kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность "Сдам ЕГЭ по физике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с физикой как экспериментальной наукой. Сформировать у них навыки самостоятельной работы с цифровыми датчиками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Сдам ЕГЭ по физике"»


СОДЕРЖАНИЕ


  1. раздел. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной обще - развивающей программы.

    • 1.1. Пояснительная записка……………………………..………………...3-4

    • 1.2. Цели и задачи программы………………………………………...…..4-5

    • 1.3. Содержание программы………………………………………………5-8

    • 1.4. Планируемые результаты………………………………………............8


  1. раздел. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Условия реализации программы……………………………………......12

2.2. Формы аттестации………………………………………...….……….....12-13

2.3. Оценочные материалы……………………………………..…………….13

2.4. Методические материалы……………………………………………......13

3. Список литературы……………………………………………………......13-15


















  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной обще - развивающей программы.


Введение.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), положениями Трудового кодекса РФ.


    1. Пояснительная записка.


Направленностьестественно - научная, ориентированная на решение разных типов задач, постановку эксперимента,  работу с дополнительными источниками информации, в том числе электронными. Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности.

Педагогическая целесообразность: Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Актуальность программы: Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Программа способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, формирует у них умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания на практике. Развитие и формирование вышеуказанных умений возможно благодаря стимулированию научно-познавательного интереса во время занятий. Занятия на элективном курсе интегрируют теоретические знания и практические умения учащихся, а также способствуют формированию у них навыков проведения творческих работ учебно-исследовательского характера.

Отличительной особенностью программы является использование информационных технологий, стимулирующих познавательную и образовательную деятельность, активность, инициативность.

Состав групп постоянный. Занятия проводятся в групповой форме. Форма обучения – очная. Формы организации деятельности: групповая; индивидуально-групповая, при которой некоторые члены объединения непосредственно на групповых занятиях реализуют индивидуальные образовательные маршруты. Существенная часть работы выполняется учащимися в составе малых групп.

При включении обучающихся во все формы работы педагог должен ориентировать школьников не на скорость выполнения работы, а на качество ее выполнения. Индивидуальный темп работы не следует обсуждать и оценивать.

Основными видами работы с обучающимися являются: - лабораторные работы, наблюдения и исследования; - подготовка отчетов по результатам лабораторных работ, наблюдений и исследований,  выполняемых  в школе и дома; - работа с литературой.

Офлайн - обучение:

  • Мессенджер WhatsApp;

  • Электронная почта;

  • Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;

  • Мастер-классы, презентации.

  • Видео-уроки.


Основной вид деятельности – самообучение при помощи родителей, организуемое посредством взаимодействия, обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы.

Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 15 - 17 лет, для успешной реализации программы создаются учебные группы по 10-15 человек. Занятия делятся на теоретическую и практическую части. В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Так проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.

Занятия будут проходить в форме бесед, наблюдений за происходящими  явлениями, постановки эксперимента, решения экспериментальных задач,  конструирования приборов, демонстрационных опытов, презентаций, будет включать в себе проектную деятельность.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах:

- занимательность;

- научность;

- сознательность и активность;

- наглядность;

- доступность;

- связь теории с практикой;

- индивидуальный подход к учащимся;

- преемственность.

Уровень программы – ознакомительный.

Объем программы – 34 часа.

Продолжительность обучения – 9 месяцев, с сентября по май.

Форма обучения – очная

Режим занятий:

Занятия проводятся – 1 раз в неделю по 1 часу.

Длительность занятия – 45 минут.

Общее количество часов в год – 34 часа.


    1. Цели и задачи программы.

Цель программы: ознакомить учащихся с физикой как экспериментальной наукой; сформировать у них навыки самостоятельной работы с цифровыми датчиками, проведения измерений физических величин и их обработки;

создать условия для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями; развить устойчивый интерес к физике и решению физических задач; формировать представления о приемах и методах решения физи­ческих задач повышенной сложности; обеспечить дополнительную поддержку учащихся для сдачи ЕГЭ по физике.


Задачи:

Обучающие:

- знакомство учащихся с расчетными математическими методами, развитие навыка конкретного расчета;

- формировать умения комплексного применения знаний;

- формировать умение публично представлять результаты своего исследования;

- овладение методами решения задач повышенной сложности по разделам «Механика», «Тепловые явления», «Электрические явления».

Воспитательные:

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы;

- формирование коммуникативных умений: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве;

- воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Развивающие:

- развивать навыки исследовательской работы по измерению физических величин, оценке погрешностей измерений и обработке результатов;

- развивать умения пользоваться цифровыми измерительными приборами;

- развивать умение обсуждать полученные результаты с привлечением соответствующей физической теории; - развивать умение самостоятельно работать с учебником и научной литературой, а также излагать свои суждения, как в устной, так и письменной форме;

- формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы.


Программа «Практическая физика» является ознакомительной и дает возможность продолжить обучение по программе «Практическая физика»» базового уровня.


1.3. Содержание программы.


Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

учебных занятий

Форма аттестации/ контроля

теория

практика

1.

Физический эксперимент и цифровые лаборатории. Основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений.

1

1

-

Беседа учителя.

2.

Кинематика. Динамика. Статика. Законы сохранения.

7

3

4

Беседа, практикум по решению задач

3.

Основы MKT. Газовые законы. Первый и второй законы термодинамики. Основное уравнение MKT. Газовые законы. Тепловые двигатели.

7

3

4

Беседа, практикум, зна­комство с различными задачниками.

4.

Электростатика. Конденсаторы. Постоянный ток. Магнитное поле. Электромагнитная

Индукция.

8

3

5

Беседа, практикум по решению задач индивидуальная и коллективная работа

5.

Колебания и волны. Электромагнитные колебания и волны.

4

1

3

Беседа, практикум по решению задач,

коллективная постановка экспериментальных за­дач,

индивидуальная и коллективная работа по составле­нию задач.

6.

Геометрическая и волновая оптика.

4

1

3

Беседа, практикум по решению задач

коллективная постановка экспериментальных за­дач

индивидуальная и коллективная работа по составле­нию задач.

7.

Квантовая физика.

2

1

1

Беседа, практикум по решению задач

коллективная постановка экспериментальных за­дач

индивидуальная и коллективная работа по составле­нию задач. Дистанционная интернет-олимпиада по физике

8.

Итоговое тестирование.

1

-

1

Проверка сформированности знаний и умений решения задач по физике.


ИТОГО:

34

13

21


Содержание учебно-тематического плана:


1. Эксперимент—1ч

Теория (1ч) Физический эксперимент и цифровые лаборатории. Основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

2. Механика—7 ч

Теория (3ч) Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения. Момент силы.

Практика (4ч) Графики основных кинематических параметров. Применение законов Ньютона. Условия равновесия тел. Гидростатика. Законы сохранения импульса и энергии и их совместное применение в механике.

3. Молекулярная физика и термодинамика – 7ч

Теория (3ч) Статистический и динамический подход к изучению тепловых процессов. Основное уравнение MKT газов. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Газовые смеси. Второй закон термодинамики.

Практика (4ч) Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар. Расчет КПД тепловых двигателей, круговых процессов и цикла Карно.

4. Электродинамика – 8ч

Теория (3ч) Напряженность и потенциал электростатического поля точечного

заряда. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и

Лоренца. Суперпозиция электрического и магнитного полей. Электромагнитная индукция. Применение закона электромагнитной индукции в задачах о движении металлических перемычек в магнитном поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Практика (5ч) Графики напряженности и потенциала. Параллельное и последовательное соединения конденсаторов. Перезарядка конденсаторов. Расчет разветвленных электрических цепей.

5. Колебания и волны - 4 ч

Теория (1ч) Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Электромагнитные гармонические колебания. Переменный ток. Механические и электромагнитные волны.

Практика (3ч) Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс. Колебательный контур, превращения

энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний. Резонанс напряжений и токов в цепях переменного тока. Векторные диаграммы.

6. Оптика - 4 ч

Теория (1ч) Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дисперсия света.

Практика (3ч) Построение изображений неподвижных и движущихся предметов в тонких линзах, плоских и сферических зеркалах. Оптические системы. Прохождение света сквозь призму. Расчет интерференционной картины (опыт Юнга, зеркало Ллойда, зеркала, бипризма Френеля, кольца Ньютона, тонкие пленки, просветление оптики). Дифракция света. Дифракционная решетка.

7. Квантовая физика - 2 ч

Теория (1ч) Фотон. Давление света. Волны де Бройля для классической и

релятивистской частиц. Атомное ядро. Закон радиоактивного распада.

Практика (1ч) Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения

энергии водородоподобными атомами. Применение законов сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях.

8. Итоговое тестирование – 1ч

Практика (1ч) Проверка сформированности умственных операций, управляющих, контролирующих и исполняющих поиск решения задач.


В качестве диагностических материалов используются проверочные тесты по каждой теме и тренировочные работы по школьному курсу физики в целом.

1.4. Планируемые результаты.

Обучающие:

- самореализация учащихся в овладении методами решения задач повышенной сложности по разделам «Механика», «Тепловые явления», «Электрические явления»;

- наличие познавательного интереса к изучению физики как науки;

- наличие умений комплексного применения знаний;

- наличие знаний у учащихся в углубленном изучении предмета.

Воспитательные:

- развита убежденность в возможности познания законов природы;

- развито уважение к творцам науки и техники.

- сформированы коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве

Развивающие:

- развиты навыки исследовательской работы по измерению физических величин, оценке погрешностей измерений и обработке результатов;

- развиты умения пользоваться цифровыми измерительными приборами;

- развиты практические умения и навыки;

- развиты творческие способности;

- сформированы у учащихся активность и самостоятельность, инициатива.


2. Комплекс организационно-педагогических условий.


2.1 Условия реализации программы.

Педагог, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика».

Основное оборудование:

  • 1 тетрадь в клетку

  • Простой карандаш

  • Ручка

  • Линейка

  • Калькулятор непрограммируемый

  • Наглядный материал (плакаты, карточки и т.д.)


2.2 Форма аттестации.

Оценивание задач контрольной работы:

задачи типа А -1 балл, типа В - 2 балла, типа С – 4 балла.


Критерии оценивания контрольной работы:

Оценка «5» - 9 - 10 баллов,

оценка «4» - 7 - 8 баллов,

оценка «3» - 4 - 6 баллов,

оценка «2» - 0 - 3 балла.


Для итогового тестирования рекомендуем использовать два или более вариантов по 10 заданий в каждом.

Распределение задач итогового тестирования по разделам:

тип А (с выбором ответа—7 задач): механика — 1 задача, молекулярная физика (1), электродинамика (электростатика или постоянный ток - 1, заряженные частицы и токи в магнитном поле или электромагнитная индукция — 1), колебания и волны (1), оптика (1), квантовая физика — 1 задача; тип В (с кратким свободным ответом — 2 задачи): механика, молекулярная физика, электростатика, постоянный ток (1), магнитное поле, электромагнитная индукция,

колебания и волны, оптика (1 задача из любого раздела); тип С (с развернутым свободным ответом –1 задача): задача высокого уровня сложности из любого раздела или комбинированная задача с применением законов физики из разных разделов или экспериментальная задача (по фотографии экспериментальной установки).


Оценивание задач экзаменационной работы:

задача типа А - 1 балл, типа В - 2 балла, типа С - 3 балла.

Критерии оценивания работы - итогового тестирования:

оценка «5» — 13-15 баллов,

«4» - 9-12 баллов

«3» - 6-8 баллов

«2» - 0-5 баллов.


2.3 Оценочные материалы.

- тестирование, наблюдение, выполнение задания, итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.

2.4 Методические материалы.

Изложение теоретических вопросов должно проводится с максимальным использованием средств наглядности (демонстрационный эксперимент, таблицы, учебные видеофильмы). Рассказ учителя сопровождается цветными иллюстрациями, плакатами. Большинство тем дополняется проведением опытов, а так же показом презентаций и видеофильмов.

Для проверки знаний и закрепления пройденного материала проводятся практические занятия с использованием различного дидактического материала.

3. Список литературы.

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  3. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.



Интернет ресурсы:

1.Мессенджер WhatsApp.

2. Цифровая лаборатория центра «Точка роста».

Литература для учителя
  1. Абросимов Б.Ф. Истоки успешного поиска решений задач физики // Физическое образование в вузах, 2004, Т. 10, № 4, с. 17-30.

  2. Генденштейн Л.Э. Физика 10 класс.: учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений/ Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик.-М. : Мнемозина

  3. Генденштейн Л.Э. Физика 11 класс.: учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений/ Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик.-М. : Мнемозина.

  4. Вайзер ГА. О методах мыслительной деятельности уча­щихся при решении физических задач // Вопросы алгоритмизации и программированного обучения; Вып. 2 / Под ред. Л.Н. Ланда - М.: Педагогика, 1973. - с. 201-220.

  5. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. - М.: Педагогика, 1976.- 224 с.

  6. Кабардин, О. Ф. Единый государственный экзамен по физике: теоретические материалы и практические задания для подготовки к экзамену. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 350с. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом их реше­ния. - М.: Просвещение, 1996.

  7. Фиргтг Е.В. Руководство к решению задач по курсу об­щей физики. - М.: Высшая школа, 1978.

  8. Кирик Л. А. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 11 класс. Оптика. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2000. – 98с.

  9. Кирик Л. А. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 11 класс. Атомная физика. Физика атомного ядра. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1999. – 105с.

  10. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидакт. материал: 9-11 кл./ Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов и др.; Под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 1993. – 208с.

Литература для учащихся
  1. Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике: Пособие для учащихся. — Изд. 5-е, перераб. - М.: Просвеще­ние, 1981.- 206с.

  2. Баканина, Л. П. и др. Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. с углубл. изуч. физики / Л. П. Баканина, В. Е. Белонучкин, С. М. Козел; Под ред. С. М. Козелла. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2001. – 264 с

  3. Сборник решения задач с решениями и ответами. Часть II.Молекулярная физика и термодинамика: для учащихся 9-11 классов, абитуриентов и студентов младших курсов/ под ред А.Н. Долгова. – М.: МИФИ, 2001. – 108с.

  4. Рымкевич, А. П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 208с. Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К.К. Гомоюнова.- серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: изд-во «Специальная литература», изд-во «Лань», 1999. – 384 с.

  5. Физика/ Джонни Т. Денис; пер. с английского А. Расторгуева.- М.: АСТ: Астрель, 2007. (Увлекательное введение в физику старшеклассников и первокурсников колледжей. Исчерпывающие объяснения сложных идей. Простые решения проблем, требующих математического описания)

  6. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 8 класс», «Физика, 9класс»/ А.В. Перышкин.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.

  7. Степанова Г.Н.Сборники задач по физике 7-9 кл. –М.: Вента-Граф, 2002.

  8. Физика. Задачник 9-11 классы. /О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, А.Р.Зильберман. - М.: Дрофа, 2003.

  9. Журналы «Наука и жизнь», «Потенциал», «Квант».

  10. Сборники олимпиадных задач.



Литература родителей:

1. Журналы «Физика в школе», «Наука и жизнь», «Потенциал», Газета «Приложение к Первому сентября. Физика»

2. Сборник решения задач с решениями и ответами. Часть II.Молекулярная физика и термодинамика: для учащихся 9-11 классов, абитуриентов и студентов младших курсов/ под ред А.Н. Долгова. – М.: МИФИ, 2001. – 108с.

3. Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).



Интернет-ресурсы.

  1. Видеозадачник по физике. Ч. 1, 2. – Электрон. Дан. – Казань: AsimetrixCorporation. Системные требования: ОС Windows – 95/98/2000/XP/NT процессор Pentium-400 или равной производительности; ОЗУ 32 мегабайт; 8× скоростной привод CD-ROM; звуковая карта.

  2. Видеозадачник по физике. Ч. 3. – Казань: AsimetrixCorporation. Системные требования: ОС Windows – 95/98/2000/XP/NT процессор Pentium-400 или равной производительности; ОЗУ 32 мегабайт; 8× скоростной привод CD-ROM; звуковая карта.

  3. Экспериментальные задачи лабораторного физического практикума. – Казань: AsimetrixCorporation. Системные требования: ОС Windows – 95/98/2000/XP/NT процессор Pentium-400 или равной производительности; ОЗУ 32 мегабайт; 8× скоростной привод CD-ROM; звуковая карта.

  4. Цифровая лаборатория центра «Точка роста».



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочная деятельность "Сдам ЕГЭ по физике"

Автор: Малюк Татьяна Анатольевна

Дата: 07.05.2024

Номер свидетельства: 650126


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства