kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие координационыых способностей у учащихся младших классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие координационных способностей  у детей младшего школьного возраста очень актуально, ведь в этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых зачастую не удаётся восполнить в более позднем возрасте.

Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом уровне физического  воспитания учащегося.

Осваивая новые упражнения, учащиеся пополняют свой двигательный опыт,   развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая  запасом двигательных навыков, подросток легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Игровая методика носит комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания, что  благоприятным образом сказывается на развитии координации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие координационыых способностей у учащихся младших классов»

Развитие координационных способностей у учащихся

начальной школы

Из опыта работы

учителя физической культуры

МАОУ лицей № 64 города Краснодара

Скорченко Натальи Владимировны

В теории физического воспитания основными физическими (двигательными) качествами принято называть силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.

Однако в последние годы вместо существующего основного термина ловкость, оказавшегося многозначным и нечетким, ввели в теорию и практику термин координационные способности. С появлением этого термина стали говорить о системе координационных способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию.

Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.

Они включают в себя:

  • пространственную ориентировку;

  • точность воспроизведения движения по пространственным,

силовым и временным параметрам;

  • статическое и динамическое равновесие.

Способность к овладению новыми движениями особенно важна во всех видах спорта, а в гандболе особенно, ведь двигательная активность гандболиста очень разнообразна, постоянно меняющаяся ситуация заставляет быстро принимать новые решения, что связано с развитием интеллекта индивидуума.

Гандбол включен в рабочую программу по физической культуре в рамках ФГОС, а также в программу Всекубанской спартакиады школьников, поэтому его развитие при наличии спортивной базы является необходимым и нужным направлением физического развития.

Гандбол - это сложно-координированный вид спорта, который имеет общие корни со многими спортивными играми, а по своему атлетизму и контакту с противником требует больших напряжений и силовых качеств.

Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию - все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и являются элементами для развития координации движений.

Поэтому развитие координационных способностей в гандболе у детей младшего школьного возраста очень актуально, ведь в этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых зачастую не удаётся восполнить в более позднем возрасте.

Сенситивные периоды для развития координационных способностей.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила, формируются все изгибы позвоночника. Развитие гибкости и подвижности в суставах в этом возрасте, открывает большие возможности для формирования и укрепления опорно-двигательного аппарата школьника.


Сенситивные периоды развития физических качеств (по Филину В.П., Гужаловскому А.А., Волкову В.И., Ляху В.И.)



Физические качества

Возрастные периоды

Мальчики

Девочки

Быстрота движений

с 7 до 9 лет

7-9, 10-11

Быстрота реагирования

с 7 до 14 лет

с 7 до 13 лет

Максимальная частота движений

с 4 до 6, с 7 до 9 лет

4-6, 7-9 лет

Сила

13-14, 17-18 лет

10-11, 16-17 лет

Скоростно-силовые качества

14-15 лет

с 9 до 12 лет

Выносливость аэробная (общая)

8-9, 10-11, 12-13, 14-15 лет

9-10, 11-12 лет

Выносливость силовая (динамическая)

11-13, 15-16 лет

с 9 до 12 лет

Выносливость скоростная*

после 12 лет

после 12 лет

Гибкость

с рождения до 13-14 лет

с рождения до 13-14 лет

Координационные способности

с 7 до 11-12 лет

с 7 до 11-12 лет

Способность к ориентированию в пространстве

с 7 до 10, 13-15 лет

7-10, 13-15 лет

Способность к динамическому равновесию

в 15 лет

в 17 лет

Способность к перестроению двигательных действий

7-11, 13-14, 15-16 лет

с 7 до 11-12 лет

Способность к ритму

7-13 лет

с 7 до 11 лет

Способность к расслаблению

10-11, 14-15 лет

10-12, 14-15 лет

Точность

10-11, 14-15 лет

10-11, 14-15 лет








Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств



Возраст

Мышечная масса

быстрота

Скоростно-силовые кач-ва

Выносливость

Сила

Гибкость

Координацион

Ные способ-ти

Равновесие

7 лет









8 лет









9 лет









10 лет









11 лет









12 лет










Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют:

  • Подготовительные (упражнения без предметов и с

предметами (теннисными мячами, скакалками);

  • Общеукрепляющие (простые и сложные упражнения,

выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны);

  • Гимнастические упражнения динамического характера

(кувырки, перекаты, броски в падении, лазание по скамейке, упражнения в равновесии и т.д.);

  • Игровые задания на короткое расстояние;

  • Подвижные и спортивные игры (подводящие,

способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта и развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей);

Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту, количество. Усложнение происходит и при комбинировании двигательных навыков, сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Для быстрого эффекта воспитания координационных способностей целесообразно перестраивать двигательную деятельность с быстро меняющейся обстановкой, на упражнения с постепенным увеличением их координационной сложности. Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части урока или занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом уровне физического воспитания учащегося.

Осваивая новые упражнения, учащиеся пополняют свой двигательный опыт, развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая запасом двигательных навыков, подросток легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Пространственная ориентировка учащегося развивается с возрастом гетерохронно, поэтому способность прогнозировать и предвидеть игровую ситуацию учащиеся с 1 по 3 класс не способны. У младших школьников план действия вырабатывается труднее и со значительными ошибками. В возрасте от 7 до 11 лет целесообразно воздействовать на развитие функций, обеспечивающих предварительную оценку времени начала действия. Сенситивным периодом развития способности перестраивать движения в соответствии с внешними условиями является возраст после 14 лет вплоть до 17 лет.

В начальной школе необходимо развивать у детей:

1. Способность отвечать двигательным действием на хорошо известный сигнал. (Например, метание мяча в мишень, которую указывает учитель с помощью звукового сигнала);

2. Способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися условиями выполнения. (Например, метание мяча в движущуюся с разной скоростью мишень);

3. Способность использовать именно то двигательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно возникшей ситуации.

Методы развития координации.

Для развития координационных способностей учащихся младшего школьного возраста используются следующие методы:

1) стандартно-повторного упражнения;

2) вариативного упражнения;

3) игровой;

4) соревновательный.

Стандартно-повторный метод применяют при разучивании сложных двигательных действий, так как овладеть движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения применяют при строгой (конкретном задании – бег из положения приседа, упора лежа); и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, броски мяча неудобной рукой, броски в цель сразу после вращений, кувырков)

Игровой метод является эффективным при воспитании координационных способностей. Метод предусматривает выполнение упражнений в ограниченное время при определенных условиях. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как контрольно-зачетная форма при овладении каким-то физическим навыком (метод стимулирует интерес у учащихся к освоению новых движений и активизирует их при выполнении отдельных заданий).

Факторы, влияющие на развитие координационных способностей.

Развитие координационных способностей зависит от целого ряда факторов:

1) способности человека к анализу движений;

2) сложности двигательного задания;

3) уровня развития физических способностей (скоростных, силовых, гибкости и т.д.);

4) смелости и решительности;

5) общей подготовленности занимающихся.

Методика развития координационных способностей.

В процессе многолетней работы тренером - преподавателем, у меня сформировалась своя методика развития учащихся в классах начальной школы. Учитель физической культуры должен использовать в обучении школьников три урока физкультуры плюс два занятия, согласно ФГОС во внеурочное время, для изучения двигательных умений и навыков и развития физических качеств учащихся. Только на этой основе, используя пять занятий в неделю, можно благоприятно развить координационные и другие физические качества для укрепления опорно-двигательного аппарата и всестороннего развития и оздоровления организма.

Говоря об особенностях обучения движениям, развитии физических качеств в младшем школьном возрасте, важно сочетать методы стандартно-повторного и вариативного упражнения. По мере того как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.

В подготовительной части урока я использую развивающие упражнения с различными предметами, игры и игровые задания, подготавливающие учеников к движениям и нагрузкам основной части урока. Задача подготовительной части урока подготовить организм, провести разминку всех групп мышц. Я использую поточный метод выполнения заданий в движении (ходьба: на носках, пятках, в полуприседе, приседе с различным положением рук; бег с различными заданиями; игровые задания – по сигналу приседание, сгибание-разгибание рук, смена направления и т.д.) и фронтальный метод выполнения упражнений с предметом (теннисный мяч, скакалка) и без предмета.

Хорошо проходит разминки, которая начинается с расчета номеров по порядку. Каждый ребенок должен запомнить свой номер, по свистку учителя, детям нужно образовать пары, тройки, четверки, пятерки. Как вариант такой разминки, деление номеров на цвета. Каждый запоминает свой цвет. По свистку необходимо всем построиться по цветам дорожного движения: красный, желтый, зеленый.

В основной части урока я стараюсь вовлечь всех учащихся в двигательный процесс урочной деятельности. Современное поколение очень гиперактивно, заставить их долго находится без движения сложно. Видя это я, стараюсь использовать их активность, применяя групповой метод и метод круговой тренировки. Эти методы доступны в данном возрасте для общей физической подготовленности и развития физических качеств. На занятии команды получают задания, и начинают выполнять в течение определенного времени, после этого команды переходят к другому заданию по кругу.



Например: Первая выполняет прыжки через резинку, высота которой варьируется от серии к серии, так же как и сами прыжки.




Вторая, рассчитавшись по – два, использует стенку зала, выполняют передачи, от груди, из-за головы, одной рукой, стараясь поймать каждую передачу без отскока об пол.



Третья играет в подвижные игры: «волк во рву», «салки мячом», «мяч капитану», «охотники и утки».



В заключительной части используются игровые задания успокоительного характера. Например: игра «запрещенные движения», которая снижает физическую активность, но благоприятствует хорошему эмоциональному подъему и настроению.

Я считаю, что на уроках физической культуры в начальной школе, целесообразно применять формы игрового метода развития: игровые упражнения, игровые задания, сюжетно-ролевые задания, а также нестандартное оборудование и инвентарь (ведро, коробки, шашки, дощечки и т.д.).

Игровая методика носит комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания, что благоприятным образом сказывается на развитии координации. Мои учащиеся полюбили:

  • Подвижную игру «хвостики», которые находятся у детей

сзади на поясе, спереди на ноге. Задача сорвать хвостик, не потеряв свой. Игра проводится несколько раз, побеждает тот, кто за все время игры наберет большее количество хвостиков.

  • Задания в виде эстафет, в которых соревновательный метод

выступает большим стимулятором и эмоциональной разрядкой.

  • Комплексную полосу препятствий, с использованием скамеек,

гимнастических матов для кувырков или перекатов, попаданием мячей в цель.

При обучении двигательным действиям, я отдаю предпочтение целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. Как педагог я считаю, что подвижные игры являются самым эффективным способом для развития координационных способностей.


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие координационыых способностей у учащихся младших классов

Автор: Скорченко Наталья Владимировна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 250088


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства