kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Топонимика рек Пермского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведен в рамках городского семинара "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе". Материал  может быть использован как на внеклассном  мероприятии, так и на уроке. На данном уроке используются разные формы и  приемы работы. Урок проходит на одном дыхании.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Топонимика рек Пермского края»

Тема: Топонимика рек Пермского края

Учитель: Недбайлович Ирина Владимировна

Класс: 5

Цель: формирование представления о названиях рек нашего края.

Задачи:

Обучающая: дать учащимся общие сведения о топонимике как науке; закрепить знания детей о науке топонимике через знакомство о происхождении названий рек Пермского края.

Развивающая: развивать грамотную речь учащихся, образное мышление

Воспитательная: воспитывать познавательные интересы, любовь и бережное отношение к родному краю, к истории своего народа, учить быть достойными гражданами своей Родины.

Оформление класса.

Плакаты с высказываниями:

"Топонимы - язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре".

Н.И.Надеждин

«Названия — это народное поэтическое оформление страны.

Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта».

Константин Паустовский

Оборудование:

  • компьютер, медиа-проектор;

  • карта Пермского края;

  • репродукции картин;

  • плакаты

  • капельки

  • рабочие листы

  • учебники

  • контурные карты Пермского края

  • тексты о реках

  • схема реки для рефлексии







Ход  урока

  1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро», - кажется так утверждал герой известного всем мультфильма. И хотя сейчас далеко уже не утро, я должна сказать, что я очень люблю ходить в гости, особенно к таким замечательным мальчишкам и девчонкам, как вы.

Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить об именах, но не о ваших именах. Вы узнаете о сложной и увлекательной науке. Откуда появилось то или иное название на карте нашего края, из какого языка пришло и что оно обозначает.

II. Введение в тему.

Учитель: Рассмотрите карту  Пермского   края. Что обозначено на ней оттенками синего цвета? Назовите одним словом.

Дети: реки (водоёмы)

Учитель: Красоту вод мы можем найти не только в стихах, прозе великих писателей и поэтов. Писатель Аксаков С.Т. справедливо заметил“Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы … “, Посмотрите на репродукции картин известных художников (на доске), они тоже по-своему изобразили воду, тем самым выразили своё чувство к ней. Какие водоёмы здесь изображены?

Дети: Болото, река, пруд, озеро, море.

 Учитель:   А на каких водоёмах нашего края были вы? Отметьте их каплей воды на карте Пермского края. (Дети выходят к доске и каплей отмечают тот водоём, где они были)

  1. Тема нашего урока звучит так: “Топонимика рек Пермского края”.

Поднимите руку, кто слышал о такой науке?

Учитель: С чем мы познакомимся на уроке? Чему будем учиться? Как вы думаете? (Дети отвечают)

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Слово «топонимика» произошло от сложения двух греческих слов «topos» - место и «onoma» – имя. то есть, "наука об именах мест" Выпишите определение из учебника с. 25 (Мой Пермский край) к себе на рабочий лист. Топонимы можно разделить на 3 основные группы:

Ойконимы – названия любого поселения

Гидронимы – названия любых водных объектов рек, озер, морей, ручьев, рдников и т.п.

Оронимы - названия любых элементов рельефа вершин, хребтов, гор ущелий, балок, впадин, бугров и т.п.

Пермская территория изобилует гидронимами, характерными для коми – пермяцкого языка.

Кто же эти имена придумал?

Конечно же люди.

А как вы думаете, название рек, озер, городов давалось «просто так», стихийно?

Конечно же, нет.

Люди вкладывали в это определённый смысл. За каждым словом, наверняка, стоят удивительные истории, легенды , а иногда и просто курьёзы.

Сегодня нам представится уникальная возможность побывать в прошлом, Я обещаю вам массу удивительных открытий. Но и вы не должны быть просто зрителями. Я предлагаю вам сегодня роль исследователей . Мы будем с вами выявлять происхождения названий рек нашего района, края. Работа будет гораздо интереснее, если мы организуем её в группах. Группы заняли свои места. У нас получилось 5 команд. Ну тогда я желаю каждой из команд чёткой, дружной и слаженной работы.

Учитель: Наш край - единственный на Урале регион, где вдоволь воды… - Имеет около 800 озер; почти 1000 болот, 3 водохранилища, почти 500 прудов; 2 древних канала и пещерный лед.

По расчетам учёных, общая длина всех рек края превышает 80000 км, а их количество около 29000. (данные записываются в тетрадь) Самыми крупными реками, чья длина превышает 300 км, являются (находим реку в атласе): Кама – 1805 км Чусовая – 592 км Сылва – 493 км Колва – 460 км Вишера – 415 км Яйва – 304 км

Учитель: много рек и речушек в нашем крае. Заполните кроссворд, пользуясь атласом на с…..

п




в

а

к




в

а

в




в

а


ш



в

а

у



в

а

к



в

а

с



в

а


я


в

а

о


в

а

Учитель: но интересны реки своими названиями. Множество рек имеют в названии одинаковый слог. Какой? (ва)

Что же он обозначает? Ответ найдете в учебнике на с. 26 (1 абзац)

А первая часть речкиного имени говорит о том, какова эта самая «ВА». Ребята провели небольшие исследования и готовы представить вам результаты. Ваша задача – составить из предложенных названий 1 и 2 столбика правильные пары, соединив их стрелками.

Дети (заранее подготовленные):

Иньва - “женская вода”

Койва - “брызжущая вода”

Лысьва – “хвойная вода”

Обва - “снежная вода”

Чаньва - “быстрая река”

Яйва - “мясная вода”

Пожва – “мутная вода”

Омва – “медвежья вода”

Колва – рыбная вода

Вильва – новая вода

Усьва – шумная вода

Юсьва - лебединая река

Косьва – порожистая река

Составьте из предложенных названий правильные пары:

Вильва лебединая вода

Обва снежная вода

Пожва рыбная вода

Юсьва новая вода


Колва мутная вода


Вывод: - Как видите, название реки – это её характеристика, которую дали наши далёкие предки.

Учитель:

Подлинным достоянием и одним из чудес Кунгура и кунгурского района является богатая природа и красавицы реки. Задание: Разгадайте название рек, решив ребусы (Сылва, Шаква, Ирень Бабка)















Что вы знаете об этих реках?

Работа в группах.

Заполните таблицу о происхождении названия рек, опираясь на сведения из текста. Каждая группа изучает свою реку на работу ……. мин

Название реки

перевод

язык

длина

глубина




























Учитель: Итак, время истекает. Подведем итог вашей работе. Сколько же фантазии у нашего народа! И слово предоставляется 1 группе …

Проблема: А как и для чего используются наши реки?







отдых людей









бытовые нужды людей



промышленность (добыча гравия и песка, электроэнергия)

  1. Итог урока.

Подходит к концу наш урок. Подведем итоги.

 Рефлексия.         

Возьмите КАПЕЛЬКУ.

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, Материал урока был интересен. Понимали все, о чем говорилось и что делалось на уроке. помещают свою КАПЕЛЬКУ в большое морское пространство, те, кто выполнил ряд заданий, отвечал по просьбе учителя. Урок для них показался скучен, помещают свою КАПЕЛЬКУ в реку.

А те, кто на уроке работал пассивно. Пользы от урока получил мало. К ответу на уроке не всегда был не готов, остаются в небольшом водном потоке.

 

Мы любим Пермский  край в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!

  1. Домашнее задание.

Учитель: Большую работу мы сегодня проделали на уроке. И говорили всё про…воду. Домашнее задание:

  1. Какие же пословицы и поговорки рождались у наших предков о воде?

  2. Заканчивается «Год литературы» я предлагаю вам самим побывать в роли писателей и сочинить предание, легенду или сказку о об одной из рек нашей местности.

Легенда о реке Кама



Жил-был на свете богатырь Кам. Однажды прогневалось небо на людей. Перестало посылать на Землю дождь. Поникли цветы, пожухли травы. Стали погибать в лесах животные. И решил Кам спасти свой народ. Выдернул из земли он могучий кедр, размахнулся им, как палицей, во всю ширь богатырского плеча и пробороздил глубокий ров на теле матери Земли. Заплакала мать Земля, и наполнился ров ее чистыми слезами. Так потекла река Кама.



Учитель: Молодцы! Спасибо всем за работу на уроке!





Фамилия: ___________________

Тема: ____________________________________________________

Топонимика - _______________________________________________

___________________________________________________________

Озера –

Болота –

Водохранилища-

Пруды-

Каналы –

Реки –


п




в

а

к




в

а

в




в

а


ш



в

а

у



в

а

к



в

а

с



в

а


я


в

а

о


в

а

Составьте из предложенных названий правильные пары:

Вильва лебединая вода

Обва снежная вода

Пожва рыбная вода

Юсьва новая вода


Колва мутная вода



Название реки

перевод

язык

длина

глубина















































Домашнее задание

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Топонимика рек Пермского края

Автор: Недбайлович Ирина Владимировна

Дата: 29.12.2015

Номер свидетельства: 271159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Программа туристско-краеведческого кружка "Ориентир" "
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-turistsko-kraieviedchieskogho-kruzhka-oriientir"
    ["file_id"] => string(6) "230383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442128687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2020 руб.
2530 руб.
2540 руб.
3170 руб.
2430 руб.
3040 руб.
1700 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства