Просмотр содержимого документа
«Летние каникулы. На привале.»
ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ. На привале
К вечеру на лесной поляне недалеко от ручья отряд детей-туристов останавливается на привал.
Руководитель похода. «Ребята, здесь мы поставим палатку, приготовим ужин и будем отдыхать. А чтобы не скучать на досуге, давайте посвятим сегодняшний вечер физике, законы которой проявляются буквально на каждом шагу: в пении птиц и журчании ручья, в багряных закатах солнца и многих других явлениях природы. Нужно только научиться видеть физические явления и закономерности в простых, обыденных вещах и во всем том, что нас окружает. Сейчас мы разделимся на группы и каждая группа получит свое задание: установить палатки, развести костер, приготовить ужин; это будет первой частью поручения — деловой, а вторая заключается вот в чем: постарайтесь увидеть в ходе выполнения своей работы связанные с ней физические явления и законы и на основании их подготовьте для нас небольшие выступления в форме рассказа, инсценировки, викторины и т. п. После ужина у костра мы проведем наш смотр и определим лучших физиков отряда.»
Отряд приступает к работе. В каждой группе идет обсуждение наблюдаемых физических явлений. Руководитель похода, переходя от одной группы ребят к другой, дает необходимые разъяснения и указания.
Ниже приведены в качестве примеров выступления ребят.
Рассказ с вопросами «П а л а т к а»
Наконец-то мы на месте. Сброшены рюкзаки, и можно выпрямиться, расправить усталые плечи. Хорошо еще, что у рюкзаков были широкие ремни. Кстати, почему их делают такими? (1)
Больше других в пути устал Миша. Когда всем объясняли, как нужно укладывать вещи в рюкзак, он не слушал, а потом сложил все как попало. В походе же он стал жаловаться на боль в спине. Почему возникла эта боль? (2) Из-за нее он не мог с нами ставить палатку. Толя и Коля стали расправлять палатку вдвоем, а Алеша и Федя отправились в лес за палками для кольев. Вернувшись, Федя вооружился топориком и стал на земле рубить палки. Но всякий раз при ударе топор глубоко уходил в землю. Почему? (3)
«Эх ты, горе-дровосек!» — заметил Алеша. Он взял у Феди топорик, подошел к пню и ловко на нем заострил концы палок-кольев. Для чего он это сделал? (4)
Затем, внимательно осмотрев колья, решил, что один из них, особенно гладкий и ровный, следует заменить другим, шероховатым. Колья вбили в землю, стали натягивать палатку, концы веревок привязали к кольям. И теперь мы поняли, почему Алеша заменил гладкий колышек. А вы догадались, почему? (5)
Натягивая палатку, мы определили также, каким качеством должна обладать ее ткань и почему. А вы знаете это, ребята? (6)
Палатка поставлена. И тут Коля обратил внимание на форму крыши палатки. Почему она сделана такой?
(Ответы на вопросы. 1) Широкие ремни по сравнению с узкими обеспечивают меньшее давление Ма плечи. 2) При беспорядочной укладке вещей в рюкзаке у спины оказались твердые предметы теми своими частями, которые имеют малую площадь опоры: ребро кружки, банки, ложка и т. п. Они и оказывали большое давление, вызывая ощущение боли. 3) Топор острый, площадь его опоры мала, а при ударе сила действия значительна, поэтому велико и давление. 4) Давление заостренного колышка при ударе по нему будет значительно большим, чем неотесанной палки, поэтому он легко входит в землю. 5) Веревка, привязанная к гладкому колышку, будет скользить по его поверхности и может соскочить; если колышек неровен и шероховат, то вследствие большого трения веревка будет прочно держаться на нем. 6) Ткань не смачиваемая водой. 7) Крыша палатки резко наклонная (покатая), чтобы вода во время дождя легко стекала по ней.
Инсценировка «Спор друзей» (о костре)
На поляну выходят ведущий, Костя и Андрей.
Ведущий. Костя с Андреем большие друзья, но имеют совершенно противоположные взгляды. Ребята пошли за сучьями для костра. Костя собирал все, что попадается под ноги, а Андрей искал только сухие сосновые ветки.
Андрей. Ты зачем все подряд берешь?
Костя. А ты зачем выбираешь? В огне все сгорит!
Ведущий. Кто из друзей прав и почему? (1)
Стали ребята складывать дрова для костра. Костя пытался положить снизу толстые сучья и поленья. Андрей не дал и снизу положил мелкий хворост, а толстые сучья — сверху. Снова вопрос: «Кто прав и почему?» (2)
Начали разжигать костер и опять разногласия.
Андрей. Костя, что ты делаешь? Поджигаешь костер против ветра! Не видишь, откуда дует ветер!?
Костя. А мне ветер — не помеха; главное — правильно сложить дрова.
Андрей. Нет, надо еще обязательно учесть направление ветра.
Ведущий. С какой же стороны нужно поджигать костер при ветре — с наветренной или противоположной? (3)
Мальчики подожгли хворост.
Ведущий. Как весело горит костер у друзей! Трещат в огне горящие сучья'. А почему они трещат? (4)
И почему дым от костра поднимается вверх? (5)
Костя. Горение дров, испарение воды из них, подъем дыма вверх — сколько физических явлений связано с одним костром!
Андрей. Нет, Костя, здесь мы наблюдаем не только физические, но и химические явления.
Ведущий. Кто из них прав? Ребята, укажите, какие наблюдаемые при горении костра явления можно отнести к физическим, а какие — к химическим? (6)
Жарко друзьям у костра. Они раскраснелись. А каким образом жар от огня передается ребятам? (7)
Андрей. Костя, как мы будем гасить костер?
Костя. Закидаем его землей.
Андрей. А может, зальем водой? Это надежнее.
Ведущий. Кто прав из них? (8)
(Ответы на вопросы. 1) Для костра нужны сухие сучья, лучше березовые и сосновые, они выделяют больше тепла при сгорании; когда же горят сырые дрова, часть выделяющейся энергии уходит на нагревание и испарение содержащейся в них влаги. 2) Если мелкий хворост и тонкие сучья положить снизу, больше воздуха проникает к пламени, что усиливает горение. 3) С .наветренной, так как ветер нагонит пламя на топливо, а не
отнесет его в сторону. 4) В древесине имеется вода, которая при нагревании закипает испаряется, с треском разрывая волокна. 5 Нагретый костром воздух вместе с мелким! частичками, образующимися при горении легче холодного, поэтому и выталкивается ил вверх. 6) Горение дров — химическое явление испарение воды, распространение дыма — физические. 7) Излучением. 8) Костер лучше за лить водой; вода не только прекращает до ступ кислорода к огню, но, испаряясь, еще поглощает тепло.)
Викторина «За ужином»
1.Витя перед едой захотел пить. Взял котелок, набрал в него воду из ручья и тут увидел, что котелок вдруг «запотел». Почему?
Почему чайник перед тем, как закипеть, шумит?
2.Почему при закипании крышка чайника подпрыгивает?
3.Как остудить горячий чай в кружке? Объяснить свои предположения.
4.Какой ложкой — деревянной или металлической, — вы предпочли бы есть горячий суп? Почему?
5.Почему хлеб черствеет?
(Ответы на вопросы. 1) В воздухе есть водяной пар, который, соприкасаясь с холодными стенками котелка, конденсируется и оседает на них в виде капелек влаги. 2) В воде есть пузырьки воздуха; нагреваясь, вода начинает испаряться внутрь этих пузырьков, они увеличиваются в размерах и, как более легкие, поднимаются вверх в холодные слои воды; пар в пузырьках охлаждается, сжимается, и стенки пузырьков под давлением воды смыкаются — «лопаются». Перед началом кипения происходит активное образование многочисленных пузырьков, их потрескивание при лопании вызывает характерный шум воды в чайнике. 3) При закипании образуется много пара, его давление поднимает крышку, часть дара выходит наружу, крышка опускается; затем процесс повторяется. 4) а — опустить в кружку металлическую ложку; металл обладает хорошей теплопроводностью, что способствует понижению температуры воды; б — подуть на чай, чтобы усилить процесс испарения, при котором жидкость охлаждается. 5) Деревянной, так как теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому она не будет горячей. 6) Одна из причин: из хлеба испаряется влага.)