kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Характеристика основных компонентов здорового образа жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровый образ жизни  — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle, так и Healthy (укрепление здоровья).

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика основных компонентов здорового образа жизни.»

Характеристика основных компонентов здорового образа жизни.

Серикова Жанерке Сериккызы

учитель физической культуры

КГУ «Средняя школа № 26» акимата

города Усть - Каменогорска


Здоровый образ жизни  — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle, так и Healthy (укрепление здоровья).

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например: медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума[1].

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека. Достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой, формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Исследования академика РАМН, профессора Ю.П.Лисицына, других отечественных и зарубежных ученых установили, что в ряду факторов риска, обусловливающих состояние здоровья и нездоровья, патологию, первое место занимает образ жизни, более того, от него оно  непосредственно зависит. А в 1974 г. он писал: “…недоразумение состоит в представлении, что если имеется достаточно  медицины и достаточно медицинского обеспечения, население будет здоровым”.

Согласно заключениям экспертов ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), состояние здоровья населения лишь на 10% определяется развитием медицины как науки и состоянием медицинской помощи, на 20% – наследственными факторами, на 20% – состоянием окружающей среды и на 50% – образом жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает  50% всех обусловливающих воздействий.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

· Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

· Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

· Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).

Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Понятие здоровый образ жизни включает следующие компоненты:

  • здоровое питание;

  • отказ от вредных привычек и пристрастий;

  • регулярную двигательную активность;

  • оптимальный режим работы и отдыха;

  • личную гигиену и закаливание;

  • позитивное восприятие жизни.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

- Прием пищи только при ощущениях голода.

- Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.

- Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.

Закаливание и тренировка иммунитета Ученики школ и люди трудоспособного возраста в настоящее время пропускают занятия или работу из-за простудно-инфекционных заболеваний. Но эти пропуски не является следствием того, что люди довольно чувствительны к низким температурам, а тем, что они не тренируют собственную устойчивость и стремятся к температурному комфорту. Также хочется сказать, что закаленные люди болеют простудно-инфекционными заболеваниями намного реже и заболевания не приносит большего ущерба. Четкий режим жизни Выполнение обязанностей человека, а также его поведение, должны иметь закономерность, которая бы соответствовала таким требованиям: Все виды нагрузок, психические, умственные, мышечные, а также прием пищи, должны чередоваться с отдыхом, который помогает восстановить резервы организма; Все стороны деятельности человека должны находить отражение в его деятельности: сон, работа или учеба, занятие спортом и досуг, выполнение обязанностей в семье, самореализация, встреч с друзьями, культурный отдых и т.п. В случае выполнения условий, написанных выше, жизнь будет насыщенной и интересной, в ней будет место и для важных дел, и для регулярных занятий собственным здоровьем. Но в то же время у человека не будет чувства постоянного недостатка времени. Психосексуальная жизнь. Этот аспект здорового образа жизни нельзя игнорировать или упрятать, хотя говорить о нем мало кто хочет в открытую. Всем нужно понимать, что значение этого фактора, а также отношение к нему и его восприятию изменяется в разном возрасте, но все же влияет на человека на протяжении всей жизни. Потому ведение рациональной психосексуальной жизни, что включает как и секс, так и все взаимоотношения с противоположным полом, имеет важнейшую роль в здоровом способе жизни индивидуума. Отказ от вредных привычек К ним регулярно относятся употребление продуктов и веществ, которые наносят вред здоровью. Это токсические вещества, наркотические продукты, табак и алкоголь, и другие вещества. Даже при однократном употреблении, они вызывают серьезные нарушения в работе организма, уже не говоря о систематическом. Прием этих веществ, связан с их способностями затормаживать сознание. При этом человеку кажется, что жизненные проблемы для него перестают существовать. Но после того как эти средства останавливают свое действие, проблемы появляются снова, и здоровье, которое могло бы быть пойти на их решение, можно объявить безвозвратно потерянным. Выполнение гигиенических требований Чистота тела также влияет на обеспечение хорошего здоровья человека. Но сюда относится не только кожный покров, но и волосы, ротовая полость, дыхательный аппарат, половые органы, а также все части тела, которые имеют непосредственный контакт с внешней средой. К тому же условия жизни должны быть соответствующими: питание, быт, одежда, обучение. Если человек будет додерживаться этих условий, он сможет прожить долгую, радостную и здоровую жизнь.

Несколько советов для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни и прожить долгую жизнь:

  • Определите, что Ваш стиль - здоровый образ жизни и четко его придерживайтесь;

  • Берегите здоровье с юных лет, существует много болезней, которые выявляются с возрастом, хотя их корни в детстве;

  • При существенных недомоганиях начинайте периодически проходить медосмотры;

  • Будьте умеренны во всем – не полнейте, чтобы не затруднять работу всего организма;

  • Будьте всегда доброжелательны, спокойны и рассудительны, раздражительность и суета наносят вред сердцу и нервной системе;

  • Не держите зла, чаще улыбайтесь, улыбка помогает снять напряжение;

  • Выберете такой вид трудовой деятельности, который Вам интересен и приносит не только материальное, но и моральное удовлетворение;

  • Занимайтесь физическим трудом, стараясь больше времени проводить на свежем воздухе;

  • Отдыхайте активно, отсутствие движений приводит к возникновению ряда заболеваний;

  • Спите 7,5 часов в день, сон восстанавливает силы и часто лечит лучше всяких лекарств;

  • Не курите, не пытайтесь уйти от проблем в мир алкогольного и наркотического дурмана;

  • Уделяйте время своим увлечениям, это помогает расслабиться и делает жизнь разнообразней;

  • Не поддавайтесь унынию и не разрешайте себе падать духом.

Будьте здоровы!

Литература
1.     «Большой и спорт совсем маленький» Александр Власов, кандидат педагогических наук, доцент МГАФК, Москва, 2000.
2.     Г. Л. Апанасенко. Здоровый образ жизни. Л., 2008.
3.     Е. А. Пирогова. Окружающая среда и человек Минск, 2009.
4.     Золинов В. Ф. Физическое воспитание взрослого человека. Л., 2011.
5.     Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. Здоровье человека М., 2014.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Характеристика основных компонентов здорового образа жизни.

Автор: Серикова Жанерке Сериккызы

Дата: 03.01.2019

Номер свидетельства: 493646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация на тему "ЗОЖ - Здоровый образ жизни""
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-na-tiemu-zozh-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "204927"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429771622"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Необходимые составляющие здорового образа жизни"
    ["seo_title"] => string(58) "nieobkhodimyie-sostavliaiushchiie-zdorovogho-obraza-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "317529"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460380279"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ "
    ["seo_title"] => string(123) "formirovaniie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-doshkol-nikov-kak-odin-iz-komponientov-zdorov-iesbieriegaiushchiei-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "225580"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439755922"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Консультация для родителей «Здоровье ребенка в наших руках»"
    ["seo_title"] => string(68) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_zdorov_ie_riebienka_v_nashikh_rukakh"
    ["file_id"] => string(6) "425404"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1502734083"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования 8 класс "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-po-osnovam-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191865"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427377082"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства