kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Антарктида. Особенности материка. История открытия и исследования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Темой нашего сегодняшнего урока будет АНТАРКТИДА.

Каждый представляет этот материк по-своему. Для одних – это «безлюдный континент», для других – это «королева холода», для третьих – «край земли». А для меня это аналогично сказке.

Антарктида – материк международного сотрудничества. Здесь нет постоянного населения. Подлинными хозяевами материка являются ученые разных стран. Человек знает уже много о природе материка, но многое еще не раскрыто.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся сделать свои маленькие открытия и исследования материка, который всегда считался загадкой.

2. Усвоение нового материала

1) Происхождение названия Антарктиды

Начнём, прежде всего, с происхождения названия. Оно происходит от греческого слова «анти» - против и «арктикос» - северный, т.е. лежащий против северной полярной области земного шара.

2) Физико-географическое положение материка

Изучение каждого материка мы начинаем с характеристики его физико-географического положения, т.к. это оказывает влияние на весь природный комплекс материка. От этого зависит его климат, почвы, растительный и животный мир.

  А что значит: дать характеристику физико-географического положения материка?

Это, значит определить его положение по отношению к экватору, начальному меридиану, океанам и морям, другим материкам, к климатическим полюсам.

Итак, Антарктида – это сравнительно небольшой материк, занимающий площадь

S = 14 млн. км2

Ему по площади уступает только Австралия.

а) Положение материка относительно экватора

Антарктида практически целиком лежит за Южным полярным кругом в полярных широтах. Исключением является п-ов Антарктический, достигающий 63º (63º 11’) ю.ш.

Почти в центре расположен Южный полюс, поэтому все берега Антарктиды «смотрят» на юг.

б) Положение материка относительно начального материка

Начальный меридиан пересекает Землю королевы Мод,  Южный полюс.

в) Положение относительно океанов, морей

       Антарктида омывается южными водами Тихого, Атлантического и Индийского океанов, которые связаны между собой холодным течением Западных ветров.

Материк омывается несколькими морями и вместе с прилегающими островами объединен под одним названием Антарктика.

Название связано с именем английского мореплавателя Дж. Уэдделла, который в 1823 г. впервые совершил плавание в этом бассейне.

Море Росса названо в честь Джеймса Клавки Росса, который нанёс на карту море и мельоровый ледник.

г) Положение относительно других материков

Антарктида значительно удалена от других материков. Ближе всех к ней расположена Южная Америка.

Хотя Южная Америка находится ближе всего к Антарктиде, она не может влиять на последнюю, в силу особенностей Антарктиды.

        д) Положение относительно климатических поясов

Откройте климатическую карту мира. В каких климатических поясах находится Антарктида?

Антарктида лежит преимущественно в антарктическом климатическом поясе (холодное лето и холодная зима).

Только острова и часть п-ова Антарктический лежит в арктическом поясе (холодная зима, прохладное сырое лето). Северная часть п-ова лежит в умеренном климатическом поясе.

  Физико-географическое положение материка определяет особенности его природы.

Сейчас об особенностях материка расскажет нам «известный полярник». А вопросы ему будут задавать корреспонденты.

  1. Я слышал, что Антарктида – самый холодный материк земного шара. Сможете ли вы это доказать?
  2. Какова же мощность льда в Антарктиде?

      3. Какие же условия необходимы для образования льда?

     4. Антарктида – ледовый материк. Тем не менее, его называют пустынный. Почему?

     5. Если Антарктида – пустыня, то там должны быть оазисы. Правда ли это?

     6. На земном шаре есть различные полюса: географические, геомагнитные, полюс холода. А есть ли полюс ветров?

     7. У каждого материка есть свой символ. Лев в Африке, кенгуру в Австралии. А какое животное является символом Антарктиды?

3) Открытие и исследование Антарктиды

Сегодня со мной на уроке работает группа экспертов, которые «совершили» летом путешествие в прошлое для того, что бы узнать: как была открыта Антарктида?

Слово предоставляется нашему эксперту по античным временам. (Выступление эксперта)

А сейчас я хочу предоставить слово нашему второму эксперту-специалисту по средневековью. (Выступление эксперта)

И только у Южной оконечности Южной Америке моряки достигли 54º-55º ю.ш. Но дальше всех на юг проник известный путешественник Джеймс Кук. Слово предоставляется нашему третьему эксперту. (выступление эксперта)

Сейчас слово предоставляется нашим экспертам, которые расскажут нам о плавании Фаддея Фаддеевича Беллингсаузена и Михаила Петровича Лазарева. (Выступление экспертов)

А сейчас мы с вами попросим нашего эксперта по современным исследованиям предоставить нам новую информацию. (Выступление)

Задание. Посмотрите пожалуйста на карту вашего атласа. Где расположено наибольшее число станций? Каких стран?

Исследования в Антарктиде имеют большое значение, так как, изучая Антарктиду, мы:

1) познаём тайны других материков;

2) получаем сведения о прошлом нашей планеты;

3) можем наблюдать, как этот материк оказывает влияние на климат (гигантский холодильник)

4) наблюдать за изменениями в озоносфере, т.к. озоновый слой истончился над территорией, равной по площади США.

5) мы имеем возможность изучать уникальный животный мир материка;

6) и наконец, можем иметь на планете материк, где нет войн, вражды, а есть мир, согласие и сотрудничество.

Антарктида продолжает интересовать людей. Буквально недавно полюс был вновь покорен участниками 18 стран. Белорусский вездеход домчал их до полюса за 10 дней (1110 км). А православный священник установил на полюсе крест.

4. Закрепление изученного материала

      Географический диктант

Кроссворд «Антарктида»

5. Итоги урока

6. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Антарктида. Особенности материка. История открытия и исследования" »

Конспект урока по теме:

«Антарктида. Особенности материка. История открытия и исследования»


Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о своеобразии, уникальности природы материка, определить причины своеобразия;

  • познакомить с историей открытия, исследования материка;

  • активизировать познавательный интерес учащихся;

  • развивать у учащихся умение работать с картами, учебником, схемами;

  • доказать, что каждая экспедиция в Антарктиду – это встреча с неизвестным, которая требует от людей большого героизма, полной отдачи сил, способностей, знания.


Оборудование: географические карты, таблицы карточки, художественная

литература, атласы, учебники.


Ход урока


  1. Актуализация опорных знаний учащихся


    1. Какие материки Южного полушария мы уже изучили? (Африку,

Австралию)

    1. Какие еще материки расположены в Южном полушарии? (Южная

Америка, Антарктида)

    1. Существует ли сходство между этими материками? Если да, то почему?

(Существует, т.к. они были сначала частью единого массива суши Пангея

(всеземля), которая существовала на нашей планете более 200 млн. лет назад.

Впоследствие Пангея распалась на два суперконтинента: Лавразию и Гондвану.

Материки Южного полушария входили в состав Гондваны. Окончательный распад

её произошел 65-70 млн. лет назад)

    1. В чем же выражается это сходство? (Во-первых, в строении древнейших

кристаллических фундаментов платформ; во-вторых, в наличии на материках

древних складчатостей; в-третьих, в сходстве горных пород, слагающих чехлы

всех гондванских платформ; в-четвертых, в наличии остатков древних растений

и животных, которые находятся на этих материках)

    1. Но изучая материки Африку и Австралию, мы поняли, что они

уникальны. Значит, они отличаются друг от друга. В чем же

выражается это отличие? (В том, что каждый материк имеет свое

географическое положение, свои неповторимые особенности природы, населения,

хозяйства)

    1. Назовите главные особенности материков. (Африка – самый жаркий

материк; Австралия – самый сухой; Южная Америка – самый влажный;

Антарктида – ледовый)


  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности


Темой нашего сегодняшнего урока будет АНТАРКТИДА.

Каждый представляет этот материк по-своему. Для одних – это «безлюдный континент», для других – это «королева холода», для третьих – «край земли». А для меня это аналогично сказке.


Антарктида – сказка изо льда!

В небе догоревшая звезда.

Солнечные блики на снегу,

Лица, опалённые в пургу,

Белые просторы сотни миль,

Долгожданный как награда штиль.

Минус пятьдесят – это тепло!

Лето, что как облако прошло.

Давящей пустыне холода,

И оазис посредине льда.

И пингвинов черно-белый строй.

Это сказка, что всегда со мной!


Антарктида – материк международного сотрудничества. Здесь нет постоянного населения. Подлинными хозяевами материка являются ученые разных стран. Человек знает уже много о природе материка, но многое еще не раскрыто.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся сделать свои маленькие открытия и исследования материка, который всегда считался загадкой.


  1. Усвоение нового материала


    1. Происхождение названия Антарктиды


Начнём мы, прежде всего, с происхождения названия. Оно происходит от греческого слова «анти» - против и «арктикос» - северный, т.е. лежащий против северной полярной области земного шара.

Антарктида

От греческого

Анти

Арктикос

Против

Северный

Против севера














    1. Физико-географическое положение материка


Изучение каждого материка мы начинаем с характеристики его физико-географического положения, т.к. это оказывает влияние на весь природный комплекс материка. От этого зависит его климат, почвы, растительный и животный мир.

А что значит: дать характеристику физико-географического положения материка?

Это, значит определить его положение по отношению к экватору, начальному меридиану, океанам и морям, другим материкам, к климатическим полюсам.

Итак, Антарктида – это сравнительно небольшой материк, занимающий площадь

S = 14 млн. км2

Ему по площади уступает только Австралия.


а) Положение материка относительно экватора

Антарктида практически целиком лежит за Южным полярным кругом в полярных широтах. Исключением является п-ов Антарктический, достигающий 63º (63º 11’) ю.ш.

Почти в центре расположен Южный полюс, поэтому все берега Антарктиды «смотрят» на юг.


б) Положение материка относительно начального материка

Начальный меридиан пересекает Землю королевы Мод, Южный полюс.


в) Положение относительно океанов, морей

Антарктида омывается южными водами Тихого, Атлантического и Индийского океанов, которые связаны между собой холодным течением Западных ветров.

Материк омывается несколькими морями и вместе с прилегающими островами объединен под одним названием Антарктика.

Название связано с именем английского мореплавателя Дж. Уэдделла, который в 1823 г. впервые совершил плавание в этом бассейне.

Море Росса названо в честь Джеймса Клавки Росса, который нанёс на карту море и мельоровый ледник.


г) Положение относительно других материков

Антарктида значительно удалена от других материков. Ближе всех к ней расположена Южная Америка.


Задание. Определите расстояние от Антарктиды до всех материков тропических широт в градусах к ним.


1) Антарктида Южная Америка

540 (53054') ю.ш. 630 (63011') ю.ш.

630 - 540 = 90

111 км · 9 = 999 км


2) Антарктида Африка

700 ю.ш. 350 (34052’) ю.ш.


700 - 350 = 350

111 км · 35 = 3885 км


3) Антарктида Австралия

660 ю.ш. 390 (39011’) ю.ш.


660 - 390 = 270

111 км · 27 = 2997 км


ЮЖНАЯ АМЕРИКА АФРИКА АВСТРАЛИЯ



999 км 3885 км 2997 км


А Н Т А Р К Т И Д А


Хотя Южная Америка находится ближе всего к Антарктиде, она не может влиять на последнюю, в силу особенностей Антарктиды.

д) Положение относительно климатических поясов


Откройте климатическую карту мира. В каких климатических поясах находится Антарктида?

Антарктида лежит преимущественно в антарктическом климатическом поясе (холодное лето и холодная зима).

Только острова и часть п-ова Антарктический лежит в арктическом поясе (холодная зима, прохладное сырое лето). Северная часть п-ова лежит в умеренном климатическом поясе.

Физико-географическое положение материка определяет особенности его природы.

Сейчас об особенностях материка расскажет нам «известный полярник». А вопросы ему будут задавать корреспонденты.


  1. Я слышал, что Антарктида – самый холодный материк земного шара. Сможете ли вы это доказать?

Антарктида покрыта льдом и имеет самые низкие на земном шаре температуры. На внутриматериковой станции «Восток» зарегистрирована температура -89,2ºС.

При такой температуре металл делается хрупким, солярка превращается в тестообразную массу, керосин не вспыхивает, даже если в него опустить горящий факел.


  1. Какова же мощность льда в Антарктиде?

Средняя мощность ледникового покрова Антарктиды 2040м. Наибольшая – 4500м. В ледяном покрове Антарктиды содержится 80% всех пресных вод планеты. Vльда = 24 млн. км2. Если растопить весь лед, то уровень Мирового океана поднимается на 50-60 м.


  1. Какие же условия необходимы для образования льда?

Ледники образуются в результате взаимодействия гидросферы, которая поставляет влагу, атмосферы, которая переносит ее и сохраняет в твердом виде, и литосферы, на поверхности которой образуется лед.

Исследования ледяного покрова Антарктиды показали, что он существует 20 млн. лет.

Он мог образоваться только благодаря физико-географическому положению материка, его рельефу и наличию водяного пространства вокруг.


  1. Антарктида – ледовый материк. Тем не менее, его называют пустынный. Почему?

Пустыня – это большое пространство со скудной растительностью или без нее. Антарктида практически лишена растительности, поэтому ее можно считать пустыней.


  1. Если Антарктида – пустыня, то там должны быть оазисы. Правда ли это?

По окраинам материка летом можно встретить водоемы со стоячей водой. Это оазисы. В оазисах есть соленые и пресные озера. Температура воды в озерах оазисов летом бывает гораздо выше температуры воздуха.

Предполагает, что причиной образования оазисов является обтекание льдом отдельных возвышенных участков суши. Камни оазисов поглощают большое количество солнечного тепла, температура грунта достигает +25ºС. Прогрев поверхности настолько велик, что от восходящих потоков всюду над оазисами днем появляются кучевые облака. Следовательно, основная причина – солнечная радиация и рельеф. Самый известный оазис назван в честь его первооткрывателя – летчика Дэвида Бангера (660 ю.ш., в.д.)


  1. На земном шаре есть различные полюса: географические, геомагнитные, полюс холода. А есть ли полюс ветров? Я, слышал, что он также находится в Антарктиде.

Полюс ветров находится на Земле Адели. Скорость ветра здесь достигает 240 км в час.


  1. У каждого материка есть свой символ. Лев в Африке, кенгуру в Австралии. А какое животное является символом Антарктиды?

Пингвин – это своеобразный символ Антарктиды. Здесь их насчитывается более 17 видов. Издали пингвины с их вертикальным положением напоминает людей.


Как вы видите, особенностей у ледового материка предостаточно. Поэтому во все времена он привлекал внимание исследователей.

А с чего всё началось?


3) Открытие и исследование Антарктиды


Сегодня со мной на уроке работает группа экспертов, которые «совершили» летом путешествие в прошлое для того, что бы узнать: как была открыта Антарктида?

Слово предоставляется нашему эксперту по античным временам.


Эксперт 1. Географы античных времен не сомневались в существовании Южного материка. Еще Клавдий Птолемей, утверждал, что в Южном полушарии должна находиться Земля, которая уравновешивает просторы суши Северного полушария. На рубеже XV-XVI столетий идея существования Южной Земли утрачивает своих сторонников. Эта Земля не изображается на известном глобусе Мартина Бехайма (1892г.). Но затем она снова появляется на всех картах. При этом она получает название Неизвестная Южная Земля.


Итак, появилось новое название и предположение, что существует подобный континент.

А сейчас я хочу предоставить слово нашему второму эксперту-специалисту по средневековью.


Эксперт 2. Фантазия средневековых картографов нарисовала Землю, которая простиралась до экватора в бассейнах Тихого и Индийского океанов.

На карте были изображены детали – мыс Желание, река Прекрасная, Земля попугаев и т.д. Это объясняется тем, что Антарктида в те времена была недоступной для мореплавателей. Это были широты туманов и штормов. Моряки называли их так:

сороковые широты – ревущие;

пятидесятые – свистящие:

шестидесятые – бешенные;

И только у Южной оконечности Южной Америке моряки достигли 54º-55º ю.ш. Но дальше всех на юг проник известный путешественник Джеймс Кук.

Слово предоставляется нашему третьему эксперту.


Эксперт 3. Известный мореплаватель Джемс Кук 17 января 1773г. впервые пересек Южный полярный круг. На следующий день, пробившись через ледяные поля, он достиг 67º 15' ю.ш. – это было всего за 75 миль от цели.

Джеймс Кук поворачивает на север. И еще дважды (в 1773г., 1774г.) экспедиция настолько далеко проникает на юг, что Кук с уверенностью заявляет: «Нет никакой Терра Австрамиус Инкогнито».

Да, именно он так заявил и добавил в своем отчете следующее:

«...Большая часть Южного материка (если предположить, что она существует) должна лежать в пределах полярной области, выше Южного полярного круга, а там море так густо усеяно льдами, что доступ к земле становится невозможным. Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

Авторитет Кука был настолько велик, что долгие годы никто не решался его опровергнуть, и на целых 50 лет плавания были практически прекращены.

Но мы все помним из истории, что начиная с XVII века по воле Петра I русские мореплаватели начинают осваивать морские просторы. Сначала моря, омывающие Россию, а затем и дальние просторы.

Тем более, что в 1761 г. Михаил Васильевич Ломоносов написал следующее:

«Вблизи Магелланова пролива и напротив мыса Доброй Надежды возле 54º ю.ш. большие льды ходят, поэтому нет сомнения, что на большом расстоянии острова и материк покрыты льдом».

И, конечно же, русские мореплаватели не могли не отправиться к этой Неизвестной Земле.

Сейчас слово предоставляется нашим экспертам, которые расскажут нам о плавании Фаддея Фаддеевича Беллингсаузена и Михаила Петровича Лазарева.


Эксперт 4. Мне бы хотелось сначала немного рассказать об этих выдающихся исследователях. Фаддей Беллингсаузен родился на острове Сгаремаа (Эстония), образование получил в Кадетском корпусе.

Свою любовь к морю он объяснил просто: «Я родился среди моря, и как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». В 1803-1806гг. принимал участие в первом русском кругосветном путешествии под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна на корабле «Надежда».

М.П. Лазарев родился в 1788г. За свою жизнь он осуществил три кругосветных путешествия, отличился в Наваринском морском бою с турками, почти 20 лет командовал Черноморским флотом.


Эксперт 5. 16 июля 1819 г. корабли «Восток» и «Мирный» снялись с якоря и покинули Кронштадт. Через 3,5 месяца они подошли к Рио-де-Жанейро и отсюда взяли курс на юг. Чем ближе к югу, тем становилось холоднее. Исследователям встречалось много птиц, проплывали киты, айсберги.

27 января 1820 г. экспедиция пересекает Южный полярный круг, а на следующий день вплотную подходит к ледяному барьеру Южного материка (68º21'18” ю.ш., 2º50’14” з.д.)

А дата 28 января 1820 г. считается датой открытия материка.

Экспедиция за два года (751 день) преодолела около 100 тыс. км, 9 раз подходила к берегам материка, открыла 29 островов, впервые описала характер антарктического льда, попыталась определить точные границы материка.

5 августа 1821 года экспедиция вернулась домой.

Но, пожалуй, наиболее яркой и трагической страницей исследования Антарктиды было открытие Южного полюса.

В начале ХХ столетия в Антарктиду отправилось немало экспедиций, среди них были экспедиции и к Южному полюсу, которые возглавляли англичанин Роберт Скотт и норвежец Руаль Амудсен.

Эти экспедиции почти одновременно отправились к Южному полюсу.

Руаль Амудсен (1872-1928) родился в Норвегии в г. Борге. С юных лет он решил посвятить себя полярным исследованиям. Сначала служил матросом, плавал в водах Гренландского моря, к берегам Канады.

Затем решил отправиться к Северному полюсу, одолжил у Нансена его «Фрам». Но тут пришло известие, что американцы Фредерик Кук и Роберт Пири уже сделали это.

Тогда норвежец решает изменить свой план. Он кинул клич Роберту Скотту «Кто первый?»

13 января 1911 г. «Фрам» («Вперед») остановился у барьера Росса в Китовой бухте около 1500 з.д. В составе экспедиции был русский океанограф Александр Степанович Кучин.

В 4 км от края ледника они разбили лагерь и начали подготовку к путешествию. 10 февраля 1911 г. не дождавшись полной разгрузки судна, на юг выдвинулась первая группа во главе с Амудсеном. В составе группы было 5 человек. Они имели 4 нарты, которые тянули 52 собаки-лайки.

Под 80º ю.ш. (в 175 км от кромки ледника) они заложили продовольственный склад. Склады были заложены практически на каждом градусе (81º, 82º и т.д.).

Экспедиция ежедневно проходила 30 км. На 85-й параллели начался подъём. У начала подъёма они также остановили склад продовольствия с запасом на 30 дней.

Отправились дальше, взяв с собой продовольствия на 60 дней. За это время они планировали дойти до Южного полюса и вернутся обратно.

По пути исследования они давали ледникам и горам знаменитые имена.

Самая высокая вершина была названа в честь Фритьофа Нансена, а один из ледников получил имя его дочери – Лив.

Путь был очень опасен. Недаром отдельные места получили мрачные названия: «Врата Ада», «Чертов глетчер», «Танцевальный зал дьявола».

Но вот, наконец, 14 декабря 1911 года они достигли Южного полюса, который находился на высоте 2700 м над уровнем моря.

Экспедиция в течении суток каждый час наблюдала с помощью приборов высоту Солнца и зафиксировала точку полюса, водрузив норвежский флаг.

Затем 18 декабря отправилась обратно и через 39 дней благополучно вернулась в лагерь (Фрамхейм).

Не смотря на плохую видимость склады с продовольствием они находили легко. Устраивая их, они предусмотрительно отмечали их бамбуковыми шестами.

Всё путешествие к полюсу заняло 99 дней (туда и обратно).

А 7 марта 1912 года Руаль Амундсен с о. Тасмания по телеграфу известил всему миру об открытии Южного полюса.


Совсем иная судьба была уготовлена прославленному офицеру, кавалеру ордена Виктории Роберту Фолкону Скотту.

На одной из вершин Антарктиды высится 3-метровый крест из австралийского красного дерева. На нем слова английского поэта Альфреда Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». И дата: 1868-1912г.

Это памятник Роберту Фолкону Скотту.

Что же произошло во время его путешествия?

В 1920 году британское правительство организовывало экспедицию в Антарктиду. Возглавил ее Роберт Скотт.

29 ноября 1910 г. судно «Терра-Нова» («Новая земля») вышло в плавание из Новой Зеландии. В составе экспедиции было 65 чел., в т.ч. украинец конюх Антон Омельченко, русский кагор Дмитрий Гуров.

Основная база была организована возле вулкана Эребус (п-ов Росса) – 170 в.д.

1 ноября 1911 г. они отправились в поход. В путешествие к полюсу Скотт взял с собой моторные сани, ездовых собак и низкорослых маньчжурских пони. Главная ставка была на лошадей, однако они оказались малопригодными. Моторные сани испортились. У 82 параллели была оставлена последняя упряжка. Сани с поклажей тянули люди.

4 января 1912 г. в 150 милях от полюса Скотт отправил назад 4-х товарищей, затем у 87-й параллели еще 3-х.

К полюсу пошли пятеро: врач Эдуард Уилсон, офицеры Лоуренс Отс, Генри Боуэрс, Эдгар Эванс (из 12-ти) плюс Скотт.

Весь путь занял 79 дней.

18 января 1912 г. они достигли полюса, т.е. через месяц после Амудсена.

Каково же было их разочарование, когда они увидели, что Южный полюс, к которому они так стремились, был уже покорен.

Перед ними стояла палатка, в которой они нашли записку, что полюс открыл Руаль Амудсен. И, как пишет Скотт, рядом водрузили обиженный английский флаг.

Теперь предстоит еще более тяжелый путь обратно к мысу Эванс, до которого было 1400 км.

Вконец измученные люди снова медленно двигались по сыпучему снегу и твердому льду, с трудом таща за собой сани.

Склады стояли далеко друг от друга. Нельзя было рассчитать время пути до ближайшего из них.

Боуэрс, а за ним и Уилсон заболели степной слепотой.

Первым умер Эванс. Потом совершенно больной Отс, зная что стал обузой для товарищей, вышел из палатки и не вернулся.

Всего 20 км не дошли они до склада продуктов. Дальше идти не было сил. 29 марта 1912 г. три англичанина погибли от голода и холода, три отважных человека оставшихся в живых, так и не дошедшие до склада с продуктами. Это Эдуард Уилстон, Генри Боуэрс и Роберт Скотт.

Роберт Скотт умер последним.

Только одна мысль тревожила его: Скотт боролся за жену и сына. Перед смертью у него не было веры в то, что родина поможет им. Он написал несколько писем могущественным друзьям с просьбой оказать необходимую помощь его семье и семьям его товарищей.

Затем он написал письмо: «Моей жене…» Подумав, он зачеркнул это и написал: «Моей вдове…» В письме он просил ее заботится о сыне и вырастить его достойным человеком. Жена выполнила его наказ.

Питер Скотт стал одним из авторитетных руководителей Международного Союза охраны природы.

В дневнике Скотт после забытья написал: «Ради Бога, не оставьте наших близких».

Только спустя 8 месяцев была найдена палатка, наполовину занесенная снегом, с телами отважных путешественников.

Тела капитана Скотта и его товарищей не только всё глубже погружаются в толщу льда, перекрываемые новыми пластами снега, но и вместе со льдом движутся в сторону моря. Они отправились в своё последнее путешествие – медленное, неотвратимое.

Через много-много лет от мельорового ледника Росса отколется айсберг с их телами и, как огромный белый парусник, двинется на север, гонимый ветрами и течениями. Где-то в проливе Дрейка, или в Тихом океане, а может быть в Южной Атлантике, айсберг разрушится под ударами волн, его обломки растают, и отважные путешественники наконец найдут успокоение на дне моря, как и подобает настоящим морякам.

Итак, Амудсен выиграл, но радость победы омрачала гибель Скотта.

«Я пожертвовал бы славою, всем чем мог, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен его трагедией, она преследует меня».

Амудсен до конца жизни не мог простить себе гибели соперника и соратника. Но Южный полюс и мудрая географическая карта объединили соперников, которые ушли в бессмертие.

Однако, человек не был бы человеком, если бы не стремился вперед, туда, где за пеленою тумана и пурги ждет его неизведанное.

И после окончания I Мировой войны некоторые государства организовали экспедиции в Антарктиду.

1928-30 гг. – американская экспедиция Ричарда Бэрда. Так появилась Земля Мэри Бэрд.

1929-31гг. – австралийская экспедиция на судне «Дискавери» («Открытие») под руководством Дугласа Моусона обследовала побережье и нанесла его на карту (Земля Виктории).

Были и другие путешествия, но их надолго прервала II Мировая война.


А сейчас мы с вами попросим нашего эксперта по современным исследованиям предоставить нам новую информацию.


Эксперт 6. Наиболее интенсивные исследования начались во второй половине ХХ века.

В 1957-59 гг. проходил Международный географический год (MIT). 65 стран мира договорились послать свои экспедиции в разные малоизученные части земного шара, в т.ч. и в Антарктиду. В Антарктиде было построено 60 научно-исследовательских станций, и работали ученые 12 стран мира: СССР, Польши, Чехословакии, Франции, Японии, США, Австралии, Новой Зеландии, Норвегии и др. Сейчас там работает 40 станций из 17 стран мира.

В 1959г. был написан договор об Антарктиде. Она провозглашалась зоной, свободной от промышленного производства и военного присутствия. Это континент ученых.

«Мирный» - первая советская антарктическая станция, находится на побережье моря Дейвиса.

В Антарктиде расположено множество научных полярных станций и баз различных стран, на которых ведется научные (в том числе биологические, географические, геологические и метеорологические) исследования.

Согласно Договору об Антарктике, любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60° южной широты.

Ученые исследуют озоновый слой, проводят метеорологические исследования, геофизические, геологические работы и экспертизу окружающей среды вокруг станции. Большое значение имеет изучение минеральных ресурсов, флоры и фауны района.

Современные исследования Антарктиды охватывают трудно доступные внутренние районы материка, гигантские шельфовые ледники. Картографы составили Атлас Антарктиды. Геологи и географы решают вопросы географических связей материка с другими континентами.

В настоящее время в Антарктиде исследования проводятся не только по национальным, но и по международным программам.

Все исследования, как уже было сказано, проводятся на научно-исследовательских станциях.


Задание. Посмотрите пожалуйста на карту вашего атласа. Где расположено наибольшее число станций? Каких стран?

Исследования в Антарктиде имеют большое значение, так как, изучая Антарктиду, мы:

1) познаём тайны других материков;

2) получаем сведения о прошлом нашей планеты;

3) можем наблюдать, как этот материк оказывает влияние на климат (гигантский холодильник)

4) наблюдать за изменениями в озоносфере, т.к. озоновый слой истончился над территорией, равной по площади США.

5) мы имеем возможность изучать уникальный животный мир материка;

6) и наконец, можем иметь на планете материк, где нет войн, вражды, а есть мир, согласие и сотрудничество.

Антарктида продолжает интересовать людей. Буквально недавно полюс был вновь покорен участниками 18 стран. Белорусский вездеход домчал их до полюса за 10 дней (1110 км). А православный священник установил на полюсе крест.


  1. Закрепление изученного материала


Географический диктант

    1. Антарктида – это… (ледовый материк)

    2. Площадь Антарктиды равна приблизительно… (14 млн. км)

    3. Антарктида расположена почти полностью за… (Южным полярным кругом)

    4. В античные времена о существовании Южного материка догадывался еще… (Клавдий Птолемей)

    5. Исследователи средневековья считали, что Антарктида простирается почти до… (экватора)

    6. О том, что нет никакой Терры Австралиус Инкогнито заявил в XVIII веке… (Джеймс Кук)

    7. Впервые доказали, что Антарктида является материком… (Беллинсгаузен и Лазарев)

    8. Это произошло… (28 января 1820 г.)

    9. Южный полюс открыли… (Амудсен, Скотт)

    10. Международный геофизический год проходил в … (1957-58 гг.)

    11. Договор об Антарктиде был подписан в … (1959 г.)

    12. Антарктида была провозглашена материком… (ученых).


Кроссворд «Антарктида»







1

Л

А

З

А

Р

Е

В








2

Б

Е

Л

Л

И

Н

С

Г

А

У

З

Е

Н






3

С

К

О

Т

Т















4

А

М

У

Д

С

Е

Н










5

Р

О

С

С

А












6

К

У

К






7

С

О

Д

Р

У

Ж

Е

С

Т

В

А













8

П

И

Н

Г

В

И

Н









9

У

Э

Д

Д

Е

Л

Л

А











10

А

Й

С

Б

Е

Р

Г



    1. Командир судна «Мирный».

    2. Командир судна «Восток».

    3. Человек, девизом которого были слова: «Бороться и искать, найти и не

сдаваться!»

    1. Знаменитый норвежец, открывший южный полюс.

    2. Море и шельфовый ледник у берега Антарктиды.

    3. Человек, отрицавший наличие Неизвестной Южной Земли.

    4. Море у берегов Антарктиды.

    5. Символ Антарктиды.

    6. Море названное в честь известного английского мореплавателя.

    7. Плавающая ледяная гора.


  1. Итоги урока


  • Что нового вы узнали об Антарктиде?

  1. Домашнее задание: работа с теоретическим материалом учебника;

подготовить сообщение о современных

исследованиях Антарктиды



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анищенко Надежда Ивановна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока на тему "Физико - географическое положение Африки" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-fiziko-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "111906"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408036371"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока географии "Антарктида" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-antarktida"
    ["file_id"] => string(6) "221157"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435073615"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Географическое положение Евразии. История открытия и исследования материка. "
    ["seo_title"] => string(87) "gieoghrafichieskoie-polozhieniie-ievrazii-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia-matierika"
    ["file_id"] => string(6) "156460"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421425501"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка урока «Географическое положение Африки. История открытия и исследования» "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-uroka-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-afriki-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "224248"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438618417"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по географии на тему: "Антарктида""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-na-tiemu-antarktida"
    ["file_id"] => string(6) "307738"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458413145"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства