kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование География. Землеведение. 5класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное КТП составлено к учебнику "География. Землеведение. 5-6 класс" О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование География. Землеведение. 5класс»


Календарно-тематическое планирование География. Землеведение. 5класс, 34 часа (1ч/н)


урока

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание урока

Требования к уровню подготовки в соответствии с ФГОС НОО

Вид контроля

Примечание


план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Как устроен наш мир (10 ч)

Тема 1.1 Земля во Вселенной (5ч)




1

Представления об устройстве мира.

1

Устройство нашего мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира. Вселенная. Наблюдение за предметами живой и неживой природы, за изменениями в природе происходящими под влиянием человека.

Объяснять значение понятий «География», «Вселенная».

Знать и различать геоцентрическую и гелиоцентрическую модель представления об устройстве мира.

Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами.

Овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Само, взаимо конт-роль



2

Звезды и галактики.

1

Звезда. Солнце –ближайшая к нам звезда. Определение расстояния до звёзд. Виды звёзд. Количество звёзд.

Объяснять значение слов «Звезда», «Световой год», «Галактика».

Работа с текстом, таблицами.

Формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе.

Учительский контроль




3



Солнечная система.

1

Работа с источниками информации: модель «Солнечная система». Земная группа планет Солнечной системы. Планеты – гиганты. Возникновение Солнечной системы. Исследования Солнечной системы.

Называть и показывать планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет - гигантов, объяснять значение «Астероид», «Метеорит», «Комета».

Работа с текстом, таблицами, фото.

Развитие личностной

рефлексии.

Само, взаимо конт-роль




4



Луна- спутник Земли.

1

Работа с источниками информации: Луна – спутник Земли, изменение внешнего вида Луны, влияние Луны на Землю.

По результатам наблюдения за Луной находить и сформулировать зависимость фазы Луны от освещения Солнцем.

Объяснять значение слов: «Отлив», «Прилив».

Самостоятельно обнаружить и сформировать вопросы к тексту параграфа. Продолжить обучение в эвристической беседе.

Формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе.

Учительский, взаимо конт-роль




5



Земля- планета Солнечной системы.

1

Работа с источниками информации: объяснение смены дня и ночи, связь продолжительности светового дня со сменой времён года. Часовые пояса, измерение времени.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли». Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, северное и южное полушарие, ось вращения Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия.

Выявление причин и следствий простых явлений, решение практических и познавательных задач.

Развитие личностной рефлексии.

Само, взаимо конт-роль




Тема 1.2 Облик Земли.



6



Облик земного шара.

1

Материки и океаны. Соотношение площадей океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы, проливы. Острова и архипелаги. Полуострова.

Объяснять значение ключевых слов: «Мировой океан», «Материк», «Полуостров», «Остров», «Архипелаг».

Показ географических объектов на карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Само, взаимо конт-роль




7



Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли.

1

Глобус- модель Земли. Первые глобусы. Представления людей о форме Земли.

Называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом.

Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Учительский и самоконтроль




8



Параллели и меридианы. Градусная сеть.

1

Географическая карта. Многообразие карт. Виды карт. Градусная сеть. Параллели. Меридианы. Нулевой меридиан.

Показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Само, взаимо конт-роль




9



Урок практикум. Глобус как источник географической информации

1

Изображения на глобусе. Определение географических координат точки по глобусу и карте. Нахождение точки по заданным координатам. Описание географического положения объекта на глобусе и карте. Элементы градусной сети на глобусе.

Определение расстояний и направлений по глобусу.

Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Учительский и взаимоконтроль




10



Обобщающий урок по теме: «Как устроен мир».

1

Повторение, закрепление и обобщение материалов по теме.

Объяснять значение ключевых понятий, выполнять основные практические действия с глобусом и картой.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Учительский конт-роль




Раздел П. Развитие географических знаний о земной поверхности 8ч.

Тема 2.1. Изображение Земли 2ч



11



Способы изображения земной поверхности.

1

Способы изображения земной поверхности. План местности, географические карты, атлас, аэрофотоснимки, космические снимки.

Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения задач. Объяснять значение ключевых слов: «План местности», «Географическая карта», «Атлас», «Аэрофотоснимок».

Применять методы информационного поиска.

Показывать ценность географической информации для человечества.

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Само, взаимо конт-роль




12



История географической карты.

1

Географическая информационная система (ГИС). Географическая карта. Создание карты на компьютере.

Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории. Работать с компасом, картой, ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.



Участвовать в совместной деятельности.

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Само, взаимо конт-роль




Тема 2.2. История открытия и освоения Земли 6ч.



13



Географические открытия древности.

1

История географических открытий древности. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей.

Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источниках географической информации.

Называть: основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов.

Умения объяснять своими словами значение понятий, терминов и выражений: «Путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «Поморы».

Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям.

Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.). Определять возможные источники необходимых сведений. Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального.

Само, взаимо конт-роль




14



Географичес-кие открытия средневековья.

1

Сухопутные и морские странствия в Средневековье. Марко Поло. Афанасий Никитин. Литературное описание странствий Афанасия Никитина.

Учительский и взаимо конт-роль




15



Великие географические открытия.

1

Эпоха Великих Географических открытий. Викинги, арабские путешественники, В. Да Гама, Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Магеллан. Имена знаменитых путешественников на географических картах.

Само, взаимо конт-роль




16



В поисках Южной Земли.

1

Открытие Австралии В. Янсзоном. Путешествие Дж. Кука. Открытие Антарктиды Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым. Изучение арктических широт Ф. Нансеном. Полярник И.Д. Папанин. Р. Пири – покоритель северного полюса. Р. Скотт и Р. Амудсен – покорители южного полюса.




Учительский и взаимо-конт-роль




17



Исследования Океана и внутренних частей материков.

1

Российские путешественники: С.И. Дежнёв, Е. П. Хабаров, В. Беринг. Исследования внутренних частей материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н. М. Пржевальский, П.П. Семенов – Тян-Шанский. Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX столетии.

Само, взаимо конт-роль




18



Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации».

1

Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации. Журналист, писатель, путешественник В.М. Песков и его книга «Земля за океаном».

Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной.

Учительский конт-роль




Раздел III. Как устроена наша планета 16ч.

Тема 3.1. Литосфера 5ч.



19



Внутреннее строение Земли

1

Внутреннее устройство планеты Земля. Земная кора. Слой осадочных горных пород. «Гранитный» слой». «Базальтовый слой». Ядро, мантия, литосфера.

Объяснение ключевых слов: «Земная кора», «Литосфера», «Мантия», «Ядро». Описание модели строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать между собой.

Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Само, взаимо конт-роль




20



Горные породы и их значение для человека

1

Магма. Магматические горные породы. Преобразования горных пород при попадании их в недра Земли. Метаморфические горные породы. Осадочные горные породы. Значение горных пород в жизни человека.

Объяснение ключевых слов «Литосфера», «Горные породы», «Полезные ископаемые».

Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Само, взаимо конт-роль




21



Урок-практикум Работа с коллекцией горных пород и минералов

1

Различия минералов, горных пород.

Использование горных пород и минералов. Полезные ископаемые.

Различать и классифицировать горные породы и минералы.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.).

Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике.

Учительский конт-роль




22



Рельеф и его значение для человека

1

Образование форм рельефа суши. Работа внутренних и внешних сил над созданием рельефа. Значение рельефа для человека.

Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику.

Работа по плану, сверять свои действия, и при необходимости исправлять ошибки. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной.

Само, взаимо конт-роль




23



Основные формы рельефа

1

Основные формы рельефа – горы и равнины. Переход от материка к океану. Подводная окраина материка. Шельф. Материковый склон. Формы рельефа на дне океана.

Выполнять практические задачи по определению на картах средней и абсолютной высот.

Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной.

Само, взаимо конт-роль




Тема 3.2. Гидросфера 3ч.



24



Мировой круговорот воды.


1

Гидросфера – водная оболочка планеты. Состав гидросферы. Мировой круговорот воды. Истощение запасов пресной воды.

Знать и объяснять значение новых слов: «Гидросфера», «Мировой круговорот. Умение изобразить и объяснить своими словами круговорот воды в природе.

Осуществлять сравнение и классификацию морей, проливов.

Формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны воды в природе.

Учительский и взаимо-конт-роль




25



Мировой океан и его части

1

Береговая линия – граница континента. Виды морей: внутренние и окраинные. Заливы, фьорды, лиманы и проливы. Рукотворные проливы (каналы).

Знать и объяснять значение новых слов: «Мировой океан», воды», «Море», «Залив», «Пролив», «Лиман».

Показ на карте частей Мирового океана.

Умение узнавать и находить на картах моря, заливы и проливы, указанные в параграфе.

Формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны Мирового океана.

Само, взаимо конт-роль




26



Гидросфера-кровеносная система Земли

1

Гидросфера Земли. Роль рек, озёр, подземных вод, болот, ледников в природе и жизни человека. Речная система. Озёрная котловина. Водопроницаемые горные породы, водоупорный слой, подземные воды, болото, ледник.

Знать и объяснять значение ключевых слов: «Река», «Русло», «Исток», «Устье», «Приток», «Речная система», «Озёрные котловины», «Болота», «Ледники», «Подземные воды», «Водопроницаемые и водоупорные породы».

Умение управлять своей познавательной деятельностью. Показывать ценность географической информации для человечества.

Формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны пресных вод.

Само, взаимо конт-роль





Тема 3.3 Атмосфера 3ч.



27



Атмосфера Земли и её значение для человека.

1

Воздух – смесь газов. Воздушные массы. Изменение свойств воздуха с увеличением высоты и в разных районах земного шара. Полярное сияние.

Знать и объяснять значение ключевых слов: «Атмосфера», «Тропосфера», «Стратосфера», «Воздушные массы», «Полярная ночь».

Умение управлять своей познавательной деятельностью. Показывать ценность географической информации для человечества.

Формирование основ экологической культуры, на примере выяснения причин загрязнения атмосфере в дополнительной литературе.

Учительский и взаимо-конт-роль




28



Погода

1

Погода. Метеорология, метеоролог. Составление прогноза погоды. Синоптические карты. Народные приметы и погода.

Знать и объяснять значение ключевых слов: «Погода», «Метеорология и синоптическая карты», «Термометр», «Барометр», «Гигрометр», «Осадкомер», «Флюгер», «Анемометр».

Формирование практических навыков и умений: измерять (определять) темпера туру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации; описывать погоду своей местности.

Формирование основ экологической культуры, на примере выяснения причин загрязнения атмосфере в дополнительной литературе.

Само, взаимо конт-роль




29



Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

1

Метеорологические приборы для измерения значений элементов погоды: термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер, анемометр.

Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологическими приборами.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды.

Учительский конт-роль




Тема 3.4. Биосфера 2ч.



30



Биосфера - живая оболочка Земли

1

Возникновение жизни на Земле. Взаимосвязь живых организмов. Изменения планеты под действием живых организмов. Гидрологические наблюдения.

Знать и объяснять значение ключевых слов: «Биосфера», «Биологический круговорот», «Пищевая цепь», «Хищники», «Травоядные», «Реликт».

Выявлять причины и следствия простых явлений.

Формирование основ экологической культуры, на примере доказательств на утверждение "Человек-часть биосферы".

Само, взаимо конт-роль




31



Урок-практикум. Экскурсия в природу.

1

Наблюдения в природе. Правила поведения в природе. Полевой дневник. Сбор гербария.

Выполнение заданий по предложенным типовым планам работы на местности.

Самостоятельно анализировать явления природы и состояние погоды, различать живые организмы.

Формирование личного отношения к окружающему миру.

Учительский конт-роль





Тема 3.5 Природа и человек 1ч.



32



Воздействие человека на природу.

1

Масштабы воздействия человека на природу. Взаимоотношения человека и природы. Охрана природы. Ноосфера.

Выполнение заданий по предложенным типовым планам работы на местности.

Самостоятельно анализировать явления природы и состояние погоды, различать живые организмы.

Формирование личного отношения к окружающему миру.

Само, взаимо конт-роль




Обобщение знаний 2ч.



33



Обобщающий урок по разделу: «Как устроена наша планета».

1

Литосфера. Внутреннее строение Земли. Гидросфера. Мировой круговорот воды. Атмосфера. Погода. Биосфера. Живая оболочка Земли. Природа и человек.

Прогнозировать состояние окружающей среды.

Умение управлять своей познавательной деятельностью. Показывать ценность географической информации для человечества.

Формирование основ экологической культуры.

Учительский

,само, взаимо конт-роль




34



Обобщение за курс «Землеведение» в 5 классе.

1

Устройство мира. Земля во Вселенной. Облик Земли. Географические знания о земной поверхности. Изображение Земли. История открытия и освоения Земли. Устройство планеты Земля.

Проверка ЗУН за курс 5 класса.

Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Знание основных принципов и правил отношения к живой и неживой природе.

Учительский, взаимо конт-роль





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование География. Землеведение. 5класс

Автор: Тарпанова Татьяна Валерьевна

Дата: 31.01.2022

Номер свидетельства: 599214


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства