kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уравнение состояния идеального газа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 10 классе. Уравнение состояния идеального газа. Урок изучения нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уравнение состояния идеального газа»


Методическая разработка урока физики в 10 классе

по теме «Уравнение состояния идеального газа»

Урок изучения нового материала с элементами исследования


Цель: вывести зависимость между тремя макроскопическими параметрами p, V, T.

Задачи:

  • образовательная: – ознакомление с уравнением Менделеева – Клапейрона;

– применение полученных знаний при решении задач.

  • развивающая: – формирование умения сравнивать, обобщать имеющиеся знания, анализировать;

– развивать логическое мышление обучающихся,

– развивать навыки самообразования.

  • воспитательная: – воспитывать самостоятельность, творческий подход, умение формулировать, формировать интерес к изучаемому предмету;

– находить решение проблемных ситуаций.

Оборудование: поурочные карты, тесты, компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint.


Ход урока:

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

  1. Проверка домашнего задания

Сначала немного проверим ваши знания. Перед вами тесты.

Вы должны за 4 минуты ответить на предложенные вопросы. Можете приступать.


1 вариант

  1. Сколько молекул содержится в одном моле водорода?

а) 6·1023

б) 12 ·1023

в) 6·10 -23

г) 12·1026

  1. Единицей измерения какой физической величины является один моль?

а)количества вещества;

б) массы;

в) объёма;

г) количества материи.

3. Какое явление, названное затем его именем, впервые наблюдал Роберт Броун?

а) беспорядочное движение отдельных атомов;

б) беспорядочное движение отдельных молекул;

в) беспорядочное движение мелких твёрдых частиц в жидкости;

г) все три явления, перечисленные в ответах а – в.

4. Какое примерно значение температуры по абсолютной шкале соответствует температуре 270С по шкале Цельсия?

а) 327 К

б) 300 К

в) 273 К

г) 246 К

5. Что определяет произведение 3/2 kT ?

а) среднюю кинетическую энергию молекулы идеального газа;

б) давление идеального газа;

в) абсолютную температуру идеального газа;

г) внутреннюю энергию идеального газа.

  1. По какой из приведенных ниже формул можно вычислить среднюю квадратичную скорость молекул?

а)

б) nkT

в)

г)

7. Можно ли говорить о температуре одной или нескольких молекул?

а) можно говорить о температуре одной молекулы;

б) можно говорить о температуре нескольких молекул;

в) можно говорить только о температуре очень большого числа молекул;

г) можно говорить и о температуре одной молекулы, и нескольких молекул.

8. Как изменится давление газа при уменьшении его объема в 4 раза? Осталась неизменной температура.

а) уменьшится в 4 раза;

б) увеличится в 4 раза;

в) уменьшится в 2 раза;

г) увеличится в 2 раза.



2 вариант.

  1. Сколько молекул содержится в одном моле кислорода?

а) 12·1026

б) 6 ·1023

в) 12·1023

г) 1023

  1. Укажите единицу измерения давления.

а) 1 Н

б) 1 моль

в) 1 Па

г) 1 К

3. Чем обусловлено броуновское движение?

а) столкновением молекул жидкости (или газа) друг с другом;

б) столкновением частиц, взвешенных в жидкости (или газе);

в) столкновением молекул жидкости (или газа) с частицами, взвешенными в ней (в нём)

г) ни одной из указанных причин.

  1. Какое примерно значение температуры по шкале Цельсия соответствует температуре 200К по абсолютной шкале?

а) 4730с

б) 3730с

в) 730с

г)-73ос

  1. Каким выражением определяется средняя кинетическая энергия одной молекулы

идеального газа?

а) 

б) nkT

в)



г)

  1. В молекулярной физике используется понятие «идеальный газ». Это понятие

применимо тогда, когда можно пренебречь:

а) потенциальной энергией частиц;

б) кинетической энергией частиц;

в) массой частиц;

г) потенциальной энергией частиц и их размерами.

7. Можно ли говорить о давлении, оказываемом одной молекулой на стенки сосуда?

а) нет; в) иногда можно;

б) да; г) не знаю.

  1. Как изменится давление газа при увеличении его объёма в 3 раза? Температура осталась неизменной.

а) уменьшится в 3 раза;

б) увеличится в 3 раза;

в) уменьшится раз;

г) увеличится в раз;



А теперь проверьте ваши ответы. И внизу поставьте оценку. Кто написал на «5», на «4»? Хорошо.


Ответы:

Вариант 1


1

2

3

4

5

6

7

8

а

а

в

б

а

а

в

б


Вариант 2


1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

в

г

в

г

а

а


Критерии:

«5» - 8 верных ответов

«4» - 7 верных ответов

«3» - 5 – 6 верных ответов

«2» - не более 4 верных ответов



Восстанови формулу:



Проверьте знание формул:

1. 2. 3. 4. 5.


1. Число частиц в любом теле

2. Зависимость давления идеального газа от температуры

3. Средняя кинетическая энергия поступательного движения одной частицы

4. Тепловая скорость движения молекулы

5. Средняя кинетическая энергия молекулы с массой m0

(Ответ: 1 ---- 2, 2 -----3, 3 ---5, 4 -----4, 5 ----1)



3. Целеполагание и мотивация.

Проблемная ситуация. Важную роль в нормальной жизнедеятельности многих людей играет атмосферное давление. Какие способы измерения или вычисления атмосферного давления, например, в нашем кабинете вы можете предложить?

Ученик: Самый простой способ использовать барометр – прибор для измерения атмосферного давления.

Педагог: А если нет барометра, если у нас под рукой только линейка и термометр.

Предложите способ определения атмосферного давления в нашем кабинете с помощью линейки и термометра (Время на обдумывание – 3 мин)

(В ходе беседы подвести школьников к необходимости установить зависимость между давлением, объемом и температурой)

Ученик: Термометром можно измерить температуру, линейкой измерить размеры комнаты и вычислить объем. А как установить зависимость между давлением, объемом и температурой?

Педагог. Для вычисления атмосферного давления в нашем кабинете мы пришли к необходимости установить зависимость между давлением, объемом и температурой. Какова основная учебная (познавательная) задача урока?

Ученики: Вывести физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами — p, V, T.

Педагог. Уравнение, определяющее связь температуры, объема и давления тел, называется уравнением состояния. В некоторых случаях вместо объема в уравнение состояния входит плотность.

Для идеального газа уравнение состояния было установлено французским физиком Клапейроном , а для произвольной массы газа уравнение Клапейрона было обобщено Менделеевым; уравнение состояния называют еще уравнением Менделеева-Клапейрона. Любая реальная система – газ, жидкость, твердое тело - характеризуется своим уравнением состояния. Но только эти уравнения намного сложнее, чем уравнение Менделеева-Клапейрона для идеального (достаточно разреженного) газа.

Педагог: Итак, какова тема сегодняшнего урока: Ученики: Уравнение состояния идеального газа.

Педагог: Какова основная познавательная задача? Ученики: Вывести физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами — p, V, T идеального газа.

Педагог: Составим план наших действий. Урок мы начали с определения очень важного макропараметра – давления.


Педагог: Подумайте, каким образом можно связать три последних выражения, которые содержат интересующие нас макропараметры P, V, T?

Ученики: Подставить выражение для концентрации и числа молекул в уравнение P = nkT.

Следующий путь - путь подражания – это путь самый легкий.


4. Первичное усвоение материала. Итак, мы вспомнили все необходимое, наметили план решения нашей учебной задачи.

Учебная задача. Вывести физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами — p, V, T.

Предлагаю вам самостоятельно вывести уравнение состояния идеального газа. Работа с учебником §68.

План работы:

1.Вывести уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клапейрона

2.Ввести универсальную газовую постоянную R. Выяснить физический смысл универсальной газовой постоянной R.

3. Вывести связь между давлением, объемом и температурой идеального газа в двух любых состояниях – уравнение Клапейрона.

Уравнение состояния вещества

Уравнение, выражающее связь между макроскопическими параметрами состояния вещества (р, V и Т), называется уравнением состояния этого вещества. В общем случае эта задача является очень сложной и до сих пор не решена. И только для идеального газа получено решение этой задачи.


Уравнение состояния идеального газа

Получим это уравнение в классическом виде. Для этого параметры p, V и Т поместим в левую часть уравнения, а остальные величины – в правую. Один ученик преобразует уравнение у доски, остальные на месте.


1.Умножив обе части уравнения на V, получим:

2.Обе части уравнения разделим на Т: -это соотношение в 1834 г. было получено французским физиком Бенуа Клапейроном. Но оно неудобно к применению, так как в него входит неизмеряемое на опыте число молекул N.

3. Вместо N в полученное выражение подставим: N = .

4.Уравнение теперь имеет вид:

5.Найдем произведение NA и k:


NA. k = 6,02.1023 моль-1 . 1,38.10-23Дж/К= 8,31 Дж/ (моль. К)


Мы получили универсальную газовую постоянную R.

Универсальная газовая постоянная R

NA.k = R

R = 8,31 Дж/(моль.К)


Итак, после преобразований уравнение имеет вид:

- уравнение Менделеева-Клапейрона

В таком виде уравнение состояния идеального газа представил Дмитрий Иванович Менделеев в 1874 году, обобщив результаты Б.П. Клапейрона.


5. Закрепление темы:

а) Решить задачу:

Сколько гелия потребуется для наполнения воздушного шара емкостью 500 м3 при нормальном атмосферном давлении и температуре 300 К ?


Д а н о:

V = 500 м3

p = 105 Па

Т = 300 К

М = 4.10-3 Дж/(моль.К)

m - ?

Решение:



Ответ: 83 кг.


б) Задание из ЕГЭ по физике:


1. Иде­аль­ный газ в ци­лин­дре пе­ре­во­дит­ся из со­сто­я­ния А в со­сто­я­нии В так, что его масса при этом не из­ме­ня­ет­ся. Па­ра­мет­ры, опре­де­ля­ю­щие со­сто­я­ния газа, при­ве­де­ны в таб­ли­це. Какое число долж­но быть в сво­бод­ной клет­ке таб­ли­цы?

 


 Со­сто­я­ниеA 

1,0

4

 

 Со­сто­я­ниеB 

1,5

8

900

Ре­ше­ние.

Со­глас­но урав­не­нию Кла­пей­ро­на — Мен­де­ле­е­ва, для фик­си­ро­ван­но­го ко­ли­че­ства иде­аль­но­го газа в ходе любых про­цес­сов ве­ли­чи­на   оста­ет­ся не­из­мен­ной. Сле­до­ва­тель­но, не­до­ста­ю­щее в таб­ли­це зна­че­ние тем­пе­ра­ту­ры равно

 

 

Ответ: 300

2. В ре­зер­ву­а­ре на­хо­дит­ся 20 кг азота при тем­пе­ра­ту­ре 300 К и дав­ле­нии   Чему равен объём ре­зер­ву­а­ра? Ответ вы­ра­зи­те в ку­би­че­ских мет­рах с точ­но­стью до де­ся­тых.

Ре­ше­ние.

Азот в ре­зер­ву­а­ре можно счи­тать иде­аль­ны­ми га­за­ми. Иде­аль­ный газ под­чи­ня­ет­ся урав­не­нию со­сто­я­ния Кла­пей­ро­на — Мен­де­ле­е­ва:   где M — мо­ляр­ная масса газа. Сле­до­ва­тель­но, объём ре­зер­ву­а­ра равен

 

 

Ответ: 

3. Какая масса воз­ду­ха вый­дет из ком­на­ты, если тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха воз­рос­ла с   до  ? Объём ком­на­ты   дав­ле­ние нор­маль­ное. Ответ вы­ра­зи­те в ки­ло­грам­мах и округ­ли­те до де­ся­тых.

Ре­ше­ние.

Зна­че­ние нор­маль­но­го дав­ле­ние можно найти в спра­воч­ном ма­те­ри­а­ле, оно равно  Воз­дух в ком­на­те под­чи­ня­ет­ся урав­не­нию Кла­пей­ро­на — Мен­де­ле­е­ва. Вы­пи­шем это урав­не­ние для воз­ду­ха до и после на­гре­ва­ния:     Сле­до­ва­тель­но, масса вы­шед­ше­го воз­ду­ха равна

 

 

 Ответ: 2,5 кг.

4. В бал­ло­не ем­ко­стью 20 л на­хо­дит­ся кис­ло­род при тем­пе­ра­ту­ре   под дав­ле­ни­ем  Какой объем зай­мет этот газ при нор­маль­ных усло­ви­ях? Ответ вы­ра­зи­те в ку­би­че­ских мет­рах с точ­но­стью до сотых.

Ре­ше­ние.

Нор­маль­ны­ми усло­ви­я­ми на­зы­ва­ет­ся дав­ле­ние в   и тем­пе­ра­ту­ра   Кис­ло­род под­чи­ня­ет­ся урав­не­нию Кла­пей­ро­на — Мен­де­ле­е­ва, сле­до­ва­тель­но, по­сколь­ку ко­ли­че­ство газа не из­ме­ня­ет­ся, вы­пол­ня­ет­ся со­от­но­ше­ние   А зна­чит, объем газа будет равен 

 

Ответ: 

5. 

На ри­сун­ке изоб­ра­же­но из­ме­не­ние со­сто­я­ния по­сто­ян­ной массы раз­ре­жен­но­го ар­го­на. Тем­пе­ра­ту­ра газа в со­сто­я­нии 1 равна 27 °С. Какая тем­пе­ра­ту­ра со­от­вет­ству­ет со­сто­я­нию 2? Ответ вы­ра­зи­те в гра­ду­сах Кель­ви­на.

Ре­ше­ние.

Из гра­фи­ка видно, что про­цесс изо­хор­ный. В таком про­цес­се вы­пол­ня­ет­ся со­от­но­ше­ние   от­ку­да по­лу­ча­ем

 

 

Ответ: 900 К

6. 

Два моля иде­аль­но­го газа, на­хо­дя­ще­го­ся в за­кры­том со­су­де при тем­пе­ра­ту­ре 300 К, на­чи­на­ют на­гре­вать. Гра­фик за­ви­си­мо­сти дав­ле­ния p этого газа от вре­ме­ни t изоб­ражён на ри­сун­ке. Чему равен объём со­су­да, в ко­то­ром на­хо­дит­ся газ? Ответ вы­ра­зи­те в лит­рах.

Ре­ше­ние.

Из урав­не­ния Мен­де­ле­е­ва — Кла­пей­ро­на по­лу­ча­ем

 

 

Ответ: 48 л

7.  1,36 моль иде­аль­но­го газа, на­хо­дя­ще­го­ся в за­кры­том со­су­де, на­чи­на­ют на­гре­вать. Гра­фик за­ви­си­мо­сти дав­ле­ния p этого газа от вре­ме­ни t изоб­ражён на ри­сун­ке. Через 60 минут после на­ча­ла на­гре­ва­ния тем­пе­ра­ту­ра газа стала равна 300 К. Чему равен объём со­су­да, в ко­то­ром на­хо­дит­ся газ? Ответ вы­ра­зи­те в лит­рах.

Ре­ше­ние.

Ис­поль­зуя урав­не­ние Мен­де­ле­е­ва — Кла­пей­ро­на  , где   — ко­ли­че­ство молей, по­лу­ча­ем:

 

 

 

Ответ: 24 л

8. На гра­фи­ках при­ве­де­ны за­ви­си­мо­сти дав­ле­ния p и объёма V от вре­ме­ни t для 0,2 молей иде­аль­но­го газа. Чему равна тем­пе­ра­ту­ра газа в мо­мент t = 30 минут? Ответ вы­ра­зи­те в гра­ду­сах Кель­ви­на с точ­но­стью до де­сят­ков.

 

Ре­ше­ние.

По гра­фи­кам найдём зна­че­ние объёма и тем­пе­ра­ту­ры в мо­мент вре­ме­ни 30 минут:     На­пи­шем урав­не­ние Кла­пей­ро­на — Мен­де­ле­е­ва и вы­ра­зим из него тем­пе­ра­ту­ру:

 

 

 

Ответ: 600 К

9. На гра­фи­ках при­ве­де­ны за­ви­си­мо­сти дав­ле­ния p и объёма V от вре­ме­ни t для 0,4 молей иде­аль­но­го газа. Чему равна тем­пе­ра­ту­ра газа в мо­мент t = 45 минут? Ответ вы­ра­зи­те в гра­ду­сах Кель­ви­на с точ­но­стью до де­сят­ков.

 

Ре­ше­ние.

По гра­фи­кам найдём зна­че­ние объёма и тем­пе­ра­ту­ры в мо­мент вре­ме­ни 30 минут:     На­пи­шем урав­не­ние Кла­пей­ро­на — Мен­де­ле­е­ва и вы­ра­зим из него тем­пе­ра­ту­ру:

 

 

 

Ответ: 600 К



6. Д/з: 1. § 68 (Ответить на вопросы),

упр. 13 (5) .

2. Подготовить информацию о Менделееве и Клапейроне.


Рефлексия: Подведи итог своей работы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Уравнение состояния идеального газа

Автор: Хамит Газимович Хакимзянов

Дата: 05.09.2023

Номер свидетельства: 636313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок физики  Тема: Уравнение состояния идеального газа. "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-fiziki-tiema-uravnieniie-sostoianiia-idieal-nogho-ghaza"
    ["file_id"] => string(6) "107785"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403443961"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок физики 10 класс. Уравнение состояния идеального газа"
    ["seo_title"] => string(57) "urok_fiziki_10_klass_uravnenie_sostoianiia_idealnogo_gaza"
    ["file_id"] => string(6) "603163"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648095941"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Уравнение состояния идеального газа""
    ["seo_title"] => string(42) "uravnieniie_sostoianiia_idieal_nogho_ghaza"
    ["file_id"] => string(6) "393867"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1487589159"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок физики 10 класс. Уравнение состояния идеального газа"
    ["seo_title"] => string(59) "urok_fiziki_10_klass_uravnenie_sostoianiia_idealnogo_gaza_1"
    ["file_id"] => string(6) "603178"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648101805"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "«Уравнение состояния идеального газа»"
    ["seo_title"] => string(42) "uravnieniie-sostoianiia-idieal-nogho-ghaza"
    ["file_id"] => string(6) "341377"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1472485627"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2020 руб.
2520 руб.
1690 руб.
2110 руб.
1860 руб.
2320 руб.
1670 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства