kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моего мастер-класса «Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС». Я предлагаю нам вместе разобраться в одном из технологий, а конкретно в технологии «Критического мышления».

И начать мне бы хотелось с китайской пословицы: Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.

  • Давайте рассмотрим педагогические технологии, внедряемые  в учебно-воспитательный процесс: Технология перспективно-опережающего обучения; технология блочно-модульного обучения, технология проблемного обучения, информационные технологии, игровые технологии, методы проектов, рейтинговые технологии, технология развития критического мышления.

Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС». »

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Анна Сергеевна. Тема моего мастер-класса «Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС». Я предлагаю нам вместе разобраться в одном из технологий, а конкретно в технологии «Критического мышления».

И начать мне бы хотелось с китайской пословицы: Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.

  • Давайте рассмотрим педагогические технологии, внедряемые в учебно-воспитательный процесс: Технология перспективно-опережающего обучения; технология блочно-модульного обучения, технология проблемного обучения, информационные технологии, игровые технологии, методы проектов, рейтинговые технологии, технология развития критического мышления.

Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)

Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.

В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:

  1. стадия вызова - краткое обобщение имеющихся знаний

  2. стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями

  3. стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний


Давайте более подробно рассмотрим функции каждой стадии.

  1. Функции стадии вызова

    1. Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)

    2. Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний)

    3. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)



Приёмы технологии на стадии вызова:

Ассоциация
Мозговой штурм
Верю не верю
Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)
Игра-упражнение «Веер»
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Разберём подробнее некоторые из приёмов. Приём «Ассоциация». На экране вы видите небольшой план этого приёма.

1) Озвучивание темы; Например: тема сегодняшнего урока «Подземные воды» 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? (учителя предлагают варианты ответа) - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «Подземные воды»? 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

Приём «Что я знаю»

1) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю? 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

«Знаю, хочу узнать, что узнал»

Что я знаю о воздухе?

Что я хотел бы узнать о воздухе?

Что я узнал нового о воздухе?



Приём «Верю – не верю»

1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.

Например: 1. Океаническая земная кора толще материковой.

2. К топливным полезным ископаемым относятся: уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы.

3. Неровности земной поверхности называются формами рельефа – горы и равнины.

4. Силы выветривания называют внутренними силами

5. Вулканы – конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород.

2. Функции стадии осмысления

2.1. Информационная (получение новой информации)

2.2. Систематизационная (классификация, ранжирование информации)

Следующими, мы рассмотрим приёмы технологии на стадии осмысления:

Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Прием «Сводная таблица» Прием «Тонкие и толстые вопросы» Прием «Зиг-заг» Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» ? Прием «Фишбоун» Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда ) Прием «Мудрые совы»

Вопрос аудитории: Кто из вас пользуется такими примами? Расскажите о приёмах вам уже известных.

Приём «Лови ошибку». Задание: найти ошибки в тексте и исправить их. Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время байкальской и герцинской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь уже давно прекратился процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Андах не превышают 1500 м.

Задание: Найдите ошибки

 

Горы

 

 

Равнины

 

Низкие

Средние

Высокие

Низменности

Возвышенности

Плоскогорья

Уральские

Скандинавские

Кордильеры

Амазонская

 

Восточно-

Африканское

Среднесибирское

Анды

хр.Верхоянский

Сахара

Саяны

Восточно-

Европейская

Западно-Сибирская

Выполните работу над ошибками

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Толстые Тонкие

Дайте объяснение, почему Кто…

-почему вы думаете, что… Что… (Что такое литосфера?)

-почему вы считаете, что.. Когда…

-в чем разница… Может…

Предположите, что будет, если… Согласны ли вы…

(Земля перестанет вращаться вокруг Солнца)





Приём «Половинки слов»

Задание: Соедините половинки слов между собой (Баобаб, Жираф, Эвкалипт, Секвоя,и др.)


Приём «Концептуальная таблица». Линии сравнения: Северная Америка - Южная Америка

1. Чему равна площадь материка? 2. С каким материком связан материк? 3. Какие океаны омывают материк?

Приём «Контур – символ»

Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.

Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.

Приём «Стороны горизонта» или «Почини цепочку». Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Распределите географические объекты в порядке с востока от линии перемены дат на запад: а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) залив Шелихов; г) вулкан Камерун; д) мыс Кабу-Бранку; е) остров Шри- Ланка; ж) пустыня Гоби; з) остров Вознесения; и) Мальдивские острова; к) остров Ванкувер; л) Панамский канал

Ответ: В, Ж, А, И, Б, Г, З, Д, Л, К

Приём «Найди лишнее»

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

1) Енисей, Дунай, Нил, Байкал, Амазонка, Колорадо, Волга (Байкал - озеро) 2) Лабрадор, Флорида, Таймыр, Мадагаскар, Камчатка (Мадагаскар – остров) 3) Исландия, Куба, Мадагаскар, Тасмания, Сомали (Сомали – полуостров) 4) Альпы, Кавказ, Гималаи, Кордильеры, Тянь-Шань (Кордильеры – горы в Северной Америке) 5) Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Карибское (Карибское – море Атлантического океана) 6) Россия, США, Китай, Индия, Франция (США – страна в Северной Америке) 7) Золото, медь, эвкалипт, бокситы, серебро (Эвкалипт – дерево)

Приём «Лестница». Данный приём проверяет способность ученика ранжировать географические объекты. 1. Расставьте океаны Земли в порядке возрастания их площади: а) Северный Ледовитый б) Тихий в) Индийский г) Южный д) Атлантический (ГАВДБ)

2. Расположите города в порядке уменьшения годового количества осадков: а) Триполи (Ливия 440 мм) б)Калькутта (Индия 1680 мм) в)Лондон (Англия 610 мм) г)Владивосток (Россия 830 мм) (БГВА)

(Можно усложнить задачу и попросить обучающихся назвать страны, к которым эти города относятся)

3. Выберите из списка названия горных систем, относящихся к эпохе альпийской складчатости. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке: а) Скандинавские б) Гималаи в) Аппалачи г) Кавказ д) Альпы е) Уральские (БГД)

Приём «Раздели слова на группы»

Задание даётся в виде списка, необходимо разделить на группы, количество групп не указывается, их может быть несколько. Причём, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.

Пример: Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Котопахи, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Гекла, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Эребус, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Рейн, Телецкое, Байкал, Ключевская Сопка, Альпы, Израиль, Сахара, Гоби, Намиб, Виктория, Париж, и т.д. (Проверка)

Приём «Фишбоун». Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.

3. Функции стадии рефлексии.

3.1.Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 3.2. Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 3.3. Информационная (приобретение новых знаний) 3.4. Оценочная (выработка собственной позиции)

Приёмы технологии на стадии рефлексии: Написание эссе Рефлексивный экран вопросов Самооценка Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (приём «Моё мнение») Что нового вы узнали на уроке

Приём «Кластер»

1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками. Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний. Для примера – Кластер «Ветер», Кластер «Виды горных пород и минералов» (учителя у доски или с места заполняют пропущенные слова в логических блоках)

Приём «Перепутанные логические цепочки»

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность), некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. Цель приёма: Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей.

Приём «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Для чего используется:

Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.

Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка: описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме и Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Приём «Самооценка». -Какова цель задания? (задачи) -Удалось получить результат? (решение, ответ) -Правильно или с ошибкой? -Самостоятельно или с чьей-то помощью? -Какую оценку и отметку ты себе поставишь? (по таблице учителя дают оценку себе и уроку)

Приём «Домашнее задание - Идеальное задание»

Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Даётся перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.

Вывод: Технология критического мышления учит: - Работать самостоятельно - Задавать вопросы - Выслушивать чужое мнение - Иметь своё мнение и защищать его - Критически относится к мнению оппонентов - Анализировать и классифицировать - Развивать творческие и исследовательские навыки - Осуществлять рефлексию своей деятельности

Уважаемые коллеги с вами было приятно работать. Спасибо за внимание. Лёгкого, удачного нового учебного года. Больше побед и свершений. Если вас интересует материал в электронном виде, могу поделиться и ответить на вопросы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андреева Анна Сергеевна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 244728


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства