kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: Народные промыслы Волгоградской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для изучения культурного наследия региона.Может использоваться при изучении тем культуры  на уроках истории,обществознания,географии,классных часах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Народные промыслы Волгоградской области»

Тема урока: Народные промыслы Волгоградской области.

Тип урока: комбинированный.

Цели и планируемые результаты урока:

-охарактеризовать главные достижения в культурном развитии региона;

- формирование у учащихся умений представить свое мнение об основных промыслах волгоградской области;

-формировать у учащихся умение работать с документами и историческими источниками, анализировать и обобщать материал.


Оборудование урока:

1.Нестандартные уроки. География 8-9 классы. Народные промыслы России. Составитель: Романова А.Ф.- Волгоград: Учитель - 2003г.

2.Интернет-ресурсы.

3.Мультимедийная презентация к уроку: «Народные промыслы Волгоградской области»

4.Мультимедийный проектор.

5.Изделия из пуха: образец непряденого пуха, пуховые платки, кофточки, носки и т.д.

План урока:


Ход урока:

Учитель: На многих уроках мы с вами знакомились с различными промыслами России, и я уверена, что с не меньшим интересом вы послушаете о промыслах, которые развиты в нашей Волгоградской области.

В области хорошо распространены такие народные промыслы. Как лозоплетение, вязание пуховых платков, гончарное производство, металлическое художественное литье и многое другое.

Что же касается промышленных предприятий, специализирующихся на изделиях народных промыслов, то ведущим по-прежнему остается завод «Сувенир».

Сегодня мы хотим рассказать об одном промысле – вязание пуховых платков, который возник в городе Урюпинск Волгоградской области. Урюпинские и калачевские пуховые платки уже давно на равных конкурируют с известными всему миру оренбургскими платками.

( Слайд: название темы и эпиграф)


И дальше тропой неизбежной,

Сквозь годы и бедствий, и смут,

Влечется суровый, прилежный,

Веками завещанный труд.

В.Я.Брюсов.


Сообщение ученика 1. (сопровождается презентацией. Примечание: фото к презентации выбирается учителем на своё усмотрение)

Уважение к труду, к творчеству, предприимчивость предшествующих и живущих поколений - непременное условие трудного возрождения России. В народе говорят: « Что не ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», « Только воровство не промысел».

А более конкретное определение слова «промысел» можно найти у Даля: « Промысел – действие, промышляющее что- либо». У каждого свой способ добычи, умение и средство для жизни и заработков. В современном осмыслении промысел – это возможность заработать деньги помимо основного заработка.

В наш край промысел вязание пуховых платков пришел с воронежскими переселенцами. В начале 20 века они поселились в городе Урюпинске, и уже с 20 - ых годов промысел становится традиционным для этих мест.( Слайд: фото г.Урюпинск)

Как известно, «родина» пуховых платков – город Оренбург. Первым предложил вычесывать пух из коз историк, географ, экономист П.И.Рычков, (Слайд: фото) опубликовавший в 1766 году в журнале « Труды вольного экономического общества» статью « Опыт о козьей шерсти». Его жена, А.Д.Рычкова, ( Слайд: фото) связала первые изделия из пуха и была награждена золотой медалью за статью « Сообщение нового рукоделия».

К 50-ым годам двадцатого века слава об урюпинских платках уже не уступала славе оренбургского платка. Этому промыслу активно учились и в окрестных селениях.

То, что коза спасла Урюпинск, не знают сегодня даже многие волгоградцы. А вот

«Голос Америки» еще 20 лет назад называл Урюпинск « козьим городком», то есть местное население жило благодаря пуху этой особенной козы, из которой вязали теплые носки и красивые изделия.

Коза из Урюпинска – особенная. ( Слайд: фото) Многочисленными эмпирическими наблюдениями доказано: как только ее вывозят за пределы района, она перестает пушиться. Почему – наукой не выяснено. То ли трава особенная в Урюпинске, то ли вода «живая». Только на своей родине коза дает такой пух, который, как вода, льется и блестит.


Учитель: Ребята, обратите внимание на изделия, которые представлены у вас на партах. Это образцы знаменитого урюпинского пуха, ( на партах учащихся разложены образцы). Обратите внимание на то, как он блестит, как пушатся изделия, связанные из него. Какой он мягкий на ощупь. Ребята, скажите, что еще можно сделать из пуха, какие изделия?

(Ответы: кроме пуховых платков, можно связать носки, кофточки, шали, палантины, платья, рукавицы и т.д.)

Учитель: Верно! Также пух используют вместе с шерстью, изготавливают валяные вещи и многое другое.

Ученик: ( продолжает свой рассказ)

Однако в родном отечестве знаменитая коза долго предавалась забытью, а о платочном бизнесе, несмотря на его расцвет, не принято было ни писать, ни говорить.

В « годы застоя» один пуховый платок стоил от 100 до 300 и даже до 400 рублей. За месяц женщина могла связать три платка и все могла продать. Причем три платка в месяц – это самый минимум, даже рядовая вязальщица связывала их 7-8 за месяц.

Спасает коза местных жителей и сегодня. Как рассказывают сами урюпинцы, обойти стороной этот промысел не могут даже дамы, которые приезжают сюда из Волгограда. Хотя платочное ремесло сложное, многоэтапное, учатся ему с детства.

«Платочные деньги»- один из самых надежных местных доходов и в эпоху российского постмодерна.

По мере коммерциализации вязания претерпели изменение как « кадровый состав» платочниц, так и технология изготовления пуховых изделий. Ремесло это существовало «для тепла и красоты», шали были настолько ноские и очень теплые, что одной могло хватить на всю жизнь. Если бабушки и прабабушки вязали из чистого пуха, то теперь для удешевления себестоимости пух соединяется с нитью. Начинает применяться и «машинный труд»: не весь платок вяжется вручную, а лишь по краям, середина же - на вязальной машине. (Слайд: процесс изготовления платков)

Изменился и сам внешний вид платков. Раньше платки специально не пушили, платок сам распушивался по мере носки, когда из него выпадало лишнее, «ость». Теперь же платкам придают «товарный вид».

Ведь для покупателя-неспециалиста главное доказательство того, что платок из пуха, является его «пушистость». Вот и стали для продажи шали пушить. Специального оборудования для этого не было – потребности не возникало. Поначалу пушили пуховые изделия обыкновенными расческами над паром.

Сегодня же, прогуливаясь по Урюпинску, можно увидеть рекламные таблички – «Расчес пуха». Местная химчистка предлагает «обезжиривание» платков, чтобы они стали более легкие и приобрели блеск.

« Кадровый состав» платочниц также обогатился, по утверждению самих урюпинцев, сегодня каждая третья урюпчанка постоянно вяжет на заказ. Две третьих семей платочное дело выручало хотя бы раз в жизни, особенно в полосу кризиса. Более того, теперь среди платочниц – профессионалок появляются мужчины. Именно представители сильного пола вывязывают середину платка на машинке, а женщина обвязывает края вручную. Даже есть в Урюпинске мужчины – умельцы, которые могут шикарную шаль связать вручную.

Сегодня не только пуховые изделия, но и сам пух стал урюпинской валютой. Им можно расплатиться за покупку, услугу. Если тот, кому достался фунт пуха (а измеряет, в Урюпинске, по сей день исключительно старой, дореволюционной мерой – фунтами), сам и не вяжет, то он может материализовать подаренное в рубли, продав пух.

Урюпинскую валюту в народе так и называли « фунт пуха». Она не менее «тверда», чем английский.

Сегодня местные власти пытаются организовать сбыт пуховых изделий и сделать его более цивилизованным.

Изделия недавно созданного специализированного предприятия « Урюпинские узоры», собравшего опытных платочниц, будут поступать не только в «морозные» города – в Новосибирск, Екатеринбург, но и в Чебоксары, Нижний Новгород. Давние поклонницы пуховых изделий – выходцы кавказских республик и чукчи.

Знаменитый модельер Вячеслав зайцев решил предпринять «ноу-хау» на базе старого вязального промысла. ( Слайд: фото) Он попросил урюпинских мастеров связать пуховое полотно, которое можно красить. В. Зайцев планирует создать свою коллекцию из пуха и показать ее на выставке в Париже.


Учитель: Ребята, изделия из козьего пуха спасали наших солдат в годы Великой Отечественной войны от суровых зимних холодов. И это благодаря маленькому животному и великим труженицам , женщинам-вязальщицам.


Ученик 2. Сообщение о памятнике козе в Урюпинске.

Урюпинск в очередной раз удивил страну своим экстравагантным бытием. В «столице российской провинции» поставлен самый настоящий памятник…козе! (Слайд: фото)

На открытии скульптуры мэр города Валерий Сушко сказал, что отныне она ( коза) станет «символом города».

Для местного населения симпатичная животинка является неплохим источником дохода. В платках, шалях, свитерах из урюпинского козьего пуха ныне ходят по всей России – матушке.

Мало того, сейчас за границей настоящий бум на пуховые изделия. На недавнем парижском показе мод костюмы, палантины и прочие вязаные вещицы из России произвели поистине фурор.

Естественно отношение урюпинцев к своей козе как к тотему, который приносит удачу.

Существует, например, поверье, что коза – капризное, «обидчивое» животное, она не даст хорошего пуха, если держать ее в грязи или кормить и поить холодным. Так и появилась идея, которая потом воплотилась в жизнь – создать памятник козе.

Двухметровый памятник козе в центре города ( Слайд: фото) – это событие не только для Урюпинска, но и для всей России. Изваяли нежный образ из светло – дымчатого гранита известные волгоградские скульпторы В.Фетисов и О.Дедов. (Слайд: фото)

Материал для памятника взят из запасов Вучетича, автора скульптурного ансамбля на Мамаевом Кургане.

Открытие памятника приурочили ко Дню города, которому в 2000-ом году исполнилось 382 года.

А изображена коза с козленком, потому что это не просто коза, которая дает пух и приносит деньги. Это коза – кормилица, защитница.

Не зря в Урюпинске на праздновании 382-ой годовщины города прислал телеграмму сам московский модельер Вячеслав Зайцев. ( фрагмент текста документа)

Коза стоит, сверка позолоченными рогами на солнышке, на специальной лужайке рядом с детским городом. Ребятишкам она сразу понравилась. Взрослые тоже не отставали и резвились, как дети. Кто - то даже стал возлагать цветы….

Итог урока:

Учитель: Подводя итог, хочется сказать, что все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство.

Время сметает с лица Земли целые государства, где- то исчезают горы, где – то опускаются на дно океана острова, меняют очертания материки. Навсегда покидают зеленые просторы и морские глубины многие виды животных, птиц и рыб, меняется климат планеты, исчезают древние языки и обычаи многих народов, да и сами народы остаются подчас лишь как отзвук далекого прошлого в мифах и легендах. Но, ни мощные землетрясения, ни ураганы, ни наводнения, ни извержения вулканов, ни страшные эпидемии и испепеляющие войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необязательной потребности человека, как стремление к красоте.

Может быть, в этом одна из загадок вечности всех возникших когда – то на Земле ремесел? И то, что не смогли сохранить люди, сохранили дерево, камень, руда, тонкие, как паутина, волокна льна или шелка? Наверное, это самое реальное волшебство и в него стоит поверить.

И если самые древние из предметов и сооружений сохранились до наших дней, разве это не грань вечности, в которой навсегда остается и сам мастер – вдохновленный своим ремеслом человек? В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете – растворенная в тысячелетиях память народа, не писаная, но сохраненная история его жизни и труда. Народное декоративно – прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в быт как необходимые предметы.


Домашнее задание: Опросить своих родных и знакомых, какими видами творчества занимались женщины долгими зимними вечерами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок на тему: Народные промыслы Волгоградской области

Автор: Агаркова Неля Владимировна

Дата: 28.08.2016

Номер свидетельства: 341149

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Кружок "Народные мотивы" "
    ["seo_title"] => string(24) "kruzhok-narodnyie-motivy"
    ["file_id"] => string(6) "239850"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444887544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства