kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Составляющие успешного развития хозяйства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Составляющие успешного развития хозяйства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Составляющие успешного развития хозяйства.»

Урок №48 Дата___01.03__________

Тема урока: Составляющие успешного развития хозяйства.

Тип урока: изучение нового материала

Цели: Познакомить с содержанием понятий «хозяйство», «отрасль», «отраслевой комплекс», «территориальная структура». Определять и характеризовать экономические ресурсы страны. Сформулировать представление о секторах хозяйства России. Формировать умения работать со статистическими материалами, развивать умение работать с учебниками, составлять логические схемы.

Задачи урока:

Образовательные: - знать стадии развития мировой экономики; - знать этапы развития национальной экономики; - определять перспективы развития экономики России;

Развивающие: - уметь сравнивать, обобщать, делать выводы; уметь работать в коллективе и самостоятельно;

Воспитательные: - воспитывать географическую культуру личности; - воспитывать познавательную активность, сознательную дисциплинированность, интерес и желание учиться;

Оборудование: экономическая карта России , текст учебника, тетрадь , атлас (стр.28-29, 8-9 класс),политическая карта мира


Ход урока

I. Организационный момент: готовность класса к уроку

II. Актуализация знаний

Для успешного развития хозяйства важно эффективно управлять природно-ресурсным, человеческим и производственным капиталом.

Установим :

что относится к природно-ресурсному капиталу?

что такое человеческий капитал?

что такое производственный капитал ( стр.154 :2 ,3,4 абзац)

Работа в парах. Изучить текс учебника на стр. 154 ( 3-5мин.)

Выступление учеников

III. Изучение нового материала

- Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики) России.

Что же такое хозяйство, экономика России? (стр.154 : 1абзац)прочитать

Запись в тетрадь

Экономика-это особая сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление созданных в обществе благ

Хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.

Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из средств труда (то, чем или с помощью чего работает человек-станки, оборудование, ) и предметов труда (то, что он обрабатывает-металл, лен, нефть ).

- Главной задачей хозяйства (экономики) является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.

Общество любой страны должно решить 3 проблемы:

а) что производить (пушки или масло);

б) как производить (какие технологии и ресурсы использовать);

в) для кого они будут предназначены (какой части населения необходимы и как географически распределены по стране).

Вывод: стр.154 (розовая рамка)

Для успешного управления хозяйством нужно хорошо представлять, чем располагает страна-что есть в избытке, чего не хватает и как правильно распорядиться имеющимися экономическими ресурсами.( напомните мне : природно-ресурсный, человеческий, производственный капитал)


Выясним как организованно хозяйство :стр. 155 запись в тетрадь

1.Элементарные кирпичики хозяйства : заводы ,фабрики ,магазины ,поликлиники, аэропорты

2.Отрасль - это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги. (атлас стр.28-29 отрослевая структура)

Совокупность отраслей составляет экономику страны. Например: все автомобильные заводы(предприятия) страны образуют отрасль - автомобилестроение; а все медицинские учреждения (больницы, поликлиники и др.) образуют другую отрасль - медицину (или здравоохранение).

Какие учреждения образуют отрасль экономики – образование? Ответы учеников

Отрасли, производящие сходную продукцию, объединяются в отраслевые комплексы (ТЭК, АПК)

3.Территориальная структура –размещение видов деятельности и отраслей хозяйства по территории страны: узлы, центры, районы ,дороги (размещение )стр.28-29 . уч.стр 155 Хозяйственные производства и населения размещены по территории страны неравномерно. Одни территории имеют высокую концентрацию производства , другие освоены слабо. Промышленные и транспортные узлы, города, дороги, сельскохозяйственные районы образуют территориальную структуру.

Назвать факторы, которые влияют на размещение производств по территории страны (рис 73, на стр. 155). Ответы учеников.


4.Функциональная структура (виды экономической деятельности или назначение производства) (стр.155)-

Хозяйство часто делят на две сферы: производственную (материальную) и непроизводственную (нематериальную). Схему на доске

Производственная сфера состоит из отраслей, производящих материальные блага (машины, мебель, продукты питания и др.).

Непроизводственная сфера оказывает услуги (образовательные - образование, медицинские - медицина, услуги связи и пр.).

Хозяйство можно представить в виде следующей схемы, которую учитель чертит на доске, а учащиеся в тетради.


 

 Вывод : хозяйство любой страны имеет отраслевую функциональную и территориальную структуру


Этапы исторического развития хозяйства отражают сектора экономики

Стр.156 рис 74


Задания: Назвать и дать краткую характеристику секторам экономики

Работа в группах по вариантам

1. Первичный сектор 155-156

Первичный сектор экономики составляют охота и рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство (охрана и восстановление лесов), лесозаготовки, горнодобывающая промышленность


2. Вторичный сектор 155-156

Вторичный сектор составляют обрабатывающие отрасли и строительство.


3. Третичный сектор.156

Третичный сектор стал преобладающим в развитых странах. Это сфера непроизводственная - наука, финансовая сфера, информация, услуги. Науку и управление часто выделяют в четвертичный сектор хозяйства


4. Четвертичный сектор.

В XX веке начали выделять четвертичный сектор. Производство и обработка информации.

В России до сих пор преобладающей отраслью является промышленность, ведущей сферой - производственная. Россия отстает в развитии экономики технологически, у нас преобладает вторичный сектор экономики, т. е. обрабатывающая промышленность.

В промышленности выделяются исторические этапы названные циклами Кандратьева , который доказал что развитие экономики происходит не в виде прямолинейного роста ,а поэтапно –блоками .,циклами (стр 156-157учебник )

Циклы (усл.названия ): текстильный, угольно-металлургический, электрификаци, автомобилизации , информации (стр.157)





IV. Закрепление

- В чем особенности структуры экономики России? (Преобладание промышленности в экономике.)

- Какие отрасли хозяйства являются ведущими? (Промышленность -обрабатывающая), строительство, торговля, здравоохранение, образование и др.)

- Назовите секторы хозяйства? (Первичный, вторичный, третичный, часто выделяют еще и четвертичный.)

- С чем связанно выделение циклов Кандратьева ( Связанно с тем ,что структура промышленности не остается неизменной )


V. Рефлексия

Что нового вы узнали об экономике страны?

Как и где вам может пригодиться эта информация?

Всё ли вам было понятно на уроке? Какие трудности возникли и как вы их решили?


VI. Домашнее задание: пар.38, задание №5 (стр.157)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: Составляющие успешного развития хозяйства.

Автор: Ярославец Юлия Викторовна

Дата: 27.02.2022

Номер свидетельства: 601367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Тема урока Сельское хозяйство в условиях многообразия форм собственности (предмет экономика сельского хозяйства)"
    ["seo_title"] => string(126) "tiema-uroka-siel-skoie-khoziaistvo-v-usloviiakh-mnoghoobraziia-form-sobstviennosti-priedmiet-ekonomika-siel-skogho-khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "294878"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455729696"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Доклад: Реализация инновационных идей – как основа эффективности учебно-образовательного процесса на уроках СБО "
    ["seo_title"] => string(122) "doklad-riealizatsiia-innovatsionnykh-idiei-kak-osnova-effiektivnosti-uchiebno-obrazovatiel-nogho-protsiessa-na-urokakh-sbo"
    ["file_id"] => string(6) "124139"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414649546"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Патриотическое воспитание школьников на уроках   химии."
    ["seo_title"] => string(53) "patriotichieskoievospitaniieshkolnikovnaurokakhkhimii"
    ["file_id"] => string(6) "338276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1469815861"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Организация подготовки ЕНТ и ВОУД по географии.Анализ результатов пробных тестирований "
    ["seo_title"] => string(97) "orghanizatsiia-podghotovki-ient-i-voud-po-ghieoghrafii-analiz-riezul-tatov-probnykh-tiestirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "154395"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421155836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства