Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Виды теплопередачи. Теплопроводность"»
Тема урока: Виды теплопередачи. Теплопроводность.
Цель урока:познакомить учащихся с одним из видов теплопередачи – теплопроводностью; объяснить процесс на основе молекулярного строения вещества.
Ход урока
Актуализация знаний.
Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела определенной массы?
По каким внешним признакам можно судить:
А) об увеличении внутренней энергии;
Б) об уменьшении внутренней энергии.
3. Объясните, почему при откачивании воздуха из баллона внутренняя энергия оставшейся части воздуха уменьшилась?
4. Английский физик и химик Г. Дэви в 1799 г. поставил следующий опыт: тер два куска льда друг о друга. Предположите, каков был результат этого опыта.
5. Приведите примеры изменения внутренней энергии тела в процессе совершения работы: при трении, ударе, сжатии.
6. Объясните, как изменяется внутренняя энергия тела при сжатии и расширении воздуха.
Изучение нового материала.
Экспериментальное исследование темы
опыт по рисункам 6,7 в учебнике.
Возьмите стеклянную, деревянную и железную палочки. Потрогайте их на ощупь, какая палочка кажется холоднее?
Возьмите бумажную коробку, налейте в нее воды и установите над свечей. Попробуйте вскипятить воду. Почему бумажная коробка не загорается?
Оберните металлический стержень бумагой в один слой и подержите над пламенем свечи. Горит ли бумага? Результат опыта объясните.
Возьмите имеющиеся проволочки из разных металлов, одинаковой длины и поперечного сечения. Вносите их по очереди в одну и ту же точку пламя свечи. Пальцам станет горячо. Засеките время, течение которого теплота передавалась по каждому стержню.
Внесите в пламя свечи спичку и держите ее до тех пор, пока пламя не коснется пальцев руки. Что вы можете сказать о теплопроводности дерева?
Налейте в пробирку воды и попробуйте нагреть ее сверху. Проверьте, нагрелись ли нижние слои воды в тот момент, когда верхней слой закипит. Какой вывод можно сделать о теплопроводности воды?
распушите небольшой комок ваты и оберните им шарик термометра. Подержите термометр на фиксированном расстоянии от свечи. Заметьте, как поднялась температура. Затем туго обмотайте этим же комком ваты шарик термометра и повторите опыт. Сравните результаты двух опытов.
Методические рекомендации.
Обратите внимание учащихся на особенности процесса переноса энергии без переноса вещества. Выясните экспериментальным путем теплопроводность различных веществ. Предложите учащимся собрать коллекцию тел, обладающих хорошей и плохой теплопроводностью, с указанием их практического использования.