Мотивация к учебной деятельности. | Метапредметные результаты: Личностные УУД: - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Загадка. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все - и млад, и стар, Что она - большущий шар. Вопрос: О чем идет речь в этой загадке? (Фото Земли из космоса) Вопросы: • Вот вид Земли из космоса. Какая она? • Кто впервые увидел Землю из космоса? Задание: Послушайте стихотворение и скажите, какая наука изучает всё то, о чём в нём говорится. Я Землю сравнил бы с моей Головой: Как наша планета – лесами, Покрыта местами она бородой, Усами и волосами. Мой взгляд называют бездонным не зря: Глаза, как озера, И даже – моря... Бывает, что слезы щекою Оттуда сбегают рекою. А гордый мой нос – он подобен хребту, И тянется горною цепью ко рту. А эти чудесные уши – Как часть неизвестная суши! Все части лица моего не пусты: Его поднесешь к микроскопу – И Азии где-то заметишь черты, А где-то увидишь Европу! Кругла, как земля, голова у меня, И так же она хорошеет, И так же меняется день ото дня, И вертится. Только на шее... Ну, в общем, всем ясно, Что наша планета Сходство имеет. С портретом поэта. (Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, горы) | Отвечают на вопрос. Рассматривают фотографии на слайдах. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. Рассматривают слайды. |
Формирование темы урока. Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
Актуализация знаний | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока). Познавательные УУД: - работать с текстом с целью поиска необходимой информации. Личностные УУД: - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. Предметные УУД: - выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы; - уметь составлять схему наук о природе. | Вопрос: Какая наука изучает всё это? (География) Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Сформулируйте тему нашего урока. (Правильно, тема нашего урока: «Что такое география?») - Зачем человеку необходимо изучать географию? - Попытаемся определить цель нашего урока? (Раскрыть термин «география», сформировать представление о роли географии в изучении природы) Давайте выясним, как же возникла наука география? Задание. Используя текст учебника (стр.6), выясните, что означает слово «география», с каким событием связано его появление? Само слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Книгу с таким названием написал в III веке до н.э. учёный Эратосфен из города Кирена. Она рассказывала о природе стран, лежащих на берегах Средиземного моря. Итак, Эратосфен первым применил слово «география». В переводе с греческого «география» значит «землеописание». Физкультминутка для глаз. Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцы глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмём немного Точки возле наших глаз, Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тысячу раз! География – наука древняя. Долгое время она, действительно, была простым землеописанием. Люди путешествовали, открывали новые земли, знакомились с другими народами, изучали их, описывали их нравы и обычаи. И к концу XIX века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной. Сейчас на земле нет места, о природе или населении которого люди не знали бы ничего. Исследователи поднялись на самые высокие горные вершины, опустились глубоко на дно океана, впервые увидели Землю из космоса и сделали снимки. (Демонстрация слайдов) География разделяется на две основные ветви: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу земной поверхности, её особенности, а экономическая – население, его хозяйственную деятельность. Вопрос: Как вы думаете, каково же значение географии для человека? Люди живут и работают в разных природных условиях, в пустынях и на равнинах, в лесах и степях. Знание особенностей природы помогает им ориентироваться в своих занятиях. Всё необходимое для жизни воду и воздух, свет и тепло, полезные ископаемые и пищу, человек получает от природы и он должен её хорошо знать, чтобы уметь всем этим пользоваться. Таким образом, физическая география отвечает на вопрос, где и какая природа, объясняет особенности и разнообразие природы в разных местах. Например: почему у полюсов всегда холодно и их поверхность покрыта снегами и льдами, почему у экватора жарко и там растут влажные экваториальные леса, почему на одних территориях образуются обширные болота, а в других – песчаные пустыни. Также физическая география отвечает на вопрос, как правильно использовать блага природы, как сделать так, чтобы не навредить ей. Человек, используя природу, может внести определённые изменения и от современных учёных требуется уметь предвидеть изменения в природе в связи с вмешательством в неё человека. Физкультминутка. Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. Вопрос: Вспомните, какие ещё науки изучают природу? Все эти науки взаимосвязаны между собой. Давайте попробуем составить схему наук о природе Практическая работа № 1. Составление схемы наук о природе. - Что общего характерно для всех этих наук? Чем они отличаются? | Отвечают на вопросы Ученики предлагают свои названия темы урока. Формулируют цель. (Учитель корректирует) Работают с текстом учебника. Выделяют главное, отвечают на поставленные вопросы Записывают определение в тетрадь. Выполняют соответствующие движения. Чертят в тетради схему. Предположения детей. Внимательно слушают, делают выводы о значении географии Значение географии Описать природу. Разъяснить особенности природы. Предвидеть возможные изменения в связи с вмешательством в природу человека. Выполняют соответствующие движения. Называют науки. Групповая работа. Сопоставляют названия наук и их определения, составляют схему. Проводят взаимопроверку. Делают вывод. Все науки о природе. Каждая изучает определённую область природы. |
Рефлексия | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: - давать определение географии; - формулировать вывод о значении географии как науки. | 1. Закрепление новых знаний - Как переводится на русский язык слово «география»? - Кого называют «отцом географии»? - Почему географию называют древней наукой? - Чем занимается современная география? 2. Самостоятельное применение знаний Задание. Хорошо подумайте и приведите примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте. Составить «Синквэйн» по теме сегодняшнего урока. 3. Вывод по уроку. - Что нового узнали на уроке? - На какой вопрос мы отвечали на уроке? 4. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»: Красный – я работал отлично, мне всё понятно Желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось Синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось 5. Выставление оценок. | Отвечают на вопросы поочередно. Слушают друг друга. Исправляют ошибки. Приводят примеры. География Физическая, экономическая Изучает, исследует, анализирует Взаимодействие человека и природы Земля Формулируют вывод. География – это наука о природе, населении и хозяйстве нашей планеты, о законах, по которым она живёт и развивается Оценивают себя, поднимают соответствующий жетон. |