химиков (Юлия Всеволодовна Лермонтова)


Раунд 2

Задачный: Рассчитать массовую долю кислорода в карбонате натрия (Na2CO3)

Экспериментальный: Перечислите признаки химической реакции, протекающей при выполнении опыта «Вулкан» (изменение цвета вещества, выделение газа, выделение теплоты)

Сон: В середине XX века американский учёный Джеймс Уотсон увидел во сне двух переплетающихся змей. Это сновидение помогло ему первым в мире изобразить форму и структуру ……. (ДНК)


Задания для зрителей
  1. Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе химических элементов? (водород)

  2. Какой элемент является лесом? (бор)

  3. Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)

  4. Какой элемент вращается вокруг солнца? (уран)

  5. Какой элемент является настоящим гигантом? (титан)

  6. Какие элементы утверждают, что могут другие элементы рождать? (водород, кислород, углерод)

  7. Какой металл по древней мифологии обречён на вечные муки? (тантал)

  8. В состав какого металла входит дерево? (никель)

  9. Какой металл утверждает, что радуется одна из букв алфавита? (радий)

  10. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина)

  11. Частью какого химического элемента любят играть на досуге и взрослые и дети? (золото)

  12. От какого металла нужно отрезать 1/3 , чтобы получить известную кость скелета животных и человека? (серебро)

  13. Какой металл VII группы может петь низким женским голосом? (кобальт)


Раунд 3


ЛЕЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

10

20

30

40

50

ХИМИЯ И ПИЩА

10

20

30

40

50


Лечебные элементы

10 Этот элемент необходим в составе костей скелета (Кальций)

20 Дезинфектор ран (Йод)

30 Избыток ионов этого элемента может вызвать жажду и даже обезвоживание организма (Натрий)

40 Он необходим для сохранения в норме эмали зубов человека

(Фтор)

50 Название какого химического элемента произошло от названия полуострова? (Скандинавий)


Химия и пища

10 Какой сахар не едят? (Свинцовый)

20 Какое масло называют прованским и почему? (Растительное, изготовлено в провинции Прованс - Франция)

30 Вещество, которое в 1802 году впервые выделил из виноградного сахара химик Жозеф Луи Пруст (Глюкоза)

40 Это вещество у большинства народов служило символом постоянства, нерушимой дружбы и гостеприимства (Соль)

50 Какая связь между свёклой и пирожным? (Сахар)


Раунд 4


ХИМИЯ И МЕДИЦИНА

15

30

50

70

ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ

15

30

50

70

ГЕРОИ ДРЕВНИХ МИФОВ

15

30

50

70

МЕТАЛЛЫ

15

30

50

70


Химия и медицина

15 Каким химическим элементом богата морская капуста? (Йодом)

30 Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро)

50 Нехватка этого элемента в организме вызывает болезнь щитовидной железы. (Йод)

70 Ионы этого металла участвуют в поддержании постоянного осмотического давления биожидкости? (Натрий)


Химия и биология

15 В название какого химического элемента входит название хвойного дерева? (Никель)

30 Какой металл может кричать? (Олово)

50 Какой металл входит в состав хлорофилла? (Магний)

70 Какой металл погубил Древний Рим? (Свинец)


Герои древних мифов

15 Этот элемент назван в честь мифического героя, подарившего людям огонь (Прометий)

30 Этот элемент назван в честь сына Геи (Земли) и Урана (Неба), который вырос могучим и грозным. Это элемент 4 группы 4 периода периодической системы Д.И.Менделеева (Титан)

50 Этот элемент назван в честь дочери Тантала. Это элемент 5 группы 5 периода периодической системы Д.И.Менделеева (Ниобий)

70 Этот элемент назван в честь одного из сыновей Зевса. В наказание за свои преступления он обречен на вечные муки голода, жажды и страха. (Тантал)


Металлы

15 Название этого металла произошло от латинского словосочетания «утренняя звезда». В природе он встречается в виде самородков (Золото)

30 Этот щелочной металл по распространенности занимает шестое место. Температурный интервал жидкого состояния металла достаточно велик, поэтому его используют в ядерной энергетике как теплоноситель (Натрий)

50 В 1854 г. стоимость одного килограмма этого металла составляла 1200 рублей, т.е. в 270 раз дороже серебра (Алюминий)

70 Его называют «металл космического века» Он входит в состав изумрудов. Этот элемент доставил немало хлопот Д.И.Менделееву при составлении периодической системы химических элементов (бериллий)


Раунд 5


ГЕОГРАФИЯ ОТКРЫТИЙ

15

30

50

70

ЗАГАДКИ

15

30

50

70

УГАДАЙ ЭЛЕМЕНТ

15

30

50

70

НЕМЕТАЛЛЫ

15

30

50

70


География открытий

15 Элемент назван в честь России. Первый химический элемент, который был открыт русским ученым Карлом Карловичем Клаусом (Рутений)

30 Этот элемент назван в честь Польши- родины Марии Склодовской - Кюри. Это радиоактивный элемент (Полоний)

50 Этот элемент получил свой название от латинского названия острова Кипр. Он известен с глубокой древности. (Медь)

70 Этот химический элемент, впервые найденный в Скандинавии, был открыт шведским ученым Нильсоном (Скандий)


Загадки

15 Я важнейший элемент,
Без меня и Солнца нет.
Я без запаха и цвета,
Легче газа в мире нету.
Я вхожу в состав воды,
Нефти, всяческой еды
На планете я пришелец,
Космос вот где я умелец.
Я источник света звезд,
Жизнь на земле я принес. (Водород)

30 В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент … (Азот)

50 Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это … (Углерод)

70 Первый слог – предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «Й».
Чтобы целое узнать,
Надо вам металл назвать. (Натрий)

Угадай элемент

15 Сплав этого металла с медью – латунь – был получен намного раньше, чем сам чистый металл. Почти половина мирового производства этого металла идет на защиту стали от ржавчины (Цинк)

30 Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим гостям было обидно до слез: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены приборы (Алюминия)

50 Говорят, что этот элемент французскому ученому Бернарду Куртуа помог открыть четвероногий «соавтор». Назовите элемент и «соавтора» (Йод, кот)

70 В 1889 г., когда Д.И.Менделеев находился в Лондоне, ему в знак признания его выдающихся заслуг в развитии химии был преподнесен ценный подарок – весы, сделанные из золота и ... (Алюминия)


Неметаллы

15 Какой неметалл был назван по цвету его паров? (Йод)

30 Какой неметалл алхимики называли « желчью бога»?  (Сера)

50 Какой неметалл используют в производстве маргарина? (Водород)

70 Кот в мешке - Химик, который ввел современное обозначение химических элементов? (Берцелиус)


ФИНАЛ


ШКОЛА ДЕТЕКТИВОВ

1

2

3

4

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1

2

3

4

МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ

1

2

3

4


Школа детективов

Например: За купрумный грош удавится – за медный грош удавится

  1. Переведите с химического языка на общепринятый фразу: Не все аурум, что блестит (Не всё то золото, что блестит)

  2. Переведите с химического языка на общепринятый фразу: Феррумный характер (Железный характер)

  3. Переведите с химического языка на общепринятый фразу: Слово – аргентум, а молчание – аурум (Слово серебро – молчание - золото)

  4. Переведите с химического языка на общепринятый фразу: Белый, как карбонат кальция (Белый как мел)


Историческая справка

1 Какой металл в середине 18 века был любимым металлом испанских фальшивомонетчиков? (Платина)

2. Какой из металлов древности символизировал сны, раны, грабежи? (Серебро)

3. Какой металл работал птичкой у фотографа? (Магний)

4. Какое простое вещество в средневековых книгах изображали фигурой волка с открытой пастью? (Сурьму)


Маска, я тебя знаю

1. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Меня называют царем металлов ()

2. Я не менее красив, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тысяч лет. С моей помощью 5 тысяч лет назад соорудили пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу ()

3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Я и воин, и труженик. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель - бог войны Марс ()

4. Во времена Древнего Рима меня широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь. В настоящее время меня используют в аккумуляторах ()


В конце мероприятия подводятся и оглашаются итоги – слово жюри

Называется команда - победитель.


Спасибо всем за участие, за демонстрацию своих знаний.

Пусть все знания надолго остаются в вашем багаже.












СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Урок-игра

Цели.

Образовательные. Повышение интеллекта учащихся.

Воспитательные. Формирование в ходе игры коллективизма, коммуникативности.

Познавательные. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сопоставлять, фантазии, творческих способностей, самостоятельности.

* * *

В игре участвуют две команды по шесть человек.

Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Он загадывает обеим командам загадку.

Ведущий. При плавлении твердого химически чистого вещества получили прозрачную жидкость. Эта жидкость бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. Она растворяет кислоты и щелочи, однако новых веществ с ними не образует. Ни расплав вещества, ни его водный раствор не проводят электрический ток. О каком веществе идет речь?

Той команде, которая первой даст правильный ответ, предстоит начать игру.

О т в е т.  Вода.

Правила игры аналогичны телевизионной игре: команды отвечают на вопросы и получают баллы.

Ведущему помогают два ассистента, которые проводят эксперименты в паузы игры, помогают считать баллы, следят за тем, кто первым поднимет руку для ответа на вопрос.

1-й гейм «Дальше, дальше, дальше…»

За 2 мин команда должна дать как можно больше ответов на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Вопросы 1-й команде

1. Песок, с которым пьют чай.

(Сахар.)

2. Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды.

(Коррозия.)

3. Какой первый металлический сплав создан человеком – сталь, бронза или чугун?

(Бронза.)

4. Этот щелочной металл занимает 6-е место по распространенности в земной коре. Температурный интервал жидкого состояния металла достаточно велик, поэтому его используют в ядерной энергетике как теплоноситель.

(Натрий.)

5. Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса.

(Озон.)

6. Металл, вызывающий «лихорадку».

(Золото.)

7. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы.

(Йод.)

8. Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слез: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки?

(Из алюминия.)

9. Металл, соединения которого стали причиной смерти многих рабовладельцев в Древнем Риме.

(Свинец.)

10. Газ, взрывающийся при соприкосновении с кислородом.

(Силан.)

11. Атом, лишенный всех электронов.

(Ядро.)

12. Объем воды массой 1 кг.

(1 литр.)

13. Смесь белковых веществ, водные растворы которых образуют студень при охлаждении.

(Желатин.)

14. Ароматическое соединение с одним бензольным кольцом.

(Бензол.)

15. Простое вещество, светящееся на воздухе.

(Фосфор.)

16. Вещества, снижающие скорость химических реакций.

(Ингибиторы.)

17. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

(Оксиды.)

18. Реакция, при которой выделяется теплота.

(Экзотермическая.)

19. Датский физик, создавший первую квантовую теорию строения атома водорода.

(Н.Бор.)

20. Биологически активное вещество, регулирующее работу органов и тканей человека и животного.

(Гормон.)

21. Бесцветный газ с резким запахом, применяемый в производстве азотной кислоты и удобрений.

(Аммиак.)

22. Аллотропное видоизменение кислорода.

(Озон.)

23. Какое молоко не пьют?

(Известковое.)

24. Соли высших жирных кислот.

(Мыла.)

25. Положительно или отрицательно заряженные частицы.

(Ионы.)

26. Продукты поликонденсации аминокислот.

(Пептиды.)

27. Определенный вид атомов.

(Химический элемент.)

28. Валентность водорода.

(1.)

29. Запись химической реакции посредством химических знаков и формул.

(Химическое уравнение.)

30. Формула поваренной соли. (NaCl.)

Вопросы 2-й команде

1. Какой камень искали алхимики?

(Философский.)

2. Вещества, увеличивающие скорость химических реакций.

(Катализаторы.)

3. Назовите элемент-металл, который входит в состав рубина, граната, топаза, сапфира, бирюзы.

(Алюминий.)

Драгоценные камни – минералы алюминия:
а – топаз; б – бирюза

4. Название этого металла в переводе с латинского означает «утренняя звезда». В природе он встречается в виде самородков. Обладает высокой ковкостью.

(Золото.)

5. Этот неметалл издавна использовали для отбеливания ткани, изготовления лекарственных препаратов, чернения оружия и приготовления черного пороха.

(Сера.)

6. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови.

(Инсулин.)

7. Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды».

(Серебро.)

8. Этот элемент академик А.Е.Ферсман называл «элементом жизни и мысли».

(Фосфор.)

9. В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г в крови. Первоначально единственным его источником были упавшие на Землю метеориты, содержащие его в чистом виде.

(Железо.)

10. Известь, которую гасят водой.

(Негашеная известь, кипелка, СаО.)

11. Постоянное соотношение между явлениями.

(Закон.)

12. Насыщенный (предельный) углеводород, в молекуле которого восемь атомов углерода.

(Октан.)

13. Реакция обмена между кислотой и основанием.

(Нейтрализация.)

14. Тип кристаллической решетки в алмазе.

(Атомная.)

15. Газ, который применили в качестве химического оружия во время первой мировой войны.

(Хлор.)

16. Наиболее активный неметалл.

(Фтор.)

17. Растворы или расплавы, проводящие электрический ток.

(Электролиты.)

18. Реакция обмена между веществом и водой.

(Гидролиз.)

19. Русский ученый-энциклопедист.

(М.В.Ломоносов.)

20. Молярный объем газа.

(22,4 л.)

21. Вещества, образованные атомами одного элемента.

(Простые.)

22. Наука о веществах и их превращениях.

(Химия.)

23. Реакция, при которой из двух или более веществ получается одно вещество.

(Соединение.)

24. Ученый, заложивший теоретические основы органической химии.

(А.М.Бутлеров.)

25. Металл, который обязательно входит в состав нержавеющих, кислотоупорных, жаропрочных сталей.

(Хром.)

26. Соли уксусной кислоты.

(Ацетаты.)

27. Быстро протекающее химическое превращение, сопровождающееся выделением теплоты и света.

(Горение.)

28. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке этой кислоты ее употребляют как лекарство.

(Соляная кислота.)

29. Мельчайшие химически неделимые частицы.

(Атомы.)

30. Разделение смеси с помощью фильтра.

(Фильтрование.)

Экспериментальная пауза. Опыт «Вулкан на столе»

Насыпать в фарфоровую чашку горкой дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 и поджечь его с помощью магниевой ленты. Происходит бурная химическая реакция, напоминающая извержение вулкана. Исходные оранжевые кристаллы раскаляются, видны языки пламени. Смесь увеличивается в объеме, распыляется выделяющимися газами, приобретает серую окраску (от Cr2O3):

(NH4)2Cr2O7   Cr2O3 + N2  + 4H2O.

2-й гейм «Заморочки из шкатулки»

Начинает игру команда, набравшая меньшее количество баллов в предыдущем гейме. Ассистент вносит красивую шкатулку с карточками, содержащими номера вопросов, на одной из карточек нарисована подкова – «счастливый случай». Участники команд поочередно вытаскивают номера вопросов: ведущий зачитывает их. Если игроки первой команды, а затем и второй не знают ответа, то обращаются к болельщикам. Последние за правильные ответы получают жетоны, в конце игры победитель награждается. На обдумывание каждого вопроса командам дается 15 с. Каждому игроку команды задается по одному вопросу. В этом гейме участник команды может вытащить «счастливый случай», тогда он получает один дополнительный балл.

Вопросы

1. В 1854 г. стоимость одного килограмма этого металла составляла 1200 рублей, т. е. в 270 раз дороже серебра, а в 1899 г. – один рубль. Что это за металл?

(Алюминий.)

2. Почему орел зоркий?

(Зоркости способствует селен
содержание которого в сетчатке глаза орла
в 100 раз больше, чем у человека.)

3. Выделится ли какой-либо газ, если на «хлеб химической промышленности» «намазать» купоросное масло?

(Никакой газ не выделится. Это одно 
и то же вещество – 
H2SO4.)

4. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?

(Уменьшается поверхность тела
и теплоотдача.)

5. В 1887 г. этот ученый один на аэростате поднялся выше облаков наблюдать затмение, а приземлился в другой губернии. Суеверные люди посчитали, что это на Землю спустился Всевышний. Кто этот ученый?

(Д.И.Менделеев.)

6. Упадок и распад Римской империи были обусловлены отравлением этим веществом. Во времена Древнего Рима его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь.

(Свинец.)

7. Это изобретение было сделано русским ученым. Основная его часть – активированный уголь, способный поглощать ядовитые газы из воздуха. Что это за изобретение?

(Противогаз.)

8. В 1748 г. М.В.Ломоносову за оду, написанную в честь императрицы Елизаветы, было пожаловано вознаграждение в 2000 рублей. Для доставки груза домой ему потребовалось несколько повозок. Почему нельзя было обойтись одной?

(Из-за отсутствия в казне золота ученый
вынужден был получить дар медными монетами,
масса которых составила 3,2 т.)

9. Индия, 1944 г. В пригороде Бомбея жил старый сапожник. Под вечер он сидел на пороге своей хижины. Внезапно раздался грохот, хижина заходила ходуном, а у ног сапожника врезался в землю упавший с неба предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но, обжегшись, отдернул руку. Чем оказался этот кирпич?

(В результате пожара взорвался стоявший в порту
английский грузовой пароход «Форт Стайкин»,
на его борту было больше 1500 т взрывчатых веществ.
Также в трюме парохода было 155 слитков золота
по 22 кг каждый.Один из них и упал перед сапожником,
который единственный сдал его властям. Остальные
слитки обнаружить не удалось.)

10. Почему английский король Генрих VIII (1491–1547) получил у своих подданных прозвище «Старый медный нос»?

(Он подделывал монеты, покрывая медные слоем серебра.
На монете был изображен его профиль. Через некоторое время
самая выступающая часть (нос) становилась медной
за счет стирания тонкого слоя серебра.)

11. Какая связь между клубнями картофеля и автопокрышкой?

(Из картофеля получают спирт, а из спирта
вырабатывают каучук, из которого делают автопокрышки.)

12. Какая связь между дубом и полушубком?

(Из коры дуба получают дубильные вещества,
которые применяют для обработки овчин.)

13. Русский химик в 1862 г. получил первое ароматическое фторорганическое соединение – фтористый бензол и тогда же сочинил несколько музыкальных пьес. Спустя десять лет им был открыт новый тип реакций – альдольная конденсация, которая стала одним из классических методов химического синтеза новых кислородсодержащих органических соединений. В то же время он написал первую часть Богатырской симфонии и оперу «Князь Игорь». Назовите этого ученого.

(Александр Порфирьевич Бородин – русский химик
выдающийся композитор.)

14. При Петре I вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана и где крепилась?

(Медаль из чугуна вешали на шею и снимали,
когда человек переставал пить.)

15. Однажды некий американский миллионер заказал себе яхту для морских прогулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную. Подводную часть сделали железной, а сверху яхту обшили красивым сплавом меди с никелем. Недешево обошлась она хозяину. Но очень скоро, не успев сделать и одного длительного рейса, яхта пришла в полную негодность. Стали расследовать причину столь удивительного случая. И что же выяснилось?

(Произошла коррозия.)

16. Какой элемент ценится во много раз дороже золота? Когда платят за то, чтобы удалить этот элемент?

(Это углерод (его аллотропная модификация – алмаз).
Когда углерод откладывается в дымоходах в виде сажи,
то от такого углерода избавляются, платя деньги трубочистам.)

17. Человек в своей жизни встречается с тремя состояниями вещества – газообразным, жидким и твердым. Какие еще два состояния вещества известны?

(Плазменное и нейтронное.)

18. О каких двух русских химиках идет речь, если число букв в их фамилиях одинаково, но в фамилии одного, кроме согласных, все гласные «о», а у другого такое же количество гласных «е».

(Ломоносов – четыре «о», Менделеев – четыре «е».)

3-й гейм «Темная лошадка»

Ведущий. Много открытий было сделано этим великим ученым. Сообщение о самом главном его открытии сделал Н.А.Меншуткин на заседании Русского химического общества в марте 1869 г.

«Наружность его известна многим по его портретам. Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные, синие проникновенные глаза...

Походка у него была быстрая, и движения тела, головы и рук были живые и нервные и в разговоре, и в деле: при отыскании книг, инструментов, справок...» (из воспоминаний племянницы этого ученого Н.Я.Капустиной-Губкиной).

Кто этот ученый?

Игроки должны догадаться, что это Дмитрий Иванович Менделеев. Затем на сцену выходит учащийся, играющий роль Менделеева. Он задает командам вопросы.

Вопросы от лица Д.И.Менделеева

1. Когда меня спрашивали, как я открыл периодический закон, я отвечал: «Искать чего-либо, хотя бы грибов или какую-либо зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот я и стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, сходные элементы и близкие атомные веса, что быстро привело к тому заключению, что…» К какому заключению я пришел?

(…Свойства элементов стоят
в периодической зависимости от их атомного веса.)

2. В 1871 г. я выступил со статьей «Естественная система элементов и применения ее к указанию свойств неоткрытых элементов». В ней я описал свойства неизвестных элементов, условно называя их... Как я их назвал?

(«Экасилиций», «экабор», «экаалюминий».)

3. Число попыток классификации химических элементов до меня, считая варианты таблиц, достигало 50. Некоторые из ученых (Л.Мейер, Дж.Ньюлендс) очень близко подошли к открытию закона. И все же им не удалось довести свои попытки до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех моих предшественников.

(Все они проводили параллель только между сходными элементами,
даже не сравнивая явно не сходные, такие, например, как натрий и хлор.)

4. Всем известна сказка «Конек-Горбунок». Ее написал учитель гимназии, в которой я учился. Назовите автора сказки.

(Петр Павлович Ершов.)

5. Я говорил, что для меня дети и внуки – самое дорогое в жизни. А сколько детей было у меня?

(Шестеро – 3 сына и 3 дочери.)

Экспериментальная пауза. Опыт «Горящий снег»

На дно консервной банки положить 2–3 камешка карбида кальция СаС2 и наполнить банку снегом. Протекает химическая реакция:

СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2 .

Поднесите горящую спичку к горловине банки, выделяющийся ацетилен С2Н2 загорается. Создается впечатление, что горит снег.

4-й гейм «Ты – мне, я – тебе»

Каждый игрок команды задает вопрос представителю команды соперников, имеющему тот же номер в команде, что и игрок, задающий вопрос. На размышление – 20 с. В этом гейме зрители участия не принимают. Организаторы игры выбирают наиболее интересный вопрос. Игроку, задавшему его, вручают приз, а всей команде присуждают дополнительное очко.

Экспериментальная пауза. Опыт «Волшебная палочка»

В фарфоровую чашку поместить немного мелкого порошка перманганата калия KMnO4 и прилить к нему несколько капель концентрированной серной кислоты. Смочить стеклянную («волшебную») палочку в спирте С2Н5ОН и поднести к смеси в чашке, спирт вспыхивает. Уравнения протекающих реакций:

2KMnO4 + H2SO4 = K2SO4 + Mn2O7 + H2O,

2Mn2O7 + C2H5OH = 4MnO2 + 2CO2 + 3H2O.

5-й гейм «Гонка за лидером»

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы 1-й команде

1. Самое легкое вещество.

(Водород.)

2. Смесь концентрированных азотной и соляной кислот в объемном отношении 1:3 является сильным окислителем. В ней растворяются золото, платина и некоторые другие металлы, нерастворимые в обычных кислотах.

(Царская водка.)

3. На некоторых древних языках этот металл именуется «небесный камень».

(Железо.)

4. В газообразном виде (tкип = –33,6 °С) он оказывает сильное раздражающее действие, особенно на глаза и дыхательную систему, вызывает серьезные ожоги кожи. Войска Антанты и германские войска применяли его в боевых действиях. Его используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.

(Хлор.)

5. Мягкий металл красного цвета, хороший проводник электричества.

(Медь.)

6. Этот химический элемент был обнаружен немецким ученым Т.Парацельсом в XVI в., когда он погружал железо в серную кислоту.

(Водород.)

7. Первенство открытия этого химического элемента принадлежит китайскому ученому VIII в. Мао-Хао, который за 1000 лет до А.Лавуазье установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание.

(Кислород.)

8. Этот английский физик в 1911 г. своим знаменитым опытом рассеивания альфа-частиц доказал существование положительно заряженного ядра в атомах элементов.

(Э.Резерфорд.)

9. Какой металл называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»?

(Платину.)

10. Из чего был изготовлен первый исторически известный паспорт?

(Из бронзы.)

11. Какой химический элемент принес химикам разных стран много бед?

(Фтор, от греч. phtho'ros – разрушение.)

12. Какой металл загорается в холодной воде?

(Калий.)

13. С помощью какого органического вещества можно убрать скорлупу с яйца, не разбивая ее?

(Уксусной кислоты.)

14. Какое органическое вещество называется «чаша смерти»?

(Метиловый спирт, метанол СН3ОН.)

15. Какой элемент назван так же, как планета?

(Уран.)

16. Какое вещество гасят водой, хотя оно и не горит?

(Негашеную известь СаО.)

17. Название какого элемента в переводе с греческого означает «зловоние»?

(Брома.)

18. Какой металл первым начали добывать и обрабатывать люди?

(Медь.)

19. Какой русский изобретатель окончил свою жизнь на царской виселице?

(Н.И.Кибальчич – повешен в 1881 г.
за покушение на царя.)

20. Какой химический элемент французскому химику Бернару Куртуа помог открыть кот?

(Йод.)

21. Почему крапива жжется?

(Из надломленных волосков выбрызгивается муравьиная кислота.)

22. Самый тяжелый металл.

(Осмий.)

23. Болотный газ.

(Метан.)

24. Изобретатель противогаза.

(Н.Д.Зелинский.)

25. Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

(Изотопы.)

26. Химическая реакция, при которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ.

(Разложение.)

Вопросы 2-й команде

1. Д.И.Менделееву подарили весы, одна чаша которых была из алюминия. Из какого металла была другая чаша?

(Из золота.)

2. Какой металл придает нашей крови красный цвет?

(Железо.)

3. Государство, имеющее такое же название, как и органическое вещество.

(Бутан.)

4. Взрывчатое вещество, способное снять спазмы сердечных сосудов.

(Нитроглицерин.)

5. Создатель теории строения органических соединений.

(А.М.Бутлеров.)

6. Наиболее активный неметалл.

(Фтор.)

7. Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную.

(Кислоты.)

8. Вещество, поддерживающее горение и дыхание.

(Кислород.)

9. Назовите вещество, способное из твердого состояния сразу переходить в газообразное.

(Йод.)

10. Автор слов: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».

(М.В.Ломоносов.)

11. Латинское название какого металла напоминает название государства Аргентины?

(Серебро, по-латински argentum.)

12. Кем предложены названия: анод, катод, анион, катион, электролит? (Майклом Фарадеем.)

13. Какое вещество содержит наибольшее процентное содержание целлюлозы?

(Хлопок, 90–95% целлюлозы.)

14. В какой капусте много йода?

(В ламинарии, морской капусте – морские водоросли.)

15. Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих?

(Мышьяка.)

16. Какое органическое вещество называется «дух вина»?

(Этиловый спирт С2Н5ОН,
в переводе с лат. spiritus vini – дух вина.)

17. Сколько платины в платините?

(Платины в платините нет.
Это сплав 
 (60%) и Ni (40%).)

18. Какой продукт питания, практически не отличающийся от натурального, получен синтетическим путем?

(Икра.)

19. В XVIII в. один из газов, довольно легких, называли «горючим воздухом». О каком веществе идет речь?

(Это водород, так его назвал в 1766 г. английский ученый Г.Кавендиш.)

20. Ионы какого металла губительны для болезнетворных бактерий?

(Серебра.)

21. Какие элементы наиболее распространены в космосе?

(Водород и гелий.)

22. В атмосфере какого неметалла вода горит ярким пламенем?

(Фтора.)

23. Вода в твердом состоянии.

(Лед.)

24. Положительно заряженный электрод.

(Анод.)

25. Самый пластичный из благородных металлов.

(Золото.)

26. Оксид водорода.

(Вода Н2О.)

27. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему.

(Бром.)

28. Какой металл может «болеть чумой»?

(Олово.)

29. Элементы первой группы главной подгруппы.

(Щелочные металлы.)

30. Простейший кетон.

(Ацетон.)

31. Реакция, при которой поглощается теплота.

(Эндотермическая.)

32. Специально оборудованное помещение для проведения химического анализа веществ.

(Лаборатория.)

Домашнее задание

Команды представляют задание – сочиненные стихотворения, песни, частушки, в которых показана польза химии.

Жюри оценивает выступления – до 5 баллов.

Заключение

Подводятся общие итоги, вручаются призы.

Открывается доска со словами: «Мы рождены пролить все то, что льется, рассыпать то, чего нельзя пролить. Наш кабинет химическим зовется, идем мы дальше химию учить».

Ведущий. В Париже подсчитали: чтобы жить на свете долго-долго, в день надо улыбаться минимум 17 минут. Одна минута смеха полезней, чем килограмм орехов. Мне хочется вам пожелать, чтобы в жизни у вас было больше радостей, счастливых моментов и хорошее настроение не покидало бы никогда.

Т.В.Кириленко,
учитель химии
(г. Железногорск-Илимский,
Иркутская обл.)


Приложение №1

Вопросы по биологии:

  1. Кто из ученых естествоиспытателей открыл ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ организмы? (Левенгук А.)

  2. Гиппократом было создано учение о соках организма и типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть четыре жидких сока: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь. Основное в типе телесного строения человека то, какой сок преобладает в организме. Что из себя представляют люди, в организме которых преобладает одна из четырех жидкостей? (Люди разных темпераментов)

  3. Герои романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта» только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно несъедобно. «Быть может, оно слишком долго лежало?» – озадаченно спросил один из них. «Нет, оно, к сожалению слишком долго бежало!» - ответил Паганель. Почему мясо оказалось несъедобно? (В мышцах образовалась молочная кислота)

  4. В нью-йоркском зоопарке у клетки из толстых металлических прутьев висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». О ком идет речь. (Человек)

  5. Это государство является не только признанным лидером в современном футболе, но и самой «лошадиной» страной мира. Как она называется? (Бразилия)

  6. В 1492 г. папе римскому Иннокентию VII с целью омоложения дали выпить кровь, взятую от трех десятилетних мальчиков. Могло ли это заменить ему переливание крови? (Нет, кровь переварится)

  7. Какой лес самый большой в мире и где он находится? (Тайга, Россия)

  8. Оливы, ципреи, насса – всех этих брюхоногих моллюсков объединяло в истории человечества одно очень важное качество. Они служили…? (Деньгами)

  9. Вдруг появляется черная туча

Ветер не дует, но туча летуча;

Дождик с нее урожай не умножит,

Ливень живой все вокруг уничтожит.

О каком животном идет речь?

(Саранча)

  1. Почему цветы долго сохраняются в керамических сосудах? (  Керамические сосуды пористые, пропускают воздух, вода в них долго не портится)


Вопросы по географии:

  1. Кто из русских ученых открыл циклические закономерности развития хозяйства (технологические циклы)? (Н.Д. Кондратьев)

  2. В чем заключается закономерность распространения магматических полезных ископаемых? (На выступах кристаллического фундамента или в горах)

  3. К какой группе горных пород по происхождению можно отнести мрамор? (Метаморфические)

  4. Какой вид народных промыслов распространен в Семеново Нижегородской области? (изделия из дерева, Хохломская роспись)

  5. Какие страны граничат с Россией от Каспийского до Японского моря? (Казахстан, Китай, Монголия, КНДР)

  6. Производство, каких тканей является старейшей отраслью текстильной промышленности, зародившейся в XVII веке? (шерстяных)

  7. Какие природные зоны России и почему больше всего нуждаются в охране и бережном использовании? (Степи, плодородные почвы черноземы, больше всего распаханы)

  8. О какой реке писал А. Твардовский?

Семь тысяч рек, ни в чем не равных

И с гор стремящих быстрый бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль, - семь тысяч рек,

Она со всех концов собрала –

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.

(Волга)

  1. Как называется самый известный музей деревянной архитектуры под открытым небом, расположенный на острове, на территории Европейского Севера? (Кижи)

  2. Какой вид народных промыслов распространен в Кирове? (Дымковская игрушка)


Вопросы по химии:

  1. В своем труде «Основы химии» он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент знаний современной химии. (Менделеев Д.И.)

  2. Его знаменитая теория гласит:

  • Четыре единицы сродства углерода равноценны

  • Углерод имеет четыре единицы сродства

  • Атомы углерода, соединяясь между собой могут образовывать цепи

  • Атомы углерода, соединяясь между собой могут образовывать двойные, тройные связи и кольца. (Бутлеров)

  1. Соединение этого элемента с самым легким элементом в Периодической системе – газ, имеющий резкий запах и великолепно растворяющийся в воде. (Азот (аммиак))

  2. Чему равен порядковый номер элемента? (Число протонов или электронов)

  3. Какой элемент назван в честь России? (Рутений)

  4. Меня любит человек! Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша!

(Медь)

  1. Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес.

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает.

(Хлор)

  1. Соединением какого металла является красная охра? (Соединение железа)

  2. Я блестящий, светло – серый

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил!

(Магний)

  1. Самое твердое вещество на нашей планете? (Алмаз)


Список литературы:

  1. В. Малышкина "Нескучный учебник", изд. Тригон, Санкт-Петербург, 1998г

  2. Штремблер Г.Б. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М. Просвещение. 1996 г

  3. Гаврусейко Н.П., Дебалтовская В.И. Химические викторины. М. Народная Асвета, 1972

  4. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей, родителей. М.: АСТ-Пресс, 1999г.

  5. Теремов А.В., Рохлов В.С., Рохлов Валерьян, Теремов Александр. Занимательная зоология. М.:АСТ-Пресс, 2002г.

  6. География России:Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, Под ред. А. И. Алексеева М.: «Дрофа», 2002 г


Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Тьфу, наш ребёнок – химик!». И это счастье, и это жизнь!.

Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?

(Торжественно). Да потому, что химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Наш ребёнок - химик!». И это счастье, и это жизнь!

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Экипажи готовы к путешествию? Тогда в путь!

Состязание I. Визитная карточка команды.

Каждая команда показывает заранее подготовленное представление.

Состязание II . Разминка.

По два участника каждой команды расшифровывают послание агента 007 с помощью ПСХЭ Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов.

Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клетки под цифрами первые буквы их названий.

I команде

24

49

12

49

 

63

16

19

49

63

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 


88

63

18

19

52

49

74

 

 

11

18

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

II команде


74

19

 

16

 

84

88

76

5

76

74

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 


18

52

 

 

11

63

3

 

79

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

ь

 

я

!

После расшифровки учитель объединяет два отрывка, и получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»

В то время, пока четверо учащихся расшифровывают послание агента 007, учитель проводит разминку с оставшимися участниками команд по следующим вопросам:

  1. Какой элемент всегда рад? (Радон)

  2. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).

  3. Какой элемент является лесом? (Бор)

  4. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)

  5. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)

  6. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)

  7. Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)

  8. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)

  9. Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород)

Состязание III. «Расскажи мне обо мне»

Учитель. Вот мы и в гостях у местных жителей. Но их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в чёткую и размеренную жизнь страны. Придётся помогать: объяснять их свойства и возможности.

Экипажи по очереди тянут карточки с заданиями:

  1. Дать характеристику элементу №20

  2. Дать характеристику элементу №16

  3. Дать характеристику элементу №17

  4. Дать характеристику элементу №11

Состязание IV. «Мои соседи» (по одному человеку)

Указать знаком «→» ослабление металлических свойств и усиление неметаллических в следующих пятёрках элементов. Объясните, на каком основании расставлены знаки.

Пока учащиеся работают индивидуально у доски, экипажи выполняют коллективно программированное задание.

Учитель. Некоторые жители страны не могут попасть домой, так как забыли код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте попробуем правильно составить код.

 

Состязание V. Составь код (задание на листах)

1. В чём физический смысл номера периода?

А) Показывает количество электронов на внешнем электронном уровне.
Б) Показывает количество электронных уровней.
В) Соответствует валентности элемента.

2. В побочные подгруппы ПС входят:

А) Химические элементы малых периодов;
Б) Химические элементы больших периодов;
В) Химические элементы малых и больших периодов.

3. Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?

А) Число электронов на наружном слое;
Б) Атомный радиус;
В) Электроотрицательность.

4. Какое из следующих свойств атомов химических элементов не  изменяется в периоде?

А) Число электронных слоёв в атоме;
Б) Число электронов в наружном электронном слое;
В) Атомные радиусы.

5. Побочные подгруппы составляют:

А) Только металлы;
Б) Только неметаллы;
В) Металлы и неметаллы.

Код: 1-Б; 2-Б; 3-Б; 4-А; 5-А.

Состязание VI. Составить химические формулы.

(у доски)

  1. Составить химические формулы следующих веществ:
    А) углекислого газа (на один атом углерода приходится два атома кислорода);
    Б) белого фосфора (молекула состоит из четырёх атомов фосфора);
    В) оксида алюминия (на каждые два атома алюминия приходится три атома кислорода).
    Г) метана (на один атом углерода приходится четыре атома водорода).

  2. Составить химические формулы следующих веществ:
    А) угарного газа (на один атом углерода приходится один атом кислорода);
    Б) кислорода (молекула состоит из двух атомов);
    В) сахара (на двенадцать атомов углерода приходится двадцать два атома водорода и одиннадцать атомов кислорода);
    Г) сульфида алюминия (на два атома алюминия приходится три атома серы).

Состязание VII. Вычисление (по очереди вытягиваются карточки)

Вычислить относительные молекулярные массы следующих веществ.

А) аммиака – NH3
Б) азотной кислоты –HNO3
В) глюкозы – C6H12O6
Д) сульфата меди (II) – CuSO4
Е) малахита –Cu2H2CO5

Состязание VIII. Перевод.

Нам приходится читать книги на разных языках. Переведите с химического языка на общепринятый следующие фразы.

- Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)

- Белый как карбонат кальция. (Белый, как мел)

- Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (Недосол на столе, пересол на голове).

- Феррумный характер. (Железный характер)

- Много оксида водорода (аш – два – о) утекло с тех пор. (Много воды утекло с тех пор.)

- Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, молчание – золото.)

- За купрумный грош удавится. (За медный грош удавится)

- Уходит, как Аш – два – О в оксид кремния. (Уходит, как вода в песок.)

Состязание IX. «Волшебные превращения».

Ученики – экспериментаторы от каждого экипажа по очереди демонстрируют домашнее задание – химический эксперимент.

Подведение итогов. Награждение.

Жюри подводит итоги состязаний и называет:

- Чемпиона НХЛ;

- Самого химически активного участника.

Посвящение в Национальную Химическую Лигу.

Фейерверк в честь химиков!

Смешать равные количества перманганата калия, порошка железа и древесного угля. Насыпать смесь в металлический наперсток и внести в пламя спиртовки.

Закрытие чемпионата НХЛ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интеллектуальное интегрированное внеклассное мероприятие "Своя игра"

Автор: Иващенко Людмила Валерьевна

Дата: 03.08.2022

Номер свидетельства: 611470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Интегрированное внеклассное мероприятие "Лидер ИФ XXI века" "
    ["seo_title"] => string(67) "intieghrirovannoie-vnieklassnoie-mieropriiatiie-lidier-if-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "162148"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422329150"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому и английскому языкам "Марафон по языкознанию" "
    ["seo_title"] => string(107) "intieghrirovannoie-vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-i-anghliiskomu-iazykam-marafon-po-iazykoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "231426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442498083"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Интегрированное мероприятие по предметам ЕМЦ "Своя игра""
    ["seo_title"] => string(66) "intieghrirovannoie_mieropriiatiie_po_priedmietam_iemts_svoia_ighra"
    ["file_id"] => string(6) "454775"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1517807056"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Интегрированное внеклассное мероприятие "Игры разума" (история, география, право, экономика) "
    ["seo_title"] => string(99) "intieghrirovannoie-vnieklassnoie-mieropriiatiie-ighry-razuma-istoriia-ghieoghrafiia-pravo-ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "213517"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432067186"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, физика" "
    ["seo_title"] => string(141) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannaia-intielliektual-naia-ighra-samyi-umnyi-po-uchiebnym-distsiplinam-matiematika-informatika-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "158759"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421780587"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства