kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме Северо-Запад России 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме:

«Северо-запад России»

9 класс.

Цели урока:

1. Образовательные: сформировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона. Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природы, сформировать знания о географических понятиях: «анклав», «полуанклав», «СЭЗ».

2. Развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся.  Формировать умение работать с разными источниками географической информации. Анализировать собранную информацию, логически доказывать выдвинутое предположение. Развивать географическое мышление школьников. Формировать их картографическую грамотность.

3. Воспитательные: способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине. Развивать коммуникативную деятельность.

Оборудование:

Экономическая карта России, атласы, у каждого ученика план изучения ЭГП и план практической работы, бланк практической работы, учебник, тетрадь, украшения из янтаря, картины украшенные янтарем, компьютерные презентации учащихся, обзор-выставка по Северо-западу России, видеофильм «Царское село», компьютер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Северо-Запад России 9 класс »

Урок по теме:

«Северо-запад России»

9 класс.


Цели урока:


1. Образовательные: сформировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона. Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природы, сформировать знания о географических понятиях: «анклав», «полуанклав», «СЭЗ».

2. Развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся. Формировать умение работать с разными источниками географической информации. Анализировать собранную информацию, логически доказывать выдвинутое предположение. Развивать географическое мышление школьников. Формировать их картографическую грамотность.

3. Воспитательные: способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине. Развивать коммуникативную деятельность.


Оборудование:


Экономическая карта России, атласы, у каждого ученика план изучения ЭГП и план практической работы, бланк практической работы, учебник, тетрадь, украшения из янтаря, картины украшенные янтарем, компьютерные презентации учащихся, обзор-выставка по Северо-западу России, видеофильм «Царское село», компьютер.


Ход урока.


1. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с «Северо-западным экономическим районом России».

Цели урока:

  • Определить особенности ЭГП района, изучить специализацию его;

  • Дать представление о проблемах Санкт-Петербурга;

  • Дать понятие о СЭЗ, анклаве и полуанклаве;

  • Развивать умение работать с экономическими картами.

Учитель: Пользуясь атласом (с.39) скажите какие области входят в состав Северо-Западного экономического района?

Ученики: Ленинградская обл., Псковская обл., Новгородская обл., Калининградская обл. (показать на карте).

Учитель: Что вы можете сказать о площади этого района?

Ученики: Это самый маленький по площади экономический район.

Учитель: Где проживает основная часть населения?

Ученики: В Санкт-Петербурге.

Учитель: А теперь по плану рассмотрим ЭГП Северо-западного экономического района (план у каждого ученика на парте).

План.

  1. Приморское положение.

  2. Выход в море.

  3. Соседние экономические районы.

  4. Пограничное положение.

  5. Транспортное значение.

Ответы учеников:

  1. Район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т.к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград (показать на карте).

  2. Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (показать точно через какие каналы и назвать их).

  3. Соседи района – Северный (Европейский север) и Центральный районы (показать на карте).

  4. Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать на карте).

  5. По территории района проходят железнодорожные и автомобильные дороги. Они расходятся от Санкт-Петербурга веером во все соседние территории.

Учитель: ЭГП района менялось. Район был рано заселен, т.к. находился на торговом пути «Из варяг в греки». Здесь находятся древнерусские города: Новгород (Великий Новгород), Псков, Великие Луки, Старая Русса.

В начале 17 в. выход в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со шведами выход на Балтику был возвращен России.

- А теперь рассмотрим специализацию основной территории Северо-запада, а потом отдельно разберем Калининградскую область.

- По атласу (с.39) определите ресурсную базу экономики Северо-запада. Скажите, а достаточно ли здесь природных ресурсов?

Ученики: Нет.

Учитель: А что здесь добывают?

Ученики: Горючие сланцы, фосфориты, алюминиевые руды.

Учитель: А кроме полезных ископаемых есть еще природные ресурсы?

Ученики: Водные – самые крупные Ладожское и Онежское озера и многоводные реки.

Учитель: Это тоже природные ресурсы, но здесь еще встречаются лесные и рекреационные ресурсы.

- Какая ведущая отрасль по вашему мнению является ведущей в Санкт-Петербурге?

Ученики: Машиностроение: судостроение и военное производство станков (артиллерийское оружие, танки, спутники, турбины и генераторы электростанций).

Учитель: Достаточно ли своих природных ресурсов, чтобы развивать свою энергию и металл и если недостаточно, то откуда их берет Санкт-Петербург? (атлас).

Ученики: Энергия Ленинградской АЭС и Волховской ГЭС, а металл поставляет Череповецкий металлургический комбинат, которые выпускают большей частью военную продукцию

Учитель: Санкт-Петербург – самый северный из крупнейших городов мира. Построенный в устье Невы и Финского залива, на стыке морского и речного пути. Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры. Структура Санкт-Петербурга не могла получить радиально-кольцевой характер, как у Москвы, кольца не замыкаются – они упираются в Финский залив. Поэтому в Санкт-Петербурге сформировалась радиально-дуговая структура.

(Показ презентаций учащихся и показ выставки-обзора по Северо-западу России).

Учитель: Санкт-Петербург имеет проблемы и перспективы его развития.

- Какие?

  1. Наводнения – одна из важных проблем города, чаще случающиеся осенью из-за нагонных явлений. Вода затопляет улицы, первые этажи домов Санкт-Петербурга. Для защиты от наводнения была построена дамба высотой 6-7 метров над уровнем моря. Дамба не дает водам Финского залива подниматься к Неве.

  2. Следующая проблема конверсия.

- Что такое конверсия?

Ученики: Это переход с военного производства на гражданское.

Учитель: Для предприятий Санкт-Петербурга, которые выпускают большей частью военную продукцию, остро стоит проблема конверсии, Город должен перестроить структуру своей промышленности.

  1. Необходимо улучшить экологическую ситуацию: уменьшить уровень сбросов промышленных вод в Финский залив, Ладожское озеро.

  2. Реконструкция – Санкт-Петербург имеет многочисленные памятники архитектуры, большинству из которых более 200 лет. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий, дворцов города и его пригородов.

Учитель: А кто был в Санкт-Петербурге и его пригородах?

Я тоже мечтаю там побывать! И у нас с вами есть такая возможность. Сейчас мы отправимся на экскурсию в Царское село, которое является пригородом Санкт-Петербурга.

(Просмотр фильма «Царское село», 3 мин)

Учитель: Калининградская область стала анклавом в России. Давайте вспомним, что такое анклав?

Ученики: Это часть территории страны, окруженная со всех сторон территорией других государств.

Учитель: Но Калининградская область с одной стороны омывается Балтийским морем. А если анклав имеет морской берег его называют полуанклав.

- Калининградская область является еще и Свободной Экономической Зоной (СЭЗ) – Что это такое?

Ученики: Это самостоятельные территориально-географические анклавы, полуанклавы, обособленные от остальной территории страны. СЭЗ представляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими технологиями.

Ученики: СЭЗ Калининградской области называется «Янтарь»

- Почему? Посмотрите в атласе.

Ученики: Потому что там добывают янтарь.

Учитель: В области находится единственный в мире карьер по добыче янтаря. Ежегодно здесь добывается более 1000 т янтаря. Из прозрачных экземпляров этой окаменевшей древней смолы деревьев изготавливают ювелирные украшения

(показать картины украшенные янтарем, ювелирные изделия из янтаря)

Особо ценные экземпляры с древними насекомыми, застывшими внутри янтаря. Крошки янтаря используют как удобрение.

- Какие отрасли промышленности являются главными в области.

Ученики: - Машиностроение (судостроение, судоремонт).

- Рыбная (лов и переработка рыбы)

- Целлюлозно-бумажная (на древесине привозной с Севера России)

- Легкая.


Практическая работа

«Сравнение ЭГП и планировки двух столиц:

Москвы и Санкт-Петербурга».


План.

  1. Географическое положение.

  2. Положение окраинное, центральное.

  3. Положение приморское, сухопутное.

  4. Транспортное положение.

  5. Положение на реке.

  6. Планировка города.

  7. Год основания и кем основан.


(Работа выполняется по вариантам: 1 вариант (слабые ученики) – они работают по пройденному материалу и дают характеристику по плану г. Москвы. (атлас с. 34-35) 2вариант (сильные ученики) – они работают по новому материалу и дают характеристику г. Санкт-Петербург (атлас с.38-39))


(После окончании работы на экране по очереди высвечиваются правильные ответы и ученики самостоятельно проверяют свою работу)


Москва

Санкт-Петербург

1.Расположена в центре европейской части России.

1.Находится на северо-западе европейской части России.

2.Центральное положение.

2.Центральное положение.

3.Сухопутное положение.

3.Приморское положении, на берегу Финского залива.

4.Крупнейший транспортный узел от города расходятся много автомобильных и железных дорог, авиалинии.

4.Крупнейший транспортный узел, от города расходятся веером автомобильные и железнодорожные магистрали. Это город порт.

5.Находится на реке Москве. Через реки и каналы (им. Москвы, Волго-Донской, Волго-балтийский и Беломоро-Балтийский) имеет выход в 5 морей: Азовское, Черное, Каспийское, Белое, Балтийское.

5.Находится в устье реки Невы. Через судоходную Неву и Волго-Балтийский канал имеет выход в Белое море, в Волгу.

6.Радиально-кольцевая.

6.Радиально-дуговая.

7.Год основания 1147г. – Юрий Долгорукий.

7.Год основания 1703г. Петр 1.


(В конце практической работы сделать вывод).

(на экране).

Балловая шкала.


«5» - за 7 правильных ответов

«4» - за 6-5 правильных ответов

«3» - за 4-3 правильных ответа

«2» - за 2-0 правильных ответов

(Каждый ученик по балловой шкале ставит себе оценку).

(Для выполнения практической работы каждому ученику выдается бланк)

Практическая работа

«Сравнение ЭГП и планировка двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга»

Ученик: (Ф.И.)_____________________

№№

Москва (Санкт-Петербург)

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


Закрепление:
  • Какие области входят в состав Северо-запада России (Ленинградская, Псковская. Новгородская, Калининградская).

  • Назовите ведущую отрасль промышленности Санкт-Петербурга (Машиностроение: судостроение, энергетическое машиностроение. Особенно высока доля продукции: боевые корабли, танки, самоходные орудия).

  • В чем отличие пригородных районов Санкт-Петербурга и Москвы (Пригороды Санкт-Петербурга – это бывшие царские резиденции, ныне дворцово-парковые города. Пригороды Москвы – это технополисы и промышленности города.

  • Назовите достопримечательности Санкт-Петербурга. (Эрмитраж, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, мосты, Зимний дворец, Крейсер «Аврора», Смольный и др.)


Домашнее задание: § 33 (высвечивается на экране).

Урок окончен.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по теме Северо-Запад России 9 класс

Автор: Зайцева Светлана Викторовна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 198095


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства